В процессе исследований собраны данные о
наличии и состоянии туристско-рекреационных ресурсов.
Природные туристско-рекреационные ресурсы
Беларуси достаточно разнообразны и представительны. К ним относятся лесные,
лесоозерные и лесоречные природные комплексы, расположенные в экологически
чистых районах, и климатические особенности данных районов. Оценка природных
рекреационных ресурсов осуществлялась методом суммирования результатов
факторных оценок по группам показателей, характеризующих «физиологическую»,
«технологическую» и «эмоционально-познавательную» пригодность каждого ресурса
для организации различных видов туризма и отдыха. В целом республика
располагает относительно благоприятными климатическими и ландшафтными
условиями, значительными лесными, ландшафтными и водными ресурсами,
позволяющими организовать разнообразные виды и формы туристско-рекреационной
деятельности населения республики и ее посетителей.
Историко-культурные ресурсы. На территории
Беларуси находятся города с древней историей, основанные в IХ–ХI веках, такие,
как Полоцк, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск, Несвиж, Туров, Ружаны,
Мстиславль и др. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы и
замки, усадебно-парковые комплексы. Несмотря на многочисленные войны и разрушения,
от которых особенно пострадали характерные для Беларуси деревянные постройки,
среди памятников истории и культуры сохранились и уникальные, не имеющие
аналогов в других странах. Особую группу городов с ценным историко-культурным
наследием образуют малые города, в которых историческая застройка – главная их
особенность. Это Несвиж, Мир, Слоним, Мстиславль, Новогрудок и др. Для них
развитие туризма – практически единственная возможность активизировать
экономику, улучшить благосостояние местного населения.
Однако вся беда в том, что мы реализуем далеко
не все наше туристское достояние. Сегодня для туристско-экскурсионного показа
используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические
объекты нуждаются в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий. По
экспертным оценкам, в познавательно-экскурсионных целях можно использовать
около 2 тыс. объектов, в большинстве сохранившихся, но частично нуждающихся в
реставрации фондов или благоустройстве прилегающих территорий.
Помимо этого есть и другие изъяны в нашей
организации туристско-рекреационного дела. У нас еще мало рекреационных
ландшафтов, в первую очередь парков в городах; оборудование и уровень
благоустройства их не соответствуют современным требованиям; недостаточно
разнообразны места отдыха в пригородных зонах. Загородные рекреационные
ландшафты не имеют удобных транспортных связей с жилыми районами городов;
отсутствие благоустройства в местах массового отдыха населения ведет к
деградации ценных природных территорий.
При развитии рекреационной инфраструктуры
недостаточно учитываются рекреационные потребности различных групп населения.
Практически не применялся метод комплексной
застройки туристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством
лесных и пляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальной
инфраструктуры.
Территории отдельных туристско-рекреационных
образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную
систему.
Отсутствует система контроля за состоянием
природных территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на
территории вокруг объектов экскурсионного показа – охранных зон памятников,
границы для большинства которых не определены и по сей день.
Крайне не развита инфраструктура обслуживания
туристов на значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах.
Наконец, банальное загрязнение окружающей
среды в крупных городах и на прилегающих к ним территориях.
И главное – отсутствует законодательная база,
определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержанием
курортно-рекреационных зон и территорий.
Планомерно устраняя эти недостатки, развитие
туризма в Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его видах и
формах, которые позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально
и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники
архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные
фестивали, народные праздники и обряды.
В этой связи завершенная Схема предлагает опорный
каркас национальной туристско-рекреационной системы Беларуси, который образуют
основные (главные) туристские трассы (маршруты) – трансъевропейские коридоры: №
2 Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; № 9
Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–Санкт-Петербург; № 9А
Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в
систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с
соседними странами и внутри страны: Южные регионы
России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава;
Москва–Смоленск–Витебск–Полоцк–Рига; Вильнюс–Глубокое–Полоцк–Великие
Луки–Санкт-Петербург; Варшава–Белосток–Гродно–Вильнюс–Санкт-Петербург;
Минск–Орша–Мстиславль–Костюковичи; Москва–Рославль–Кричев–Рогачев–Бобруйск;
Белосток–Волковыск–Барановичи.
