Развитие общественной самодеятельности в Киевской и Московской Руси в IX-XV вв. Земские реформы в XV...
РЕФЕРАТ
по
теме: “Развитие общественной самодеятельности в Киевской и Московской Руси в IX-XV вв. Земские реформы
в
XVI – начале XVIII вв.”
План
|
Вступительная часть
|
1. Вечевое управление городов Древней Руси.
|
2. Северо - Восточная Русь и начало Московского государства (в XIII-XV вв.).
|
3. Земское управление. Земские реформы в
XVI-XVII
вв.
|
4. Сословность и бюрократизация местного управления (в первой
четверти XVIII в.).
|
Заключительная часть
|
Литература:
I. Основная
Институты
самоуправления: историко-правовое исследование. Раздел 1. - М., 1995.
История
государства и права России. Учебник. Исаев И. А. - М., 1996.
Муниципальное
право Российской Федерации. Учебник./ Под ред. Кутафина О. Е., Фадеева В. И. –
М., 1997.
Местное
самоуправление. Основы системного подхода. Учебник./ Под ред. Когута А.Е.,
Гневко В.А. - СПб, 1997.
Конституционное
право Российской Федерации. Учебник. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. – М., 1996.
Местное
самоуправление в России. Учебник./ Игнатов В.Г., Рудой В.В. – Ростов-н/Д.,
2001.
История местного
самоуправления в России. Еремин В.В., Федоров М.В. – М., 1999.
II. Дополнительная
Васильчиков А. В.
О самоуправлении. Тома 1-2. СПб., 1872.
Смелзер Н.
Социология . Гл. 8. - М., 1994. - С. 243-272.
Чичерин Б. Н. О
народном представительстве. СПб., 1868.
Коркунов Н. М.
Русское государственное право. Т. 2: часть особенная. СПб., 1909.
Жукова Л. А. и
др. История государственного управления в России (IX-XVII вв.). Гл.2.2. и 3.1.
- М., 1996.
Введение
В настоящее время Российская Федерация идет по пути становления новой
государственности, функционирующей на принципах демократии. Реальная демократия
— это власть народа, осуществляемая посредством народа и в интересах народа.
Поэтому не случайно в большинстве демократических стран обязательным элементом
конституционного строя является местное самоуправление, суть которого
заключается в праве населения самостоятельно и под свою ответственность решать
вопросы местного значения.
-Являясь первичным
звеном демократии, местное самоуправление создает необходимые условия для
приближения власти к населению, формирует гибкую систему управления, хорошо приспособленную
к местным условиям и особенностям, способствует развитию инициативы и
самодеятельности граждан.
"Вече было старее князя", - заметил С.Ф. Платонов, характеризуя
политическое устройство древнерусского государства. Еще в первой русской
летописи говорится о призвании варягов северными славянскими племенами для
установления "наряда (порядка), что указывает на существование
представительного собрания, способного принять столь важное решение. Историки
единодушны в том, что до IX в., когда на территории России стали
образовываться первые княжества, славянские племена уже имели собственную
систему управления и суда. Однако вопрос о характере общественной организации
славянских племен и уровне развития их политического быта стал предметом
ожесточенных споров в исторической литературе; ответ на него указывал на
принадлежность историка к славянофилам или западникам, определявших начальный
период русской истории господством общинных или родовых отношений.
В современной России местное самоуправление переживает свое второе
рождение. Его традиции, отброшенные в годы Советской власти, возрождаются в
новых исторических условиях, преодолевая ряд проблем организационного,
правового, экономического характера. Эффективность их разрешения во многом
зависит от правильного понимания сущности местного самоуправления его места в
демократической системе управления обществом.
1. Вечевое управление
городов Древней Руси
Несмотря на скудость источников и нередко предположительный характер
сведений об организации славянских племен, работы историков позволяют составить
общее представление о началах их быта. Славяне управлялись начальниками рода,
которые "носили разные названия - старцев, жупанов, владык, князей и
проч.; последнее название ( князь ) было особенно в употреблении у славян
русских". Славянские города имели общие советы или веча, которые
представляли в этот период не собрания всех жителей, а "сходки одних
старцев, сходки старшин".
В IX-Х вв. князь был прежде всего "военным стражем
оседлых поселений", князем-кормленщиком, получавшим вознаграждение в виде
дани, поэтому его деятельность не оказывала заметного влияния на внутренний быт
славянских племен. Однако к концу X - началу XI в.
характер княжеской власти меняется и "князь-авантюрист превращается в
князя-правителя". По свидетельству летописца, уже киевский князь Владимир,
советуясь со своей дружиной, "думал с нею о строе земском, о ратях, об
уставе земском". Так, Владимир по предложению епископов и старцев принял
постановление о вирах, а Ярослав I дал грамоты новгородцам: Правду
и Устав о податях. В "Дружинной Думе" как назвал В.О. Ключевский
совещания князя Владимира, принимали участие и старшины военно-городского
управления - "старцы градские" или "людские".
