Общей чертой, присущей как Киеву, так и Новгороду, было высокое положение
их кителей. Гражданин Киева по своему социальному положению приближался к
княжим мужам" и стоял намного выше, чем сельский житель (за участие в
походе :киевлянин получал десять гривен, а смерд только одну; разными были и
штрафы за внесенные им оскорбления или увечья). Привилегированное положение по
отношению к остальному населению занимали и граждане Новгорода.
Таким
образом, общинно-вечевой строй домонгольской Руси представлял собой дальнейшее
развитие древних начал жизни славянских племен, которое шло в одном управлении
с европейскими народами. Сложившаяся в Древней Руси форма городского правления
была близка к европейской. Вече главного города в качестве верховного органа
распространяло власть на значительную территорию, диктуя свою волю
многочисленным пригородам и селам. Выборная власть была сильнее княжеской,
особенно в последний период существования Киевского государства, и
:способствовала его распаду.
2. Северо -
Восточная Русь
и начало Московского государства
С XIII в. общество Северо-Восточной Руси "стало беднее и
проще", а отношения между населением и князем строились здесь уже на
других началах, "исключавших вечевой элемент". Вечевой быт сохранился
лишь в немногочисленных старинных центрах, но исчез в новых городах удельных
княжеств. Если в старых городах -Смоленске, Муроме, Брянске - в XII в.
жители активно участвовали в княжеских усобицах, и их позиция нередко
определяла исход борьбы за княжение, то в других городах "их голоса не
слышно" и в источниках нет "ни слова о вече". После смерти
Андрея Боголюбского, заметил В.О. Ключевский, ни в одном городе "не
сходились на вече, как на думу". И ни один князь, писал С.М. Соловьев,
"не собирал веча для объявления городовому народонаселению о походе или о
каком-нибудь другом важном деле". В междоусобной борьбе за Владимир и
Москву князья уже не стремились решить ее исход с помощью горожан, как это было
в Киеве.
Однако вопрос о распространенности городских веча и значении этих органов
народоправства до сих пор остается спорным в исторической литературе. Советские
историки разделяли точку зрения В.И. Сергеевича, считавшего, что веча
действовали во всех городах и в X—XV вв. были
повсеместным явлением не только в Южной и Северо-Западной, но и в
Северо-Восточной Руси. В связи с этим необходимо напомнить, что С.М. Соловьев
подверг серьезной критике работу В.И. Сергеевича74. По его мнению, автор книги
не учитывал, что слово вече употреблялось в самом широком смысле и означало
"всякое совещание нескольких лиц и всякое собрание народа". Соловьев
не без иронии заметил, что автор, обнаружив вечевой быт в московских волнениях XIV-XV вв.,
не нашел его в подобных им выступлениях москвичей XVII-XVIII вв.
только потому, что слово вече к тому времени уже вышло из употребления. Он
возражал и против утверждения Сергеевича, что вече было не только в главных, но
и во многих второстепенных и даже третьестепенных городах. В качестве
доказательства Соловьев приводит место из летописи, показывающее, что к вечам
привыкли главные города, а младшие или пригороды привыкли исполнять их решения:
"На чем старшие положат, на том пригороды станут".
Таким образом, города Северо-Восточной Руси утратили значение
политических и административных центров, какое они имели в удельно-вечевой
период. В XIV в. русский город "из цельного политического
организма" превратился "в конгломерат ничем между собой не связанных
тяглых единиц". Их жители по своему положению заметно отличались от
граждан Киева и Новгорода и в правовом отношении были ближе к сельским жителям.
Аналогичные изменения произошли и в сельской общине. Переселившееся с юга
население утратило прежние общинные связи, его положение определялось уже не
принадлежностью к тому или иному миру, а условиями договора с удельным князем.