В этом каркасе выделяются центры национальной
туристско-рекреационной системы, которые развиваются как многофункциональные
поселения. В них предусмотрено сосредоточение объектов обслуживания туристов –
расселение, питание, медицинское и бытовое обслуживание, транспортные услуги,
объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесь
сосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий,
торгующих туристским продуктом и осуществляющих экскурсионное обслуживание. Главные
и второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуют
радиальные связи больших городов – туристских центров между собой и с основными
туристскими регионами страны, и имеют выходы на международные связи со странами
ближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним предусмотрено формирование
системы туристских трасс регионального значения, позволяющих создать кольцевые
маршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценным
туристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных
транспортных магистралей страны.
Приоритетными зонами развития туризма на
национальном уровне являются Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская,
Гродненская, Новогрудско-Несвижская, Минско-Молодечненская,
Нарочанско-Поставская, Полоцко-Ушачско-Лепельская, Витебско-Оршанская,
Бобруйско-Могилевская и Туровско-Мозырская туристско-рекреационные зоны.
Благоприятными предпосылками их развития является то, что практически все они
находятся в ареале влияния или на пересечении действующих и перспективных
трансъевропейских коммуникационных коридоров и концентрируются вокруг основных
центров туристской инфраструктуры.
Если мы хотим, чтобы национальный туризм
развивался устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию.
Принципиальное звено этой стратегии – завершенная Схема комплексной
территориальной организации туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее,
стратегия предполагает следующие перманентные операции:
·
оценку существующего
туристского рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз
туристско-рекреационных потоков;
·
разработку предложений по
организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских
зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа
к ним;
·
определение источников
инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих
развитию туристской деятельности в регионе и республике.
Теперь назовем исходные проблемы, без
разрешения которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих
базисных компонентов эффективной системы туризма, а именно:
·
индустрии туризма как
самостоятельной отрасли народного хозяйства;
·
единой методики анализа
рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и
по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;
·
должного по международным
стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо
больших ценах за него;
·
государственных и частных
инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности
отечественных и зарубежных инвесторов;
·
единой системы научного и
рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и
внешнем рынках.
И это все при росте конкуренции на туристских
рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.
Важнейшие направления мероприятий, проведение
которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого
развития туризма на региональном уровне:
·
реконструкция гостиничного
хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных
отелей–пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда
жилья и т.п.);
·
расширение (модернизация)
сферы туристских услуг;
·
стандартизация и
сертификация туристского продукта и туристских услуг;
·
реорганизация системы
учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории
туристов и приоритетных для развития видов туризма;
·
организация рекламной
кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный
и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в
национальных туристских ярмарках и выставках;
·
определение
сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и
экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма
(сельского туризма);
·
подготовка региональных
кадров для туристской отрасли;
·
разработка проектной и
научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции,
модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но
утерянных туристских маршрутов и разработка новых.
Глава II.
Событийный туризм, его разновидности и воплощения
Туризм – одно из наиболее динамичных явлений
современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и
масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих
странах является базовой отраслью экономики.
Развитие внешнего туризма в Республике в
настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к
его росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране,
которые предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что
через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь
условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.
Мы говорим о въездном туризме Беларуси,
подразумевая то, что нам есть что показать. А в это время горит замок в
Несвиже, погибают руины кревского замка, гольшанской и Ружанской резиденций
Сапегов, заколочены многие костёлы и церкви и т.д. Что показывать?
Замок Радзивиллов сожгли 24 декабря 2002 года. Несвижский замок уже год находился на реставрации, а
потому в здании не было ценных экспонатов. Однако сам замок представляет собой
значительную историческую ценность. Строительство Несвижского замка было начато
еще в XVI веке по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони. Во многом
благодаря замку Несвиж в свое время стал одним из центров европейской культуры.
