В свою очередь
Германия также пыталась вести пропагандистскую войну против франко-русской
коалиции, широко используя методы запугивания, обмана, дезинформации. Так, в
листовках, которые разбрасывались с германских цеппелинов на Восточном фронте в
1915 году, утверждалось, что англо-французские войска на западе разгромлены и
такая же участь уготована русским войскам, поэтому, чтобы избежать «ненужного
кровопролития», русским солдатам предлагалось организованно сдаваться в плен[5].
Первая мировая война была первой войной, в ходе которой широко использовались
подрывные средства для деморализации войск и населения противника. Впервые были
использованы специальные подразделения пропаганды, стали создаваться техника
распространения печатной агитации, формировались органы «войны слов»[6].
С. Беглов, автор книги «Внешнеполитическая пропаганда: Очерк теории и
практики», пишет: «В странах Антанты механизм пропаганды прошел целый ряд
перестроек. В Англии дело началось с создания бюро военной пропаганды при МИДе,
привело к созданию Министерства информации во главе с газетным магнатом лордом
Бивербруком и Департамента пропаганды на противника во главе с другим лордом
печати Нортклифом. Во Франции это был «Дом прессы» и неофициальная организация
«Альянс Франсе». У американцев создана «Психологическая подсекция» при штабе
армии в Европе. Однако наиболее известна деятельность Комитета общественной
информации (КОИ), созданной в США во главе с личным другом президента Вильсона
Дж. Крилем. К моменту назначения Криль уже имел большой опыт
пропагандиста-газетчика. Большое внимание уделено специализации по видам
пропаганды. Секция новостей, иноязычных газет, гражданского просвещения,
кинофильмов, военных выставок, ярмарочных экспозиций, отношений с
промышленниками, «союза труда и демократии», лекторов, рекламы и карикатур.
Дело было
поставлено по-американски — на конвейерную основу. Интеллигенция, писатели,
художники, журналисты изготавливали массовую продукцию пропаганды,
расходившуюся во все концы США и мира. Криль писал: «Три тысячи историков
находятся в нашем распоряжении, готовые по первому зову написать нужные
брошюры; секция рекламы пользуется услугами каждого крупного эксперта в этой
области США; в рядах спикеров числится около 50 тысяч человек»[7].
Лайнбарджер П. В своей книге «Психологическая война» делает упор на
два главных ожидаемых эффекта от операции «психологической войны»: первый —
конверсия, отсюда «конверсионная пропаганда полный переворот в ценностной
ориентации человека или групп; второй — эффект раскола рядов противника. Отсюда
«разделительная пропаганда».
Функция —
деморализующая, эффект — дестабилизирующий. Примеры: «Траур» т.е. угроза смерти
(над японскими позициями сбрасывались стихи о смерти); «голод» — сбрасывались
красочные открытки, изображающие различные кушанья и деликатесы; «проигранное
дело» — внушение противнику. Что его дело безуспешно; «неизбежное падение» —
внушение мысли о бессмысленности его сопротивления; «прелести плена» —
доведение свидетельств бывших соратников, сдавшихся в плен, которые рады тому,
что для них война кончилась и т.д[8].
Примером организации
пропагандистской компании может служить деятельность американской
Рузвельтовской администрации в период Второй мировой войны. Отрывок из книги
Н.Н.Яковлева показывает, как Рузвельт начал работать над созданием
пропагандистского штаба в своей стране[9]: «6 января 1942 года
Рузвельт приехал в Капитолий, чтобы прочитать конгрессу ежегодное послание о
положении страны. В послании было много удачных фраз — «мир слишком мал, чтобы
предоставить достаточное жизненное пространство Гитлеру и богу» — стала
крылатым лозунгом американо-английской пропаганды. Ф. Рузвельт закончил:
«Никакой компромисс не завершит этот конфликт. Никогда нельзя достигнуть
удовлетворительного компромисса между Добром и Злом. Только тотальная победа
может вознаградить сторонников терпимости и приличия, свободы и веры».
Послание
Рузвельта произвело значительное впечатление на американский народ. Тот, кому
оно было адресовано, счел возможным скинуть со счетов Америку. 7 января 1942
года Гитлер подробно рассказал в своем тесном кругу, почему он не верит в силу
США: «У американцев нет будущего. На мой взгляд, эта страна находится в упадке.
