Деятельность
прокурора за соблюдением конституционных прав граждан в арбитражном процессе, по
мнению исследователей, является специфической формой государственного
воздействия на состояние законности в экономической сфере. Автор подчеркивает,
что вхождение прокурора в арбитражный процесс (на условиях безусловного соблюдения
равноправия сторон) не умаляет его особого правового статуса как представителя
государства, призванного стремиться всей своей деятельностью к обеспечению
верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод
граждан, законных интересов общества и государства. Предлагается расширить
перечень исков и заявлений, с которыми вправе обратиться в арбитражный суд
прокурор и более того сделать данный перечень открытым.[64]
В
качестве комментария к этой позиции следует отметить, что введенный в действие
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ не
предусматривает возможности истребования дел из арбитражного суда должностными
лицами органов прокуратуры. Вместе с тем согласно статье 40 Кодекса прокурор,
обратившийся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных Кодексом, является
лицом, участвующим в деле.
Полномочия
прокурора по участию в арбитражном процессе осуществляются путем предъявления в
арбитражные суды указанных в части 1 статьи 52 АПК РФ: заявлений об оспаривании
нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной
власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и
законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности; исков о признании недействительными сделок, а также
исков о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных
органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными
учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых
есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской
Федерации, доля участия муниципальных образований.
Вступать
в дела указанных категорий в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ на любой стадии
арбитражного процесса в целях обеспечения законности.
При
решении вопроса о необходимости вступления в дело прокуроры должны исходить из
его актуальности и сложности.
При
наличии оснований, установленных в части 2 статьи 198 АПК РФ, необходимо обращаться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных
правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных
органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том
числе судебных приставов-исполнителей.
Согласно
приказа Генерального прокурора от 5 июня 2003 г. N 20 «О реализации прокурорами полномочий в
арбитражном судопроизводстве»[65],
основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном
процессе, являются:
- рассмотрение
поступивших из других подразделений данной прокуратуры и подчиненных прокуратур
материалов, требующих реагирования в форме исков или заявлений в арбитражные
суды; оформление исковых заявлений (заявлений); направление исковых заявлений
(заявлений) согласно установленным правилам подсудности споров;
- участие
в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заявлениям прокуроров, в
арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассационное обжалование
решений, определений и постановлений по этим делам; участие в их рассмотрении в
апелляционной и кассационной инстанциях;
- рассмотрение
обращений о вступлении в дела, возбужденные по указанным в части 1 статьи 52
АПК РФ искам и заявлениям иных лиц;
- участие
в рассмотрении дел, возбужденных по искам и заявлениям иных лиц, в случае
принятия Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором
субъекта Российской Федерации (его заместителем) решения о вступлении в дело в
порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной и
кассационной инстанций;
- апелляционное
и кассационное обжалование решений, определений и постановлений по этим делам;
- участие
в рассмотрении дел, возбужденных на основании заявлений прокуроров о
привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей;
- рассмотрение
обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным
делам, указанным в статье 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от
лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и
обязанностях;
- изучение
по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурора субъекта
Российской Федерации (заместителя прокурора) в арбитражном суде дел, указанных
в статье 52 АПК РФ, судебные акты по которым могут быть пересмотрены в порядке
надзора; подготовка представлений о пересмотре в порядке надзора незаконных
судебных актов;
- анализ,
изучение и проверка работы подчиненных прокуратур;
- координация
работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков и заявлений;
распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой
квалификации работников прокуратуры.
К
числу обязательной категории дел, в разбирательстве которых должен участвовать
прокурор, с точки зрения В.Ю. Шобухина, следует отнести дела о банкротстве
государственных и муниципальных предприятий, а также иных негосударственных
предприятий, банкротство которых имеет общественное значение и затрагивает
государственный интерес.[66]
Данное предложение является вполне обоснованным, учитывая множество примеров
преднамеренного банкротства государственных и муниципальных предприятий.