Если в Древней Руси пришельцем был князь, а владельцем земли община, то в
Северо-Восточной Руси земля, на которую садилось пришлое население,
принадлежала князю, что вело к усилению его власти. В таких условиях сельские
общины, создаваемые нередко самими князьями, носили характер зависимых от
государства неполноправных тяглых единиц. Не последнюю роль в утверждении
тяглого начала сыграло разорение и разграбление городов и сел в ходе
татаро-монгольского нашествия.
Соответствующим образом изменилось и правовое положение населения. В XIV в.,
как писал В.О. Ключевский, "посажанин сливается в один класс с поселянином
под общим названием черного человека", а в Московском государстве эти два
элемента "соединялись в одном областном мирском учреждении - в земской
избе, сливались в один уездный тяглый мир", включавший "черносошных
людей и людей черных сотен и слобод". До Уложения 1649 г. в правовом
отношении не было отличий между посадским человеком и крестьянином.
С этого времени надолго разошлись пути развития европейских и русских
городов. Уже в XIII-XIV вв. многие
города Европы в результате вооруженной борьбы или, как в Магдебурге, путем
выкупа ряда должностей освободились от власти сеньоров и епископов и
превратились в вольные самоуправляющиеся общины. Сложившееся в это время
немецкое городское право, так называемое Магдебургское право, закрепляло за
городами значительные привилегии, самостоятельность в области суда, их право на
самоуправление и освобождало горожан от многих налогов. В середине XV в.
самоуправление по Магдебургскому праву получили и русские города, оказавшиеся
под властью Литвы. Показательно, что именно в это время в неравной борьбе с
московскими князьями Новгород утратил остатки прежней вольности. В таких
условиях русские города не могли иметь политической самостоятельности и подобно
европейским городам быть вольными общинами.
Однако положение городов Северо-Восточной Руси в исторической литературе
оценивается по-разному. Историки государственной школы, исходя из
конкретно-исторических условий развития русских городов, противопоставляли их
как европейским, так и "вечевым" городам Дрвней Руси. В работах
советских историков, особенно 1930 - первой половины 1950-х гг., по этому
вопросу утвердился другой взгляд. Руководствуясь общей характеристикой
феодальной формации, они делали вывод о преемственности между городами Древней
и Северо-Восточной Руси, отмечали сходство их социально-экономического развития
с городами Западной Европы. В работах последних десятилетий эта концепция в
значительной степени пересматривается. В частности, высказывается точка зрения,
что еще в ХШ-первой половине XV вв. города Северо-Восточной Руси
сохраняли общинно-вечевую организацию, оставаясь городами-государствами, а
Русское государство складывалось как земско-самодержавное по форме и по
существу". Однако далеко не все историки разделяют такую точку зрения.
Представляется, что условиям социально-эономической и политической жизни страны
первой половины XVI в. в большей степени отвечает
определение политического строя России как "самодержавной монархии
деспотического типа" на раннем этапе ее формирования.
"Северо-Восгочная Русь, - писал С.М. Соловьев, - для объединения своего,
для собирания земли, отреклась от вечевого быта". Народ пожертвовал им,
"чтобы достигнуть единства государственного. Что выиграла Северо-Восточная
Русь этим отрешением от вечевого быта показал ясно 1612 год, когда народ,
вследствие сознания государственного единства, мог встать как один человек для
охранения этого единства".
С начала XIV в. городами и пригородными станами
управляли наместники, а сельской местностью (волостями) -
волостели. Эти должностные лица исполняли судебно-административные функции,
получая за это право сбора с населения натуральных и денежных
"кормов". Однако, ввиду слабости государственного аппарата, власть
кормленщиков приводила не к централизации государства, а к локализации отдельных
территорий. Жалобы населения на злоупотребления и притеснения со стороны
местной администрации заставили правительство усилить контроль за ее
действиями. С конца XV в. отдельным общинам жаловались
"уставные грамоты", которые не только нормировали величину кормов и
пошлин наместникам, волостелям и их людям, но и ограничивали пределы власти
кормленщиков, предписывая им судить лишь при участии выборных людей.
