Развитие предпринимательства в современной России
Калининградский Государственный
Технический Университет
кафедра экономики и предпринимательства
РЕФЕРАТ
по
дисциплине:
Введение
в специальность
на
тему:
Развитие
предпринимательства
в
современной России.
Выполнила:
Студентка
группы 07-КМ
Чижова
Надежда
Приняла:
Голубева
Г.Н.
Калининград
2007
год
Содержание
Введение…………………………………………………………………
|
3
|
1.
|
Сущность предпринимательства………………………………….
|
4
|
2.
|
Этапы развития предпринимательства в России………………...
|
5
|
2.1
|
Аграрная реформа…………………………………………………
|
6
|
2.2
|
Приватизация в России……………………………………............
|
8
|
3.
|
Экономические и социологические теории
Предпринимательства….………………….....................................
|
11
|
4.
|
Виды и формы предпринимательства…………………................
|
13
|
5.
|
Экономическая и социальная
эффективность
предпринимательства.…………...................................................
|
15
|
6.
|
Основные проблемы развития
предпринимательства…………..
|
18
|
7.
|
Государственная политика по
отношению к предпринимательству...
|
19
|
8.
|
Общественная поддержка
предпринимательства.......…………..
|
20
|
9.
|
Повышение уровня
самоорганизации и культур предпринимательства….................................................................
|
21
|
Заключение…………………………………………………………
|
22
|
Список используемой литературы………………………...........
|
23
|
Введение. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Предпринимательство
занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде
всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего
класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства
и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на
формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно
молодого поколения.
Таким
образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно
теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание
состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и
зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко
и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в
России.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
Сущность
предпринимательства.
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Главной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.
Этапы
развития предпринимательства в России
Современный
этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего
общества, провозглашенной в середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти
лет, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского
предпринимательства.
В
рассматриваемый период, особенно в первые 90-е годы, в обществе происходят
радикальные изменения по отношению к частной собственности и
предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности
государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности
и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных
законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для
которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур.
Начинается бурный процесс их развития.
Верховный
Совет СССР и Российской Федерации в начале 90-х годов принял десятки новых законов и
постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим
принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим
законом частная
собственность была признана равноправной наряду с государственной,
муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).
В течение
1991 года были приняты и ряд других важных законов, определявших не только
общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского
предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных
и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые
основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях
создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.
Приняты также
законы "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "Об ограничении
монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" и многие другие.
Таким
образом, была сформирована юридическая Среда для проявления собственной
инициативы и развития предпринимательской деятельности. Изменения в правовой
сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов
предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700
акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477
обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в
конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о
товарных и фондовых биржах.
Еще недавно
вопрос о биржах вызывал в страхе ожесточенные споры. Значительная часть
общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о
возможностях создания бирж.
1990 год
принес революционные изменения в этой области. Вопрос о биржах вышел за рамки
теоретических дискуссий и приобрел практическую значимость.
19 мая 1990
г. была зарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок,
на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам.
Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как
зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец
может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.
Через
несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре
1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской
центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи
(ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые
являются предметами купли-продажи по ценам ( курсам), регистрируемым на
фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в
апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только
в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.
Однако надо
отметить, что создаваемые биржи еще далеко не являются биржами в их
классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности
и организации бирж.
В январе 1992
года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение
цен на большинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая
система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно
с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере
услуг и др.
Освобождение
цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же
привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен
на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство
граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными
государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они
бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года
разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же
началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и
более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми,
частными банками, мафиозными группами, иностранцами.
Аграрная
реформа
В январе 1991
года началось осуществление аграрной реформы. Реформой предусматривалось:
полное признание частной собственности на землю, включая право на ее куплю и
продажу; реорганизация колхозно-совхозной системы с обязательной ликвидацией
убыточных хозяйств; изменение системы закупок сельскохозяйственной продукции; меры
по государственной поддержке крестьянских хозяйств (фермеров), созданию системы
агросервиса, переработки аграрной продукции. Планировалось увеличение в
ближайшие годы крестьянских хозяйств более чем в 15 раз, т.е. довести их
количество до полумиллиона.
Таковы были
планы, замыслы по проведению аграрной реформы. А в действительности реформы в
сельском хозяйстве были провалены. К 1996 году в России насчитывалось около 300
тысяч фермерских хозяйств ( планировалось 500 тысяч) одни из них создаются
вновь, другие прекращают существовать ( в 1995, например, из 36 тыс. созданных
хозяйств распалось 26,8 тысяч). Занимая в 1994 году свыше 5% земли, фермерские
хозяйства производили лишь 5,1% зерна, 3,5% сахарной свеклы, 1,5 % мяса, 1,5 %
молока. Более того, тысячи и тысячи фермерских хозяйств вообще не обрабатывались, зарастали сорняками и чертополохом. Не
оправдался и окончательно скомпрометирован лозунг "Фермер накормит
страну".
Россия,
обладая огромными потенциальными возможностями по производству продуктов
питания, в результате реформ превратилась в «Международную побирушку». Душевое потребление продуктов
питания в России сократилось за последние годы почти на треть и находится на
уровне потребления голодающих стран мира. В период застоя наша страна по данному
показателю была на 7-м месте в мире, а теперь скатилась на 39-е.
И дух, и
буква правительственных актов побуждала к созданию мелких фермерских хозяйств,
к выходу крестьян из колхозов т совхозов для организации производства в иных
организационно-правовых структурах.
Безусловно,
фермерское движение имеет право на полноправное существование в АПК. Однако
правительство, приступая к проведению аграрной реформы, не могло не учитывать
тот факт, что организация фермерских хозяйств - дело весьма дорогое и
практически непосильное для ослабленного государства. Для того, чтобы
фермерское движение развивалось успешно необходимо было осуществить большую и
дорого стоящую подготовительную работу: создать для будущих фермерских хозяйств
специальный парк сельхозмашин, а также службы, обеспечивающие фермеров горючим,
семенами, удобрениями, химикатами по доступным ценам. Не были решены и такие
проблемы , как подготовка фермеров на специальных курсах и школах и
организациях сбыта продукции фермерских хозяйств. Ни к государства, ни тем
более у владельцев созданных фермерских хозяйств не было необходимых капиталов
для успешного хозяйствования в новых экономических условиях.
Все это и
явилось основной причиной провала фермеризации АПК. Весьма отрицательное влияние
оказал недемократический, принудительно-административный характер преобразований, проводимых
правительством без учета мнения самих работников агропромышленного комплекса.
Ведь колхозам и совхозам " сверху" предписывалось, независимо от их
желания, в течение года (до 1 января 1993года) обрести новую организационно
правовую форму.
А за нарушение сроков
реорганизации виновные лица могли быть привлечены к ответственности.
Подобные действия властей в отношении тружеников села уж очень сильно схоже с
печально известной компанией по проведению сплошной коллективизации в 30-е
годы. Отличие. разве только в том, что тогда сплошная коллективизация
осуществлялась под лозунгом ликвидации кулачества как класса, а в наши дни -
фермеризация под лозунгом ликвидации колхозов и совхозов " "
изобретенных" в свое время большевистской властью. Следует, однако,
заметить, что если 60 лет назад мелкие крестьянские хозяйства объединялись в
крупные коллективы, то сейчас происходит обратное явление - колхозы и совхозы,
как крупные хозяйства , должны прекратить свое существование, а на их базе
планируется образование сотни тысяч мелких крестьянских фермерских хозяйств.
Страницы: 1, 2, 3
|