В пределах часовой езды от Мира и Несвижа
туристам можно предложить разнообразную экскурсионную программу, основанную на
исторических фактах, связанных с жизнью выдающихся личностей (И. Дамейки,
Я.Брыля, А. Мицкевича, Я. Чачота, Я. Коласа), познакомить с такими
достопримечательностями, как Новогрудский замок (пример оборонительного
зодчества XIII–XVI вв.), Борисоглебская церковь (1517 г.), костел францисканцев
(XVIII в.), фарный костел (1712 г.) и др.), усадьба Хрептовичей в д. Щорсы,
Свято-Петропавловская церковь и краеведческий музей в г.п. Кореличи. Туристам
может быть также предложен отдых на озере Свитязь и многое другое.
Мировая практика показывает, что туристские
территории такого уровня за рубежом развиваются по «клубному методу». Это
означает, что турист может провести здесь минимум 2—3 дня, получив при этом все
желаемые услуги (проживание, питание, обширную экскурсионную программу,
комплекс развлечений).
Что необходимо сделать, чтобы создать на базе
данных замковых комплексов конкурентоспособный туристический продукт,
отвечающий мировым стандартам? Кроме конструктивного решения
организационно-финансовых вопросов, на основе имеющегося туристского потенциала
сформировать пакет туристско-экскурсионных маршрутов, отвечающих интересам
различных категорий туристов (школьников, студентов, взрослых, пенсионеров,
иностранных туристов и др.). Задача заключается в дифференцированном подходе к
формированию туристского продукта. При этом следует учесть, что восприятие
современного туриста больше ориентировано на активное участие, а не на
пассивное созерцание. Поэтому в каждом предлагаемом турпродукте должен
присутствовать этнический акцент, аутентичность, он должен отвечать высоким
экологическим требованиям. К тому же следует иметь полную свободу выбора
маршрута и возможность мобильного изменения программы.
Основной интерес для туристов из стран
Западной Европы, США и Японии представляет нетронутая окружающая среда,
природные богатства, древние ландшафты и многообразие флоры и фауны. Для этой
категории туристов замковые комплексы «Мир» и «Несвиж» целесообразнее
использовать как центры культурных традиций, а не как памятники истории и
архитектуры. Внимание польских и литовских туристов, очевидно, больше привлечет
общая история периода ВКЛ и Речи Посполитой. Мотивом к приезду жителей
республики могут стать культурно-массовые мероприятия (фестивали, фэсты,
спортивные события), отдых на природе с посещением туристских объектов.
Одной из побудительных причин кратковременных
путешествий являются культурно-развлекательные мероприятия. По данным ВТО,
развлечения как основной мотив путешествий превосходят по значимости
туристско-экскурсионные программы. Эта тенденция отмечается во многих странах
мира. Например, во Франции на первом месте по посещаемости стоит Диснейленд, и
только затем Лувр. Поэтому очень важно сформировать календарь привлекательных
для туристов мероприятий, проводимых в данном регионе, делая основной акцент на
местных традициях.
Культурно-массовые мероприятия могут быть
серьезным мотивом увеличения количества туристов. Некоторые мероприятия можно
сделать традиционными (например, фестиваль старинной музыки, конкурсы народных
умельцев: «Саламяныя дзiвосы», «Разьбы зачараванне», «Матчыны кросы», «Траецкi
фэст», рыцарские турниры, ряд обрядовых праздников, литературные вечера,
театральные встречи, выступления батлейки). Местом проведения зрелищных
мероприятий (костюмированных представлений, концертов, мастер-классов, турниров
и т.п.) может стать как помещение, так и площадка под открытым небом
(Несвиж–парковая зона, пруды; Мир–территория у стен замка, рыночная площадь).
Не должно остаться без внимания ни одно историческое событие, имевшее место в
данной местности.
Организаторы подобных анимационных мероприятий
должны придерживаться девиза: «Мы не претендуем на весь ваш отпуск, но на
«week–end» будем рады видеть вас среди своих гостей».
Глава III. Событийный туризм в действии
Спортивный и событийный
туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми
свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие
поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты
становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше
никогда не произойдет.