Л.В. Данилова, глубоко изучившая вопрос взаимоотношений администрации и
общинных институтов, пришла к выводу, что система "кормлений", на
которой строилось местное управление, по своему характеру являлась
"продолжением старинного полюдья". Кормленщики имели дело с общиной в
целом, а не с отдельными ее членами; это обстоятельство и "обеспечивало
сохранение за общиной статуса самоуправляющейся социальной ячейки".
Внутриобщинными делами по-прежнему управляли выборные старосты, сотские,
пятидесятские и десятские. Они ведали раскладкой и сбором податей, были низшей
(мирской) судебной властью, охраняли целостность общинных земель.
Но отношения общины с государством не ограничивались только уплатой
денежных сборов; на них возлагалось городовое дело, поставка подвод для ямской
гоньбы и другие натуральные повинности. С конца XV в.
повсеместным явлением стало участие мирских выборных в суде кормленщиков. В
условиях малочисленности государственного аппарата присущие общине
публично-правовые функции позволили центральной власти включить ее в систему
местного управления еще задолго до реформ Ивана IV. По мнению
Л.В. Даниловой, включение мирских властей в структуру административного
аппарата для средневековья было типичным явлением. Отсюда двойственный характер
выборных мирских властей, которые, оставаясь представителями и выразителями
интересов общины, в то же время были и "низшим звеном в системе
государственного территориально-административного управления". Законодательные
акты XV в. "не создавали земского строя, а
вводили его в общероссийские рамки". Как заметил в этой связи А.Д.
Градовский, "государство нашло общину готовою и воспользовалось ею".
С развитием государства и его аппарата деятельность общины в этой сфере
ограничивается. Исследуя жалованные грамоты великих князей к старостам черных
северных волостей, Л.В. Данилова приходит к выводу, что в XIII-XIV вв.
полномочия глав выборной общинной администрации (по крайней мере, в северных
областях) были намного шире, чем в XV-XVI вв.
Хотя именно к этому периоду, замечает историк, некоторые исследователи относят
"установление земского строя и связанного с ним самоуправления".
3. Земское управление.
Земские реформы в XVI-XVII вв..
Логическим завершением политики Московских государей, направленной на
включение общины в систему местных государственных учреждений, было
уничтожение системы кормлений при царе Иване IV. Широкое
использование мирской самодеятельности в области губного, земского и верного
управления в середине XVI в. положило начало новому
периоду в истории местного управления.
Губная реформа. Первые губные грамоты были выданы в
1539 г. по просьбе населения Белозерского и Каргопольского уездов, не имевшего
другой возможности обеспечить свою безопасность, как взять на себя поимку воров
и разбойников. По этим грамотам часть полномочий наместника передавалась
выборным людям — губным старостам и его помощникам "лучшим людям",
замененным вскоре целовальниками (утверждались "целованием креста").
Губной староста избирался из дворян, а целовальники - из крестьян и посадских.
Выборные люди ловили, судили и даже казнили разбойников, заведовали тюрьмами и
регистрировали приезжих. С 1555 г. губные учреждения были введены практически
во всех уездах. Они размещались в губной избе, дела которой вел выборный губной
дьяк; избирались также палачи и сторожа губных изб.
Правительство придавало особое значение должности губных старост,
особенно во второй половине XVI в., когда произошло объединение мелких
губных единиц, и эта должность стала уездной. В губные старосты избирали только
местных дворян, обязательно грамотных и оставленных от службы по старости или
болезни. Для выборов собирались общие съезды, в которых, независимо от
общественного положения, участвовало все население уезда, составлявшего губной
округ. Это были первые всеобщие выборы в России (повторились только через
200 лет, при избрании городских депутатов в Уложенную комиссию 1767 г.).
Участие в них было настолько обязательным, что воеводы имели право сажать в
тюрьму дворян, не явившихся на выборы (вместо знатных сидели их крестьяне).
