Развитие социальной мысли в ХХ веке на примере личности
Высшая
школа приватизации и предпринимательства.
Реферат
по социологии на тему:
«Развитие
социальной мысли в ХХ веке на примере личности»
Выполнил
студент 3 курса отделения
«Менеджмент
организации»
Группа
СПб-М-05-4
Зарипов
Рустэм Габидуллович
Санкт-Петербург.
2006 г.
Социология –
интегративная наука о системном понимании общества. Её предметом являются общие
специфические законы развития, функционирования социальных систем, конкретные
формы и проявления этих законов в деятельности общества, классов, социальных
групп, человека.
1 закон – закон
общественного разделения труда;
2 закон – закон
удовлетворения возрастающих потребностей человека и общества;
3 закон – закон
экономии рабочего и увеличения свободного времени для всестороннего и
гармоничного развития личности каждого человека.
Итак, вся история
мировой социальной мысли в первую очередь отражает главное в происходящих в
обществе процессах:
жизнедеятельность
человека, вступающего в отношения с другими людьми с целью удовлетворения
возникающих потребностей.
Именно
конкретно-исторические типы и виды взаимодействия людей определяют
конфигурацию, характерные черты, противоречия и тенденции развития общественной
жизни.
Но не только
жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества,
но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и
способное к целенаправленной творческой деятельности. Факт, что при всех
качествах, выделяющих человека из животного мира, все же человек остается
биологическим существом, звеном в цепи развития живых организмов на Земле.
Взаимодействие
личности и общества всегда являлось одной и из центральных проблем социологии.
Общество и личность - сложнейшие многофункциональные системы, при том
разнопорядковые. Соответственно возникает много подходов к анализу процесса их
взаимодействия.
Вот и мне в этой
работе хотелось бы рассмотреть развитие социальной мысли в ХХ веке на примере
жизни одного человека. Его биография и его труды являются единым целым,
удивительно подтверждают и дополняют друг друга, развиваясь на протяжении всей
жизни. Так или иначе, мы судим о какой-либо эпохе в развитии человеческого
общества и его социальном строе чаще всего по какой-то заметной личности,
олицетворяющей собою этот временной срез.
Эта личность для
России в моем социологическом видении - Питирим Александрович Сорокин
(1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века.
Творческую
деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.)
и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был
«американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке»
ведущих социологов мира.
Родился П.А.
Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской
губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми, крестьянка. Питиримом
его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь.
Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и
выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в
селе Палевицы. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее
поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом
занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне
Римье, Яреского уезда. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В
последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие,
чиновники, служители культа, официальные лица, доктора,
писатели...представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы
(большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех
мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал
новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное
чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой
кругозор»
В 1906г. П.
Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан
оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве
пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал
экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический
институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал
печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник
психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было
сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в
Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный
случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.
За всё это время
Сорокин не покидал революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян.
В 1911г. он вынужден был, в избежание ареста, бежать из Петрограда сначала в
Подолию, потом за границу. В 1913 г. был арестован снова. За всё это время
Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга
«Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как
русской, так и европейской науки. В 1917г. им была написана целая серия
политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство
государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы
будущего мира» и др.
В 1914г. Сорокин
окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию.
После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала 1917г. он становится
«приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март
1917г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией 1917г. Сорокин
оказался в водовороте политических событий в стране. 1918г. - самый бурный год
в жизни П. Сорокина. После Февральской революции Сорокин был секретарем А.
Керенского по проблемам науки, по его совету премьер вводит преподавание
социологии в русских университетах в качестве обязательного курса. В 1919 г.
Сорокин становится членом Социологического института, на собраниях которого
совместно с А. Гизетти и П. Люблинским читает курс по социологии для
специалистов и проводит ряд эмпирических исследований социальной структуры
послереволюционной России. Преподает социологию в ряде своеобразных
научно-учебных учреждений той поры - "Живом слове", "Истории
искусства", "Народном хозяйстве", в которых сотрудничали в эти
годы А. Луначарский, К. Чуковский, А. Блок, Н. Гумилев, Е. Замятин и многие
другие выдающиеся представители русской интеллигенции. В 1920 г. избирается
руководителем кафедры общей социологии на факультете общественных наук
Петроградского университета. После ареста в январе 1918г. он провел около трех
месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного
правительства. После освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член
Учредительного собрания и Союза возрождения России, в конце мая отправился с
антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Эта миссия
не увенчалась успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских
лесах. Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и
самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда,
вероятно, им было написано его «отречение» - открытое письмо, в котором он
признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.
