Расчет параметров тягового электродвигателя
СОДЕРЖАНИЕ
 
1 РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ТЕПЛОВОЗА И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ 
1.1   Выбор расчетных сил
тяги и скорости тепловоза  
1.2   Выбор типа
электрической передачи и схемы соединения ТЭД 
1.3   Определение основных
расчетных параметров электрических машин 
1.4   Определение основных
размеров ТЭД 
1.5   Определение главных
размеров синхронного генератора 
1.6   Определение параметров
зубчатой передачи 
1.7   Определение габаритных
размеров 
2 ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РАСЧЕТ ТЭД 
2.1 Выбор типа обмотки  
2.2 Расчет числа пазов, параметров обмотки якоря 
2.3 Расчет коллекторно-щеточного узла 
2.4 Разборка эскиза магнитной цепи 
2.5 Расчет магнитных напряжений участков магнитной цепи 
2.6 Расчет главных полюсов, коммутации и добавочных полюсов 
2.7 Определение к.п.д. при длительном режиме работы 
3 РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК  ТЭД, СГ И ТЕПЛОВОЗА 
3.1 Внешняя характеристика генератора 
3.2 Характеристика намагничивания 
3.3 Электромеханические характеристики ТЭД 
3.4 Разгонные характеристики ТЭД 
3.5. Тяговая характеристика тепловоза 
4 РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЭД И СГ 
ЛИТЕРАТУРА 
    
1 РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ТЕПЛОВОЗА И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ  
 
1.1 Выбор расчетных сил тяги и скорости тепловоза 
 
       Длительная сила тяги и скорость определяют массу
поезда и среднюю техническую скорость локомотива, а в конечном итоге, его
производительность, поэтому нахождение оптимальных значений этих величин
является одной из важнейших задач. 
       Длительная сила тяги тепловоза определяется по
формуле: 
 
                                                                                                    (1) 
 
где Nдг. – свободная мощность тепловоза, передаваемая генератору,
рассчи- 
                 тывается по формуле: 
 
                                                 Nдг. = Ne – Nвсп.,                                                         
(2) 
 
      Nвсп. – мощность, расходуемая на привод вспомогательных
агрегатов 
                  тепловоза, определяется по формуле: 
 
                                              Nвсп. = (0,08…0,15)Ne,                                                 
(3) 
      
       Подставляя численные значения, получаем: 
 
Nвсп. = 0,1×2940 = 294
кВт. 
  
       Тогда подставляя численные
значения в (2), получаем: 
  
Nдг = 2940 – 294
= 2646 кВт. 
  
       hп – к.п.д.
электрической передачи, определяется по формуле: 
 
                                                  
hп = hг×hтд×hзп,                                                        
(4) 
 
       hг, hтд, hзп – к.п.д.
соответственно генератора, тягового электро- 
                             двигателей,
зубчатой передачи, принимаем hг = 0,95,   
                                          
hтд = 0,93, hзп = 0,985. 
       Подставляя численные данные,
получаем: 
 
hп = 0,95×0,93×0,985 = 0,87. 
  
        uдл – длительная
скорость тепловоза,                 uдл = 30 км/ч. 
       Тогда подставляя численные
значения в (1), получаем: 
 
  
       Определим
коэффициент тяги на расчетном подъеме по следующей формуле: 
                                                     
                                                       (5) 
 
       Подставляя численные значения,
получаем: 
 
  
       Полученный
коэффициент тяги входит в рекомендуемый предел значения коэффициента тяги для
грузового тепловоза. 
 
1.2 Выбор типа электрической передачи  и
схемы соединения ТЭД 
 
       Предельная мощность тепловозного
генератора постоянного тока определяется из условий удовлетворительной
коммутации критерием Касьянова, который соответствует выражению: 
 
                                                       
Рг×nд <=2×106,                                                      
(6) 
 
где Рг – мощность генератора,
которую можно рассчитать по формуле: 
 
                                                         
Рг = Nдг×hд,              
                                               (7) 
        
       Подставляя численные значения, 
получаем:   
 
Рг = 2646×0,95 = 2514
кВт. 
  
       Тогда
подставляя численные значения в (6), получаем: 
 
2514×1100 = 2765400
> 2×106. 
 
