Пунктом 3 ст.10 Федерального
закона "О мировых судьях в Российской Федерации" установлено, что
материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют
органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта
Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта
Российской Федерации. С нашей точки зрения, положение данной нормы противоречит
Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону "О
судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ по
следующим основаниям.[7]
Согласно ст.10 Конституции
Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти
самостоятельны. Ряд гарантий самостоятельности судебной власти содержится
непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации, а также в принятом в
соответствии с ней Федеральном конституционном законе "О судебной системе
Российской Федерации".
Пути решения проблемы
организационного обеспечения деятельности мировых судей, видимо, в первую
очередь должны быть увязаны с необходимостью внесения изменений в действующее
законодательство. Здесь два варианта, и разница между ними лишь в том, какой
объем полномочий - часть функций или полностью организационное обеспечение
мировой юстиции - будет передан органам Судебного департамента.
Если пойти по пути возложения
только части функций по обеспечению деятельности мировых судей на Судебный
департамент, сохранив порядок материально-технического обеспечения за органами
исполнительной власти субъектов РФ, то это потребует более четкого
разграничения функций организационного обеспечения деятельности мировых судов.
При этом следует более четко определить функции органов исполнительной власти
субъектов не только в сфере материально-технического обеспечения, но и в
области кадрового обеспечения аппаратов мировых судей (так как работники
аппарата мирового судьи - госслужащие субъекта РФ) и всей деятельности мирового
судьи как суда общей юрисдикции (содержание аппарата, командировочные расходы и
пр.). В законодательстве должны быть четко зафиксированы и обязанности
территориальных органов Судебного департамента по формированию кадрового
состава корпуса мировых судей и организационно-методическому обеспечению их
деятельности.
Такой путь решения проблемы,
учитывая разное отношение в самих субъектах Федерации к идее введения института
мировых судей, а также различные финансовые возможности регионов, имеет свои
недостатки:
а) развитие этого института в
регионах будет различно, а в ряде территорий может поставить в неравное
положение мировых и федеральных судей или даже привести к их противопоставлению
(например, в Ханты-Мансийском автономном округе мировым судьям предполагается
предоставить ряд льгот, которых федеральные судьи не имеют);
б) некоторые субъекты Федерации
по мотивам отсутствия финансовых возможностей будут по-прежнему затягивать
введение этого института;
в) с введением мировой юстиции
объем работы Судебного департамента и его территориальных органов возрос и
будет возрастать. Для полноценного осуществления функций по финансовому
обеспечению мировых судей (в предусмотренном законом объеме), а также для
осуществления кадровой и организационно-методической работы Судебному
департаменту потребуется и соответствующее увеличение штатной численности.
Кроме того, указание в Законе на
органы юстиции субъектов как возможный орган, обеспечивающий деятельность
мировых судей, не отвечает реалиям сегодняшнего дня. (Теперь органы юстиции не
входят в структуру органов власти субъекта Федерации, а являются
территориальными органами Министерства юстиции России в субъекте и решают
другие задачи.)
Второй вариант - полная передача
функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей Судебному
департаменту при Верховном Суде РФ.
Безусловно, в целях обеспечения
единства статуса судей в Российской Федерации, создания единых условий для
осуществления правосудия в Российской Федерации необходимо включение мировой
юстиции в единую систему организационного обеспечения деятельности судов общей
юрисдикции.
Учитывая, что реализация задач
по обеспечению полного и независимого осуществления правосудия федеральными
судами общей юрисдикции возложена на Судебный департамент, логично было бы
передать ему решение этих вопросов и для мировых судей в целях качественного и
единообразного обеспечения их деятельности.[8]
Несмотря на то, что Закон о
мировых судьях возлагает на Судебный департамент лишь выплату денежного
содержания мировому судье, другой закон - о Судебном департаменте - относит к
его полномочиям выполнение такой государственной функции, как ведение судебной
статистики, организация делопроизводства и работы архивов. Причем законодатель
не предусматривает какого-либо изъятия в этих случаях из его полномочий. Да и
трудно представить, чтобы судебная статистика формировалась бы без учета
деятельности по рассмотрению гражданских, административных и уголовных дел
мировыми судьями. Кроме того, Законом на Судебный департамент возложено и
обеспечение безопасности судей и членов их семей. Безопасность должна
обеспечиваться всем судьям судов общей юрисдикции. Все большее значение
приобретает информатизация судов. Если Судебный департамент не возьмет на себя
решение этого сложного вопроса, то мировые судьи могут оказаться вне
создаваемой единой системы информатизации судов общей юрисдикции. А
следовательно, и без надлежащего использования такого важного фактора
совершенствования организации судопроизводства, как повышение степени
информатизации судов, их компьютеризации, расширения применения компьютерных
технологий. Только на такой базе возможно обеспечить мировым судьям быстрый
доступ к банкам данных законодательных актов, обобщенным материалам судебной
практики. Это особенно важно, так как мировыми судьями в большинстве случаев
стали юристы, ранее в органах судебной власти не работавшие.