После этого
Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до
середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со
статьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». По личному распоряжению
Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На
этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после
освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в
университете. Только в конце 1920г., на специальном заседании факультета
общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской
защиты. В 1922г. опубликована работа Сорокина «Система социологии», которая
была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.
В «Системе
социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он
предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её
направления и основные задачи каждого из них.
«Социология
представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в
обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности».
«Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
1) его
строения и состава
2) данных в
нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения
и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения
социологии»
"Социология
может и должна строиться по типу естественных наук" - этими словами он
открывает свою программу "Системы социологии". "Различны объекты
тех и других дисциплин, но методы изучения этих объектов одни и те же. Ни о
каком противопоставлении "наук о природе" и "наук о
культуре"... не может быть речи" Предшествующая социология до сих пор
была наукой, в значительной мере изучающей "психические реальности",
которые непосредственно не даны наблюдению, ибо не имеют "предметного
характера". Их нельзя "ощупать, взвесить и измерить". Это ведет
и вело к психологизму и субъективизму, освобождение от которых - насущная
задача социологии. Эта задача выполнима, если социология будет изучать только
акты поведения, доступные наблюдению и измерению.
При этом, если
социология хочет быть "опытной и точной наукой", ей необходимо
распрощаться с бесплодной метафизикой. Только строгое изложение данных
наблюдения и обобщения, основанные на тщательном анализе фактов! "Хорошо
проверенная статистическая диаграмма стоит любого
"социально-философского" трактата. Социология опирается на
объективные методы, на измерение и качественные процедуры получения добротного
фактического материала. Что же касается излюбленного многими субъективистами
приема интроспекции, "понимания", то его следует признать побочным,
вспомогательным методом, к помощи которого можно прибегать на периферии работы,
т.е. в редких, глубоко индивидуализированных социальных явлениях - актах
жертвенности, обожания, религиозного экстаза и энтузиазма, выламывающихся за
рамки повторяющейся, повседневной, массовой жизни и поведения.
Отсюда все его
выступления против нормативно-ценностного подхода в социологии, который
"должен быть изгнан" из теоретической социологии как естественной и
опытной науки. Нормативно-оценочные положения "по своей логической природе
не могут быть научными суждениями". При ценностном подходе объективным
мерилом оказывается сам исследователь, начинающий в меру своих симпатий и
антипатий, знания и невежества изучаемые явления собственными наиболее
излюбленными представлениями. Истина должна быть разъединена от добра,
справедливости и т.п. принципов. Они несоизмеримы и гетерогенны. Другое дело, -
продолжает Сорокин, - социология прикладная, практическая, социология как
искусство. Здесь нормативизм уместен, так как сопутствует знанию, законам,
сформулированным теорией. Практически социология осуществляет знаменитый
афоризм Конта: "знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы уметь".
Она должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с
социальными болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной
жизни: экономических, политических, научных, педагогических и т.п. Короче, она
должна быть системой личной и общественной этики, теорией "должного"
поведения, наилучшим образом использующей социально-психическую энергию.
Место
многочисленных теорий единого решающего фактора должен занять методологический
плюрализм и системный подход. Все так называемые факторы - есть элементы в
более широкой системе взаимодействий, через которую и должны объясняться.
Опираясь на эти принципы, он решает несколько принципиальных вопросов
теоретической социологии: ее предмета, строения и междисциплинарных отношений
со смежными науками, "закрывает" в своеобразной форме спор реалистов
и номиналистов, определяет в качестве исходной единицы социологического анализа
"социальное взаимодействие". Основные исследовательские усилия
первого тома "Системы социологии" направлены как раз на изучение
структуры "социального взаимодействия". К этому понятию прибегали
многие русские социологи - Н. Кареев, Б. Кистяковский, Е. Де Роберти и другие,
но Сорокин впервые создает развернутую концепцию на этот счет. Он объявляет "социальное
взаимодействие" родовым типом различных проявлений общества как
"системы систем". "Вся общественная жизнь и все социальные
процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или
большего числа индивидов, и обратно - комбинируя различные процессы
взаимодействия, мы можем получить любой сложнейший из сложнейших общественный
процесс, любое социальное событие, начиная от увлечения танго и футуризмом и
кончая мировой войной и революциями... Процессы взаимодействия - являются теми
нитями, из совокупности которых создается ткань человеческой истории... На
отношения взаимодействия распадаются все социальные отношения, начиная с
отношений производственных и экономических и кончая отношениями религиозными,
правовыми и научными", - делает вывод Сорокин.