Трудно
не согласиться также с позицией Э.Б. Хатова, который считает, что прокурорский
надзор за исполнением законов в сфере экономики в современных условиях является
одним из наиболее актуальных и приоритетных направлений деятельности прокуратуры
по укреплению законности и правопорядка. Такое ключевое определение позволяет автору
выделить его в самостоятельное и доминирующее направление прокурорского надзора
за исполнением законов экономического характера по следующим базовым
основаниям: а) современным развитием и состоянием социально-экономического
положения в стране; б) неудовлетворительным состоянием законности в сфере
экономики; в) твердо наметившимся курсом развития законодательства с введением
определенных правовых ограничений административного вмешательства в сферу
экономики; г) особой спецификой и сложностью, многогранностью и широтой,
бесспорной актуальностью и очевидной перспективностью по отношению к другим
направлениям прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономики.[67]
Таким
образом, данный участок прокурорского надзора также нуждается в совершенствовании.
С 1
июля 2002 года в действие вступил новый Уголовно-процессуальный Кодекс РФ.
В
силу самой природы данного нормативного акта, затрагивающего интересы
практически каждого гражданина очень важно, чтобы его нормы четко и
недвусмысленно определяли круг участников уголовного судопроизводства, их права
и обязанности.
Процессуальное
положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы его деятельности,
задачи, решаемые в каждой отдельной стадии и его полномочия, определены в УПК
РФ. В соответствии со ст.1 ч.2 порядок уголовного судопроизводства, установленный
Кодексом, является обязательным для органов прокуратуры.
В
новом УПК РФ изменено процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве.
В судебных стадиях прокурор утрачивает властно-распорядителные полномочия и
участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель
(п.6 ст.5 УПК РФ), сторона в процессе. Деятельность прокурора, с одной стороны
предопределена ее функциональным назначением, с другой не может не испытывать
на себе влияния психологического фактора судебного разбирательства. Прокурор
как участник процесса призван осуществлять обвинение в рамках его более широкой
функции надзора. Это налагает особый отпечаток и на психологию поддержания им
обвинения в суде.
Согласно
п.31. ст.5 УПК РФ, в качестве прокурора в уголовном процессе выступает
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и
помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве. Прокурор наделен равными
процессуальными правами наряду с другими участниками судебного разбирательства.
Но государственное обвинение занимает основное место среди других видов
обвинений в судебном разбирательстве.
Несмотря
на то, что в судебном разбирательстве направление деятельности прокурора -
поддержание государственного обвинения, это не значит, что прокурор во всех
случаях и во что бы то ни стало должен поддерживать обвинение. Поддерживая
обвинение, прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним
убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела.
В
соответствии с п.2 ст. 246 УПК РФ участие государственного обвинителя обязательно
в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.
Государственное
обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Прокурор представляет
доказательства, участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по
существу обвинения, высказывает суду предложения о применении уголовного закона
и назначении подсудимому наказания (ст.246 УПК РФ).
Таким
образом, прокурор любого ранга, выступая государственным обвинителем, является
представителем Генерального прокурора Российской Федерации, он - блюститель
законности в уголовном процессе.
Широкими
полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и
предварительного расследования. В них он осуществляет уголовное преследование и
надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и
для обеспечения режима законности в их деятельности реализует
властно-распорядительные полномочия (ст. 1 и 27 Закона о прокуратуре).
Прокурор
надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или сам
возбуждает уголовное дело, осуществляет общее руководство расследованием, направляя
его ход. Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и
материалы о преступлениях, давать указания о расследовании, отменять и изменять
вынесенные ими в отступление от закона постановления, продлевать сроки
расследования и содержания обвиняемого под стражей, возвращать дела для
дополнительного расследования, передавать дела для расследования от одного
следователя другому. Прокурор вправе принять к своему производству либо
поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого
преступления (ст. 27 Закона о прокуратуре, ст. 37 УПК РФ). В этом случае
прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается
прокурором.
Прокурор
вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом
интересов других лиц или ступить в дело в любой стадии процесса, если этого
требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства (п. 3
ст. 31 Закона о прокуратуре, ст. 27 УПК).
