Данные
анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная
налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) за 2001 год по
сравнению с 2000 годом почти не изменилась: 35,3 и 34,7% в сравниваемых
периодах, причем удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП снизился с
34,8 до 33,9% при увеличении удельного веса недоимки с 0,5 до 0,8%. Удельный
вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы
государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов) вырос с 1,3% на 1.01.2001
г. до 2,3% на 1.01.2002 г., табл. 3.1. [46]
Таблица 3.1. Динамика
налоговых нагрузок в народном хозяйстве
Показатели
|
Ед.
изм.
|
1999
г.
|
2000
г.
|
2001
г.
|
1.
Валовой внутренний продукт
|
млрд.
руб.
|
3026,1
|
9133,8
|
16912,6
|
2.
Доходы республиканского бюджета (с государ. внебюджетными и бюджетными
целевыми фондами)
|
млрд.
руб.
|
1054,9
|
3181,0
|
5731,9
|
3.
Недоимка по доходам и поступлениям
|
млрд.
руб.
|
9,2
|
42,3
|
134,2
|
4.
Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам конс. бюджета (с гос.
целевыми фондами)
|
%
|
0,9
|
1,3
|
2,3
|
5.
Общая совокупная налоговая нагрузка
|
%
|
35,2
|
35,3
|
34,7
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
уд.
вес доходов конс. бюджета в ВВП
|
%
|
34,9
|
34,8
|
33,9
|
уд.
вес недоимки в ВВП
|
%
|
0,3
|
0,5
|
0,8
|
В
январе-декабре 2002 года в республиканский бюджет поступило 8 659 млрд. рублей
доходов (до заключительных оборотов), или 106,2% к годовому плану (в 2001 г. -
94,5%). Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога
приходится 51,5%. При этом более четверти всех поступлений в бюджет обеспечено
за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы республиканского
бюджета составили 8 758 млрд. рублей. Если сравнить общую совокупную
налоговую нагрузку прошлых лет с 2002 годом без учета недоимки, то видно, что
удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП по прогнозу в 2002 году
сохраняется на уровне 2001 года, но учитывая переходящий остаток по недоимке,
общая совокупная налоговая нагрузка в 2002 году может возрасти.
За
январь-декабрь 2003 года в республиканский бюджет поступило 12 199,4 млрд.
рублей доходов. Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и
прибыль приходится 50%. При этом почти четверть всех поступлений в бюджет
обеспечено за счет налога на добавленную стоимость - 23,7%.
Данные
анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов
бюджета к ВВП* (с учетом недоимки) за 2003 год по сравнению с 2002 годом
увеличилась с 33,9 до 34,7% в сравниваемых периодах, причем удельный вес
доходов республиканского бюджета в ВВП увеличился с 33 до 34% при сокращении
удельного веса недоимки с 0,9 до 0,7%. Удельный вес недоимки по доходам и
поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и
бюджетных целевых фондов) снизился с 2,5% на 1.01.2003 г. до 2% на 1.01.2004
г.,
За
январь-декабрь 2004 года в республиканский бюджет поступило 22,1 трлн. рублей
доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без
учета ФСЗН доходы республиканского бюджета сложились в сумме 16,7 трлн. рублей.
Из них на долю НДС, акцизов и прямых налогов на доходы и прибыль приходится
51%. При этом около четверти всех поступлений в бюджет обеспечено за счет
налога на добавленную стоимость - 22,9%[46].
Данные
анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов
бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) за 2004 год по сравнению с
2003 годом практически не изменилась: 34,1% в 2003 году и 34,2% - в 2004 году.
При этом удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП увеличился с 33,4
до 33,7% в сравниваемых периодах при сокращении удельного веса недоимки с 0,7
до 0,5% ВВП *. Удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам
бюджета (включая доходы государственных внебюджетных и бюджетных целевых
фондов, но без учета ФСЗН) снизился с 2% на 1.01.2004 г. до 1,4% на 1.01.2005
г.
В
январе-декабре 2005 года в республиканский бюджет поступило 30 800,9 млрд.
рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее –
ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы республиканского бюджета сложились в
сумме 23 413,6 млрд. рублей. Из них на долю НДС, налога на
прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех
поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость –
25,2%. Расходы республиканского бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы
в сумме 31 181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на
24 463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на
30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же
период на 26%. Дефицит республиканского бюджета без учета ФСЗН
составил за январь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей,
или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН – 669,3 млрд.
рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит республиканского бюджета в 2005
году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год - профицит -
0,9% к ВВП) [46].
Динамика
доходов и расходов республиканского бюджета представлена на рис. 3.1. Суть
данных расчетов заключается в том, что ежемесячные показатели доходов и
расходов в январе принимаются за 100%, а по отношению к ним рассчитываются
темпы прироста (падения) доходов и расходов ежемесячных показателей последующих
месяцев, определяя таким образом величину бюджетной напряженности. Величина
бюджетной напряженности зависит от расхождения кривых доходов и расходов. Как
видно из рисунка, лезвия бюджетных «ножниц» в декабре 2005 года
«раскрылись», что говорит о наличии бюджетной напряженности в конце года
- если в ноябре 2005 года дефицит номинальных ежемесячных показателей
составлял 69,4 процентного пункта, то в декабре – уже 267,4
п.п. На графике, иллюстрирующем динамический ряд ежемесячных темпов роста
номинальных доходов и расходов за период 2004–2005 гг., наблюдается ситуация,
когда при незначительной (0,6%) среднемесячной инфляции в 2005 году темпы роста
номинальных доходов и расходов растут значительно, в частности, начиная с
мая-июня 2005 года.