Структуру
"социального взаимодействия" он определял как связь трех элементов:
индивидов (минимум - двух), вступающих в акт взаимодействия и этим
обусловливающих поведение друг друга, "актов" (или действий их) и
"проводников" этих действий. Оценка индивидов дается с точки зрения
их возможностей в приспособлении к внешней среде, т.е. наличия нервной системы
и способности реагировать на стимулы - раздражения, их физического,
психического и социального полиморфизма, наличия потребностей, обеспечивающих контакты
и т.п.
Совокупности
актов, посредством которых обусловливаются взаимные переживания и поступки
взаимодействующих индивидов - другой важный элемент структуры "социального
взаимодействия". Каждый акт является, с одной стороны, внутренней
реализацией собственной психической жизни, с другой - стимулом, раздражителем,
вызывающим ту или иную реакцию у других лиц.
"Вся жизнь
людей представляет почти сплошной поток таких акций и реакций. Каждый из нас, в
течение каждого дня, встречается с множеством людей, получает раздражение от
множества действий других индивидов и принужден ежеминутно в той или иной форме
реагировать на них".
Социальный мир -
это своего рода "вечный двигатель", непрерывно испускающий волны
раздражений и непрерывно заставляющий нас реагировать на эти импульсы. Все эти
акты Сорокин формально делит на следующие ряды: интенсивные и слабые,
мгновенные и продолжительные, сознательные и бессознательные.
Третьим
существенным элементом взаимодействия является совокупность
"проводников" (материальных и символических), передающих реакцию
одного индивида к другому: язык, письменность, живопись, музыка, орудия труда и
войны, деньги, одежда, церемонии, образы, памятники, предметы быта и т.п. Иными
словами, это ряд явлений, в которых объективируется поведенческая цепь
"стимул - реакция". Эти явления. по Сорокину, имеют громадное
значение для понимания социальной жизни, ибо насыщенность проводниками
существенно изменяет различные аспекты взаимодействия, социального пространства
и времени, как форм, в которых оно протекает. Насыщенность определенного
природно-географического пространства множеством социальных проводников:
железнодорожной, телеграфной, телефонной связью и т.п. сокращает социальное
пространство.
Кроме того,
наличие "проводников, символов дает возможность объективно, количественно
измерить степень интенсивности взаимодействия. Допустим, строгим учетом
количества писем и телеграмм, падающих в среднем на индивида данной территории,
количества митингов, лекций, заседаний в течение определенного времени,
количеством телефонных абонентов и разговоров, количеством газет и их
подписчиков, библиотек, их посетителей и числа взятых книг и т.п.
"Проводники"
делятся Сорокиным на два типа: материальные и символические. Роль первых
покоится на их физических качествах и свойствах, а роль вторых - на
символическом значении, которое им приписывается.
В
жизнедеятельности человека обнаруживается особенность, отличающая его от жизни
биологических сообществ - аккумуляции «проводников», которые, выламываясь из
актуального взаимодействия, не исчезают как "акты", а могут
сохраняться и даже постепенно накапливаться. Они слой за слоем оседают и
создают в итоге вокруг взаимодействующих людей новую, неприродную среду, т.е.
сферу "социально-техническую, культурную, как застывший результат прошлых
взаимодействий, органически включенных в настоящее взаимодействия".
Поэтому, солидаризуясь с Э. Дюркгеймом и Г. Зиммелем, Сорокин подчеркивал, что
все элементы культуры, когда бы они ни были созданы, раз они включены в орбиту
нашего сегодняшнего поведения, должны неизбежно считаться реальным элементом
общества, наравне с индивидами и их отношениями. Более того, явление
"социального взаимодействия" дано только тогда, настаивал Сорокин,
когда психические переживания одного индивида (или их объективизация в
"актах", "проводниках") вызывает психические переживания (и
их объективизацию) у другого или многих индивидов.
Страницы: 1, 2, 3
|