Что даст введение института
мировых судей, как это повлияет на состояние судебной системы, насколько
упрочит судебную власть? Эти вопросы не могут не волновать и теоретиков, и
практиков.
Компетенция мировых судей
Законом о мировых судьях в Российской Федерации определена достаточно широко.
Предполагалось, что они будут рассматривать уголовные дела о преступлениях, за
совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее
двух лет лишения свободы. Таким образом, к компетенции мировых судей было
отнесено рассмотрение всех дел о преступлениях небольшой тяжести, за
исключением воинских преступлений. К этой категории преступлений относится 159
составов преступлений из 543, содержащихся в Уголовном кодексе Российской
Федерации, что составляет 32,8 процента всех составов действующего уголовного
законодательства. Можно было прогнозировать, что мировые судьи возьмут на свои
плечи чуть не треть нагрузки, приходящейся сейчас на федеральных судей.
На самом же деле за преступления
небольшой тяжести было осуждено в 1999 году 16,2 процента от общего числа
осужденных судами общей юрисдикции, а в 2000 году - 16,8 процента. Хотя неоднократно
утверждалось, что мировые судьи будут рассматривать примерно пятую часть всех
уголовных дел, поступающих в суды общей юрисдикции.
Изменения, внесенные в новый
Уголовно-процессуальный кодекс от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ, немного
расширили компетенцию мирового судьи. Теперь судье подсудны дела о
преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех
лет лишения свободы. Однако соответствующие изменения в Закон "О мировых
судьях в Российской Федерации" внесены не были.
На первый взгляд, изменение
подсудности немного добавит к компетенции мировых судов - всего 54 состава
преступлений из действующего УК РФ. Но реальное увеличение нагрузки мировых
судей, исходя из показателей судебной статистики за последнее время, будет
гораздо весомее. Стало быть, нагрузка мировых судей, по крайней мере, не будет
меньше той, что приходится на федеральных судей (сегодня она как минимум в два
раза превышает существующие нормы).
С другой стороны,
компетенция мировых судей могла бы быть расширена за счет того, чтобы
установить на законодательном уровне, что освобождение от уголовной
ответственности по нереабилитирующим основаниям возможно только по решению
суда. Было бы оправданно, чтобы окончательное решение об освобождении от
уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием виновного, в связи с
примирением с потерпевшим, в связи с изменением обстановки (ст.75-77 УК РФ)
принималось бы мировым судьей. Это позволило бы обеспечить соблюдение прав
человека, признаваемого виновным в совершении преступления, в судебном порядке.
В настоящее время освобождение
от уголовной ответственности по этим основаниям может быть осуществлено не
только судом, но и прокурором, следователем или органом дознания с согласия
прокурора путем прекращения уголовного дела в стадии предварительного
расследования. Такой порядок действует в нарушение ч.1 ст.49 Конституции
Российской Федерации, в соответствии с которой каждый обвиняемый в совершении
преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором
суда. Существующий порядок согласно действующим нормам материального и
процессуального уголовного законодательства фактически узаконивает внесудебный
порядок признания виновности лица в совершении преступления. И если уж говорить
о ст.76 УК РФ, предусматривающей в качестве основания освобождения от уголовной
ответственности примирение с потерпевшим (и здесь у нас свой подход, в
большинстве стран это, как правило, примирение потерпевшего с обвиняемым), то
здесь, кажется, сама логика требует, чтобы эти дела рассматривались мировым
судьей, который и должен решить дело миром или примирением. Кстати, за 2001 год
в целом по стране следователями прокуратуры, Министерства внутренних дел и
органами дознания прекращено в соответствии со ст.9 УПК РСФСР в связи с
примирением с потерпевшим всего 244 дела, а в связи с деятельным раскаянием в
соответствии со ст.7 УПК РСФСР - 1 557 дел и по ст.6 УПК РСФСР вследствие
изменения обстановки - 1 664 дела.
Приведенные данные настолько
незначительны по объему, что не могут оказать сколько-нибудь существенного
влияния на увеличение нагрузки мировых судей или федеральных судов общей
юрисдикции, если процессуальным законом это будет отнесено к их полномочиям.
Требуется лишь законодательное решение, чтобы избежать в дальнейшем упреков во
внесудебном признании виновности лица в совершении преступного деяния.
Мировые судьи возьмут на себя
определенную нагрузку и по рассмотрению гражданских дел.
Исходя из количества
рассмотренных в 2000 году дел по тем категориям, которые теперь отнесены к
компетенции мировых судей, можно представить предполагаемый объем их работы.
Всего в производстве федеральных судей в 2000 году находилось 5 556 456
гражданских дел. В компетенции мировых судей могло бы быть, исходя из того, что
они должны будут рассматривать, 1 462 843 дела, или 27,4 процента. В том числе:
- дел о расторжении брака при
отсутствии спора о детях - 70 566;
- дел о взыскании алиментов -
380 022;
- дел, возникших из
семейно-правовых отношений, - 61 719;
- дел по имущественным спорам
при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, - 68
823;
- дел, возникающих из трудовых
отношений, - 906 944.
Кроме того, судами рассмотрено 1
322 464 дела о выдаче судебного приказа.
Активнее следует решать и
проблему приближения правосудия к населению. В определенной степени создание
судебных участков из расчета населения от 15 до 30 тысяч будет способствовать
обеспечению доступности правосудия для граждан. Однако и здесь пока есть
сложности.[9]
Отсутствие в регионах готовых
помещений, пригодных для размещения мировых судей, обусловило в большинстве
случаев размещение их в зданиях районных судов.
После
принятия Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых
судьях в Российской Федерации" в нашей стране к исполнению обязанностей
приступили мировые судьи. Уже первые месяцы работы показали, что не все аспекты
уголовно-процессуальной деятельности по делам, отнесенным законом к их ведению,
надлежащим образом урегулированы. В частности, на практике возникают вопросы,
касающиеся определения подсудности. В ст.31 УПК РФ четко определена компетенция
мировых судей по рассмотрению уголовных дел в зависимости от того, какое
преступление и кем совершено.
Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых
максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением
уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 107 частью первой, 108,
109, 134, 135, 136 частью первой, 146 частью первой, 147 частью первой, 170,
171 частью первой, 171.1 частью первой, 177, 178 частью первой, 183 частью
первой, 184, 185, 191 частью первой, 193, 194 частью первой, 195, 198 частью
первой, 200 частью второй, 201 частью первой, 202 частью первой, 204 частями
первой и третьей, 207, 212 частью третьей, 215 частью первой, 215.1 частью
первой, 216 частью первой, 217 частью первой, 219 частью первой, 220 частью
первой, 225 частью первой, 228 частями первой и пятой, 234 частями первой и
четвертой, 235 частью первой, 236 частью первой, 237 частью первой, 238 частью
первой, 239, 244 частью второй, 247 частью первой, 248 частью первой, 249, 250
частями первой и второй, 251 частями первой и второй, 252 частями первой и
второй, 253, 254 частями первой и второй, 255, 256 частью третьей, 257, 258
частью второй, 259, 262, 263 частью первой, 264 частью первой, 265, 266 частью
первой, 269 частью первой, 270, 271, 272 частью первой, 273 частью первой, 274
частью первой, 280 частью первой, 284 частью первой, 287 частью первой, 288,
289, 291 частью первой, 292, 293 частью первой, 294 частями первой и второй,
296 частями первой и второй, 297, 298 частями первой и второй, 301 частью
первой, 302 частью первой, 303 частями первой и второй, 306 частью первой, 307
частью первой, 309 частями первой и второй, 311 частью первой, 316, 320 частью
первой, 322 частью первой, 323 частью первой, 327 частями первой и третьей,
327.1 частью первой и 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.).[10]
Однако только предметного и
персонального признаков подсудности недостаточно для реализации предписаний ч.1
ст.47 Конституции РФ, установившей, что никто не может быть лишен права на
рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно
отнесено законом. Важное значение в этом должны играть нормы, определяющие
территориальную подсудность, а также подсудность при объединении дел; основания
и порядок передачи дела из суда (от судьи), которому оно подсудно, в другой суд
(другому судье). К примеру, возникает вопрос, как должен поступить мировой
судья, если он по какой-то причине не может рассмотреть дело по существу? В
районных (городских) судах и в судах на уровне субъектов Российской Федерации
этот вопрос решается просто - председатель суда в случае временного отсутствия
судьи (болезнь, отпуск и т.д.) в рабочем порядке передает дело другому судье.
Таким же образом он поступает при наличии обстоятельств, исключающих
возможность участия судьи в судопроизводстве. Но как быть мировому судье,
который не входит в состав районного (городского) суда? Кому он должен передать
дело, если является родственником частного обвинителя, обвиняемого
(подсудимого) или других участников, когда он по иным причинам заинтересован в
исходе дела либо ранее принимал участие в его рассмотрении?
Так,
Законодательное Собрание Пензенской области приняло Закон Пензенской области от 21 марта 2000 г. N 196-ЗПО
"О мировых судьях в Пензенской области", который установил, что в случае временного отсутствия мирового
судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, находящиеся в
производстве или поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому
мировому судье ближайшего судебного участка либо принимает их к производству
данного районного суда.[11]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|