Рисунок 3.1.
Динамика номинальных ежемесячных темпов роста доходов и расходов
республиканского бюджета в 2004 - 2005 гг., % (январь 2004 – 2005 гг.
= 100%)
Анализ
выполнения доходной части бюджета в 2005 году свидетельствует о том, что
высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С
одной стороны — это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по
большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны
улучшением общей экономической ситуации в республике, активным
увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом
финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С
другой стороны — это внесение радикальных изменений в налоговое
законодательство по уплате налога на добавленную стоимость, в частности, в торговле
с Россией.
Результаты
экономико-статистического анализа эластичности бюджета от индекса
потребительских цен (ИПЦ) показывают, что за 2005 год по сравнению с 2004
годом коэффициент эластичности инфляционной части доходов бюджета от уровня
потребительских цен увеличился на 0,57 процентного пункта, а расходов
- на 1,52 п.п., табл. 1. Другими словами, за январь-декабрь 2005
года прирост ИПЦ на 1% приводил к увеличению инфляционной части доходов бюджета
на 1,92%. Аналогичным образом, эластичность расходной части бюджета
характеризуется более высокими показателями в январе-декабре 2005 г.: на каждый
процент прироста ИПЦ приходилось 3,7% прироста расходов бюджета.
Следовательно, инфляция – даже небольшая, вызывая рост налоговых
платежей, одновременно стимулирует государственные расходы, причем, как видно
из таблицы 3.2, в опережающем порядке[46].
Таблица
3.2. Динамика коэффициента эластичности инфляционной части доходов и расходов
бюджета в зависимости от уровня потребительских цен за январь-декабрь
2001-2005 гг., %
Коэффициент
эластичности
|
2001
январь-декабрь
|
2002
январь-декабрь
|
2003
январь-декабрь
|
2004
январь-декабрь
|
2005
январь-декабрь
|
-
доходов
|
1,15
|
1,63
|
1,38
|
1,35
|
1,92
|
-
расходов
|
1,40
|
1,75
|
1,98
|
2,18
|
3,70
|
-
разрыв между темпами роста инфляционных расходов и доходов
|
+0,25
|
+0,12
|
+0,60
|
+0,83
|
+1,78
|
Если
до сих пор мы рассматривали темпы роста доходов и расходов республиканского
бюджета, то сейчас приступим к более детальному анализу доходов. Для
сопоставимости ряда значения централизации бюджета в 2004-2005 годах
приводятся без учета доходов Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты, табл. 3.3.
Данные
анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов
бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в 2005 году по
сравнению с 2004 годом выросла с 33,8 до 37,2%,
или на 3,4 п.п., в основном за счет включения в республиканский бюджет
инновационных фондов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в
ВВП вырос с 33,6 до 36,8% в сравниваемых периодах
(рост на 3,5 п.п.), а недоимка снизилась с 0,5 до 0,4%
(падение – на 0,1 п.п.), табл. 3.3. По данным Министерства по налогам и сборам,
удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета
(включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без
ФСЗН) сократился с 1,4% на 1.01.2005 до
1,2% на 1.01.2006 г. По состоянию на 1 января 2006 года
задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд.
рублей и по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном
выражении на 12,8 процента[46].
Таблица 3.3. Динамика
централизации доходов республиканского бюджета
Показатели
|
Ед.
изм.
|
2001
г.
|
2002
г.
|
2003
г.
|
2004
г.*
|
2005
г.*
|
1.
Валовой внутренний продукт
|
млрд.
руб.
|
17173,2
|
26138,3
|
36564,8
|
49991,8
|
63678,9
|
2.
Доходы республиканского бюджета (с государ. целевыми бюджетными и
внебюджетными фондами, без ФСЗН)
|
млрд.
руб.
|
5747,1
|
8636,1
|
12210,6
|
16669,1
|
23413,6
|
3.
Недоимка по доходам и поступлениям
|
млрд.
руб.
|
134,2
|
218,6
|
250,0
|
235,2
|
281,7
|
4.
Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консол. бюджета (с
гос. целевыми фондами)
|
%
|
2,3
|
2,5
|
2,1
|
1,4
|
1,2
|
5.
Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация)
|
%
|
34,3
|
33,9
|
34,1
|
33,8
|
37,2
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
уд.
вес доходов конс. бюджета в ВВП
|
%
|
33,5
|
33,0
|
33,4
|
33,3
|
36,8
|
уд.
вес недоимки в ВВП
|
%
|
0,8
|
0,9
|
0,7
|
0,5
|
0,4
|
*без
учета ФСЗН
Отметим,
что в 2005 году централизация ресурсов республиканского бюджета в
ВВП в сопоставимой с 2001 годом структуре (т.е. в структуре
доходов бюджета 2001 года) составила 34,6%. Этот
показатель свидетельствует о выполнении параметров Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в
соответствии с которой уровень централизации в консолидированном бюджете
к 2005 году необходимо было снизить до 35-37% ВВП.
Одним
из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является
показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие
автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель
рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к
процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2005 год
энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более
быстром темпе роста реальных доходов республиканского бюджета по отношению к
темпу роста ВВП (на 11,7 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на
единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу
(для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов
составила 1,04).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|