|
Задача активизации развития малых городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод и т.п. Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах, - их трудовые ресурсы, - несомненно, имеет важное значение и должен быть использован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны. В большинстве случаев строительство крупных промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно[11]. Малые города следует развивать как: 1 местные центры, занимающие более скромное, но чрезвычайно важное место в иерархии населенных мест и возглавляющие развитие тяготеющих сельскохозяйственных территорий с соответствующими предприятиями обслуживания и промышленностью местного значения; 2 места размещения цехов, филиалов и узкоспециализированных производств крупных предприятий больших городов, легко «вписывающихся» в системы коммунального оборудования этих городов (не требующих специальных ТЭЦ, промышленных водозаборов и очистных станции и т.п.). Этот весьма перспективный путь «дисперсного» размещения промышленности получил в последнее время развитие в наиболее крупных агломерациях (например, сооружение филиалов в городах Подмосковья крупными московскими предприятиями машиностроения и легкой промышленности). Он сильно облегчается тенденцией к узкой специализации ряда производств, позволяющей упростить и облегчить подготовку для них кадров в малых городах; 3 центры отдыха и туризма, что будет иметь в будущем весьма важное значение[11]. Узкоспециализированные города при необходимых условиях должны получить возможность освоить, как минимум, еще одну сферу деятельности и постепенно трансформироваться в многофункциональный центр. В особую группу могут быть выделены города –центры добывающей промышленности. Для каждого из них необходима концепция перепрофилирования, так как месторождение полезных ископаемых, служащее основой существования города, когда-нибудь будет полностью выработано. В отношении малых городов должны использоваться различные способы активизации их развития: создание новых промышленных предприятий или постепенное превращение их в центры отдыха и туризма, усиление значения этих городов как «столиц» низовых районов.В случае использования промышленности в качестве рычага подъема малых городов обязателен учет всех выполняемых ими функций, чтобы не произошло их подавления. Наоборот, развитие промышленности должно способствовать укреплению других, свойственных малому городу, особенностей, быть связанной с нуждами региона, ориентироваться на переработку местного сырья или на обслуживание местных потребностей. Желательно руководствоваться рекомендациями по подбору предприятий, которые по профилю и размерам соответствуют росту малого города и его положению в системе расселения.Типологические и региональные особенности городов, место каждого из них в расселении и территориальном устройстве страны и региона, сущность города как особого вида территориальной концентрации населения и его деятельности – все это необходимо учитывать при разработке концепции развития города, которая должна быть создана для каждого города в соответствии с его индивидуальностью. Разрешать споры и вести поиск оптимального решения для развития города требуется на основе научных данных[8]. К эффективным управленческим технологиям по развитию малых городов относятся внешние условия федерального уровня. Их всего пять: оптимизация взаимодействия государственной власти и местного самоуправления, включая организацию многоуровневой системы экономического и градостроительного прогнозирования (от федерального уровня до городского); обеспечение пропорционального развития малых и больших городов с формированием инвестиционного фонда развития малых городов; изменение тарифной политики (без стабилизации и снижения тарифов малые города не спасти); отказ от прямолинейной реализации принципа выравнивания душевых доходов населения в межбюджетных отношениях; изменение отношения к Стабилизационному фонду и резервам Центрального Банка, т.к. "черный день" уже наступил. Внешних условий регионального уровня четыре: определение роли каждого города в территориальной организации производства и расселения соответствующего субъекта Российской Федерации и приоритетных направлений развития каждого города (сам город их установить не может); территориальная дифференциация всех платежей в регионе в соответствии с приоритетами, установленными субъектом Федерации, и оптимизация межмуниципальных бюджетных отношений; координация межмуниципальных отношений с точки зрения интересов субъекта Федерации как единого социо-, эколого-экономического образования, в котором все должны быть ориентированы на единый конечный результат; развитие межгородской социальной, инженерной, транспортной и институциональной инфраструктуры. Внутренними условиями развития малых городов являются: обеспечение