Рассмотренная выше структура предпринимательства в
России находится в динамике, подвергается изменениям в зависимости от многих
факторов и поэтому возможно появление его новых видов и форм, что составит
предмет исследования будущих научных работ.
Экономическая и социальная эффективность
предпринимательства.
Здесь можно обратиться к развитию предпринимательской
деятельности на конкретном примере, Калининградской области.
Обратимся к показателям развития малого
предпринимательства в Калининградской области.
Приведем общие данные.
Наиболее успешно в Калининградской области развивается мебельное
производство, изготовление телевизоров, строительство, туризм и торговля. При
этом предприятия региона успешно осваивают внутренний российский рынок и также
успешно осуществляет экспорт за рубеж.
Отраслевая структура малого бизнеса Калининградской области за последние
годы не претерпела существенных изменений. Наиболее распространенным видом
деятельности за 2006 год остается торговля и общественное питание, к которому
относится 44,5% от общего количества предприятий, доля промышленности
составляет 19%, строительства - 12%, на транспорт приходится 5%, другие виды
деятельности составляют 19,5%
По состоянию
на 01.01.2004г. на территории области
зарегистрировано около 70 тысяч действующих субъектов малого
предпринимательства. Из них 7479 малых предприятий, более 55000 индивидуальных
предпринимателей без образования юридического лица и 5770 агрофермерских и
крестьянских хозяйств в сельскохозяйственном производстве.Темпы роста числа МП
в регионе и их вклад в рост ВРП – высокие.
Общее число
занятых в малом бизнесе составляет, по расчетам, не менее 150 тыс. человек, что
составляет более 35% от числа занятого населения области.
Отраслевая
структура по малым предприятиям приведена в таблице:
(на конец
года, единиц)
|
2000
|
2001
|
2002 г.
|
Всего
|
В % к
итогу
|
Всего
|
7582
|
7569
|
7479
|
100
|
Промышленность
|
1429
|
1429
|
1403
|
18,8
|
Сельское
хозяйство
|
217
|
216
|
133
|
1,8
|
Строительство
|
809
|
807
|
889
|
11,9
|
Транспорт
|
202
|
202
|
361
|
4,8
|
Связь
|
26
|
26
|
54
|
0,7
|
Торговля и
общественное
питание
|
3917
|
3910
|
3331
|
44,5
|
Другие виды
деятельности
|
982
|
978
|
1308
|
17,5
|
Доля
предприятий, занятых в промышленности, сохранилась на уровне 2001 года (18,8%).
Увеличение
числа малых предприятий отмечено в строительстве (+10%) и на транспорте (+79%),
т.е. в отраслях, развивающихся в регионе наиболее динамично. Вместе с тем,
заметно снизилось количество предприятий в торговле и общественном питании
(-17%).
Из других
видов деятельности следует отметить рост количества предприятий, занятых в
общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (+55%),
информационном обслуживании (+628%), ЖКХ и бытовом обслуживании населения
(+30%), а также в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении
(+32%).
Объём
произведенной малыми предприятиями продукции в 2002 году – около 9 млрд. руб. в
действующих ценах, что составило 155,4% к уровню 2001 года, при этом налоговые
отчисления в областной бюджет составили, по расчетам, не менее 750 млн. руб.
Доля малых
предприятий в валовом региональном продукте в 2002 году составила, по оценке,
не менее 22,5%.
На тысячу
человек постоянного населения в Калининградской области приходилось более 8
малых предприятий.
В
рамках системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства ГОУ
ФПМП в Калининградской области за 4-й квартал 2001г. и 2002 год отработало нормативно-правовую
базу по выдаче льготных займов, микрокредитов и гарантий для СМП. Выдано 4
льготных займа на общую сумму 760 тыс. руб., на срок до 18 месяцев под 12-14%
годовых. Выдано 3 микрокредита на общую сумму 300 тыс. руб. на срок от 2 до 6
месяцев под 3-3,5% в месяц. Возврат займов и микрокредитов составляет 100%.
Выдана одна гарантия по банковскому кредиту на сумму 240 тыс. руб., средства
возвратные.
В бюджете области на 2003 год зарезервировано 2 млн. руб. для гарантии ГОУ
ФПМП.
