В стране был
создан огромный аппарат для подготовки и проведения всевозможных агитационных и
дезинформационных акций, начиная от массовых митингов и кончая целенаправленным
воздействием на руководящие круги иностранных государств. В пропагандистском
инструментарии нацистов решающее значение имели приемы маскировки и
внезапности, лжи и обмана. Геббельс писал: «…можно расстреливать противника из
пулеметов до тех пор, пока он не признает превосходства того, кто располагает
этими пулеметами. Это более простой путь. Но нацию можно преобразовать и
посредством революции духа и тем самым не уничтожить противника, а даже
перетянуть на свою сторону. Мы, национал-социалисты, шли этим вторым путем и
будем идти им и дальше».
В руки аппарата
Геббельса к 1944 году перешли практически все издания: имущество издательств
КПГ и СДПГ, издательских концернов Рудольфа Моссе и Ульштейнов, которые были
крупными монополистами в Германии, а также концерна Альфреда Гугенберга —
провинциального монополиста. Было создано «Немецкое информационное бюро», в
которое объединили «Телеграфен-унион» Гугенбергаи телеграфное агентство Вольфа.
Был создан «Имперский союз немецкой прессы» — кто в него не входил, не имел
права работать в СМИ.
Основу «войск
пропаганды» вермахта: составляли т.н. «роты пропаганды», укомплектованные
лицами, которые были обязаны одинаково хорошо владеть как собственно
журналистскими навыками, так и всевозможным боевым оружием. Они занимались
напосредственной агитацией в частях, а также обеспечивали психологическую
обработку войск и населения противника. Они создавали еженедельную кинохронику:
даже в начале 1945 года в Берлин еженедельно присылали по 20 тыс. метров
пленки. Большое внимание уделялось демонстрации этих выпусков за границей. В
начале войны для этого изготавливалось 1000 копий еженедельно с дикторским
текстом на 15 языках.
Система
обнаружения инакомыслящих: устанавливали слежку за авторами подпольных газет и
листовок. Когда в гестапо попадали листовки, их там тиражировали и разносили по
домам. Все получившие обязаны были сдать листовку. Те, кто не сдавал —
объявлялись антигитлеристами. Их арестовывали и репрессировали.
В основе всей фашистской пропаганды были
мировоззренческие мифы, конкретно-событийные измышления. Исходный прием —
установление контактов с аудиторией посредством заверений в искренности и
объективности в форме доверительных сообщений.
Геббельс требовал
соблюдения следующих правил:
- никогда не
использовать для засылки ложных сообщений официальный аппарат, информационные
агентства и т.д.;
- источник лжи
должен тотчас маскироваться ;
- радио и пресса
в собственной стране вообще не должны компрометировать себя такой ложью;
- для лжи
подходят только каналы, идущие за границу.
Были созданы
радиоканалы для вещания на территории иностранных государств. Существовала сеть
так называемых «черных» радиостанций, которые воздействовали на иностранную
аудиторию. Они выдавали себя за рупоры оппозиции в различных странах. Одна из
таких радиостанций вещала на СССР от имени «старой ленинской гвардии». В
последние недели войны по идее Геббельса была создана радиостанция «Вервольф»,
вещавшая от имени «немецкого движения сопротивления», информационные тексты
писал сам Геббельс. Специально инсценировались всякого рода накладки, чтобы
исподволь уверить слушателя, что он имеет дело с совершенно бесхитростными,
трогательно неуклюжими людьми, c целью вызвать у слушателей любовь к немецким
программам и дикторам.
Организация
Геббельса занималась задачей обработки иностранных журналистов во всевозможных
формах. При германских посольствах в иностранных столицах по настоянию
Геббельса были прикомандированы «атташе по вопросам пропаганды». Особое
внимание уделялось пресс-конференциям, которые были фактически инструктажами
для журналистов (с осени 1939г). Они проводились дважды в день, на них были
обязаны являться специально аккредитованные представители всех берлинских, а
также крупных провинциальных газет (в общей сложности около 100 человек). К
середине 30-х годов гитлеровцы создали всемирную сеть своих изданий, включавшую
307 газет. Специальные сотрудники были обязаны прослушивать радиотрансляции
крупных нацистских сборищ на оборудованных репродукторами площадях или в
больших помещениях. Существовала спецорганизация занимавшаяся «пропагандой
шепотом», то есть распространявшя слухи среди немецкого населения. Организация
«Винета» вела работу среди военнопленных, так как вывезенные на территорию
Германии, например, из СССР распространяли антифашистские идеи.
