Расчет параметров тягового электродвигателя
СОДЕРЖАНИЕ
1 РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ТЕПЛОВОЗА И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
1.1 Выбор расчетных сил
тяги и скорости тепловоза
1.2 Выбор типа
электрической передачи и схемы соединения ТЭД
1.3 Определение основных
расчетных параметров электрических машин
1.4 Определение основных
размеров ТЭД
1.5 Определение главных
размеров синхронного генератора
1.6 Определение параметров
зубчатой передачи
1.7 Определение габаритных
размеров
2 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РАСЧЕТ ТЭД
2.1 Выбор типа обмотки
2.2 Расчет числа пазов, параметров обмотки якоря
2.3 Расчет коллекторно-щеточного узла
2.4 Разборка эскиза магнитной цепи
2.5 Расчет магнитных напряжений участков магнитной цепи
2.6 Расчет главных полюсов, коммутации и добавочных полюсов
2.7 Определение к.п.д. при длительном режиме работы
3 РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТЭД, СГ И ТЕПЛОВОЗА
3.1 Внешняя характеристика генератора
3.2 Характеристика намагничивания
3.3 Электромеханические характеристики ТЭД
3.4 Разгонные характеристики ТЭД
3.5. Тяговая характеристика тепловоза
4 РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЭД И СГ
ЛИТЕРАТУРА
1 РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ТЕПЛОВОЗА И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ
1.1 Выбор расчетных сил тяги и скорости тепловоза
Длительная сила тяги и скорость определяют массу
поезда и среднюю техническую скорость локомотива, а в конечном итоге, его
производительность, поэтому нахождение оптимальных значений этих величин
является одной из важнейших задач.
Длительная сила тяги тепловоза определяется по
формуле:
(1)
где Nдг. – свободная мощность тепловоза, передаваемая генератору,
рассчи-
тывается по формуле:
Nдг. = Ne – Nвсп.,
(2)
Nвсп. – мощность, расходуемая на привод вспомогательных
агрегатов
тепловоза, определяется по формуле:
Nвсп. = (0,08…0,15)Ne,
(3)
Подставляя численные значения, получаем:
Nвсп. = 0,1×2940 = 294
кВт.
Тогда подставляя численные
значения в (2), получаем:
Nдг = 2940 – 294
= 2646 кВт.
hп – к.п.д.
электрической передачи, определяется по формуле:
hп = hг×hтд×hзп,
(4)
hг, hтд, hзп – к.п.д.
соответственно генератора, тягового электро-
двигателей,
зубчатой передачи, принимаем hг = 0,95,
hтд = 0,93, hзп = 0,985.
Подставляя численные данные,
получаем:
hп = 0,95×0,93×0,985 = 0,87.
uдл – длительная
скорость тепловоза, uдл = 30 км/ч.
Тогда подставляя численные
значения в (1), получаем:
Определим
коэффициент тяги на расчетном подъеме по следующей формуле:
(5)
Подставляя численные значения,
получаем:
Полученный
коэффициент тяги входит в рекомендуемый предел значения коэффициента тяги для
грузового тепловоза.
1.2 Выбор типа электрической передачи и
схемы соединения ТЭД
Предельная мощность тепловозного
генератора постоянного тока определяется из условий удовлетворительной
коммутации критерием Касьянова, который соответствует выражению:
Рг×nд <=2×106,
(6)
где Рг – мощность генератора,
которую можно рассчитать по формуле:
Рг = Nдг×hд,
(7)
Подставляя численные значения,
получаем:
Рг = 2646×0,95 = 2514
кВт.
Тогда
подставляя численные значения в (6), получаем:
2514×1100 = 2765400
> 2×106.
Так как критерий Касьянова не
выполняется, то выбираем передачу переменно-постоянного тока.
Схема соединения электродвигателей
выбирается таким образом, чтобы обеспечить необходимые тяговые свойства
тепловоза. На выбор электрической схемы соединений ТЭД оказывает влияние максимальная
скорость тепловоза ,
при которой должна использоваться полная мощность силовой установки. Скорость
максимального использования мощности для грузовых тепловозов принимается . При выборе схемы
соединения ТЭД необходимо последовательно исследовать возможность применения
различных вариантов в порядке возрастания их сложности. Критерием применимости
той или иной схемы является величина скорости полного использования мощности
силовой установки тепловоза. Если схема обеспечивает достижение тепловозом
скорости , равной
или большой заданной, то она может быть применена. В противном случае
необходимо исследовать следующий по сложности вариант. Таким образом, задача
сводиться в определении скорости .
Для начала рассчитаем постоянную
схему соединений ТЭД с ослаблением поля:
Максимальную скорость полного
использования мощности тепловоза в этом случаем, определим по формуле:
(8)
где a - коэффициент
ослабления возбуждения;
К2г.дл –
коэффициент регулирования генератора;
Кгоп – степень
насыщения магнитной системы электродвигателей при
длительном режиме по
сравнению с режимом ослабленного поля
при скорости .
Задаваясь коэффициентом ослабления
a = 0,28 и
выбирая две ступени ослабления, определяем коэффициент Кг.дл =1,4.
Степень насыщения определяем с
помощью кривой намагничивания:
Кгоп
= АС/АЕ=1,8.
Тогда
подставляя численные данные в (8), получаем:
Так как скорость , то, следовательно, эта
схема соединения ТЭД нам подходит. Значит, мы выбираем схему соединения ТЭД с
ослабленным полем.
1.3 Определение основных расчетных параметров электрических
машин
Максимальное напряжение тепловозного генератора
принимаем следующим: Uг.max = 800 В.
