Конкретных форм
взаимодействия в общественной жизни бесчисленное множество, скажем -
взаимодействие матери и ребенка, жертвы и преступника, начальника и
подчиненного, капиталиста и рабочего, продавца и покупателя, врача и пациента,
учителя и ученика и т.п. Возможна ли их типология? Каков критерий выделения
того или иного взаимодействия из общего океана этих событий? Что гарантирует
социологическую ценность и значимость этого критерия?
Сорокин
предлагает классифицировать их в зависимости от количества самих элементов
взаимодействия в определенное историческое время и в определенном историческом
месте. В зависимости от первого элемента социальной системы или индивидов им
выделяются: а) взаимодействия по количеству индивидов (между двумя, одним и
многими и т.п.); б) в зависимости от полиморфизма индивидов (взаимодействия
между индивидами, принадлежащими к одной или разным группам - семье,
государству, расе, возрасту и т.п.). В зависимости от природы
"проводников": механические, тепловые, звуковые, светоцветовые и
другие взаимодействия. Благодаря подчеркиванию механического характера связи
между стимулом и реакцией и методологическому упору на явное
"наблюдаемое" поведение, социологический бихевиоризм как-то особенно
подходил для всевозможных классификаций, придающих его конструкциям вид точной,
объективной науки.
Как же ставил и
решал вопрос о социальной интеграции, типе интегральных связей и их основе
Сорокин в своей неопозитивистской, бихевиористической модели. Различные
элементы "социального взаимодействия" объединяются в органическое,
реальное единство, писал он, благодаря наличию причинно-функциональных
отношений между тремя элементами взаимодействия: индивидами, "актами"
и "носителями". Там, где нет тесной и постоянной функциональной
связи, там нет и структурного единства, а есть простая пространственная
близость и механическое сосуществование элементов, так называемые социальные конгломераты.
Единство вокруг нормы, ценности, цели или так называемых - души народа,
национального духа, группового разума, сознания рода и т.п. поэтических
образов, составляющих формально-типологические или телеологические единства,
являются фикцией подлинной интеграции.
Какие же факторы
социальной интеграции (или социализации, по его словам) Сорокин считает
наиважнейшими? Таковых три, отмечает он:
1.
"Космическо-географическая" социализация индивидов: климат,
территория и т.п. Так, холодная русская зима интегрировала в единое целое
многие стороны народного быта и культуры: избу, печь, валенки, полушубок,
заунывные под вьюги песни, особые обычаи и развлечения. Географический
детерминизм правильно подмечал многие зависимости этого вида, но слишком грубо
и односторонне их преувеличивал.
2.
"Биолого-физиологическая" социализация: основные инстинкты и стимулы,
заставляющие людей вступать в многочисленные взаимодействия. Так, половой
инстинкт лежит в основе самых разнообразных социальных явлений: проституции,
супружеского союза, актов умыкания женщин, религиозного гетеризма,
многоженства, изнасилования и т.п.
Влияние этих
факторов огромно, благодаря ему социальные группы и общество часто возникали и
возникают без всякой предумышленной цели, сознательного стремления, без всяких
соображений о пользе, моральности, ценности объединения.
3. Но предыдущие
факторы объединяют индивидов "механически", на почве этих
механических связей со временем устанавливаются новые связи -
"социально-психические": внушение, подражание, эмоционально-интеллектуальные
контакты и т.п. Эти новые интегральные связи или "психологическая
социализация" в сочетании с двумя первыми и составляют подлинную
объединяющую силу всех общественных явлений. Следует отметить, что это
утверждение несколько противоречит ранее высказанным им же сомнениям в
результативность интеграции вокруг нормы и ценности, т.е. знаменитых формул
психологического редукционизма типа "сознание рода", "группового
разума" и т.п. Спасение от психологического редукционизма он видит в более
строгом учете "социализирующей роли" географических (среды) и
биологических импульсов, структурно лежащих в основе большинства нитей,
составляющих подлинную ткань любых социальных единств и структур. Прежде чем
рассуждать о сложных результатах в виде социального института, организации или
порядка, государства или власти и т.п., необходимо основательно изучить
конкретные факты и мелкие формы "социализации".
В социальной
статике, по Сорокину, существует несколько уровней общего взаимодействия,
механизмы интеграции которых зависят друг от друга.
Первый уровень -
межиндивидуальные отношения, построенные на индивидуальных импульсах
(биологических и психологических), они проявляются и становятся всецело
социальными в непосредственных, "элементарных" группах. Под
социальной группой вообще Сорокин понимал форму взаимодействия, деятельности
людей. Под "элементарной" группой - единение людей вокруг любого
одного из признаков - пола, возраста, языка, профессии, веры, доходов и т.п. А
дальше идет второй уровень - т.е. различные напластования и комбинации
"элементарных" групп. Отношения между ними и создают своеобразные
исторические условия, в которых перечисленные факторы социализации и интеграции
работают в строго определенном направлении - соединяют или способствуют
распаду. Но и сами эти межгрупповые отношения зависят от третьего уровня, а
именно - отношений между "кумулятивными" группами, объединенными
вокруг нескольких признаков. К ним относятся классы, нации, народности, элиты и
т.п. Общество (или народонаселение) и есть общая совокупность всех
перечисленных образований.