В
2002 году началось внедрение единой системы информационного обеспечения малого
предпринимательства. Основу системы составляет информационный портал «Малое
предпринимательство в Калининградской области», который объединяет ресурсы
систем информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства
Калининградской области и соответствует информационным потребностям
предпринимателей региона. В состав баз данных инфо-портала включена вся
информация, необходимая предпринимателям для ведения бизнеса. Его основная цель
– предоставить предпринимателям по возможности исчерпывающую информацию об
организации и ведении собственного бизнеса в Калининградской области, начиная
от общих законодательных норм и заканчивая конкретными рекомендациями и
советами, касающимися повседневной предпринимательской практики.
Основные проблемы развития
предпринимательства
В современной
России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования
рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан
занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый
экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные
возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении
рыночной экономики пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян приходится в
среднем лишь МП, тогда как в странах – членах Европейского Союза – не менее 30.
Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается
с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:
- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и
материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
-
пробелы
в действующем законодательстве, особенно налоговом;
-
нехватка
ресурсов, прежде всего финансовых;
-
сложность
доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
-
неурегулирован
ность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
-
отсутствие
положительного имиджа отечественного предпринимателя;
-
нестабильность
экономической ситуации в стране;
-
недобросовестность
крупного бизнеса;
-
доступ
к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования (22%);
-
правовая
неграмотность самих предпринимателей;
-
отсутствие
явного развития производства;
-
высокая
планка единого социального налога (26%);
-
недостаточность
кадрового потенциала;
- длительное оформление документации,
особенно на землю
Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого»
сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность
регионального законодательства, высокие административные барьеры,
препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений
от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.
Предприниматели отмечают также
проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой
системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего
предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию
продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства
получили наименование «административные барьеры».
Государственная политика по отношению к
предпринимательству.
На развитие предпринимательства значительное влияние оказывают
политические механизмы.
Одним
из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса
является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного
субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из
других источников и льготного налогообложения.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в
большинстве промышленно развитых стран является система государственных
заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу
гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить
производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать
оборудование и многое другое.
Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными
органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных
консультационных услуг малым компаниям.
Особая система государственной поддержки существует для предприятий,
занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе
занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских
работ.
Десятилетний опыт развития предпринимательства в России позволяет
утверждать, что для создания эффективной системы поддержки малого
предпринимательства необходимы:самостоятельная законодательная и нормативная
база, определяющая специфические условия деятельности субъектов МП в их
отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами; радикальное
усовершенствование налоговой системы; минимизация
административно-разрешительной и контролирующей практики; обеспечение
безопасности и защиты личности и собственности;
специализированные институты и механизмы, обеспечивающие разработку и
реализацию государственной политики, направленной на поддержку МП, включая
органы государственной власти и управления, общественные объединения и
организации предпринимателей, специализированные организации поддержки МП
(фонды, кредитные, страховые, гарантийные и лизинговые учреждения;
технологические парки, промышленные зоны и полигоны; учебные, консультационные,
информационные и другие обслуживающие структуры);
финансово-имущественная поддержка, необходимая для обеспечения МП
производственными площадями, земельными участками и оборудованием, финансовыми
средствами (бюджетными), создание условий и механизмов для привлечения частных
отечественных и иностранных инвестиций в сферу МП
учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение
ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм
организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;
создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и
деловой кооперации МСП.
государственные программы, непосредственно ориентированные на оказание
поддержки малым и средним предприятиям, и иные смежные программы
социально-экономического развития, которые должны включать меры по привлечению
сектора МП к их реализации (реструктуризация промышленности; государственные
инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных
нужд, решение проблем занятости, миграция населения).
Общественная
поддержка предпринимательства.
Предпринимательство – новая форма и новый элемент
гражданского общества, которые способны оказать свое влияние на укрепление
гражданских позиций в нашем обществе. В этом смысле важным является общественная
поддержка предпринимательства. Думается, что необходимо активизировать
деятельность региональных фондов занятости, как одного из институтов
государственной поддержки предпринимательства. Фонды занятости непосредственно
заинтересованы в поддержке предпринимательства, так как, инвестируя средства в
прирост рабочих мест, по мере расширения занятости в виде обратного эффекта
произойдет увеличение потока денежных средств, поступающих в распоряжение
данного фонда.
Одним из приоритетов
большинства региональных программ поддержки предпринимательства стало
обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест. Особое место
занимает работа по вовлечению в предпринимательскую деятельность молодежи. В
ряде субъектов Федерации действуют государственные и общественные структуры,
помогающие различным социальным группам молодых людей адаптироваться к рыночной
экономике.
Повышение уровня
самоорганизации и культур предпринимательства.