безусловного доверия населения и бизнеса к местной власти на основе формирования благоприятного инвестиционного климата; создание прогнозно-аналитической службы стратегического планирования для заблаговременной подготовки требуемой проектной документации и заблаговременного оповещения бизнеса о грядущих изменениях экономической ситуации; систематическое проведение теториального маркетинга для своевременного информирования о своем городе потенциальных инвесторов; проведение оптимальной земельной, жилищно-коммунальной, социокультурной, молодежной и кадровой политики; всемерное повышение социальной активности всех слоев и территориальных групп населения с одновременной настройкой этой активности на формирование благоприятной среды жизнедеятельности в городе и на борьбу с личным, групповым, корпоративным эгоизмом. Программа ускоренного развития малых городов будет действовать, только если каждый город будут иметь свою программу развития. Схема может быть такова : имеющийся потенциал; наиболее эффективные для страны направления его использования; ущерб для страны от его недоиспользования; первый пусковой комплекс мер для развития города и потребности в инвестициях; инвестиции, которые может обеспечить сам город ; расчет срока окупаемости региональных и федеральных средств и примерный график их возврата. Аналогичная документация должна быть в каждом субъекте Федерации. Для этого на федеральном уровне необходимо: • признать, что вопросом местного значения для муниципальных образований является формирование среды жизнедеятельности (градостроительной, экономической, социально-политической и так далее) своего населения, а главной задачей местного самоуправления является настройка поведения всех хозяйствующих субъектов на своей территории (независимо от форм собственности) на ускоренное повышение своего вклада в социально-экономическое развитие страны; отказаться: 1) от приватизации муниципальной собственности как якобы избыточной, ибо она всегда меньше необходимой для формирования среды жизнедеятельности; 2) от сведения природных ресурсов к рукотворным вещам (к недвижимости); 3) от разделения земель, подобно имуществу, на федеральные, субъекта Федерации, муниципальные и частные (правильно говорить о публичных и частных землях с соответствующим механизмом взаимодействия государства и местного самоуправления в сфере земельных и имущественных отношений); • ввести порядок обязательной разработки муниципальных концепций управления имуществом (своим имуществом муниципалитет управляет; политику в сфере использования имеющегося имущества другими собственниками регулирует с точки зрения оптимальных направлений вклада своей территории в закономерности системной организации Российской Федерации); • для нейтрализации муниципального и регионального эгоизма ввести обязательное перечисление по прогрессивной шкале штрафов с инвестиционно привлекательных городов в бюджет субъектов России за каждое дополнительное (по сравнению с расчетным уровнем рабочее место и за каждого дополнительного жителя (иначе не прекратить процесс опустынивания территорий с низкой рыночной ценой земли и рабочей силы со всеми нежелательным из этого последствиями). Реализация всех указанных требований, необходимых для развития малых городов, возможна только на основе четкой технологии взаимодействия городских, региональных и федеральных структур В первую очередь необходима своего рода инвентаризация имеющихся предприятий на предмет выявления "узких мест", расшивка которых позволит восстановить в два-три года дореформенный уровень экономической активности. Сегодня нет информации для того, чтобы определить, сколько тому или иному городу требуется средств, чтобы увеличить число реально функционирующих рабочих мест. Очень важно руководству каждого города четко представлять, в производстве каких товаров и услуг этот город имеет конкурентные преимущества перед другими. Это позволит наладить четко ориентированный территориальный маркетинг своего города по отношению к потенциальным инвесторам. Особенно перспективно использовать малейшие возможности для проведения в городе фестивалей, выставок, ярмарок, спортивных соревнований, дней памяти выдающихся земляков — всего того, что может привлечь в город людей, готовых оставить здесь свои деньги. Всего того, что может привлечь сюда талантливых людей и сыграть побудительную роль в выборе места приложения капитала того или иного инвестора. Но все это будет мало результативным, если в комплексе работ по оживлению своей экономики будет упущена технология повышения социальной активности населения, снижения социальной напряженности и повышения доверия к власти. Важно понимать, что социальная напряженность, снижающая инвестиционную привлекательность города, мало связана с тяготами жизни. Если люди убеждены в том, что любое другое решение приведет к еще большим тяготам, то они объединяются вокруг такой власти. Технология обеспечения безусловного доверия населения к власти требует специального рассмотрения. Здесь же важно подчеркнуть необходимость создания для этого в каждом городе математических модели комплексной оценки последствий принимаемых решений. С одной стороны, они защищают власть от ее собственных просчетов, а с другой — от разного рода демагогов. Такие модели особенно важны в предвыборное время в тех городах, руководители которых действительно работают во благо своих избирателей. Именно против этих руководителей применяются самые грязные приемы, и нет у местной власти другой защиты, кроме как показать с помощью названных моделей, во что обойдется горожанам отказ от проводимой линии. Наконец, особое внимание должно быть уделено повышению социальной активности населения, в том числе на выборах. Это и проведение общегородских и микрорайонных праздников, сплачивающих людей, и всемерное стимулирование развития территориального общественного самоуправления на основе принципа эквивалентности. Повышаешь свой вклад в развитие города— получаешь моральное и в той или иной форме материальное вознаграждение. Игнорируешь интересы города — все наоборот. Однако при всей активности и при всем доверии населения к местной власти малый город обречен на опустошение, если в нем отсутствуют места приложения труда и проведения досуга молодежи. А без прямой (через бюджет развития малых городов) и косвенной (через экономический механизм пропорционального развития крупных, средних и малых городов) поддержки малых городов со стороны государства, этих мест приложения труда не создать[13]. 3. 3 Перспективы развития малых городов Малые города - ключ к природным богатствам России, которые потенциально оцениваются в 350 трлн. $. Текущая рыночная стоимость крупнейших компаний России - 1 трлн. $. Чтобы эти богатства обрели свою рыночную стоимость, необходимо обеспечить их доступность и вовлечение в мировой хозяйственный оборот. Перспективы развития малых городов России связаны с развитием инфраструктуры. Информационная революция и Интернет создали базу для информационного обеспечения развития. Правительство Российской Федерации значительные средства выделяет на развитие дорог[11]. Роль малых городов как фундамента развития промышленной сферы деятельности возрастает ежегодно. Организация качественных изменений, состоящих в переводе производственных мощностей из больших городов в малые, позволит увеличить производственный потенциал последних и создать благоприятный инвестиционный климат. Пройдя долгий путь исторического развития, малые города утратили свою значимость, свой статус культурного и промышленного центра района. Развитие промышленности и инфраструктуры городов позволит достичь повышения жизненного уровня населения, выйти из критического положения малым городам и вновь приобрести статус культурного и промышленного центра района. Кроме того, имеющееся историческое наследие, напоминающее о традициях и обычаях малых городов в период становления и развития Российского государства, не может быть потеряно, а наоборот, возрождение к нему интереса привлечет внимание людей из больших городов, что также повлияет на возрождение и дальнейшее развитие малых городов. Переход на принципы саморазвития: самоуправления и самофинансирования - главные составляющие системы сохранения и восстановления малых городов нашей страны[9]. Заключение У каждого малого города свой неповторимый уклад жизни, свой облик, свой силуэт, оригинальная мысль и память. Население малых городов не столь равнодушно по отношению к месту, где живет, как в крупных мегаполисах. Люди искренне гордятся своей «малой родиной».Малые города России уникальны. Их исторический силуэт, памятники культуры, местный колорит составляют пока еще не понятый российской экономикой мощный ресурс развития. Энергии с мест должна прийти на помощь государственная экономическая политика по возрождению малых городов. Тогда многое получится. Список использованных источников
1 Журнал “Правда Севера”,11.02.04 ,Иванов А. 2 russia.clow.ru 3 А.Г.Назаров,Институт открытого общественного мнения 4 Программа ”Возрождение и развитие малых городов России”1998 5 www.econom.nsc.ru/eco 6 Программа “Малые города России” 2003 7 Музыченко Л.М.Использование экономических методов в муниципальном управлении при переходе к рынку.,М,1999 8 Анимица Е.Г. Малые и средние города:научно- теоретические аспекты исследования. Екатеринбург,2003 9 Журнал “Региональные исследования”№1(3),2004 10 Концепция программы “Малые города”2003 11 Газета “Вольное экономическое общество Москвы” , 09.08.07,”Малые города: проблемы и перспективы развития ” 12 Журнал “Сообщение”Д.Визглав,20.06.04 13 Конференция представителей малых городов. Доклад А.Эпштейна.2005г. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.