Меню
Поиск



рефераты скачать Роль малых городов в экономике России

Профиль и размещение большинства МПП совпадает со специализацией регионов, многие из которых относительно узкоспециализированы.

Размещение МПП, связанных с добычей топливно-минеральных ресурсов, предопределено геологическим строением территории, величиной месторождений. Так, в восточной части страны на локальных месторождениях цветных металлов сформировался ряд одиноко расположенных пгт, на базе более крупных месторождений (как Норильское) – группы МПП; для всех характерно очаговое размещение вне основной полосы расселения,плохая транспортная доступность. На бассейновых месторождениях угля и газа сформировались ареальные системы расселения:в районах нового освоения – состоящие из МПП (Ямало-Ненецкий авт. округ), в районах старого освоения – из полипрофильных городов и МПП (Кузбасс, Восточный Донбасс).

С таежной зоной связано размещение МПП лесной специализации. Здесь сформировалась сеть лесозаготовительных поселков, связанных с моногородами деревообрабатывающей специализации и полипрофильными центрами с крупными ЦБК. МПП пищевой специализации, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, размещены в степной зоне. Такие города одновременно выполняют центральные функции по отношению к сельской местности.

МПП рыбозаготовительной подотрасли размещены в приморских регионах (Калининградская,Камчатская, Сахалинская обл., Приморскийкрай).

Оборонный фактор предопределил специфику размещения городов ВПК и ЗАТО.Они характеризуются относительно уединенным местоположением, часть из них расположена в глубинных местах страны, часть –в приморских регионах, отдельные ЗАТО размещены в агломерациях.

Города-наукограды размещены в поле тяготения крупнейших центров.

Повышенная концентрация МПП легкой промышленности в северо-восточной части ЦЭР исторически унаследована от эпохи раннего капитализма в России, на их размещение повлияли дешевая рабочая сила и емкий потребительский рынок.

Наличие большого количества МПП металлургической и машиностроительной специализации на Урале также является следствием ранних этапов размещения производительных сил. Размещение машиностроительных МПП в Центральных районах связано со специализацией этой территории и с высокой концентрацией населения и поселений.

Монопрофильные города можно разделить на:

а) возникшие как монопрофильные и продолжающие ими быть:

– исторические города, выросшие из заводских поселков и фабричных сел и не изжившие свою монопрофильность;

– города периода индустриализации страны, возникшие как промышленные и оставшиеся узкоспециализированными

(загрязняющее производство, невыгодное ЭГП,суровые климатические условия и др.);

– молодые города с крупными предприятиями обрабатывающей промышленности,возникшие как на базе пгт, так и размещенные в «чистом поле»;

– молодые «ресурсные» города и пгт, расположенные в районах с экстремальными природными условиями;

– наукограды, ЗАТО – особый тип МПП,где одновременно получали развитие наука и производство, связанные с ВПК;

    б) ставшие монопрофильными в процессе развития:

– города, возникшие в связи с выполнением

 различных непромышленных функций

(оборонных, административных, торговотранспортных), в которых в советский период было размещено относительно крупное промышленное предприятие;

– малые города, ранее бывшие полипрофильными, но ставшие монопрофильными за последние 10 лет: появление лидирующего

по объемам продукции предприятия вызвано падением производства на других;

    в) потерявшие монопрофильность из-за сужения экономической базы:

– города и пгт, формально переставшие быть монопрофильными: в связи с ликвидацией основного градообразующего предприятия, в которых не решена проблема занятости высвободившегося населения.

В литературе часто высказывается мнение, что монопрофильность связана с просчетами в планировании, недостатком инвестиционных ресурсов и др. Но причина воспроизведения монопрофильности кроется не столько в характере экономической базы, сколько в возможностях роста города, его положения в групповой системе населенных мест. Монопрофильность присуща большей части малых городов, подобно тому как в иерархической системе поселений все не могут стать большими и крупными городами, также все поселения не могут быть полипрофильными. Существование МПП в стране на протяжении длительного периода свидетельствует об объективности явления, обусловлено особенностями хозяйственного и пространственного освоения территории[9].


2.3 Проблемы малых городов


Задача активизации развития малых  городов не требует, чтобы тысячи малых городов и поселков развивались к качестве крупных промышленных центров. Большинство малых городов не обладает благоприятными предпосылками для размещения крупной промышленности: удобными строительными площадками, топливно-энергетическими и сырьевыми ресурсами, приемлемыми условиями водоснабжения, отвода сточных вод и т.п. Главный фактор, благоприятствующий развитию промышленности в этих городах, - их трудовые ресурсы, - несомненно, имеет важное значение и должен быть использован, однако он, как правило, не позволяет осуществлять крупное промышленное строительство: имеющиеся в малом городе трудовые ресурсы относительно невелики и при сооружении крупных предприятий оказываются быстро исчерпанными, возникает необходимость в привлечении рабочей силы со стороны.   В   большинстве случаев строительство   крупных   промышленных предприятий в малых городах экономически неэффективно. Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды

В малых городах наблюдается процесс депопуляции - за 6 лет численность населения малых городов, несмотря на увеличение их количества на 16, сократилась на 438.9 тыс. чел. Средняя численность малых городов снизилась с 22574 чел. до 21557 чел. - т.е. города потеряли в среднем более, чем по тысяче жителей.

Депопуляция свидетельствует о ряде нерешенных проблем. Наиболее ярко депопуляция проявляется в городах с наиболее ярко выраженными проблемами - в малых городах северных регионов.

                                      

                     Статистические данные  по динамике численности

                                        населения северных регионов.

Общие для страны тенденции депопуляции проявились в малых городах наиболее остро. Смертность в них превышает рождаемость в среднем в два раза. Бюджеты малых городов глубоко дотационны, муниципальные и социальные стандарты существенно ниже, чем в других категориях городов. Градообразующая база, как правило, разрушена, компенсирующие производства не созданы. Отсюда безработица и низкий уровень доходов населения.   И то, что малые города смогли в тяжелейших условиях сохранить население, свидетельствует, что само их существование — объективная необходимость, связанная с особенностями процесса урбанизации на территории России. Эти города еще очень долго могут находиться в состоянии так называемой агрессивной стабилизации, порождая социальные проблемы, а страна будет и дальше терять значительную часть экономического и трудового потенциала[12].

Очень важной для малых городов является проблема низкого качества городской среды. Оно связано во многом со слишком высокими темпами роста городского населения страны и низкими доходами горожан. Недостаточное развитие социальной сферы, уровня благоустройства городов, однообразие, а порой унылость архитектурного облика, неразвитость городской культуры - всё это характерно  не только  для  подавляющего  большинства  малых  городов, особенно в России, но и для многих крупных центров с населением свыше 100 тыс. жителей, в том числе созданных в последние десятилетия [11].

В настоящее время происходит процесс трансформации социально-экономических функций малых городов .Но важнейшие ,все-таки , продолжают выполняться:58% их выполняют агропромышленную функцию,75% - промышленную,70%- транспортную,32% - рекреационную,21% малых городов обслуживают крупные города.

На протяжении всего времени, предшествующего переходу к рыночным отношениям в России, функции, выполняемые этими поселениями, достаточно органично вписывались в систему хозяйствования страны, помогая решению целого ряда важнейших задач, связанных с проблемой сдерживания роста крупных городов за счет размещения в малых городах филиалов промышленных предприятий; обеспечения функционирования энергетических объектов — поселки при ГЭС; развития текстильной, лесной и добывающей промышленности и отраслей оборонной промышленности — города ВПК; социально-культурного и хозяйственного обслуживания сельскохозяйственных территорий — районные центры. К сожалению, переход к рыночной экономике в России осуществлялся без учета сложившейся системы расселения и ее взаимосвязи с производством. В результате наряду с отдельными городами, выигравшими от притока торгово-финансового капитала, размещения новых совместных предприятий, появилось большое количество депрессивных городов, где в условиях стихийного рынка пошел интенсивный процесс сокращения производства.

Малые города становятся все менее перспективными для размещения там новых производств, а низкая платежеспособность населения мешает развитию малого бизнеса. Доходы бюджетов не соответствуют первоочередным расходам.Эти города не способны существовать в условиях замкнутого, обособленного хозяйства. Но они весьма эффективно могут выполнять определенные функции в системе разделения труда, специализации и кооперации.

Сегодня малые города играют роль своеобразных столиц сельских районов и даже целых регионов. Они – своего рода средоточие жизни, «опорные точки» своих территорий, место расположения промышленных предприятий, транспортно-распределительные узлы, научные центры и, зачастую единственные очаги культуры и образования.

Преобладающая часть малых городов России является исторической основой российской государственности, национальной культуры и народных традиций. Но в  новых экономических условиях малые города оказались практически беззащитными. Почти 60 процентов населения - больше, чем где бы то ни было по стране, - за чертой бедности. По данным экспертов, 10 процентов малых городов оказались на грани гибели, и высказываются мнения, что им надо дать достойно умереть.

Действительно, проблемы малых городов действительно огромны. В их судьбе отразились все основные экономические и социальные противоречия 90-х годов. В период с 1996 по 2001 год там закрылось 70% производств. Многие малые города стали заложниками одного-двух предприятий. Банкротство даже одного предприятия может поставить под угрозу жизнь целого города. Часть градообразующих предприятий все же сумела выжить и даже наращивает производство. Многих спасало активное вмешательство в экономику местной власти.


2. 3.1 Развитие экономической базы


Главные трудности, с которыми сталкиваются малые российские города в настоящее время, связаны с трансформацией функциональной структуры городов. С изменением системы производственно-экономических связей, информационных и финансовых потоков городам приходится отыскивать новые ниши на рынке при весьма ограниченных ресурсах.

Спектр социальных ролей города с небольшим населением, как правило, очень узок. Город не может «разбрасываться» имеющимися ресурсами и по ходу своего развития вынужден сосредотачивать силы на одном направлении развития. Это дает ему возможность оставаться жизнеспособным. Однако узкоспециализированный характер развития экономики ставит город неравные стартовые условия по сравнению с большими городами, создавая серьезную проблему: узость экономической базы делает город заложником 1-2 градообразующих отраслей. В этом случае скорость и направление его развития определяются колебаниями отраслевой конъюнктуры. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше источников пополнения бюджета в случае кризиса и тем меньше альтернативных возможностей для получения доходов у горожан. Не случайно диверсификация экономической базы – это главный лозунг стратегического развития большинства малых городов.

Наиболее благополучными с точки зрения перспектив экономического развития оказались города, специализирующиеся на оказании услуг в области энергетики, транспорта и связи, туризма и так далее. Они имеют хорошие возможности для реализации модели устойчивого развития при росте разнообразия экономической структуры. Основными стимулами для их развития выступают качество инфраструктуры, близость к рынкам потребления и благоприятный инвестиционный климат.


2. 3.2 Финансовые ресурсы

Создание местного самоуправления в России не сопровождалось реальным предоставлением городам финансовой автономии. Хотя органы местного самоуправления самостоятельно принимают бюджеты, их финансовая независимость иллюзорна. в большинстве регионов львиная доля расходов консолидированного бюджета возложена на местный уровень (28% консолидированного бюджета РФ, 53% субфедерального бюджета). Так как поступления от местных налоговых и неналоговых доходов покрывают лишь незначительную часть расходов городских бюджетов, возникающий вертикальный дисбаланс региональным властям приходится покрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений от регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из региональных бюджетов. Это ведет не только к финансовой, но и политической зависимости городов от региональных властей.

Другим и более серьезным негативным последствием является то, что местные власти практически не несут ответственности за формирование и исполнение бюджета, а в конечном счете – и за качество и количество предоставляемых населению бюджетных услуг. Ведь нормативы отчислений от регулирующих налогов меняются из года в год, и местные власти не имеют возможности прогнозировать свои бюджетные доходы, что делает бессмысленным весь бюджетный процесс.


2. 3.3 Городское хозяйство

Проблемы данной сферы настолько глубоки и актуальны, что речь идет не просто об улучшении состояния отрасли, а о сохранении инфраструктуры городского жизнеобеспечения. Для большинства малых российских городов состояние жилищно-коммунального хозяйства – критический фактор их развития. Часто расходы на жилищно-коммунальное хозяйство являются основной статьей городских бюджетных расходов. Начиная с середины 90-х годов проблематика жилищно-коммунальной сферы становится главной темой в политической жизни десятков малых и средних городов, главным политическим лозунгом во время местных предвыборных кампаний.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, хронической дотационностью, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды. Как следствие, для ЖКХ в целом характерна неэффективная работа предприятий, высокая степень износа основных фондов, большие потери энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.


2. 3.4 Проблемы городского управления

Большинство проблем управления городом возникает из-за отсутствия представления о городе как об объекте управления. Каждый город – это сложнейший социально-экономический организм, имеющий уникальные характеристики, особый характер отношений с внешней средой. Построение системы управления городом позволяет команде менеджеров наилучшим образом распоряжаться городскими ресурсами, выбирать основные инструменты управления, формировать социально-экономическую политику города.

Переход российских городов к местному самоуправлению оставил открытыми множество вопросов, связанных с городским управлением .Неясно в  чем состоят главные функции городской администрации, каковы критерии эффективности ее работы ,по каким критериям измеряется качество управления территорией. Отсутствуют четкие и однозначные ответы на данные вопросы ,создаются серьезные препятствия на пути качественного муниципального управления и позволяет городским чиновникам принимать решения по тем или иным вопросам, которые не всегда адекватны интересам города.

Один из критических факторов, определяющих эффективность городского управления в российских городах, - квалификация муниципального менеджмента. Распределение кадров в сфере городского управления неравномерно. Оно не в пользу малых городов. Для высококвалифицированных менеджеров работа в большом областном центре предпочтительнее, чем работа в администрации районного центра. Для многих из них участие в местных выборах – это не самоцель, а всего лишь стартовая площадка для удовлетворения карьерных амбиций в вышестоящих государственных структурах. Происходит «вымывание» кадровых управленческих ресурсов из малых городов.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.