В тех
случаях, когда прокурор не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором,
считает его незаконным и необоснованным, он вправе опротестовать судебное
решение, вступившее в законную силу, в надзорном порядке. При этом принесение
Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем протеста на
приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь,
приостанавливает его исполнение (ст. 34 Закона о прокуратуре).
В
стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор
поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и
высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных
решений. В стадиях исполнения приговора прокурор принимает меры к
своевременному и законному обращению приговора к исполнению, вносит на
рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и
участвует в рассмотрении судьей этих вопросов.
Установление
в законе весьма важного положения о признании виновным и о применении
уголовного наказания только судом делает судебное разбирательство центральной,
решающей стадией уголовного процесса, а участие прокурора в судебном
разбирательстве одним из важнейших участков его деятельности. Участие прокурора
в суде является не только важной гарантией постановления судом законного и
обоснованного приговора, но вместе с тем одной из форм его деятельности по
предупреждению преступлений и пропаганде советского права.
Поддержание
государственного обвинения в суде по уголовным делам является одним из
приоритетных направлений прокурорской деятельности по осуществлению надзора за
точным и единообразным исполнением законов в государстве. Судебная трибуна это
трибуна особого рода, она доступна далеко не каждому прокурорскому работнику.
Прокурор должен быть профессионально, а не только теоретически подготовлен к
поддержанию государственного обвинения в суде.
Существенные
недостатки в деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС) и проблемы,
которые накапливались десятилетиями, а также радикализм проводимых преобразований,
объективно показали, что эта система объективно нуждается в соответствующем
государственном и общественном контроле. Быстро осуществить реформы в УИС нельзя,
для этого требуется время, значительные ресурсы, фундаментальные научные исследования,
а также масштабные организационно-правовые усилия. Важнейшим инструментом
совершенствования системы УИС является прокурорский надзор в данной области.
Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации (УИК), вступивший в действие с 1 июля 1997 г.,
создавший прочную правовую базу для развития УИС в современных условиях. Важным
решением в деле демократизации УИС явилось принятие 8 октября 1997 г. указа
Президента РФ № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ»,
предусматривающего ее передачу в ведение Министерства юстиции Российской
Федерации. С этого периода начался новый этап преобразований УИС.
Исходя из
положений постановления Правительства РФ от 9 июля 1994 года № 814 «Об
утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних
дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему» и от 1
февраля 2000 года № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и
организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему», УИС можно
рассматривать как в узком, так и в широком смысле слова. В первом случае речь
идет об органах и учреждениях, которые непосредственно связаны с исполнением
наказания: исправительные учреждения, уголовно-исполнительные инспекции, аппараты
управления. Во втором, широком значении понятия УИС, в нее включаются также и
структуры, в той или иной мере обеспечивающие нормальное функционирование УИС.
В любой
социальной системе, в том числе и в УИС, важно выделить ее основные, базисные
элементы (подсистемы), которые предопределяют ее существование[68]. Применительно к УИС в
качестве таковых выступают три основные подсистемы: это исправительные
учреждения, учреждения, исполняющие наказания без изоляции от общества, а также
следственные изоляторы (СИЗО).
В УИС по
состоянию на 2004 г. содержалось более полутора миллионов осуждённых, включая
исправительные учреждения, следственные изоляторы, уголовно-исполнительные
инспекции. Указанная численность осужденных, подозреваемых и обвиняемых
свидетельствует о том, что УИС как социальный институт оказывает значительное
влияние на один из важнейших компонентов общества: человеческие ресурсы и
связанные с этим отношения, включая демографические и экономические.[69]
Важным и сложным
объектом реформирования УИС являются следственные изоляторы (СИЗО).
С целью
соблюдения конституционных прав арестованных, прежде всего на обеспечение
жизненно необходимых условий их содержания и охрану здоровья, в августе 2002
года Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая
программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции
Российской Федерации на 2002-2006 годы». В соответствии с ней предусмотрено
введение в ближайшие 5 лет дополнительно 46 тыс. мест для содержания обвиняемых
и подозреваемых, 215 тыс. кв. метров жилья для сотрудников СИЗО и тюрем,
обеспечение работой 40 тыс. осужденных.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|