Событийный туризм – это выставки, ярмарки,
фестивали, концерты, спортивные и культурные мероприятия.
Итак, что же происходило в нашей стране не так
давно и что еще произойдет?
1.
Первый gothic-industrial
фестиваль в Белоруси - фестиваль "Dark Rave", (Минск,
21.06.2003).
Участие восьми отечественных
групп, играющих в разных стилях тёмной сцены и самих в сэтах ди-джеев, классика
и современность индустриальной и готической музыки. Тёмные вечеринки в Минске
проходят все-таки регулярно, но мероприятий подобного рода не было давно.
2.
Фестиваль средневековой
традиции и культуры «Заславский Набат». (6-7.09.03, Заславль).
По
мнению ученых, на белорусских землях рыцарство возникло даже раньше, чем в
Западной Европе, только называлось иначе - воярство. В конце XX в. рыцари
начали возвращаться - со своим стилем, укладом жизни, стремлением показать и рассказать
об истории другим. Так появились рыцарские клубы, а позже - рыцарские турниры и
фестивали. Рыцарское движение в Беларуси в последние годы активно развивается:
за шесть лет существования этого движения количество военно-исторических клубов
Рис.3.
«Заславский Набат»
|
|
перевалило за 30. На городских
улицах сегодня легко можно встретить юношей и девушек в средневековых костюмах,
а ежегодные рыцарские турниры и фестивали становятся уже традиционными.
Недавно в Минске состоялся установочный сейм
Международной средневековой лиги: рыцари из Беларуси, России, Латвии, Литвы,
Эстонии и Украины решили действовать вместе, а это 23 рыцарских клуба.
Традицией становится участие представителей рыцарских клубов Беларуси в
воссоздании батальных сцен Ледового побоища в России, в летнем Балтийском
средневековом фестивале в Латвии, в реконструкции знаменитой Грюнвальдской
битвы в Польше, а также участие в становящихся все более популярными рыцарских
турнирах и фестивалях в республике.
Планируемые мероприятия:
I. «Заславский набат» с участием нескольких десятков рыцарских
клубов Беларуси и возможным участием клубов из России, Украины, стран Балтии,
Польши, Германии и Чехии:
·
реконструкция осады замка
и битвы 1433 г. между войсками князя Свидригайло и князьев Заславских;
·
рыцарские бугурты
(показательные выступления);
·
рыцарский турнир в
традициях XV в.;
·
конкурс на лучшие
рыцарские доспехи;
·
концерт средневековой
музыки с участием белорусских групп и гостей;
·
состязания лучников и др.
II. «Заславский Дудник» - 2-й музыкальный фестиваль дударской
музыки с участием отечественных дударей и возможным участием гостей из Польши и
Шотландии.
III. «Город Мастеров» - показ традиционных ремесел Беларуси и
выставка-продажа гончарных, ткацких, резных и пр. изделий мастеров.
IV. Бизнес-семинар о перспективах развития туристской
инфраструктуры города Заславля. Семинар проводится городской мерией и газетой
«Туризм и отдых» для представителей турфирм и заинтересованных лиц.
Оргкомитет праздника:
·
Заславский горисполком
·
Конфедерация Рыцарских
клубов Беларуси «Рыцары Вялiкага Княжства»
·
Газета «Туризм и отдых»
·
Заславский
историко-культурный заповедник
·
Кафе «Грунвальд»
3.
01.10.2003—30.11.2003.
Международный фестиваль современной хореографии. Витебск.
4.
2.15.11.2003—16.11.2003.
Чемпионат Европы по гандболу (женщины). Минск.
5.
19.11.2003—20.11.2003.
Чемпионат Европы по гандболу (женщины). Минск.
6.
10-ая международная
специализированная выставка «Турбизнес-2003».
Минск, ул. Купалы, 27, НВЦ «БелЭкспо» 26-29 ноября.
120 компаний из 18 государств мира будут
присутствовать на этой выставке туристических услуг. Кто только ни приедет в
Беларусь в эти дни, чтобы представить у нас свои интересы: Мальта, Австрия,
Чехия, Словакия, Испания, Греция, Турция, Тунис. Само собой киты белорусского
турбизнеса тоже представят свои предложения на всеобщий суд. Чем может быть для
вас интересна эта выставка?
Во-первых, именно тут вы можете сами
наблюдать, как формируется рынок туристических услуг. Во-вторых, здесь вы
наверняка сможете получить четкое представление о туристических предложениях на
ближайшее время и даже на весь предстоящий год. Согласитесь, владеть
объективными данными из первых уст много стоит - ведь можно не только вовремя
сориентироваться, какой именно отдых вам по вкусу и по карману, но и
корректировать время года, в которое вы хотели бы поехать отдыхать. В-третьих,
проанализировав все предложения по интересующей вас стране, вы можете выбрать
самые выгодные цены и скидки на поездки. Одним словом, это тот случай, когда важно
оказаться в нужное время в нужном месте. Кстати, «Турбизнес-2003» представил и
самые интересные туры на Рождество и Новый год (см. Приложения 2-5).
Рис.4.
Отдых для всей семьи
|
|
Традиционно, выставка уделяет большое внимание въездному туризму.
Уже второй год работает на выставке, созданное при Министерстве спорта и
туризма в сентябре 2001 года, Национальное
агентство по туризму Республики Беларусь. По словам его Генерального директора Шульги Ч.К.,
проблема Беларуси заключается не только в слабом сервисе и неразвитой
инфраструктуре, но и в отсутствии информации о существующих туристических
возможностях. Многие западные туристы жаждут отнюдь не благ цивилизации, а
нетронутой природы, экологического отдыха, экзотики. Беларусь может все это
предложить. Сегодня туристические
экскурсионные объекты в Беларуси имеют очень слабую сервисную структуру.
Поэтому агентство видит создание развитой системы проката вокруг зон
отдыха, как одну из своих задач.
Проблемами въездного туризма заняты и
Управление охраняемых природных территорий и природопользования Управления
делами Президента Республики Беларусь и ТЭУП «Беларустурист». Они
предлагают лечение в белорусских санаториях, отдых в Национальных парках и
заповедниках Республики Беларусь, организацию охотничьих туров. Впервые
принимает участие в выставке Общественное Объединение «Агро- и Экотуризм». Оно
представляет возможности сельского и экологического туризма, которые относятся
к приоритетным для нашей страны видам деятельности. Важность расширения и
укрепления этих секторов въездного туризма отмечена в Национальной программе
развития Республики Беларусь.
НВЦ «Белэкспо»
рассчитывает, что представленная
на выставке экспозиция расширит представления посетителей не только о
знаменитых зарубежных курортах, но и красивейших уголках Беларуси, где также
можно отдохнуть в любое время года.
Заключение
Исходя из того, что проводится целый комплекс
престижных мероприятий как российского, так и международного уровня,
представляется, что ключом к раскрутке туристического рынка Республики Беларусь
может стать именно событийный туризм. Событийный туризм - это очень серьезный
бизнес. Его развитие должно способствовать решению вопроса формирования имиджа
Республики, без которого, как вы понимаете, все разговоры о привлечении
инвестиций в экономику останутся лишь разговорами. Ничего лучше, чем событийные
мероприятия на имидж не работает. Конечно, всегда есть соблазн направить
имеющиеся средства на решение сиюминутных проблем, порой, действительно, острых
и важных с социальной точки зрения. Однако, событийные мероприятия сами по себе
- бизнес, и зарабатывать на нем можно и нужно. Да, справедливо: сейчас на них
больше тратится, чем зарабатывается. Но весь мир, собственно, так и делает:
сначала вкладывает, потом зарабатывает.
Для развития событийного туризма нужны
объединяющие концепции, стержневые опорные точки событийного ряда. Отправной
точкой должен стать Новый год и весь комплекс Рождественских мероприятий. Нет
необходимости целиком переносить сюда опыт других регионов, не надо никого
дублировать. Имеющиеся возможности вполне позволяют попробовать запустить
проект уже в этом году, а в следующем году, тем более: очень ликвидный период
продаж.
