Меню
Поиск



рефераты скачать Развитие событийного туризма в Республике Беларусь

В процессе исследований собраны данные о наличии и состоянии туристско-рекреационных ресурсов.

Природные туристско-рекреационные ресурсы Беларуси достаточно разнообразны и представительны. К ним относятся лесные, лесоозерные и лесоречные природные комплексы, расположенные в экологически чистых районах, и климатические особенности данных районов. Оценка природных рекреационных ресурсов осуществлялась методом суммирования результатов факторных оценок по группам показателей, характеризующих «физиологическую», «технологическую» и «эмоционально-познавательную» пригодность каждого ресурса для организации различных видов туризма и отдыха. В целом республика располагает относительно благоприятными климатическими и ландшафтными условиями, значительными лесными, ландшафтными и водными ресурсами, позволяющими организовать разнообразные виды и формы туристско-рекреационной деятельности населения республики и ее посетителей.

Историко-культурные ресурсы. На территории Беларуси находятся города с древней историей, основанные в IХ–ХI веках, такие, как Полоцк, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск, Несвиж, Туров, Ружаны, Мстиславль и др. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы и замки, усадебно-парковые комплексы. Несмотря на многочисленные войны и разрушения, от которых особенно пострадали характерные для Беларуси деревянные постройки, среди памятников истории и культуры сохранились и уникальные, не имеющие аналогов в других странах. Особую группу городов с ценным историко-культурным наследием образуют малые города, в которых историческая застройка – главная их особенность. Это Несвиж, Мир, Слоним, Мстиславль, Новогрудок и др. Для них развитие туризма – практически единственная возможность активизировать экономику, улучшить благосостояние местного населения.

Однако вся беда в том, что мы реализуем далеко не все наше туристское достояние. Сегодня для туристско-экскурсионного показа используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические объекты нуждаются в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий. По экспертным оценкам, в познавательно-экскурсионных целях можно использовать около 2 тыс. объектов, в большинстве сохранившихся, но частично нуждающихся в реставрации фондов или благоустройстве прилегающих территорий.

Помимо этого есть и другие изъяны в нашей организации туристско-рекреационного дела. У нас еще мало рекреационных ландшафтов, в первую очередь парков в городах; оборудование и уровень благоустройства их не соответствуют современным требованиям; недостаточно разнообразны места отдыха в пригородных зонах. Загородные рекреационные ландшафты не имеют удобных транспортных связей с жилыми районами городов; отсутствие благоустройства в местах массового отдыха населения ведет к деградации ценных природных территорий.

При развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно учитываются рекреационные потребности различных групп населения.

Практически не применялся метод комплексной застройки туристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и пляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальной инфраструктуры.

Территории отдельных туристско-рекреационных образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную систему.

Отсутствует система контроля за состоянием природных территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территории вокруг объектов экскурсионного показа – охранных зон памятников, границы для большинства которых не определены и по сей день.

Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов на значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах.

Наконец, банальное загрязнение окружающей среды в крупных городах и на прилегающих к ним территориях.

И главное – отсутствует законодательная база, определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержанием курортно-рекреационных зон и территорий.

Планомерно устраняя эти недостатки, развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его видах и формах, которые позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные фестивали, народные праздники и обряды.

В этой связи завершенная Схема предлагает опорный каркас национальной туристско-рекреационной системы Беларуси, который образуют основные (главные) туристские трассы (маршруты) – трансъевропейские коридоры: № 2 Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; № 9 Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–Санкт-Петербург; № 9А Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с соседними странами и внутри страны: Южные регионы России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава; Москва–Смоленск–Витебск–Полоцк–Рига; Вильнюс–Глубокое–Полоцк–Великие Луки–Санкт-Петербург; Варшава–Белосток–Гродно–Вильнюс–Санкт-Петербург; Минск–Орша–Мстиславль–Костюковичи; Москва–Рославль–Кричев–Рогачев–Бобруйск; Белосток–Волковыск–Барановичи.

В этом каркасе выделяются центры национальной туристско-рекреационной системы, которые развиваются как многофункциональные поселения. В них предусмотрено сосредоточение объектов обслуживания туристов – расселение, питание, медицинское и бытовое обслуживание, транспортные услуги, объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесь сосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий, торгующих туристским продуктом и осуществляющих экскурсионное обслуживание. Главные и второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуют радиальные связи больших городов – туристских центров между собой и с основными туристскими регионами страны, и имеют выходы на международные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним предусмотрено формирование системы туристских трасс регионального значения, позволяющих создать кольцевые маршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценным туристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных транспортных магистралей страны.

Приоритетными зонами развития туризма на национальном уровне являются Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская, Гродненская, Новогрудско-Несвижская, Минско-Молодечненская, Нарочанско-Поставская, Полоцко-Ушачско-Лепельская, Витебско-Оршанская, Бобруйско-Могилевская и Туровско-Мозырская туристско-рекреационные зоны. Благоприятными предпосылками их развития является то, что практически все они находятся в ареале влияния или на пересечении действующих и перспективных трансъевропейских коммуникационных коридоров и концентрируются вокруг основных центров туристской инфраструктуры.

Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звено этой стратегии – завершенная Схема комплексной территориальной организации туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает следующие перманентные операции:

·        оценку существующего туристского рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз туристско-рекреационных потоков;

·        разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним;

·        определение источников инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе и республике.

Теперь назовем исходные проблемы, без разрешения которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисных компонентов эффективной системы туризма, а именно:

·        индустрии туризма как самостоятельной отрасли народного хозяйства;

·        единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;

·        должного по международным стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо больших ценах за него;

·        государственных и частных инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности отечественных и зарубежных инвесторов;

·        единой системы научного и рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.

И это все при росте конкуренции на туристских рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.

Важнейшие направления мероприятий, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:

·        реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей–пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);

·        расширение (модернизация) сферы туристских услуг;

·        стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;

·        реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;

·        организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;

·        определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);

·        подготовка региональных кадров для туристской отрасли;

·        разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.

Глава II.

Событийный туризм, его разновидности и воплощения

Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.

Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.

Мы говорим о въездном туризме Беларуси, подразумевая то, что нам есть что показать. А в это время горит замок в Несвиже, погибают руины кревского замка, гольшанской и Ружанской резиденций Сапегов, заколочены многие костёлы и церкви и т.д. Что показывать?

Замок Радзивиллов сожгли 24 декабря 2002 года. Несвижский замок уже год находился на реставрации, а потому в здании не было ценных экспонатов. Однако сам замок представляет собой значительную историческую ценность. Строительство Несвижского замка было начато еще в XVI веке по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони. Во многом благодаря замку Несвиж в свое время стал одним из центров европейской культуры. В библиотеке замка хранилась часть архивов Великого княжества Литовского. С приходом советской власти законные владельцы архитектурной жемчужины покинули территорию Беларуси, а замок на долгое время стал санаторием. И только в 2000 году было принято долгожданное решение о реставрации уникального памятника зодчества, а также подготовлено решение включить его в список памятников мировой культуры ЮНЕСКО.

Спортивный и событийный туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.

Событийный туризм – это выставки, ярмарки, фестивали, концерты, спортивные и культурные мероприятия.

Беларусь, обладая богатым природным и культурным потенциалом, по-прежнему занимает довольно скромное место на международном туристском рынке. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, обозначить проблемы и возможности полноценного развития туризма в обозримом будущем, проанализируем тенденции развития въездного и внутреннего туризма в нашей стране. Статистика гласит, что за последние 5 лет продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сократилась до 1–2 дней; уменьшилось количество комбинированных туров, таких, как Вильнюс–Минск, Смоленск–Витебск, Псков–Полоцк и т.д.; сократились до минимума туристско-экскурсионные поездки по республике среди взрослого населения. Отдых приобрел ярко выраженный сезонный характер. Остро ощущается дефицит мест для проведения комфортного и разнообразного 2–3-дневного отдыха. Посещение культурно-исторических достопримечательностей может длиться не более одного дня. Если они расположены не в областных центрах, продолжительность уменьшается до 3–4 часов максимум. Одна из причин тому – крайне низкие темпы развития инфраструктуры вокруг объектов туристского показа, что делает последние менее привлекательными и малоэффективными с экономической точки зрения. (Мировая практика свидетельствует, что осмотр объектов туристского показа занимает не более половины времени путешествия, а основной экономический эффект от организации отдыха достигается за счет оказания дополнительных туристских услуг.) Большинство возможных объектов туристского показа нуждаются в восстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей, смотровых площадок и т.д. Проблема состоит не в том, что памятник истории плохо сохранился или полуразрушен (в Греции, например, именно это и интересно туристам), а в отсутствии «изюминки», которая может привлечь туриста. Ведь его интересуют не только памятники истории и

Рис.1. Территориальное деление Республики Беларусь

 
архитектуры, но и само место, где происходили события. И поэтому очень важно правильно ввести данный туристский объект в логические цепочки и на их основе разработать туристские маршруты, которые включали бы в себя все необходимое: от средства размещения до сувенирного киоска.

Территория Республики Беларусь разбита на шесть областей, каждая из которых делится на районы, города и иные территориально-административные единицы. Областными центрами в Республике Беларусь являются города: Минск, Гомель, Витебск, Могилев, Гродно, Брест.

Сегодня практически все регионы Беларуси с точки зрения развития туризма находятся в одинаково сложных условиях. Исправить положение в одночасье невозможно. Выход может быть один: акцентирование внимания на развитии в каждой области 2—3 наиболее привлекательных для туристов ключевых туристских территорий, подчеркивающих отличие региона от других мест. Например, в Минске такой территорией может быть Троицкое предместье, Верхний город; в Минской области – Несвиж и Мядельский район; в Витебской – Полоцк и Браславский район и т.д. Такой подход позволит объединить в единый комплекс туристские объекты, находящиеся в удобной транспортной доступности от мест проживания туристов, обеспечить рациональное использование туристских ресурсов и привлекательность территорий через комплексное управление и маркетинг, а также даст импульс к развитию исторически сложившихся этнотерриториальных регионов Беларуси и поможет преодолеть ряд негативных тенденций в белорусском туризме.

Рассмотрим реализацию данной модели на примере создания туристско-культурной территории на базе замковых комплексов «Мир» и «Несвиж».

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.