Роль и значение мировой юстиции в уголовном судопроизводстве
Министерство образования
Российской Федерации
Пензенский
Государственный Университет
Кафедра уголовного права
и процесса
Курсовая работа
Дисциплина:
Уголовно-процессуальное право РФ
Тема: Роль и значение
мировой юстиции в уголовном судопроизводстве
Выполнил:
Терехов Е.В.,
студент
группы 00Ю-1.
Проверил:
г. Пенза
2003 год
Содержание
Введение.................................................................................................................. 2
Глава 1. Общее понятие
о мировой юстиции......................................................... 5
1.1 Организация и процессуальная деятельность
мировых судов...................... 5
1.2 Проблемы и перспективы мировой юстиции.................................................... 8
1.3 Значение мировой юстиции на современном
этапе........................................ 16
Глава 2. Мировая
юстиция в уголовном судопроизводстве................................ 19
2.1 Подсудность по уголовным делам.................................................................. 19
2.2 Производство по делам частного обвинения.................................................. 21
2.2.1
Порядок возбуждения уголовных дел частного обвинения................... 21
2.2.2
Разъяснение о порядке возбуждения уголовного дела частного обвинения 22
2.2.3 Полномочия мирового судьи по уголовному делу
частного обвинения 24
2.2.4
Полномочия мирового судьи по уголовному делу с обвинительным актом 26
2.2.5
Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании........................... 26
2.2.6
Приговор мирового судьи....................................................................... 27
2.2.7
Обжалование приговора и постановления мирового судьи................... 28
Заключение............................................................................................................ 29
Список использованной
литературы.................................................................... 30
Происшедшие за
последние годы изменения в социально-политической, экономической и духовной
жизни страны обусловили, в свою очередь, соответствующие коренные
преобразования во всех сферах человеческой деятельности, смену приоритетов социальных
ценностей, совершенствование законодательства. В ходе острых дискуссий,
постоянно возникавших между представителями различных политических движений,
социальных групп, идеологий, наметились основные направления предстоящих реформ.
Идея изменения приоритета социальных ценностей в пользу конкретного человека,
а не государства на современном этапе была с одобрением воспринята подавляющей
частью общества. В этой связи перед российскими правоведами встала актуальная
задача — определить степень осуществления этого конституционного положения,
разработать и реализовать новую для нашего государства правовую концепцию,
суть которой заключается в признании прав и свобод человека и гражданина
непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение
законов.
Пути
реформирования судопроизводства под лозунгом соблюдения и охраны прав человека
нашли свое отражение в концепции судебной реформы в Российской Федерации.
Наиболее важными из них признаны: расширение частных начал, состязательность в
уголовном процессе, дифференциация форм судопроизводства. Принципиально новое
видение роли суда, строгое разграничение процессуальных функций обозначили
круг проблем, вставших перед правосудием и ожидавших своего разрешения, кроме
этого Россия ратифицировала целый ряд международных договоров, затрагивающих
широкий спектр интересов в области прав человека, а в Конституции РФ был закреплен
принцип верховенства норм международного права перед законами Российской
Федерации. Все эти новшества требовали своего детального рассмотрения при
разработке и принятии нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации,
в котором наряду со многими новациями был окончательно дополнен и утвержден
институт участия мировой юстицию в уголовном судопроизводстве.
Как
известно, единоличное рассмотрение дел не является новой, ранее неизвестной
отечественному судопроизводству формой. В судебной системе, созданной при
проведении реформы 1864 г., существовали мировые суды, единолично
рассматривавшие в первой инстанции "маловажные" уголовные и
гражданские дела. Категория дел, рассмотрение которых относилось к компетенции
мировых судей, обусловливалась двумя обстоятельствами. Во-первых, тяжестью
наказания. Приговоры мировых судей подразделялись на окончательные, не
подлежавшие обжалованию, и неокончательные, т. е. такие, которые могли быть
обжалованы в апелляционном порядке в съезд мировых судей. В зависимости от
этого различалось возможное наказание: в случае окончательного приговора оно не
могло превысить 1 года лишения свободы (ст. 33 Устава уголовного
судопроизводства), неокончательного - 3 месяцев ареста (ст. 124 УУС). Нужно
отдать должное составителям Судебных уставов 1864 г., которые столь осторожно,
столь мудро подошли к вопросу о наделении одного человека правом принимать
решение о лишении свободы другого человека.[1]
Во-вторых, подсудность
мировому судье определялась "самим свойством деяния". Ее составляли:
а) дела частного обвинения, что соответствовало самой идее мировой юстиции,
призванной в первую очередь примирять стороны (отсюда пошло название -
"ведомство примирительного разбора"); б) дела о проступках - уголовно
наказуемых правонарушениях, ответственность за совершение которых
устанавливалась особым актом - Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями
(ответственность за все остальные преступления предусматривалась Уложением о
наказаниях).
Впоследствии
контрреформа, которая во многом свернула демократические начала
судопроизводства, заложенные в Уставах, коснулась и вопроса о подсудности
мировых судей - ее пределы были расширены. Например, в соответствии с Законом
от 18 мая 1882 г. к ведомству мировых судей были отнесены дела о кражах со
взломом на сумму не свыше 300 руб., за что могло быть назначено наказание в
виде тюремного заключения сроком на 1 год 6 месяцев. Еще большее расширение
указанных пределов последовало с принятием Закона от 15 июня 1912 г., когда
фактически предметная подсудность стала определяться одним лишь возможным
наказанием, без оглядки на "внутренние свойства и значение" дел. Поэтому
мировым судам стали подсудны дела не только о проступках, но и о некоторых
преступлениях, предусмотренных Уложением о наказаниях, чего ранее не
допускалось.