Список используемой литературы
1.
В Гродненской области
Беларуси восстанавливают древние замки//Российские туристские новости от 28
октября 2003
2.
На этой неделе можно
выбрать отдых на весь год//Комсомольская правда в Белоруссии от 25 ноября 2003
3.
О призраках и призрачном
замка Гольшанского//Архитектура и строительство №3(23) от 24 июля 2003
4.
Стратегия устойчивого
развития туризма в Белоруси//Архитектура и строительство №3(23) от 24 июля 2003
5.
Туристско-культурные
территории как инструмент устойчивого развития культурно-познавательного
туризма//Архитектура и строительство №3(23) от 24 июля 2003
6.
Тур по президентским
местам//Комсомольская правда в Белоруссии от 26 ноября 2003
7.
http://www.alextour.ru/sobitya.htm
8.
http://www.belarus.ecotour.ru/r_pr4.html
9.
http://belarus.ecotour.ru/r_regions.html
10.
http://belvirtclub.narod.ru
11.
http://clubhome.narod.ru/beltur.html
12.
http://www.gothic.com.ua/ukrrus/events/dark_rave_fest_2003.html
13.
http://www.holiday.by/info_articles.php
14.
http://www.nikitatour.com/new_year.htm
15.
http://www.touragency.by
16.
Белорусские новости/туризм
Приложения
Приложение №2
Рождественские каникулы на озере Нарочь (турфирма ГУЛАВИА)
Рождественские
каникулы на озере Нарочь
24.12 - 30.12.2003 (7 дней/ 6 ночей)
Тургостиница «Нарочь», в которой мы предлагаем Вам провести
Рождественские каникулы, является частью климатологического курорта
республиканского значения «Нарочь». Расположена в 170 км. от Минска на берегу
одноименного озера в сосновом бору. Здесь соседствуют комфорт цивилизации и
вековые леса. Гостиница принимает отдыхающих круглый год в 9-этажном корпусе. К
услугам отдыхающих: уютные холлы с цветными телевизорами, ресторан, кафе-бар,
библиотека, видео- и киноконцертный залы, крытый бассейн и сауны, теннисные
корты, охраняемая автостоянка. На прокат можно взять туристический инвентарь,
велосипеды, лодки, лыжи, теннисные ракетки.
ПРОГРАММА
ТУРА
24.12.03
9.00
- отъезд из Минска (станция среда Дружная)
12.00 - прибытие, размещение
13.30 - обед
14.00 - экскурсия «Сказки Нарочанского края» или «Жемчужина Беларуси»
16.00 - полдник
19.00-ужин
20.00 - кинофильм
25.12.03
9.00 - завтрак
10.00 - мероприятие
13.30 - обед
14.30 - бассейн
16.00 - полдник
19.00 -ужин
20.30 - дискотека
26.12.03
9.00 - завтрак
10.00 - 16.00 - поход с шашлыком и ухой
19.00 -ужин
19.45 - кинофильм
27.12.03
9.00 - завтрак
10.00 - «Спортландия»
13.30 - обед
14.30 - бассейн
16.00 - полдник
19.00 - ужин
20.00 - дискотеки
28.12.03
9.00 - завтрак
10.00 - прогулка в курортный поселок Нарочь
13.30 - обед
14.00 - мероприятие
16.00 - полдник
19.00 - ужин
20.00 - кинофильм
29.12.03
9.00 - завтрак
10.00 - Рождественский утренник со сладким столом
13.30 - обед
14.30 - бассейн
16.00 - полдник
19.00-ужин
20.00 - дискотека
30.12.03
9.00 - завтрак
10.00 - выселение из номеров
11.00 - экскурсия «Каменные свидетели истории»
15.00 - отъезд в Минск
18.00 - прибытие в Минск на станцию Дружная
В стоимость входит:
проживание в 2-х, 3-х местных номерах (удобства на блок);
4-х разовое питание в столовой;
проезд в обе стороны;
экскурсии по Нарочанскому краю;
дискотеки, бассейн, кинофильмы;
поход с шашлыком и ухой;
сладкий стол.
