Совершенствование
налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным
изменениями экономических условий. Стабильными остаются лишь налоговые
традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки
налогов. льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой
политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и
должна быть максимально эффективной.
Трансформация
налоговой системы в Республике Беларусь осуществляется на стадии расширения
рыночных отношений. Это и должно стать отправным пунктом при проведении
налоговой политики.
Разгосударствление
собственности, снятие с государства обязательств по финансовому обеспечению
отраслей национального хозяйства позволит освободить государственный бюджет от
значительной доли расходов и уменьшить уровень централизации денежных средств.
Поэтому первый этап реконструкции налоговой системы связывается с
преобразованием собственности, развитием малого и среднего предпринимательства,
воздействием на платёжеспособный спрос и цены. Задача, в принципе, состоит в
том, чтобы, во-первых, сформировать контингент реальных налогоплательщиков,
получающих доход от предпринимательской деятельности и отдающих часть его на
государственные нужды; во-вторых, создать условия расширения налоговой базы;
в-третьих, усовершенствовать налоговый механизм таким образом, чтобы он
обеспечивал полноту и своевременность перечислений платежей в бюджет, делал
невыгодным уклонение от налогов. Основной целью на этом этапе является
воздействие налогового механизма на стабилизацию экономики.
Одновременно
должны закладываться основы налогового стимулирования структурной перестройки
экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала для технического
и технологического переоснащения производства.
Обобщая
отмеченное, следует сделать вывод о том, что основными направлениями совершенствования
налоговой системы в Республике Беларусь могут быть:
а)
сокращение числа налогов путём их укрупнения и отмены некоторых налогов, не
приносящих значительных поступлений;
б)
уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в
основном редко используемых льгот;
в)
построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость
и неизменность в течение финансового года системы налогов и платежей при
сохранении действующих ставок налогов в течение двух-трёх лет;
г)
облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного
налогообложения путём чёткого определения налогооблагаемой базы;
д)
консолидация в государственном бюджете государственных внебюджетных фондов с
сохранением целевой направленности использования денежных средств.
Таким
образом, налоговая система является важнейшим инструментом государства по
стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране.
Совершенствование налоговой системы позволит эффективно и надёжно решить многие
проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться.
Основой
совершенствования налоговой системы Республики Беларусь является также
доработка Налогового кодекса. Направлениями её совершенствования являются
следующие:
· упрощение расчётов и порядка
взимания налогов;
· жёсткая регламентация прав и
ответственности плательщиков;
· совершенствование норм
юридической ответственности за нарушения в области налогов;
· поэтапное снижение уровня
налогообложения с одновременным расширением налоговой базы;
· борьба с теневым сектором
экономики;
· предотвращение утечки
капитала и стимулирование инвестиционной активности;
· пересмотр и упорядочение
льгот в системе налогообложения;
· постепенное перемещение
налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;
· совершенствование
таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;
· согласование механизма
налогообложения научно-инн6овационных субъектов хозяйствования;
· стремление к унификации с
налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и ЕС, в частности
создания согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией.
Так,
в течение января-мая 2007 года проведение налоговой политики в Республике
Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:
Реализация
изменений и дополнений, принятых в налоговом законодательстве на 2007 год.
В
законах Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», «О бюджете Республики
Беларусь на 2007 год», Декрете Президента Республики Беларусь от 26 декабря
2006 г. № 21 «О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от
23 декабря 1999 г. № 43 и признании утратившими силу некоторых декретов и
отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь» и Указе Президента
Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 750 «О внесении дополнения и
изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь и признании
утратившими силу отдельных указов и положений указов Президента Республики
Беларусь» были реализованы мероприятия по упрощению налоговой системы и
совершенствованию налогового законодательства.
Так,
с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог для ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в
государственный фонд содействия занятости.
Изменен
порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и доходов страховых
организаций путем включения данных видов доходов в налогооблагаемую базу для
исчисления налога на прибыль.