Так как  критерий Касьянова  не
выполняется, то выбираем передачу переменно-постоянного тока.
       Схема соединения электродвигателей
выбирается таким образом, чтобы обеспечить необходимые тяговые свойства
тепловоза. На выбор электрической схемы соединений ТЭД оказывает влияние максимальная
скорость тепловоза  ,
при которой должна использоваться полная мощность силовой установки. Скорость
максимального использования мощности для грузовых  тепловозов принимается  . При выборе схемы
соединения ТЭД необходимо последовательно исследовать возможность применения
различных вариантов в порядке возрастания их сложности. Критерием применимости
той или иной схемы является величина скорости полного использования мощности
силовой установки тепловоза. Если схема обеспечивает достижение тепловозом
скорости , равной
или большой заданной, то она может быть применена. В противном случае
необходимо исследовать следующий по сложности вариант. Таким образом, задача
сводиться в определении скорости . 
       Для начала рассчитаем постоянную
схему соединений ТЭД с ослаблением поля: 
       Максимальную скорость полного
использования мощности тепловоза в этом случаем, определим по формуле: 
    
                                              
                                                      (8) 
 
где a - коэффициент 
ослабления возбуждения; 
К2г.дл –
коэффициент регулирования генератора; 
 Кгоп – степень
насыщения магнитной системы электродвигателей при  
            длительном режиме по
сравнению с режимом ослабленного поля  
            при скорости  . 
       Задаваясь коэффициентом ослабления
a = 0,28 и
выбирая две ступени ослабления,  определяем коэффициент Кг.дл =1,4. 
       Степень насыщения определяем с
помощью кривой намагничивания: 
Кгоп
= АС/АЕ=1,8. 
  
       Тогда
подставляя численные данные в (8), получаем: 
 
  
       Так как скорость  , то, следовательно, эта
схема соединения ТЭД нам подходит. Значит, мы выбираем схему соединения ТЭД с
ослабленным полем. 
 
1.3 Определение основных расчетных параметров электрических
машин   
 
       Максимальное напряжение тепловозного генератора
принимаем следующим: Uг.max = 800 В. 
       Максимальному напряжению генератора соответствует
минимальный ток генератора, при котором еще полностью используется мощность
дизеля, определяется по формуле: 
 
                                                                                                     (9) 
 
где Р’г – мощность генератора при
минимальном токе Iг.min: 
 
                                                        Р’г
= Nдг×h’г,                                                      
(10) 
       
     Тогда 
Р’г
= 2646×0,97
кВт.                                                    
 
       Тогда минимальный ток генератора будет: 
 
  
       Напряжение и
ток при длительном режиме работы тепловоза: 
 
                                                  
                                                         (11) 
 
                                                                                                      (12)  
  
где Рг.дл  = Nдг×h’г = 2646×0,95 = 2514
кВт. 
       Тогда
подставляя численные данные в (11) и (12), получаем: 
  
  
  
      
Максимальный пусковой  ток принимают, исходя из перегрузочной способности
электрических машин, равным 
  
                                                 Iг.max = (1,3…1,5)×Iг.дл.                                             
(13) 
  
       Тогда
подставляя численные значения, получаем: 
  
  
Iг.max = 1,4×4400 = 6160 А. 
  
      
Минимальное напряжение генератора определяется по формуле: 
  
                                              
                                                      (14) 
где Р’’г – мощность
генератора при максимальном токе: 
  
Р’’г = Nдг×h’’г = 2646×0,94 = 2487
кВт. 
  
       Тогда
подставляя численные значения, получаем: 
  
   
  
      
Максимально допустимый ток по условию коммутации рассчитывается по следующей
формуле: 
Iг.ком » 2×Iг.дл = 2×4400 = 8800 А. 
  
       Так как
у меня в курсовом проекте 8 параллельно соединенных ТЭД, то: 
  
Uд = Uг;  Iд = Iг/8. 
  
      
Длительная мощность электродвигателя определятся по формуле: 
  
                                                 
Рд.дл = Uд.дл×Iд.дл×10 –3.                                              
(15) 
  
       Подставляя
численные значения, получаем: 
  
Рд.дл = 571×550×10 –3 = 314
кВт. 
  