Изучению проблем
"социального пространства", т.е. системе внутригрупповых, статусных и
межгрупповых отношений Сорокин посвятил второй том "Системы
социологии". На какие слои и группы разбивается общество, каковы
конкретные формы и направления расслоения, как индивиды циркулируют в слоях, а
группы в структуре? Общество, - отвечал на эти вопросы Сорокин, - "подобно
куску слюды, легко расслаивающемуся по отдельным слоям. Частицы слюды не одинаково
прочно связаны друг с другом: по линии расслоения они легко расслаиваются, в
пределах каждого слоя они крепче сцеплены взаимно".
Каждый индивид
принадлежит к ряду систем взаимодействия (скажем - русский, православный,
журналист, кадет, член общества любителей охоты и т.п.), которые представляют
собою сложную совокупность координат, определяющих его социальное положение
(статус), "физиономию" и поведение.
Общество
расслаивается на множество слоев и социальных групп с тем отличием от куска
слюды, что слои здесь идут не только горизонтально, но и вертикально, и во всех
других направлениях, пересекаясь, скрещиваясь и пронизывая друг друга. Индивид
в этих условиях оказывается членом (абонентом) множества социальных групп. Для
социолога все эти группы, "и кружок фотолюбителей, и общественные
классы" имеют равновеликое значения.
Впрочем, в
реальной общественной жизни наиболее могущественное влияние на своих членов и
на других людей оказывают группы в зависимости от следующих свойств: количества
собственных абонентов, степени распространенности, солидарности,
организованности власти и размеров технического аппарата воздействия на
поведение людей, в виде денег, печати, оружия, транспорта, знаний и навыков.
Все специальные
группы, "элементарные" и "кумулятивные", видятся Сорокину в
трех системных видах: "закрытые" (принадлежность к ним не зависит от
воли индивида - половая расовая, национальная группировка, каста, первичная
семья); "открытые" (принадлежность к ним зависит от воли,
сознательного выбора, наличествует свободная циркуляция индивидов - партийные,
научные, религиозные, профессиональные группировки) и "промежуточные"
(сочетающие частично свойства двух предыдущих - класс, сословие, вторичная
семья). Монистические попытки установить основные линии социальной дифференциации
по одной линии, одному из признаков (по расе, полу, семье, профессии, классам
или нациям) являются, по Сорокину, односторонними и упрощающими. Он энергично
отвергал все предыдущие и современные ему теории подобного рода.
Большое место во
втором томе "Система социологии" занимает описание всевозможных
"элементарных" групп, их роли в общественной жизни. Весь этот
обширный материал, охватывающий - расовые, половые, возрастные, семейные,
языковые, профессиональные, территориальные, религиозные, партийные, статусные
(беден - богат, объем прав и обязанностей), государственные группы он оценивал
с точки зрения методологического плюрализма. Что можно сказать об этом описании
в целом? В русской социологии до этой книги Сорокина не было подобного
развернутого атласа социальной статики. Отдельными группами, конечно,
занимались, но "Системы социологии" отличает стремление свести все
эти условия в одно целое. Отсюда известная иллюстративность, обилие "общих
мест". Правда, некоторые из "элементарных" групп рассматривались
им до и после опубликования "Системы социологии" более аналитично.
Так, предметом специального и очень глубокого изучения стала семья, была
интересная заявка относительно рефлексологии профессиональной группировки. В
этих случаях его главная мысль о полиструктурности общественной жизни, о
важности каждой "элементарной" группы получила дополнительные
доказательства и выглядела убедительнее, чем в общем информационном потоке
"Системы социологии". Были в "Системе социологии" и новые
группы, которыми русские социологи до него вообще не занимались. Так, он
представил критическое описание элит как номинальных групп. Это было первое и
единственное описание в отечественной литературе той поры.
Следующий раздел
второго тома "Системы социологии" имеет дело с "кумулятивными"
группами, объединяющих ряд "элементарных" групп в единое целое.
Сорокин подчеркивает, что эти объединения как и их составные части так же
выступают в "закрытой", "открытой" и "промежуточной"
формах, строят отношение солидарно, антагонистично или нейтрально. Наибольшее
внимание социологов, по Сорокину вызывали такие представители этого вида групп
как общественные классы. Но основная масса социологов, использовала понятие
классов и классовой борьбы без каких-либо аналитических определений класса,
считая их чем-то очевидным и понятным. Некоторые социологи пытались дать
определение. Так, в русской социологии было несколько попыток, Сорокин
предложил свой вариант.