В первые годы советской
власти все суды - гражданские и военные, общие и революционные трибуналы -
действовали в коллегиальном составе. Возможность рассмотрения дел единолично
впервые была предусмотрена УПК РСФСР 1922 г. Суду в составе одного судьи были
подсудны дела о 9 составах преступления (ст. 26 УПК). Максимальное наказание,
которое могло быть назначено за данные преступления, составляли, как правило,
штраф на сумму не свыше 300 руб. или принудительные работы. Лишь в одном случае
(ч. 1 ст. 132 УК РСФСР) разрешалось применение в качестве наказания лишения
свободы сроком до 1 года, причем уже в 1923 г. дела об этом преступлении были
изъяты из единоличной подсудности. Закон о судоустройстве СССР, союзных и
автономных республик 1938 г. вовсе исключил единоличное рассмотрение уголовных
дел.
В дальнейшем единоличное
рассмотрение допускалось только однажды - с 1940 по 1956 г. - в отношении
преступлений, выражавшихся в самовольном уходе с работы (каралось тюремным
заключением сроком до 4 месяцев) и в прогулах (наказывались
исправительно-трудовыми работами на срок до 6 месяцев).
Подводя итог, можно констатировать
следующее. Единоличное рассмотрение уголовных дел в России допускалось только в
судах первой инстанции по ограниченному кругу малозначительных дел. Основным
критерием определения подсудности являлась степень общественной опасности
деяний, выраженная в санкции. Единолично судьи рассматривали дела о
преступлениях, наказание за совершение которых, как правило, не превышало 1
года лишения свободы. Очевидно осторожное отношение законодателя к этому
институту. В последующем от него отказались, передав все дела на рассмотрение
суду в составе одного судьи и двух заседателей, что отвечало идее вовлечения
широких масс в управление государством через участие в отправлении правосудия,
а также было связано с общим повышением предусмотренного законодательством
уровня уголовно-процессуальных гарантий участвующих в деле лиц.
Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях
в Российской Федерации"[2]
институт мировой юстиции, спустя более 130 лет был вновь восстановлен. В этой
связи, в судебной практике возникло множество проблем, требовавших своего
теоретического и практического разрешения. Указанные обстоятельства дают
основание рассматривать исследование института мировой юстиции и особенно его
роли и значения в уголовном судопроизводстве как актуальную в теоретическом и
практическом отношениях проблему. Попытка его решения предпринята в данной
курсовой работе.
Итак, тема моей курсовой работы
– роль и значение мировой юстиции в уголовном судопроизводстве.
В своей работе я постараюсь
рассматривать вопросы не только с правовой и теоретической стороны, но и
проводить какие-то исторические параллели и аналогии, искать примеры и ответы
на некоторые вопросы в прошлом нашей страны, т.е. делать некоторые сравнения
прошлого и ныне действующего законодательства.
Нельзя объять необъятное, поэтому в своей курсовой
работе я остановлюсь лишь на наиболее общих понятиях рассматриваемых вопросов,
ведь каждый вопрос может стать объектом большого научного исследования и
таковым является. При этом я постараюсь не забывать приводить мнения различных
исследователей по той или иной проблеме.
Основным нормативным актом
регламентирующим деятельность мировых судов является Федеральный закон от 17
декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"[3]. Согласно ему:
Мировые судьи в
Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской
Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия,
порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей
устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным
законом "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными
конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения
(избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами
субъектов Российской Федерации.
Мировые судьи осуществляют
правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия
мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления
правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться
также законами субъектов Российской Федерации.
Вступившие в силу постановления
мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы
и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных
объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат
неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На мировых судей и членов их
семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а
также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом
Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и иными
федеральными законами.
Законами субъектов Российской
Федерации мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии
материального обеспечения и социальной защиты.
Компетенция
мирового судьи.
1. Мировой судья рассматривает в
первой инстанции:
1) уголовные дела о
преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное
наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;
2) дела о выдаче судебного
приказа;
3) дела о расторжении брака,
если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между
супругами совместно нажитого имущества;
5) иные дела, возникающие из
семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства
(материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об
усыновлении (удочерении) ребенка;
6) дела по имущественным спорам
при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда,
установленных законом на момент подачи заявления;
7) дела, возникающие из трудовых
отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
8) дела об определении порядка
пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
9) дела об административных
правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях.
2. Мировой судья рассматривает
дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в
первой инстанции и вступивших в силу.
3. Мировой судья единолично
рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.
Мировые судьи осуществляют свою
деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и
количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются
федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта
Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или
по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим
субъектом Российской Федерации. Судебные участки и должности мировых судей
создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные
участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30
тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью
населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Судебный
участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные
к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в
юрисдикцию другого судьи или суда.
Требования,
предъявляемые к мировому судье:
Мировым судьей может быть
гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее
юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти
лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и
получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего
субъекта Российской Федерации.
От сдачи квалификационного
экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей
соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж
работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Мировой судья не вправе быть
депутатом представительных органов государственной власти или органов местного
самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять
предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового
судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской,
литературной и иной творческой деятельности.
Мировые судьи назначаются
(избираются) на должность законодательным (представительным) органом
государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на
должность населением соответствующего судебного участка в порядке,
установленном законом субъекта Российской Федерации. Мировой судья назначается
(избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего
субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении
указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова
выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При
повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи
мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом
соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|