Избирательная процедура заключалась в сборе подписей под выборным списком,
который подписывали избиратели, а за неграмотных - их духовные отцы. При этом
требовалось всеобщее согласие, а если его не было, то результат выборов
определялся не большинством голосов, а решением царя.
Нередко правительство само назначало старост, тем не менее "взыскивая"
с населения "мирские выборы", что означало для избирателей разделение
ответственности за все действия с избранным таким образом лицом. В результате
выборы были не столько показателем общественного доверия, сколько коллективной
порукой за избираемого человека, а "общественное самоуправление
становилось не правом, а тяжелой принудительной повинностью".
Губные старосты избирались на всесословных уездных съездах, но ведали не
местные земские, а общегосударственные дела по важнейшим уголовным
преступлениям. Как заметил В.О. Ключевский, губное дело, "которое сначала
предоставлялось отдельным городским и волостным мирам как право по их
челобитью" превратилось потом "в повсеместное и всеуездное
учреждение, стало для них ответственной повинностью". Правительство
рассматривало губных старост в качестве приказных людей, которые утверждались в
должности Разбойным приказом, где получали и наказ (инструкцию). До введения
воеводского правления губные старосты управляли городами, а в XVII в.
нередко заменяли воевод. По определению Б.Н. Чичерина, институт губных старост
представлял собой "смесь приказного начала с земским, или скорее это было
превращение земской власти в приказную". На государственный характер
этой должности указывает и тот факт, что правительство нередко поручало губное
управление другим властям. Так, в XVII в. его
исполняли как выборные люди, так и правительственные чиновники: воеводы и
сыщики. Должность губных старост упразднялась и снова восстанавливалась, пока
не была упразднена окончательно в 1702 г.
Земская реформа. В середине XVI в. в
местное управление был введен еще один выборный институт - земских или
"излюбленных" старост и целовальников, которым передавались все
финансовые и судебные дела, входившие еще в сферу деятельности наместников. В
результате этих преобразований царя Ивана IV,
получивших название земская реформа, институт кормленщиков был упразднен, а
их полномочия переданы выборным органам, контролируемым верховной властью.
Первая уставная грамота была дана в 1551 г. крестьянам одной из волостей
владимирского уезда, а в 1555 г. все города и волости получили право избирать
мирских старост, "которых себе крестьяне меж себя излюбят и выберут всей
землей", чтобы те могли судить их "беспосульно и безволокитно".
Переход к самоуправлению нe был обязателен - это было право,
непосредственно связанное с исполнением земской повинности по содержанию
местной администрации. Отказываясь от власти наместников и волостелей, миры
должны были вместо доходов кормленщиков вносить в казну постоянный государственный
оброк (откуп). Его сбор и доставка также возлагались на выборные власти.
Однако круг их обязанностей этим не ограничивался. Уже в XVI в.
земские старосты исполняли различные поручения центральной власти: собирали и
доставляли в Москву другие налоги, ведали все губные дела на Севере, где не
было служилых людей, и др. До последней четверти XVII в. в ведении
земских выборных находились следующие дела: 1) владение общинной землей. 2)
записка в тягло, 3) раскладка и сбор податей. 4) отправление повинностей, 5)
производство мирских выборов, 6) местная полиция.
Таким образом, общинные власти получили двоякое значение: они исполняли
обязанности как внутриобщинные. так и общегосударственные. Но так как земские
дела заключались прежде всего в сборе податей и в исполнении повинностей, т.е.
в делах неместного характера, то государственные функции преобладали.
"Земское управление, - писал Б.Н. Чичерин, - если не по форме, то по
предмету носило казенный характер".
Возлагая на общины обязанности общегосударственного характера,
правительство предъявляло свои требования к кандидатам на выборные должности,
требуя избрания людей, которые "и оброк собрать бы умели, и к нашей бы
казне на срок привозили без недобору".
Страницы: 1, 2, 3, 4
|