Такой зазор характеризуется соотношением размеров
зазора у края полюса dкр и под его серединой d0.
Максимально допустимый коэффициент искажения поля
(102)
Подставляя численные значения, получаем:
По графику 2.6, находим значение коэффициента устойчивости
поля Ку = 0,7.
Определяем МДС в воздушном зазоре
(103)
где Кv – коэффициент регулирования скорости
тепловоза при полном использова-
ния мощности тепловоза;
(104)
Подставляя численные значения, получаем:
Тогда
Определяем эквивалентный воздушный зазор с учётом коэффициента
воздушного зазора Кdэ , учитывающего зубчатое строение якоря:
(105)
Подставляя численные значения, получаем:
Находим действительный эквивалентный воздушный зазор dэ,
учитывая, что он связан с полученным расчётным значением d¢э
соотношением
d¢э = Кdэ×dэ,
(106)
где Кdэ – коэффициент воздушного зазора;
(107)
где
bz1
= t1 +
bп
, (108)
Подставляя численные значения, получаем:
bz1 = 28 –12,2 = 15,8 мм,
Подставив выражение (107) в (106), получим
(109)
Отсюда приходим к квадратному уравнению относительно dэ:
(110)
корни которого равны
(111)
Подставляя численные значения, получаем:
Определяем зазор под центром сердечника
(112)
Коэффициент Кэ определяем по графику 2.5 в функции dкр
/ d0 , Кэ = 1,52.
Определяем зазор под краем сердечника полюса
(113)
Подставляя численные значения, получаем:
Площадь воздушного зазора
(114)
Подставляя численные значения, получаем:
Зубцовая зона. Расчёт выполняем по магнитной индукции,
определяемой в расчётном сечении зубца, отстоящем от его основания на 1/3
высоты:
(115)
где bZ 1/3 – ширина зубца на высоте 1/3 от его основания,
которая определяется
по формуле:
(116)
Подставляя численные значения, получаем:
Подставляя численные значения в (115), получаем:
Так как = 2 Тл > 1,8 Тл, то считается, что магнитный поток
проходит как по зубцам, так и частично по пазам. Полученная в этом случае
индукция является
кажущейся, а действительное ее значение определяется с учетом ответвления
магнитного потока в паз. Величина этого ответвления зависит от насыщения
зубцового слоя и от соотношения размеров по ширине зубца и паза, что
определяется коэффициентом формы зубца якоря:
(117)
Подставляя численные значения, получаем:
Тогда действительная индукция в зубце будет:
(118)
где m0 – магнитная постоянная, m0 = 1,25 Гн/см.
определяют по полученному ранее значению индукции по кривой намагничивания для выбранной
марки электротехнической стали, которая представлена в табличной форме в
приложении 4, , = 400 А/см.
Тогда
Находим магнитное напряжение в зубце
(119)
Подставляя численные значения, получаем:
Площадь сечения зубцового слоя
(120)
Подставляя численные значения, получаем:
Сердечник якоря. Для принятого ранее значения индукции в
сердечнике якоря Ва по кривым намагничивания, приведенным в
приложении 4, , находим напряжённость магнитного поля На.
Магнитное напряжение в сердечнике якоря
Fa = Ha×La,
(121)
где La – длина средней силовой линии в сердечнике
якоря, определяется по
формуле:
(122)
Подставляя численные значения, получаем:
По приложению 4, , для стали 1312 находим На = 14
А/см. Тогда
Fa = 14×19,6 = 274,4 А.
Сердечник главного полюса обычно изготавливают наборным из
штампованных листов малоуглеродистой стали Ст2.
Для принятого ранее значения индукции в сердечнике
полюса по кривым намагничивания (приложение 4 ) находим напряженность
магнитного поля Нт = 70,5 А/см.
Магнитное напряжение в сердечнике полюса
определяется по формуле:
Fт = Нт×hт,
(123)
где hт – предварительно принятая ранее высота полюса, 8,8 см.
Тогда подставляя численные значения,
получаем:
Fт = 70,5×8,8 = 620,4 А.
Станина двигателя обычно выполняют
литым из стали 25 Л.
Для принятого ранее значения
индукции в станине Вст по кривым намагничивания (приложение 4 )
находим напряженность магнитного поля Нст = 39 А/см.
Магнитное напряжение в сердечнике
полюса определим по следующей формуле:
Fст = Нст×Lст,
(124)
где Lст – длина средней силовой магнитной линии в станине,
определяется
по формуле:
Lст = 0,65…0,75×t. (125)
Подставляя численные значения,
получаем:
Lст = 0,7×44 = 30,8 см.
Тогда подставляя численные
значения в (124), получаем:
Fст = 39×30,8 = 1201,2
А.
Общая МДС магнитной цепи
определяется по формуле:
Fо.дл. = Fd + Fz + Fa + Fт + Fст.
(126)
Подставляя численные значения,
получаем:
Fо.дл. =
1216+274,4+620,4+1201,2+7258 = 10600 А.
В правильно
рассчитанном двигателе коэффициент насыщения в продолжительном режиме должен
быть:
кн = Fо.дл. /Fd = 1,5…2,0. (127)
Подставляя численные значения,
получаем:
кн =
10600/7258 = 1,5.
Расчет размагничивающего действия
реакции якоря производим по методу А.Б.Иоффе.
Для компенсации размагничивающего
действия реакции якоря соответствующая МДС определяется по формуле:
=кр×Fря,
(128)
где кр – коэффициент
размагничивания, кр = 0,15;
Fря – реакция
якоря, определяется по следующей формуле:
(129)
Подставляя численные значения,
получаем:
Тогда
подставляя численные данные в (128), получаем:
Результаты
расчета магнитной цепи для продолжительного режима целесообразно свести в
таблицу 2.
Таблица 2 – Расчет
магнитной цепи для продолжительного режима
|