"Распределительная
теория" (М. Туган-Барановский, П. Струве и другие) понимала под классом
социальную группу, члены которой находятся в одинаковом социальном положении
(статусе) по отношению к процессу общественного присвоения прибавочного
продукта, произведенного ею или другими группами и вследствие этого имеют общие
экономические и политические интересы и общих антагонистов. Подчеркивалось, что
распределение материальных и культурных ценностей, кадров, денег, образования
есть функции власти и собственности.
"Организационная
теория" (А. Богданов, В. Шулятиков и др.) на первое место среди классовообразующих
признаков ставила роль и возможность в организации общественной жизни как
системы. "Командующие классы" были руководителями, организаторами
жизни, другие классы - потребителями, исполнителями их воли.
И, наконец,
"производственная теория" (В. Чернов, С. Солнцев и другие)
рассматривала классы как категории хозяйственного строя. Под классами при этом
понимались группы лиц объединяемых одинаковым положением в системе
общественного производства, плюс - общими источниками дохода, общностью объективных
интересов.
Наряду с вопросом
о "чистых" классах в русской социологии поднималась проблема
"классоподобных" групп - интеллигенции, бюрократии, смешанных классов
(типа "дворянская буржуазия") промежуточных - "средние
классы". Сорокин был хорошо знаком с этими работами и марксистской
позицией, комбинирующей ряд признаков класса, обнаруживаемых в отдельности в
других теориях.
Он определял
класс как "кумулятивную" группу, сочетающую три
"элементарных" группировки: профессиональную, имущественную и правовую
и в силу их объединения получающую новые, дополнительные социально-психические,
идеологические и т.п. характеристики.
"Совокупность
лиц, сходных по профессии, по имущественному положению, по объему прав, а,
следовательно, имеющих тождественные. интересы, составляет класс". В
конкретной исторической действительности этот скелет обрастает дополнительными
свойствами, наслоениями. Сходство профессии и обеспеченность правами влечет за
собой обычно сходство образовательного уровня, вкусов, убеждений, симпатий,
поведения и всего образа жизни людей одного класса. Из этих сходств вырастает
типическая "конкретность и наглядность социально-психологической
физиономии класса", делающая его "социальным типом".
Позднее, в
1925-1926 гг. уже в США Сорокин конкретизирует эти положения в целой серии
любопытных исследований и сопоставлений американских миллионеров и
мультимиллионеров, европейских монархов и правителей, изменений
профессионального и экономического статуса в американской семье в течение
четырех поколений.
Антагонизм и
борьба классов, наполняющая "своим шумом и грохотом последние века",
в основном, на его взгляд, носит характер стихийного движения. "На
историческом поле битвы редко борются только класс с классом... Борьба идет
одновременно между слоями однородной группировки друг с другом и между слоями
разнородных группировок", ибо класс не монолитен, а стратифицирован.
Сколько же всего современных классов? По Сорокину, ответ будет относительным и
опираться будет на исследовательские цели. Можно выделить два-три основных,
можно большее количество и затем делить их на подклассы, роды и виды. Главное
не в этом, а в том, что классы - это реальность, с которой должны считаться и
исследователь, и политики. Когда позднее Сорокин перенес эти идеи в США, они
произвели неожиданный эффект. Современные комментаторы оценили их выразительно:
Сорокин разрушил "миф о бесклассовости американского общества и увлек
новыми поисками большую группу специалистов". Некоторые составили
впоследствии себе имя как раз на этом поприще. Ему они обязаны появлением
"многих терминов и стандартов исследования".
П.А. Сорокин
писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих
причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль
играет наше социологическое невежество… Голод и холод, разврат и преступление,
несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого
общества. Только тогда, когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда
познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в
борьбе с общественными бедствиями. Только знание здесь может указать, как нужно
устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы. Вот с этой
практической точки зрения социология приобретает громадное значение».
Итак, Сорокин
разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология
изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего.
Теоретическая социология подразделяется на:
1. социальную
аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и
сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших
социальных явлений.
2. социальную
механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно
вызывается и определяется.
3. социальную
генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические
тенденции в развитии общественной жизни людей»
Социология
практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения
должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную
политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал
Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь
на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству
возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно
поставленным целям».
В учении о
строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения
населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны
изучить их в простейшем виде.» Он показывает, что простейшей моделью
социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении
взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия; проводники
(световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами
взаимодействия социальных групп являются
1) взаимодействия
двух, одного и многих, многих и многих
2) взаимодействие
сходных и несходных лиц
3) взаимодействие
одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и
неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и
бессознательное
Страницы: 1, 2, 3
|