В
целях реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» Президентом
Республики Беларусь принят Указ от 26 марта 2007 г. № 138 «О некоторых вопросах
обложения налогом на добавленную стоимость». Указом утверждены перечни работ по
строительству и ремонту объектов жилищного фонда и жилищно-коммунальных и
эксплуатационных услуг, оказываемых физическим лицам, в том числе через
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, и иные организации,
заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, обороты по
реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения
налогом на добавленную стоимость.
В
целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. №
21 Министерством финансов приняты постановления:
от 26
января 2007 г. № 12 «О внесении изменений в постановление Министерства финансов
Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 89»;
от 26
января 2007 г. № 13 «О признании утратившим силу постановления Министерства
финансов Республики Беларусь от 19 августа 2002 г. № 113».
Постановление
Министерства финансов Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 12
обеспечивает приведение редакции постановления Министерства финансов Республики
Беларусь от 23 августа 2000 г. № 89 «Об утверждении Положения о порядке
определения затрат по операциям с ценными бумагами для юридических лиц (за
исключением банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и
перестраховочных организаций)» в соответствие с редакцией Декрета Президента
Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 «О налогообложении доходов,
полученных в отдельных сферах деятельности» с учетом корректировок, внесенных в
него Декретом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 21, и
распространение положений указанного постановления на страховые организации.
Подготовка
нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование
налогового законодательства Республики Беларусь.
3
апреля 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 162 «О некоторых
вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц»,
который направлен на оказание дополнительной государственной поддержки и
улучшение материального положения многодетных семей и семей, воспитывающих
детей-инвалидов. Указом предусмотрено предоставление родителям, воспитывающим
3-х и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов,
стандартного налогового вычета по подоходному налогу с физических лиц в размере
4 базовых величин на каждого ребенка.
Указом
также утверждены перечень международных организаций, иностранных государств,
доходы сотрудников, граждан (подданных) которых не подлежат налогообложению в
соответствии с законодательством и международными договорами и правила
предоставления налоговых вычетов из подлежащих налогообложению доходов
физических лиц, связанных с:
приобретением
возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением;
осуществлением
индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним для целей
налогообложения лицами (частными нотариусами) предпринимательской деятельности;
получением
доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых
помещений;
получением
вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности.
Указ
Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 215 «О ставках налога за
использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах
его взимания» установил ставки платежей экологического налога, а также
обеспечил совершенствование экономического механизма природопользования.
Урегулирование
на двусторонней основе отдельных вопросов взимания косвенных налогов при
экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в торговле с
Российской Федерацией.
Таким
образом, налоговая система Республики Беларусь пока что имеет в своей основе
малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной
формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов,
неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с
одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с
другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность
налогоплательщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятия
постоянно ведут расчеты с бюджетом по платежам в бюджет
и ассигнованиям из него. При этом основная часть расчетов с бюджетом — это платежи. К ним относятся:
налог на прибыль (доходы);
налог на добавленную
стоимость;
налог за пользование
природными ресурсами (экологический налог);
налог на недвижимость;
чрезвычайный налог и
обязательные отчисления в государственный фонд
содействия занятости;
акцизы;
платежи
за землю;
отчисления в республиканский
фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и
аграрной науки и др.
Реальное же снижение налогового
давления на экономику может быть достигнуто только за счет сокращения
количества применяемых налогов или снижения их ставок (при условии
качественного построения моделей взимания каждого из налогов), для этого
необходимо проведение комплекса следующих мер:
1.
Введение общепринятых норм и принципов налогообложения;
2.
Совершенствование структуры и сокращение количества применяемых
налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные
фонды;
3.
Существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов
взимания таких основных налогов, как акцизы, НДС, налог на прибыль и доходы
предприятий, подоходный налог с граждан;
4.
Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам
и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным
снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;
5.
Поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных
налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных
бюджетов.
Вышеизложенное
свидетельствует о необходимости дальнейшего реформирования
системы налогообложения по следующим направлениям:
·
снижение совокупного уровня налогообложения
посредством пересмотра предельных ставок налогов
и прогрессивности шкал налогообложения, отмены низкоэффективных налогов;
·
обложение доходов, величина которых скорректирована на уровень
инфляции;
·
установление такого уровня налоговых ставок, которые предотвращают переложение налогов и отток
капитала за границу;
·
исключение множественного обложения с одних
и тех же доходов;
·
унификация налогообложения республики с
налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и Европейском союзе.
Кроме того, для
стимулирования мобилизации налоговых поступлений
из регионов в республиканский бюджет и регулирования направлений их
использования на местах правомерно по опыту государств с переходной
экономикой создание фонда (фонд финансовой
поддержки регионов или фонд стимулирования развития регионов) за счет средств
от налоговых поступлений
государственного бюджета дли предоставления трансфертов или дотаций местным органам власти. Данные меры позволят создать налоговую систему,
соответствующую бюджетному устройству, усовершенствовать формирование доходной части бюджетов и распределение
налоговых поступлений.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анализ хозяйственной
деятельности в промышленности / Под общ.ред. В.И. Стражева. – Мн.:Выш.шк.,1999.
– 398с.
2. Белый И.Н., Михалкевич
А.П., Папковская П.Я. Теория бухгалтерского учета - Мн.: Эскаунт,1997-241 с.
3. Бухгалтерский
учет и контроль в Республике Беларусь:(Сборник норм. актов: В 6т.)
Т.II.Себестоимость.Кн.1 / Сост. И.Н. Ковалевич. - Мн. : Амалфея, 1996.-527с.
4. Бухгалтерский учет:
Теория. Проводки. Регистры. Сквозной пример. Отчетность: Учеб.-практ.пос / Под
общ.ред.Н.И.Ладутько.-2-е изд., перераб. и доп. -Мн.: ФУА информ, 2001.-827с.
5. Гаралова Н. Налоговая
система Беларуси: история и современность // ФУА. 2002. №10. С.36,37
6. Горский И.В.
Налоговая политика и экономический рост.//Финансы - №1, 1999 - С. 22-26.
7. Демчук Н. О налоговой
системе РБ. // НЭГ. 2000. № 1. С.1-4.
8. Закон Республики
Беларусь от 30 декабря 2002 г. №2/918 «О бюджете Республики Беларусь на 2003
год» // Национальная экономическая газета. – 2003. – 24 января.
9. Законодательство о
налогах и сборах в Республике Беларусь / серия: «Настольная книга бухгалтера».
- Мн.: Право и экономика. 2001. - 192с.
10. Заяц Н.Е. Теория налогов:
Учебник. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 220с.
11.
Инструкция о порядке исчисления и сроках уплаты в республиканский
бюджет чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд
содействия занятости в 2002 г. единым платежом, утв. Постановлением МНС РБ,
Минфином РБ от 28.02.2002 г. №21/27 зарегистрировано в НРПА РБ от 14.03.2002,
рег. №8/7861 (Республика, 2002г., 21 марта)
12.
Инструкция о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом
отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей
автомобильных налог в дорожные фонды в 2002 г. Утв. Постановлением МНС РБ и
Министерством Финансов РБ от 31.05.2002 г. №60/82 (рег.№8/8185 от 10.06.2002.)
(Республика, 2002, 20 июня)
13.
Инструкция о порядке исчисления и сроках уплаты единым платежом
целевых сборов на формирование местных целевых бюджетных фондов стабилизации
экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия,
жилищно-инвестиционных фондов и целевого сбора на финансирование расходов, связанных
с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2002 году. Утв. Постановлением МНС
РБ и Министерством Финансов РБ от 31.05.2002. №59/81 (рег.№8/8184 от
10.06.2002) (Республика, 2002, 20 июня)
14.
Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на
доходы и прибыль, утв. Постановлением МНС РБ от 18.03.2002 г. №30 НРПА РБ
Изменения внесены постановлением МНС РБ от 07.02.2003 г. №7. Зарегистрировано в
НРПА РБ от 03.03.2003 г. №25,8/9144.
15.
Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную
стоимость./ Утв. Постановлением ГНК РБ от 29.06.2001 №94 ( рег. №8/6945 от
11.09.2001). Изменения внесены постановлением МНС РБ от 17.06.2002 №63.
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов РБ 25.06.2002
рег.№8/8241 (Республика, 2002, 11 июля) Изменения внесены постановлением МНС РБ
31.01.2003 г. №6. Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов РБ.
26.03.2003 г. , рег.№8/9292.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|