В библиотеке замка хранилась часть архивов Великого княжества Литовского. С
приходом советской власти законные владельцы архитектурной жемчужины покинули
территорию Беларуси, а замок на долгое время стал санаторием. И только в 2000
году было принято долгожданное решение о реставрации уникального памятника зодчества,
а также подготовлено решение включить его в список памятников мировой культуры
ЮНЕСКО.
Спортивный и событийный
туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми
свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие
поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты
становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше
никогда не произойдет.
Событийный туризм – это выставки, ярмарки,
фестивали, концерты, спортивные и культурные мероприятия.
Беларусь, обладая богатым природным и
культурным потенциалом, по-прежнему занимает довольно скромное место на
международном туристском рынке. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот
вопрос, обозначить проблемы и возможности полноценного развития туризма в
обозримом будущем, проанализируем тенденции развития въездного и внутреннего
туризма в нашей стране. Статистика гласит, что за последние 5 лет
продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сократилась
до 1–2 дней; уменьшилось количество комбинированных туров, таких, как
Вильнюс–Минск, Смоленск–Витебск, Псков–Полоцк и т.д.; сократились до минимума
туристско-экскурсионные поездки по республике среди взрослого населения. Отдых
приобрел ярко выраженный сезонный характер. Остро ощущается дефицит мест для
проведения комфортного и разнообразного 2–3-дневного отдыха. Посещение
культурно-исторических достопримечательностей может длиться не более одного
дня. Если они расположены не в областных центрах, продолжительность уменьшается
до 3–4 часов максимум. Одна из причин тому – крайне низкие темпы развития
инфраструктуры вокруг объектов туристского показа, что делает последние менее
привлекательными и малоэффективными с экономической точки зрения. (Мировая
практика свидетельствует, что осмотр объектов туристского показа занимает не
более половины времени путешествия, а основной экономический эффект от
организации отдыха достигается за счет оказания дополнительных туристских
услуг.) Большинство возможных объектов туристского показа нуждаются в
восстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей, смотровых
площадок и т.д. Проблема состоит не в том, что памятник истории плохо
сохранился или полуразрушен (в Греции, например, именно это и интересно туристам),
а в отсутствии «изюминки», которая может привлечь туриста.
Ведь его интересуют не только памятники истории и
Рис.1. Территориальное деление Республики Беларусь
|
|
архитектуры, но и само место, где
происходили события. И поэтому очень важно правильно ввести данный туристский
объект в логические цепочки и на их основе разработать туристские маршруты,
которые включали бы в себя все необходимое: от средства размещения до
сувенирного киоска.
Территория Республики Беларусь разбита на
шесть областей, каждая из которых делится на районы, города и иные
территориально-административные единицы. Областными центрами в Республике
Беларусь являются города: Минск, Гомель, Витебск, Могилев, Гродно, Брест.
Сегодня практически все регионы Беларуси с
точки зрения развития туризма находятся в одинаково сложных условиях. Исправить
положение в одночасье невозможно. Выход может быть один: акцентирование
внимания на развитии в каждой области 2—3 наиболее привлекательных для туристов
ключевых туристских территорий, подчеркивающих отличие региона от других мест.
Например, в Минске такой территорией может быть Троицкое предместье, Верхний
город; в Минской области – Несвиж и Мядельский район; в Витебской – Полоцк и
Браславский район и т.д. Такой подход позволит объединить в единый комплекс
туристские объекты, находящиеся в удобной транспортной доступности от мест
проживания туристов, обеспечить рациональное использование туристских ресурсов
и привлекательность территорий через комплексное управление и маркетинг, а
также даст импульс к развитию исторически сложившихся этнотерриториальных
регионов Беларуси и поможет преодолеть ряд негативных тенденций в белорусском
туризме.
Рассмотрим реализацию данной модели на примере
создания туристско-культурной территории на базе замковых комплексов «Мир» и
«Несвиж».
Страницы: 1, 2, 3
|