Пропагандистская
работа велась как внутри страны, так и за ее пределами. Это отразилось и в
структуре пропагандистских учреждений, рассчитанных на распространение
дезинформации как среди иностранцев, так и среди соотечественников, причем
предполагалось, что внутренняя дезинформация может иметь и международный
резонанс.
Таким образом,
основные методы: радиовещание на волне противника, распространение фальшивых
листовок в лагерях противника, доверительные устные формы сообщения
(распространение легенд и слухов), распространение небылиц и ложных пророчеств,
ореол мистической потусторонности, вездесущности, непогрешимости вокруг СМИ
(массовой аудитории не положено знать, как делается газета), подстраховка
лживых сообщений правдивыми, подсовывание массовой аудитории грубейшие
событийные аналогии, облеченные в форму исторических ссылок.
1.2. Развитие
методов пропаганды во второй половине ХХ столетия. Роль CBS в освещении конфликтов.
После второй
мировой войны появился «план Маршалла», который представлял собой обширную
программу экспансии американских идей. Это потребовало коренного изменения
работы СМИ. Одной из телекомпаний, которая активно внедряла новую политику США,
стала Коламбиа Бродкастинг Систем, или Си-би-эс, которую возглавлял медиамагнат
У.Пейли. Основой деятельности всех СМИ США стала речь Эйзенхауэра от 8 октября
1952 года: «Мы должны приспособить свою внешнюю политику к стратегическим
последствиям «холодной войны».
Главным идеологом
этой кампании стал Д.Ф.Даллес — создатель Информационного агентства США. Пейли
был единомышленником Даллеса и восхищался его книгой «Война или мир», в которой
тот писал: «За последние годы США истратили много миллиардов долларов, готовясь
к возможной войне бомб, самолетов и пушек, но расходовали мало на войну идей, в
которую мы вовлечены и в которой терпим неудачи, невозместимые никакой военной
мощью».
Журналист
Р.Расстрельников пишет в книге «В плену у телеспрута»[14]:
«Пейли извлек из анналов истории материалы о печально известной организации под
названием «Комитет общественной информации», созданной еще президентом В.
Вильсоном во время первой мировой войны. Комитет печатал десятки миллионов
листовок и забрасывал их в окопы противника. Сфабрикованные им фальшивки и
провокационные слухи были призваны внести смятение в войска противника, лишить
их боеспособности. Большое влияние на Пейли как главы пропагандистского треста
оказали труды Фрейда, из которого он извлек идею о возможности использования
влияния «иррационального» или «подсознательного», фактора на поведение людей,
на их психику для манипуляции сознания масс. Другим идейным учителем Пейли стал
профессор М. Чукас, который также специализировался на вопросах пропаганды,
которая должна была быть запрятана в упаковку «беспристрастности» и
«документальности».
По заданию Белого
дома было подготовлено большое число рекламных пропагандистских материалов,
разошедшихся по всему свету и подчиненных одной цели — создать благоприятный
образ Америки. Однако Пейли не удалось скрыть свою связь с наиболее
отъявленными реакционерами и ультра, например, как скандально известный сенатор
Д. Маккарти.
Компания Си-би-эс
всегда была составной частью военно-промышленного комплекса, постепенно
вытесняла своих главных конкурентов Эн-би-си и Эй-би-си. Она стала крупным
поставщиком продукции для Пентагона и для аэрокосмической промышленности. Эта
связь корпорации У. Пейли с военно-промышленным комплексом, и особенно с
калифорнийской монополистической группой, способствовала приходу к власти
президента Рейгана, наложила отпечаток на всю экономическую и идеологическую
деятельность Си-би-эс. Постоянными рекламодателями компании стали широко
известные военные корпорации как «Дженерал электрик компани», «Форд мотор
компани», «Дженерал моторс», «Боинг компани», «Американ телефон энд телеграф» и
др. Именно эти компании финансируют сенсационные репортажи в различных «горячих
точках», новые серии гангстерских фильмов и др. передачи. Всякий раз, когда в
Америке начинался «бюджетный сезон» корпорация Си-би-эс сразу же включалась в
систему всех газет и журналов, радио и телевидения, убеждающих население в
необходимости ассигнований в военное производство.