  
  
1.4 Определение
основных размеров  тягового электродвигателя 
  
       Основные
размеры электрических машин можно определить из выражения: 
  
                                          
                                   (16) 
где Dа – диаметр
якоря; 
       ℓа –
длина сердечника якоря; 
       Рр – расчетная
мощность; 
       at - расчетный
коэффициент полюсного перекрытия, принимаем  at = 0,6; 
       Кв –
коэффициент формы паза; 
     Коб – обмоточный
коэффициент обмотки статора; 
        А – линейная
нагрузка якоря, принимаем А= 375 А/см; 
       Вd - магнитная
индукция в воздушном зазоре,                Вd = 0,98 Тл; 
     wр – расчетная
частота вращения.  
       Для тягового
электродвигателя Рр = Рдл   и wр = wд.дл , а частота
вращения двигателя в свою очередь определяется по следующей формуле: 
  
                                                   
                                           (17) 
  
где uа.max – максимально
допустимая окружная скорость якоря, принимаем  
                    uа.max = 70 км/ч; 
         Dа – диаметр
якоря двигателя, принимаем Dа = 0,56 м. 
       Подставляя это
в выражение (16) и учитывая, что для машин постоянного тока Кв×Коб = 1,
получаем: 
  
                                        
                               (18) 
  
       Подставляя
численные значения, получаем: 
  
  
       Выразим от сюда
ℓа = 0,44 м. 
  
  
1.5 Определение
главных размеров синхронного генератора 
  
       Расчетная
электромагнитная мощность определяется по следующей формуле:  
                                                   
                                          (19) 
  
где Ке – коэффициент
зависящий от заданного cos j и от индуктивного  
             
сопротивления рассеяния. 
       Подставляя
выражение (19)  в формулу (16) и учитывая, что wг.р = wг.max, получим: 
                                   
                   (20) 
        
       При расчете
принимаем  at = 0,72; Кв = 1,11; Коб = 0,972; Вdmax = 0,98 Тл; А = 600
А/см; cosj = 1,06. 
       Тогда
подставляя численные значения, получаем: 
  
  
      
Принимаем, что диаметр якоря генератора равен: 1,2 м, тогда выразив из (20)
получаем, что длина якоря равна: 0,53 м. 
  
  
  
  
  
1.6
Определение  параметров зубчатой передачи  
  
     На
современных тепловозах в основном применяется индивидуальный привод колесных
пар, при котором каждая движущая ось через зубчатый редуктор связана со своим
отдельным ТЭД. 
       Так как
конструкционная скорость тепловоза равна 115 км/ч, то принимаем опорно-рамную
подвеску ТЭД. 
      
Передаточное отношение зубчатой передачи определим по формуле: 
  
                                                                                              (21) 
  
где w - частота вращения оси колесной пары. 
      
Подставляя численные значения, получаем: 
  
  
      
Полученное передаточное отношение проверяем на возможность размещения зубчатой
передачи. 
      
Максимально возможное по условиям размещения передаточное отношение определяется
по формуле: 
  
                                                          
                                                  (22) 
  
       Минимальное число зубьев малой шестерни
определяется по формуле: 
  
                                                         
                                                  (23) 
  
где dz.min – минимальный диаметр делительной окружности шестерни; 
           m – модуль зубчатой передачи. 
      
Крутящий момент определяется по формуле: 
  
                                                       
                                          (24) 
  
где wд.дл – частота вращения двигателя в длительном
режиме, определяется  
                
по следующей формуле: 
  
  
       Тогда
подставляя численные значения, получаем: 
  
  
       По
значению крутящего момента определяем: dz.min = 160 мм и m = 10. 
       Тогда
подставляя численные значения в (23), получаем: 
  
  
      
Максимально возможный диаметр делительной окружности зубчатого колеса
определяется по формуле: 
  
                                                     
Dz.max = D – 2(b – b1),                                         
(25) 
  
где b – расстояние между нижней точкой поверхности кожуха зубчатой  
            
передачи и головки рельса, принимаем 150 мм; 
      b1 – минимальное расстояние между делительной окружностью зубчатого 
            
колеса и нижней поверхностью кожуха, принимаем 17 мм. 
       Тогда
подставляя численные значения, получаем: 
  
  
Dz.max = 1,25
– 2(0,15 – 0,017) = 0,915 м. 
  
      
Максимально возможное число зубьев большого колеса определяется по следующей
формуле: 
  
                                                          
                                                (26) 
      
Подставляя численные значения, получаем: 
  
  
       Тогда
подставляя численные данные в (22), получаем, что: 
  
  
      Так как m <
mmax , то окончательно принимаем передаточное отношение зубчатой передачи m = 5,75, а Z = 100 и  z = 17. 
      
Централь передачи определяется по следующей формуле: 
  
                                                       
                                              (27) 
  
      
Подставляя численные значения, получаем: 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |