Прокурорский
надзор распространяется на:
- исполнение
законов о социальной защите несовершеннолетних, при этом обращается особое
внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально
опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные
выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.), пресечение
фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального
насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях;
- исполнение
законов по соблюдению жилищных и имущественных прав несовершеннолетних;
- исполнение
законов по охране здоровья и жизни несовершеннолетних: обращается внимание на
соблюдение установленного Конституцией Российской Федерации права на бесплатную
медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения;
- сферу
разрешения дел по фактам смертности детей первого года жизни и детоубийства;
- сферу
исполнения должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и
безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также
о соблюдении ими обязанности информировать о них компетентные органы для защиты
и восстановления прав детей;
- сферу
исполнения органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном
выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их
устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в
интернатные учреждения. При этом в свете последних событий незаконного
усыновления и гибели детей в приемных семьях за рубежом прокуроры обращают
особое внимание на установленные законом приоритетное право граждан Российской
Федерации на усыновление таких детей и особый порядок усыновления российских
детей иностранными гражданами. Бескомпромиссно, вплоть до возбуждения
уголовного преследования, прокуроры пресекают попытки коммерциализации
процесса усыновления;
- проверку
исполнения законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения
детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях
органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения;
- соблюдение прав
органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных
объединений, а также за соблюдением законности в их деятельности;
- предварительное
следствие при расследовании преступлений, потерпевшими от которых являются
дети. Прокуроры проверяют законность и обоснованность отказа в возбуждении
уголовных дел данной категории или их прекращения. Они должны своевременно
реагировать на волокиту при расследовании преступлений, а также на
некачественное расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними или
с их участием; с особой ответственностью подходить к вопросам возбуждения
уголовных дел, задержания и арестов, имея в виду, что для несовершеннолетних
заключение под стражу является исключительной мерой пресечения, не утверждать обвинительные
заключения, если по делу не приняты меры к выявлению и устранению причин и
условий, способствовавших совершению преступления, а также, если отсутствуют
необходимые материалы об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего,
влиянии на него взрослых; организовывать действенный надзор за исполнением законодательства
о профилактике преступлений несовершеннолетних исходя из принципов гуманного
обращения с ними, индивидуального подхода к их исправлению, дифференциации уголовной
ответственности на основе Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности
среди несовершеннолетних, принятых в Эр-Рияде. Во всех действиях, связанных с привлечением
несовершеннолетних к ответственности, обеспечить их конфиденциальность и
соответствие Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила);
- соблюдение
трудового законодательства в отношении несовершеннолетних: запрещение применения
труда на тяжелых работах, с вредными и опасными условиями, на подземных работах
и другие.
Таким образом,
роль прокурора в защите прав несовершеннолетних чрезвычайно высока, тем не
менее, прокурорский надзор по перечисленным направлениям нельзя признать
удовлетворительным, поскольку еще достаточно фактов, когда права ребенка в России
грубо нарушаются, а реагирование органов прокуратуры запаздывает либо
отсутствует вовсе. Но даже объем выявляемых нарушений прав ребенка в стране
впечатляет. Так, по данным Генеральной прокуратуры России, полученным в
результате специальных проверок в 2005 году[60],
во многих субъектах недостаточное финансирование детских учреждений
здравоохранения из бюджетов всех уровней не позволяет в полном объёме решать
проблемы, связанные с организацией их деятельности. Объём финансирования
детских учреждений в большинстве субъектов составил от 80 до 95% от
установленных нормативов.
Например, в
Краснодарском крае недофинансирование статей расходов на капитальный ремонт,
приобретение оборудования, одежды и обуви детям в ряде учреждений достигает
40%.
В детских
учреждениях Республики Коми, Красноярском и Краснодарском краях, Ивановской и
Пензенской областях не в полном объёме выполняются нормы питания воспитанников,
обеспеченность одеждой и обувью в ряде учреждений составляет от 72 до 85% от
потребности.
В детских
домах-интернатах для умственно-отсталых детей Республики Мордовия расходы на
одного воспитанника в день составили в 2005 году 2 рубля 79 копеек, в Республике
Карелия в аналогичном интернате - 1,4 рубля, а в социально-реабилитационном
центре для несовершеннолетних «Надежда» города Петрозаводска только 30 копеек в
день на одного воспитанника.
Учредительные
документы многих учреждений здравоохранения не соответствуют действующему
законодательству, отдельные виды деятельности ведутся при отсутствии лицензий
на право их ведения.
В республиках
Алтай, Карелия, Коми, Мордовия, Красноярском крае, Иркутской и Ивановской
областях, городе федерального значения Санкт-Петербурге не соответствует
социальным нормативам обеспеченность этих регионов домами ребёнка,
домами-интернатами для детей инвалидов, социальными приютами. В связи с этим в
течение ряда лет существует очерёдность на определение детей в эти учреждения.
Только в Иркутской области в очереди на направление в детские дома для
умственно отсталых детей состоят 233 ребёнка.
По данным
прокуратуры г. Санкт-Петербурга[61],
в 2005 г. выявлены многочисленные факты нарушения законодательства в сфере
охраны здоровья несовершеннолетних. По результатам проведенной проверки прокурорами
районов принято 113 мер прокурорского реагирования: внесено 80 представлений,
объявлено 22 предостережения о недопустимости нарушения закона, принесено 2
протеста, вынесено 5 постановлений о возбуждении дел об административных
правонарушениях. По выявленным нарушениям законодательства об охране здоровья
детей в адрес председателя Комитета по здравоохранению внесено представление. За
5 месяцев 2005 года возбуждено 17 уголовных дел по признакам преступлений,
предусмотренных ст. 134 УК РФ, тогда как за весь 2004 год таких уголовных дел
было возбуждено всего 11.
Прокуратурой
Санкт-Петербурга выявлены также многочисленные факты нарушения законодательства
об образовании и благотворительной деятельности в школах, где с родителей
взимаются всевозможные незаконные «поборы». Имеют место факты, обязывающие
родителей обучающихся внести так называемые «вступительные взносы» при приеме
детей в образовательное учреждение. В последнее время в образовательных
учреждениях стала активно распространяться такая форма «оказания
благотворительной помощи родителями образовательным учреждениям», как обучение,
повышение квалификации педагогов за счет средств родителей посредством
заключения соответствующих договоров между родителями обучающихся
(воспитанников) государственных образовательных учреждений.
Результаты
проверки свидетельствуют о том, что меры, принимаемые, как руководством
Комитета по образованию Санкт-Петербурга, так и руководителями территориальных
органов управления образованием к должностным лицам образовательных учреждений
явно неадекватны складывающемуся положению, поскольку проблема оказания благотворительной
помощи и предоставления платных образовательных услуг является крайне острой.
Подтверждением этому, в частности, являются многочисленные обращения граждан, поступающих
в прокуратуру города. По телефону «горячей линии» только в октябре-ноябре 2005
года в прокуратуру города поступило 27 устных и 9 письменных сообщений граждан
по вопросам правомерности взимания средств в государственных образовательных
учреждениях.
Эти факты
свидетельствуют, что только силами прокурорского надзора такого рода проблем не
решить. Задача прокуратуры в данном случае состоит в своевременном выявлении
нарушенного права и привлечении виновных должностных лиц к административной или
уголовной ответственности за грубое нарушение законодательства.
Статья 27 Закона
о прокуратуре устанавливает, что при осуществлении возложенных на него функций
прокурор:
- рассматривает и
проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека
и гражданина;
- разъясняет
пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает меры
по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина,
привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного
ущерба;
- использует
полномочия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона.
При наличии
оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет
характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к
тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в
соответствии с законом.
В случаях, когда
нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного
правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном
правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы
проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела
об административных правонарушениях.
В случае
нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке
гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья,
возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном
суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного
числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое
общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или
арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Однако, фактов
нарушения прав человека в России предостаточно. Данный участок надзора также
требует повышенного внимания.
1 февраля 2003 г.
начал действовать третий по счету Гражданский процессуальный кодекс Российской
Федерации[62],
он включает немало новых по сравнению с ГПК РСФСР 1964 г. Он изменил полномочия
прокурора в гражданском судопроизводстве и потребовал от органов прокуратуры
принятия дополнительных конкретных мер по обеспечению участия прокуроров в
гражданском процессе для решения задач укрепления законности, защиты нарушенных
или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан или интересов
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
с учетом требований нового процессуального законодательства.
Как следует из
Приказа Генерального прокурора от 2 декабря 2003 г. N 51 «Об обеспечении
участия прокуроров в гражданском судопроизводстве»[63], прокурорам надлежит обеспечить
участие в гражданском процессе, используя предоставленные ГПК РФ полномочия: по
обращению в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, как в порядке
искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из
публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого
производства.
В иных случаях
вступать в процесс и давать заключения по делам о выселении, о восстановлении
на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, если истец или
ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным
причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы либо спор приобрел
особое общественное значение в субъекте Российской Федерации или муниципальном
образовании.
Прокурорам
предписано активно использовать предоставленное ч. 1 ст. 45 ГПК РФ право на
обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований.
Заявление в
защиту прав, свобод и законных интересов гражданина подавать только в случае,
если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим
уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Представлять
доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска самим
гражданином.
В соответствии с ч.
3 ст. 45 ГПК РФ обязательное участие прокурора в первую очередь предусмотрено в
рассмотрении дел:
- о выселении без
предоставления другого жилого помещения;
- о
восстановлении на работе в связи с прекращением трудового договора;
- о возмещении
вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении трудовых и
служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Прокуроры должны
вступать в процесс и давать заключения по делам, к которым относятся: дела об
оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК РФ), о защите избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260 ГПК
РФ), об усыновлении и отмене усыновления (ст. ст. 125, 140 СК РФ, ст. 273 ГПК
РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении
гражданина умершим (ст. 278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина,
о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении
несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права
самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ), об объявлении
несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ), о принудительной
госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока
принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством
(ст. 304 ГПК РФ), о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских
правах, об ограничении родительских прав (ст. ст. 70, 72, 73 СК РФ), об
обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом
(ст. 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в
Российской Федерации»).
Заметим, что
процессуальные возможности прокурора были предметом дискуссий, проходивших и
при разработке вариантов проектов ГПК РФ, и при их обсуждении учеными и
практиками на многочисленных конференциях, и при чтении их в Государственной
Думе. Однако жизнь подтверждает, что дискуссии далеко не всегда приводят к
оптимальным решениям. К сожалению, это касается не только процессуальных
возможностей прокурора, оказавшихся существенно урезанными, причем без
достаточных научных обоснований, но и прав граждан при их обращении за судебной
защитой, к которым законодатель в новом ГПК предъявляет повышенные требования в
плане доступа к правосудию (форма и содержание искового заявления, освобождение
от уплаты государственной пошлины, сокращенные надзорные сроки и т. д.).
В случае
обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина прокурор должен
обосновать, почему гражданин лично не может предъявить иск (абз. 2 ч. 3. ст.
131 ГПК РФ). Возникает вопрос: какое обоснование должен предоставлять прокурор,
предъявляя иск в защиту прав и интересов гражданина?
Анализ состояния
законности в гражданско-правовой сфере за последние годы по материалам судебной
и прокурорской практики показывает, что нарушения законности в рассматриваемой
сфере, к сожалению, не сокращаются, а увеличиваются. Таким образом, вполне
очевидно, что деятельность прокуратуры по защите прав граждан в гражданском
судопроизводстве еще долго будет оставаться актуальной и значимой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|