С марта 1981
года в телепрограммах Си-би-эс началась серия передач, в которых содержались
репортажи с места военных маневров в Гондурасе, в районе Тихого океана и других
районах земного шара, многочисленные интервью с высокопоставленными деятелями
Пентагона, которые были призваны доказать необходимость наращивания гонки
вооружений перед лицом «угрозы Москвы». Круглосуточно в телепрограммах Си-би-эс
демонстрируются короткие (15-20-секундные) рекламные передачи, в которых
делается попытка показать «положительный образ» американского военнослужащего.
Авторы этой телепродукции не жалели денег на то, чтобы с помощью разнообразных
пропагандистских приемов показать привлекательность военной службы. Это
сопровождалось показом новой военной техники, новых образцов оружия и т.д.
Началась серия
передач, в которых журналисты пытались реабилитировать участников войны Корее,
во Вьетнаме, прославить подвиги американских солдат в Гренаде, других «горячих
точках» планеты. В этот период появились серии документальных и художественных
фильмов, в которых внушалась мысль об американской исключительности. В середине
80-х годов в США вышла книга «Политика в общественной рекламе на телевидении».
В ней содержится масса фактов, свидетельствующих о том, как телемагнаты
используют свои информационные каналы для внушения населению представлений о
неизбежности войны и роста военных расходов.
Вот, например,
характерная информационная программа 80-х на Си-би-эс с точки зрения советского
журналиста Р. Стрельникова. Вечерний выпуск вел известный всей стране журналист
У. Кронкайт: «Экран буквально содрогался от грохота выстрелов. Шла перестрелка
гангстеров, грабивших банк, с полицейскими. Падали убитые, лилась кровь. Эти
кадры сменили картины о пожаре в многоэтажной гостинице «Хилтон» в Лас-Вегасе.
Затем был сюжет об убийстве темнокожего жителя Атланты. Давалось интервью с
мэром и шерифом, строились догадки о личности убийцы: «Кто он — расист или
маньяк?» Затем зрители попадали в Сальвадор. Солдаты правительственных войск
везли на грузовиках убитых бойцов Фронта национального освобождения имени
Фарабундо Марти. Из кузова машины струилась кровь. Комментатор внушал
телезрителям, что помощь оружием диктатору Сальвадора необходима для защиты
демократии, свободы и национальной безопасности США в этом регионе. Затем
кинокадры о грабителях ювелирного магазина, контрабандистах, перевозивших
наркотики, затем фрагмент шоу с Бродвея, после чего по экрану стали проплывать
громады кораблей ВМФ США. Они бороздили воды Персидского залива.
Вдруг на экране
появилась окровавленная тюремная решетка, заполнившая собой весь экран. На ее
фоне замаячил «американский флаг» «униженный Ираном». Это комментатор
рассказывал об американских заложниках в Тегеране. Завершился выпуск интервью с
американским генералом, который с тревогой говорил об отставании США в гонке
вооружений с русскими», — так описывал вечерний выпуск советский журналист.
В тот период
калейдоскоп событий действительно тщательно планировался спецслужбами
пропаганды США. Но тяга к сенсационности характерна для современного
телевидения тоже. Осенью 1999 года во время лекции, данной известным
комментатором CNN Джуди Вудруфф по проблемам современной информации на
телевидении в университете Дьюка штата Северная Каролина США, Джуди Вудруфф
выделила главные, на ее взгляд, характерные черты современного телевидения:
сенсационность, технологии и корпоративность, которые, как она считает,
подрывают целостность и честность СМИ. Примером стали телевизионные сенсации — предрождественское
убийство девочки Джонбенет Рамзей, скандал президента США с Моники Левински,
многомесячный видеосериал о криминалальной истории актера и спортсмена Оу Джей
Симпсона, которые изменили среду масс-медиа в США. Причины она видит в трех
факторах: продолжающаяся технологическая революция, общественный аппетит на
скандалы, конкуренция между информационными корпорациями. «Телевидение стало
своего рода «национальным камином»», - заявила она. – «В новости все больше
вовлекаются знаменитости: политики, финансисты, а журналисты пытаются
искусственно драматизировать новости, создавать ажиотаж вокруг политически
знаковых фигур. Все происходившее было лицемерно, непорядочно и разыграно по
сценарию телевизионной мыльной оперы. Я думаю, мы навсегда понизили планку
нашего телевидения. Увеличение числа репортеров, станций и сетей усилило
соревнование, перемещая новости к большому бизнесу и доходности. Пришло время
пересматривать нашу журналистику, потому что без доверия мы, как журналисты —
ничто».