Максимальному напряжению генератора соответствует
минимальный ток генератора, при котором еще полностью используется мощность
дизеля, определяется по формуле:
(9)
где Р’г – мощность генератора при
минимальном токе Iг.min:
Р’г
= Nдг×h’г,
(10)
Тогда
Р’г
= 2646×0,97
кВт.
Тогда минимальный ток генератора будет:
Напряжение и
ток при длительном режиме работы тепловоза:
(11)
(12)
где Рг.дл = Nдг×h’г = 2646×0,95 = 2514
кВт.
Тогда
подставляя численные данные в (11) и (12), получаем:
Максимальный пусковой ток принимают, исходя из перегрузочной способности
электрических машин, равным
Iг.max = (1,3…1,5)×Iг.дл.
(13)
Тогда
подставляя численные значения, получаем:
Iг.max = 1,4×4400 = 6160 А.
Минимальное напряжение генератора определяется по формуле:
(14)
где Р’’г – мощность
генератора при максимальном токе:
Р’’г = Nдг×h’’г = 2646×0,94 = 2487
кВт.
Тогда
подставляя численные значения, получаем:
Максимально допустимый ток по условию коммутации рассчитывается по следующей
формуле:
Iг.ком » 2×Iг.дл = 2×4400 = 8800 А.
Так как
у меня в курсовом проекте 8 параллельно соединенных ТЭД, то:
Uд = Uг; Iд = Iг/8.
Длительная мощность электродвигателя определятся по формуле:
Рд.дл = Uд.дл×Iд.дл×10 –3.
(15)
Подставляя
численные значения, получаем:
Рд.дл = 571×550×10 –3 = 314
кВт.
1.4 Определение
основных размеров тягового электродвигателя
Основные
размеры электрических машин можно определить из выражения:
(16)
где Dа – диаметр
якоря;
ℓа –
длина сердечника якоря;
Рр – расчетная
мощность;
at - расчетный
коэффициент полюсного перекрытия, принимаем at = 0,6;
Кв –
коэффициент формы паза;
Коб – обмоточный
коэффициент обмотки статора;
А – линейная
нагрузка якоря, принимаем А= 375 А/см;
Вd - магнитная
индукция в воздушном зазоре, Вd = 0,98 Тл;
wр – расчетная
частота вращения.
Для тягового
электродвигателя Рр = Рдл и wр = wд.дл , а частота
вращения двигателя в свою очередь определяется по следующей формуле:
(17)
где uа.max – максимально
допустимая окружная скорость якоря, принимаем
uа.max = 70 км/ч;
Dа – диаметр
якоря двигателя, принимаем Dа = 0,56 м.
Подставляя это
в выражение (16) и учитывая, что для машин постоянного тока Кв×Коб = 1,
получаем:
(18)
Подставляя
численные значения, получаем:
Выразим от сюда
ℓа = 0,44 м.
1.5 Определение
главных размеров синхронного генератора
Расчетная
электромагнитная мощность определяется по следующей формуле:
(19)
где Ке – коэффициент
зависящий от заданного cos j и от индуктивного
сопротивления рассеяния.
Подставляя
выражение (19) в формулу (16) и учитывая, что wг.р = wг.max, получим:
(20)
При расчете
принимаем at = 0,72; Кв = 1,11; Коб = 0,972; Вdmax = 0,98 Тл; А = 600
А/см; cosj = 1,06.
Тогда
подставляя численные значения, получаем:
Принимаем, что диаметр якоря генератора равен: 1,2 м, тогда выразив из (20)
получаем, что длина якоря равна: 0,53 м.
1.6
Определение параметров зубчатой передачи
На
современных тепловозах в основном применяется индивидуальный привод колесных
пар, при котором каждая движущая ось через зубчатый редуктор связана со своим
отдельным ТЭД.
Так как
конструкционная скорость тепловоза равна 115 км/ч, то принимаем опорно-рамную
подвеску ТЭД.
Передаточное отношение зубчатой передачи определим по формуле:
(21)
где w - частота вращения оси колесной пары.
Подставляя численные значения, получаем:
Полученное передаточное отношение проверяем на возможность размещения зубчатой
передачи.
Максимально возможное по условиям размещения передаточное отношение определяется
по формуле:
(22)
Минимальное число зубьев малой шестерни
определяется по формуле:
(23)
где dz.min – минимальный диаметр делительной окружности шестерни;
m – модуль зубчатой передачи.
Крутящий момент определяется по формуле:
(24)
где wд.дл – частота вращения двигателя в длительном
режиме, определяется
по следующей формуле:
Тогда
подставляя численные значения, получаем:
По
значению крутящего момента определяем: dz.min = 160 мм и m = 10.
Тогда
подставляя численные значения в (23), получаем:
Максимально возможный диаметр делительной окружности зубчатого колеса
определяется по формуле:
Dz.max = D – 2(b – b1),
(25)
где b – расстояние между нижней точкой поверхности кожуха зубчатой
передачи и головки рельса, принимаем 150 мм;
b1 – минимальное расстояние между делительной окружностью зубчатого
колеса и нижней поверхностью кожуха, принимаем 17 мм.
Тогда
подставляя численные значения, получаем:
Dz.max = 1,25
– 2(0,15 – 0,017) = 0,915 м.
Максимально возможное число зубьев большого колеса определяется по следующей
формуле:
(26)
Подставляя численные значения, получаем:
Тогда
подставляя численные данные в (22), получаем, что:
Так как m <
mmax , то окончательно принимаем передаточное отношение зубчатой передачи m = 5,75, а Z = 100 и z = 17.
Централь передачи определяется по следующей формуле:
(27)
Подставляя численные значения, получаем:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|