Предпринимательская культура включает в себя
нематериальные составляющие предпринимательской деятельности, она определяется
характером и динамикой общественной жизни и, в то же время сама определяет ее.
Нельзя работать в той или иной сфере хозяйства, не осознавать своей
деятельности, не относясь к ней как к желанной или тягостной. Представления о
высокой духовной, моральной ценности той или иной деятельности, наделение ее
смыслом побуждает активнее ею заниматься, и наоборот.
Сложность и неоднозначность современного этапа
российской действительности для предпринимателей и их культуры заключается в
определенной двойственности, когда люди, родившиеся и воспитанные в
идеологическом пространстве общества «развитого социализма», реализуют свои
творческие потенции совершенно в других условиях.
Каждое структурное образование, действующее в условиях
становления предпринимательства в рамках неустойчивого развития общества,
обладает определенной культурой. Культуру этих образований (будь то
производственная, торговая или посредническая структура) нельзя понимать как
единый блок. В реальности практически в каждой организации существует целый
набор «правил игры», норм, принципов, предположений, мнений о самих себе и
других, о более или менее скрытых распорядках и тщательно культивируемых
ритуалах, согласно которым отдельные профессиональные группы определяют свое
поведение. Ядром в этих группах являются отдельные личности, выражающие сходные
интересы.
Масштабы распространения предпринимательской
культуры в малом и среднем бизнесе довольно обширны. Косвенно об этом можно
судить по масштабам развития малых предприятий в различных демократических
странах. Только в современной Европе малые предприятия составляют около 50% от
общего количества предприятий, в которых занято около 2/3 населения. В США же
эта цифра достигает 90% и выше. Ежегодно в этих странах рождается около
миллиона новых малых предприятий. Это актуализирует проблему
предпринимательской культуры, делает ее значимой для больших и малых социальных
групп, для отдельных личностей и трудовых коллективов.
Предпринимательская культура неотделима от
таких явлений, как направленность энергии и уровень развития творческих сил и
способностей человека, выраженный в организационно-хозяйственном творчестве. Использование
категории «предпринимательская культура» способствует более глубокому и
всестороннему анализу предпринимательской деятельности, помогает уяснить, как,
каким образом, с помощью каких методов и способов реализуется
хозяйственно-организационное творчество.
Заключение.
Итак,
предпринимательство является стержнем любой социально-экономической
системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции.
Предприниматель-собственник, как мы увидели, -центральная фигура в гражданском и
торговом обороте, он - главное действующее лицо рынка, гарант
стабильности гражданского общества.
В современных условиях предпринимательство является
важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского
общества в целом, затрагивающим все его сферы. На пути эффективной
предпринимательской деятельности стоит множество правовых, организационных,
бюрократических, политических, экономических, культурологических препон,
что связано, в первую очередь, с переходным характером общественного развития и
что, в конечном счете, тормозит становление и функционирование гражданского
общества в России.
Возможные направления преодоления препятствий: укрепление
стабильности экономического развития; совершенствование правового воздействия и
повышения правовой культуры населения; создание современного законодательства о
предпринимательстве; неукоснительное выполнение законов и иных правовых актов;
активизация деятельности самих предпринимателей и ряд других.
Однако, несмотря ни на что российские предприниматели постепенно завоевывают
твердые позиции на ми-ровой арене, и наверняка через какой-то промежуток
времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не толь-ко не
отстают, но и во многом опережают западных коллег.
Сейчас от
предпринимателей зависит во многом возрождение России, но для этого они должны продолжать
традиции русского купечества и заботиться не только о собственном обогащении,
но и об экономическом и духовном процветании своего отечества.
Список используемой литературы
1.
Шумпетер
И. Теория экономического развития / И. Шумпетер. - М.: 1982.
2.
Бусыгин
А.В. Предпринимательство / А.В. Бусыгин. – М.: 2000.
3.
Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация./ Л.Бляхман. – СПб.: СПб ГУ,
1995.
4.
Поддержка
и развитие предпринимательства в Калининградской области (по итогам 2000г.) /
Калининградское ТУ МАП России. – Калининград: 2001.
5.
Анализ
роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка по
итогам 2003 г. - М.: 2004.
6.
Агеев
А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А.И. Агеев. - М.:
1991.
7.
Шамхалов
Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес / Ф.И.Шамхалов, - М.:1999.
Журналы:
1. «Экономист». 1998. № 10.
2. «Топ-менеджер». 2002. № 40.
3. «Д – Штрих». 2007. № 22
Страницы: 1, 2, 3
|