Стоимость на 1 человека: 24 000 рублей
Необходимые документы:
копия свидетельства о рождении (паспорта);
медицинская справка;
разрешение от одного из родителей (при группе 12 человек - 1 взрослый
бесплатно).
Приложение №3
Веселое Рождество на озере Нарочь
Веселое Рождество на озере Нарочь
Тургостиница «Нарочь», в которой мы предлагаем Вам провести Новый год,
является частью климатологического курорта республиканского значения «Нарочь».
Расположена в 170 км. от Минска, на берегу одноименного озера, в сосновом бору.
Здесь соседствуют комфорт цивилизации и вековые леса. Гостиница принимает отдыхающих
круглый год в 9-этажном корпусе. К услугам отдыхающих уютные холлы с цветными
телевизорами, ресторан, кафе-бар, библиотека, видео- и киноконцертный залы,
крытый бассейн и сауны, теннисные корты, охраняемая автостоянка. На прокат
можно взять туристический инвентарь, велосипеды, лодки, лыжи. теннисные
ракетки.
ПРОГРАММА ТУРА
24 декабря среда
Заезд. Размещение. Ужин. Бассейн. Сауны. Бильярд. Бар. Танцевальная
программа.
25 декабря четверг
Завтрак. Бассейн. Лыжи. Бильярд. Обед. Рождественские гуляния у лесного
огня «Огонек-костерок». Шашлыки, блины, уха, сбитень (за дополнительную плату).
«В ночь перед Рождеством...». Ужин банкет в ресторане.
26 декабря пятница
Завтрак. Бассейн - бодрячок «У Михася». Экскурсии. Отъезд.
Стоимость тура: по запросу
Приложение №4
Новый год на озере Нарочь
Новый год на озере Нарочь
ПРОГРАММА ТУРА
31 декабря среда
Заезд. Размещение «Заходите к нам на огонек».
Обед «Ешь сало, чтоб душа скакала».
Встреча Нового года в ресторане. Новогодний костюмированный
бал-маскарад.
1 января четверг
Завтрак.
Развлекательная программа «А где взять такие силы!...».
Обед «Хлеб-соль...».
Забавы в Новогоднем лесу (сани, лыжи, горки, снежки, чай, шашлыки,
блины и т. д.).
Танцевальная программа «Танцуй пока молодой...».
2 января пятница
Завтрак «Рассол и квасок в ассортименте...».
Торжественный очень веселый отъезд «Прощай и ничего не обещай, и ничего
не говори и ничего не обещай...».
Приложение №5
Новогоднее гуляние со славянским размахом
Новогоднее гуляние со славянским размахом
на базе отдыха
«Вилия»
31.12.2003 - 02.01.2004
База отдыха «Вилия» находится в Молодечненском районе в 110 км от
Минска в центре соснового бора на берегу реки Вилия.
1 день
|
Отъезд из Минска в 17:30 от ул. М. Танка, 30. Прибытие, размещение.
22:30 начало праздничного Новогоднего огонька. Развлекательная
программа: игры с призами, викторины, дискотека до утра, фейерверк.
|
2 день
|
11:00-16:00 обед на природе "праздничный опохмел":
глинтвейн, шашлык, уха, блины, соления. Уличные гулянья, игры, забавы,
катание с чудо-горы на буранах, катание на лошадях в упряжке. Сауна,
спортивный зал, теннис.
19:00 праздничный ужин, конкурсы, танцевальная программа.
|
3 день
|
10:00 завтрак. Свободное время. 12:00 отъезд в Минск.
|
Стоимость тура включает:
·
проезд автобусом
·
проживание в корпусе -
2-х, 3-х местные номера с удобствами (санузел, умывальник)
·
новогодний банкет
·
питание по программе
·
культурная программа
(дискотека, фейерверк, конкурсы, викторины и многое другое)
Стоимость новогоднего тура:
135000 бел. руб. - взрослые
68000 бел. руб. - дети от 9 до 16 лет
бесплатно - дети до 9 лет
Страницы: 1, 2, 3
|