У них расовая проблема и проблема неравенства…Как можно ожидать, чтобы эта страна
устояла, — 80 процентов ее доходов поступает из кармана народа, ведь в ней все
построено на долларе!». Германской пропаганде Гитлер отдал указание — «по всем
станциям возможно чаще говорить о пьянице Черчилле и преступнике Рузвельте». С
точки зрения Гитлера, «преступление» Франклина Рузвельта заключалось в том, что
США взяли сторону СССР.
Японцы совершили
нападение на Перл-Харбор. В Соединенных Штатах нарастало смятение. Тогда
Рузвельт объявил, что в «беседе у камелька» он объяснит соотечественникам военную
обстановку. Выступление в 1942 году попадало на воскресенье, а Рузвельт давно
отказался от выступления по воскресным дням — церковные люди жаловались, что
это отвлекает верующих из храмов, — «беседа у камелька» была назначена на 23
февраля. Вечером того дня американцы услышали голос главнокомандующего. Он
предложил им развернуть карты мира и взглянуть на них (газеты получили указание
напечатать карту в этот день). Рузвельт очень внимательно и спокойно
подсчитывал расстояния, которые оказались виновными в том, что американцы не
могли оказать должного сопротивления на Тихом океане, — до их баз было далеко.
Например, существовало мнение, что Перл-Харбор подготовил успех японской
кампании на Филиппинах. «Это не так, — сказал Рузвельт. — Если бы даже не было
нападения, на ваших картах видно, что было бы безнадежно попытаться направить
флот на Филиппины — следовало покрыть тысячи миль океана, в то время как все
базы на островах находятся под японским контролем». Что же касается поражений,
то Рузвельт напомнил, что во время войны за освобождение в ХVШ веке «в течение
восьми лет генерал Вашингтон и его армия стояли перед лицом значительно
превосходившего их врага и несли непрерывные поражения». Он предложил черпать
из прошлого уверенность в будущем. «В Берлине, Риме и Токио о нас говорят как
нации «слабаков», «торгашей», которые нанимают английских, русских и китайских
солдат сражаться за нас. Пусть повторят это теперь! Пусть скажут это генералу
Макартуру и его людям! Пусть они скажут это матросам, дерущимся в отдаленных
водах Тихого океана! Пусть они скажут это мальчикам в «летающих крепостях»!
Пусть они скажут это морской пехоте!». «Но, — предупредил Рузвельт в
заключение, «тиранию, так же как ад, победить нелегко». Эти слова, написанные
Томасом Пэном на барабане во время освободительной войны в 1776 году, уместно
прозвучали в суровый 1942 год.
Рузвельт отлично
понимал значение тайной войны. Он с тревогой наблюдал за распространением
пораженческих настроений и принял меры, чтобы пресечь их, опираясь на разведку
и контрразведку. Еще 18 июня 1941 года по указанию Рузвельта было создано
управление координатора информации во главе с генерал-майором У.Донованом,
который отвечал за свою деятельность только перед президентом. 13 июня 1942
года Рузвельт разделил эту организацию на управление военной информации под
руководством Э.Девиса и управление стратегических служб под командованием
генерала У.Донована. Первое занялось пропагандой и контрпропагандой, второе —
шпионажем и диверсиями. Отделом пропаганды на зарубежные страны стал ведать
Р.Шервуд.
У Рузвельта
пробудился необычайный интерес и вкус к делам, которые почти не вошли в
официальную историю войны. Он много занимался постановкой пропаганды, в том
числе «черной» — дезинформации противников.
Когда в речи 23
февраля Рузвельт обрушился на «шептунов и злосчастных сплетников в нашей
среде», он пересказал секретный меморандум, подготовленный разведкой. За речью
президента последовала сосредоточенная инспирированная кампания печати и радио
против «пятой колонны». Общественное мнение было создано. Рядом приказов
пересылка по почте пропагандистских материалов «изоляционистов», лиц,
симпатизировавших державам «оси», была запрещена. Затем были закрыты некоторые
печатные органы, тридцать три их наиболее активных издателя посажены на скамью
подсудимых, осуждены и угодили за решетку.
Поток специально
подготовленных передач и статей обрушился на американцев. Моральный дух заметно
возрос. Сам Рузвельт счел необходимым включать в свои выступления героические
эпизоды — как «летающая крепость» отбилась от 18 японских истребителей, о
подвигах экипажа подводной лодки «Сквалус». Президент успешно использовал старый
прием, — если нет крупных побед, множество рассказов об индивидуальном героизме
создает нужное настроение. Опросы общественного мнения показали, что Рузвельт
стоит на верном пути.
В интересах
пропаганды Рузвельт нанес мастерской удар. По его указу авианосец «Хорнет»
скрытно подошел к японским островам. 16 бомбардировщиков, стартовавших с
авианосца, сбросили бомбы на Токио. Рузвельт был удовлетворен. Налет породил
крайне преувеличенные слухи о возможностях США, чего, собственно, и добивался
Рузвельт»[10].
В период второй
мировой войны в ходу была так называемая компрометирующая пропаганда. В начале
войны гитлеровская пропаганда пыталась подорвать влияние английского премьера
Уинстона Черчилля о собственной стране, уронить его престиж в глазах англичан.
«Разыскивается по обвинению в убийстве!» — так была озаглавлена одна из
листовок, разбрасываемых над Англией. Почти всю страницу занимала фотография
Черчилля с искусно вмонтированным автоматом, который он держал в руках
наперевес. Но в самом штабе вермахта в глазах наиболее проницательных
специалистов по пропаганде эта листовка расценивалась невысоко. В одном из немецких
донесений говорилось: «Следует отметить в отношении листовки
«Черчилль-гангстер», что оскорбление, осмеяние или превратное изображение
Уинстона Черчилля в настоящее время окажет на английское население — «обратный
эффект». В другом донесении также указывается, что использование образа
«гангстера» применительно к лидеру способно вызвать лишь противоположную
реакцию и «укрепит национальное сопротивление англичан, вместо того, чтобы
ослабить его». Кроме того, в донесении отмечалось, что текст в языковом
отношении является «литературно-книжным» и не употребим в обиходном языке
англичан.
Более успешными
были попытки скомпрометировать Гитлера. Вот одна из пропагандистских операций,
рассчитанных на аудиторию собственной страны, ее союзниц, а также нейтральные
страны. В 1940 г. в английской кинохронике фигурировали следующие кадры.
Церемония капитуляции Франции в Компьенском лесу. Гитлер, приняв капитуляцию,
исполняет танец, какое-то подобие «победной пляски». Оказывается, что один из
английский кинематографистов, просматривая немецкую кинопленку, увидел, что
Гитлер, после того как он принял капитуляцию, слегка подпрыгнул, приподнял
правую ногу и на несколько секунд завел ее за левое колено. Это было несколько
секунд. Момент, когда прыжок выглядел наиглупейшим образом, смонтирован подряд
много раз и вот Гитлер уже танцевал «воинственную джигу». Благодаря искусной
фальсификации, торжественный момент, запечатленный немецкой кинохроникой, был
превращен в комедию[11].
Важнейшее место в
арсенале занимала «черная пропаганда», т.е. такой вид психологической диверсии,
при которой местонахождение и принадлежность их источника приписывается
«оппозиционным лицам» и «группам сопротивления в рядах противника». К разряду
шедевров западные специалисты относят деятельность английского руководителя
британских операций «Черной пропаганды» С. Делмера. Например, он разыгрывал в
радиопередачах на германскую армию по вымышленному каналу (будто бы укрывшемуся
где-то в лесах Тюрингии) роль старшего германского офицера. На волне позывных
«Гехайм зендерайс» он ежедневно обращался к немецкой аудитории с размышлениями
о положении дел на фронте и в стране (Германии). Изображая из себя ветерана, он
не щадил в своих суждениях ни западных лидеров, ни фашистских главарей. Попутно
он рассказывал анекдоты, слухи, компрометировавшие Гитлера. Радиоканал был
настолько хорошо замаскирован, что даже в американской разведке некоторое время
его принимали за истинный[12].
Вторая мировая война стала войной не только
гигантской военной машины, но и огромным аппаратом «тотальной пропаганды», —
пишет Волкогонов. Теоретические корни фашистской идеологии восходят к
иррациональным, мистифицированным формам мышления. Фашистская идеология, будучи
механическим соединением разнородных взглядов, теорий и т.п., исходит из
романтизированной истории предков, философии истории, грубой силы,
превознесения арийского «сверхчеловека». В этой идеологии фанатичная вера в
божественное предназначение нацизма. Больше всего в этой идеологии почитали О.Шпенглера
и Ф.Ницше. Один из главных тезисов Шпенглера заключался в том, что всемирная
история — это не история народов — это история войн. Такой вывод нацисты
считали методологической базой своей идеологии, что «война является
естественным состоянием общества и в войне заложен высший смысл бытия».
Философские афоризмы Ф.Ницше о «сверхчеловеке», призванном повелевать
«недочеловеком», превратились в хрестоматийные основы фашистской идеологии.
Ведомство Геббельса ввело отделы по пропаганде для воздействия на советскую
аудиторию[13].
Когда в 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер, были запрещены все
политические партии, кроме Национал-социалистической рабочей партии Германии
(НСДАП). Гитлер культивировал социализм для избранной расы, основой которого
был тоталитаризм, политический террор, национализм. Низшими расами были
объявлены негры, евреи и славяне. Казалось бы, немецкая модель не должна иметь
успеха — ведь люди в Германии достаточно культурны, чтобы понять, чем чреваты
подобные призывы. Но в этом — загадка нацизма. Вот как обосновывал сам Гитлер
необходимость именно такой жесткой идеологии: «Придавая пропаганде самый
радикальный характер, я стремился добиться того, чтобы организация со временем
получила только самый доброкачественный человеческий материал. Чем более
радикальной и вызывающей была моя пропаганда, тем более отталкивала она всех слабых
и колеблющихся и тем более мешала она таким людям проникать в ряды организации
и ее основного ядра».
Таким образом, в
фашистской идеологии насилие было объявлено не как необходимое зло, неизбежное
в борьбе с врагами, а как высшая добродетель. Характерной чертой этой империи
было то, что эта идеология пользовалась поддержкой подавляющего большинства
населения. Следовательно, здесь существовала мощная система пропаганды и
агитации.
Инициатором
создания аппарата пропаганды был Геббельс. Внедряло все идеи Министерство
народного просвещения и пропаганды. Главный идеолог нацизма — рейхсминистр
пропаганды, доктор Йозеф Геббельс писал: «У пропаганды нет метода, а есть цель,
причем цель эта в политике всегда заключается в завоевании масс», но, несмотря
на это, в нацистской Германии была разработана стройная теория пропаганды,
причем в ее создании принимали участие многие ведущие ученые. Так, профессора
журналистики Берлинского университета классифицировали публицистику на
следующие виды:
- Путеводная, или
публицистика, отыскивающая идеи. Ее задача — привлечь на свою сторону небольшое
число единомышленников, которые затем должны были расширять число сторонников
идеи.
- Пропаганда. Она
должна быть адресована массе и быть лишенной гуманности, когда собственная воля
преподносится со всей страстью и самоотдачей личности. Язык порывает со
спокойной, деловой сферой и наполняется силой, энергией, а часто — и патетикой
слова
- Агитация. Это —
пропаганда, адресованная врагам. Агитация достигает своей цели только тогда,
когда полностью уничтоженный враг повержен на землю.
- Просвещение
народа. Этот вид должен был сочетать в себе все предыдущие, но обязательно
подкрепленные «убедительными фактами».
На основании
этого деления ученые вывели основные законы пропаганды: закон умственного
упрощения, закон ограничения и фильтрации материала, закон «вдалбливающего
повторения» и закон эмоционального нагнетания. При этом предлагалось «выбросить
за борт» понятие общественного мнения, ибо мнение массы должна формировать
пропаганда. Отличие пропаганды от агитации: пропаганда — исключительно
эмоциональная форма, «одобряющая и позитивная», а агитация — «негативная» по
содержанию. Пропаганда обращена к единомышленникам, а агитация — к врагам,
подлежащим уничтожению.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|