Однако в 80-90-е
годы многие телепередачи, фильмы были направлены на рост военного вооружения,
создание космического щита в случае нападения агрессора. Телекомпания Пейли
стала выпускать фильмы «короля страха» режиссера А. Хичкока. Супермены и
супервумены были наделены силой мифологических титанов. Пропаганда насилия в
фильмах как например «Калигула», вероятно, исподволь внедряет мысль о
неизбежности войн. Серия передач телевидения стала выражением направляемых
Белым домом программы «Истина», «Демократия и публичная дипломатия», «Директива
№ 138» и др. Начался поиск новых телегероев. Этим фильмом стал «Даллас»,
выпущенный Си-би-эс. Он вызвал рекордный интерес зрительской аудитории и принес
кампании новые миллионы долларов.
Фильм был
показан в 57 странах, в том числе и Казахстане. Эта своеобразная сага о
многочисленном клане Юингов, создавших свое финансовое благополучие с помощью
афер, лжи, убийств. Особенно стали популярны фильмы Джорджа Лукаса «Звездные
войны», «Империя наносит ответный удар», «Далекий космос» и др.
Одновременно с
выходом кинофильмов о звездных войнах, телезрителям навязывается мысль о
возможном «вероломстве», ядерном ударе и в Пентагоне начинает развертываться
«звездная лихорадка» — пропагандистская машина начинает действовать. Кадры фильма
«Оборона Соединенных Штатов» показывают, как взмывают в небо бомбардировщики с
ядерным оружием, погружаются в глубины океана атомные подлодки. Фильм
«Нападение на обе Америки» стал типичным милитаристским фильмом.
Через телезвезду
Си-би-эс Дэна Разера телекомпания получила серию репортажей из Пакистана и
Афганистана, позже он вел свои знаменитые репортажи с Персидского залива. Со
своим помощником и кинооператором Д.Разер снял на видеопленку трагическую
расправу над афганцами. Хотя советский журналист Стрельников откровенно
возмущается кровавыми сценами документального фильма, снятого Разером, не менее
кровавым был фильм о чеченской войне Санкт-Петербургского журналиста, который
вел ежедневно программу «600 секунд».
Новый ведущий
программы «60 минут» Дэн Разер (ранее был У.Кронкайт) сразу начал вести
передачи из «горячих точек» — Афганистана, Гренады, Центральной Америки —
Никарагуа и Сальвадора. Конечно, журналист подвергался опасности, находясь в
среде вооруженных людей. Однако стремление одних — рассказать о своих целях и
устремлениях, а телегруппы — показать сенсационные сюжеты о жизни в опасных
зонах, помогало находить общий язык. А компании Си-би-эс, наряду с
идеологическими задачами, это помогает решать финансовые вопросы[15].
ГЛАВА 2. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОСВЕЩЕНИИ ВТОРОЙ ЛИВАНСКОЙ
ВОЙНЫ.
К ХХI столетию человечеству все же не
удалось научиться решать возникающие разногласия мирным путем. Силовые методы
остаются предпочтительными в целом ряде ситуаций, при решении политических
разногласий и достижении политических целей. Так произошло и в 2006 г., 34 дня
которого пришлись на ливано-израильскую войну. 12 июля 2006 г. участники
базирующейся в Ливане шиитской группировки «Хизбалла» перешли
ливано-израильскую границу и совершили вооруженное нападение на патруль
израильской армии, убив 8 солдат и взяв в плен двоих. Лидер группировки шейх
Хасан Насералла заявил, что захваченные израильские военнослужащие находятся «в
безопасном месте» и единственным условием их освобождения является проведение
прямых двусторонних переговоров. Он также подчеркнул, что военная операция не
поможет Израилю возвратить солдат, удерживаемых «Хизбаллой».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|