Развитие государственного начала, характерное для княжений Владимира и
Ярослава I, способствовало увеличению числа городов и росту их
влияния. Города стали правительственными центрами, где сидел "муж
княж" посадник, а с учреждением епископских кафедр - и церковными
центрами. Усиление роли князя в древнерусском государстве привело не к
подавлению вечевых порядков, а к уменьшению значения старшин, что сказалось и
на характере веча. Городские веча стали общенародными: на них собирались уже не
одни старцы, а все жители города. С XI в. вместо
"градских старцев" источники называют "лучших людей",
которые, по наблюдению Ключевского, обычно выступали посредниками между князем
и городским вечем "как представители и вместе коноводы вечевых
сходок". Некоторые советские историки, в том числе и М.Н. Тихомиров,
высказали предположение, что "лучшие люди", как наиболее
состоятельные и активные участники веча, составляли особый орган власти -
городской совет, решения которого принимались вечем.
В XI-XII вв. значение веча в Древней Руси было
велико. Так, киевляне играли решающую роль в посажении и признании князей,
заключавших договор (ряд) уже не только с "братьями и дружиной", но и
"с кияны". На вече решались вопросы войны и мира, призвания князей и
сбора средств для ведения военных действий. Многие города (Киев, Новгород,
Псков, Смоленск, Ростов и др.) состояли из более дробных
административно-территориальных единиц - концов. Они представляли собой
исторически сложившиеся общины, выросшие из древних родовых поселений, и имели
свои веча. Городское население подразделялось на десятки и сотни во главе с
десятскими и сотскими и вместе с дружиной составляло княжеское войско.
Десятские и сотские сохраняли свое значение и в мирное время, о чем говорит их
участие в пирах князя Владимира наряду с боярами и нарочитыми мужами.
Решениям веча старого города подчинялись пригороды (новые города) и села,
составлявшие его волость; их жители считали себя младшими относительно горожан.
Сельское население управлялось старостами, сохранявшими свое значение и во
время военных действий.
Таким образом, до XIII в. в древнерусском государстве наряду
с княжеской властью действовала и развивалась вечевая власть, уходившая корнями
в догосударственную организацию племен. По определению А.А. Кизеветтера, в
основании политической системы Руси X—XIII вв.
"лежал дуализм княжеской и вечевой власти", при котором ни отношения
этих властей, ни организация веча "не опирались на твердо установленные
начала". Это обстоятельство "открывало широкий простор для
насильственных столкновений и лишало государственную жизнь устойчивых
оснований". Зыбкое равновесие между этими двумя властями было нарушено
после смерти Ярослава I (1054), когда с увеличением княжеского
рода очередь княжения в Киеве всe более запутывалась, порождая
ссоры и усобицы. В XII в., писал В.О. Ключевский, князь снова
стал "бродячим гостем области, подвижным рыцарем, каким он был два века
назад". Непрочность княжеской власти способствовала восстановлению
значения •городов как руководителей областей. С этого времени "веча
появляются в летописи всe чаще и шумят все громче". Как
считал историк, именно борьба княжеского и городового порядков, когда
"один объединял землю посредством очередного княжеского владения, а другой
разбивал ее на самостоятельные городовые волости", определяла характер
событий последнего периода истории Древней Руси.
Напомним, что отсутствие наряда (порядка) среди северных племен, по
свидетельству летописца, было главной причиной создания древнерусского
государства, а если продолжить эту линию, то отсутствие наряда стало и одной из
причин его распада. Разница заключалась лишь в том, что в IX в.
враждующее население призвало князей, а в XIII в. оно само
бежало от враждующих князей в более безопасные северные районы. Нашествие
кочевников довершило распад Древней Руси.
Однако с падением Киева вечевой быт не прекратил своего существования: в XIII в. его
сохраняли все старинные города Северо-Западной и Северо-Восточной Руси. Но
главными вечевыми городами были Новгород и Псков. Богатством этих торговых
центров объяснялась самостоятельность городских общин, сумевших в течение почти
двух столетий противостоять процессу централизации государства.
Зачатки общинно-вечевого управления Новгорода относятся к древнейшему
периоду. С XII в. вече освободилось от власти князя и добилось права
избрания посадника, тысяцкого и даже епископа, т.е. всей высшей администрации
города. В ХШ в. вечевая организация достигла своего расцвета. Развитие
политических вольностей шло параллельно с расширением территории княжества и
ростом его экономического могущества.
В отличие от Киева вечевая организация Новгорода и Пскова имела более
прочные корни, так как включала множество общественных союзов, имевших свои
веча и свои выборные исполнительные органы. В Новгороде низшей
административно-территориальной единицей с правом самоуправления была улица.
Решением хозяйственных дел улицы занималось вече, выбиравшее двух и более
"улицких" старост. Старосты представляли интересы улицы в отношениях
с князем и другими должностными лицами, контролировали земельные отношения,
участвовали в суде. Каждая улица имела вечевую избу и свою печать.
Улицы составляли пять концов города; каждый из них имел вече, печать и
свою казну, избирал старост и владел землей. Концы выполняли административные,
судебные, военные и даже дипломатические функции, а их старосты формировали
ополчения, составлявшие новгородское войско, участвовали в переговорах и суде,
распределяли повинности между жителями концов и разбирали споры. Общегородское
вече признавалось законным лишь при участии представителей всех пяти концов.
Жители Новгорода подразделялись не только на улицы и концы, но и на
сотни. Это были не территориальные (за исключением "Княжей ста"), а
фискальные единицы, включавшие с конца XII в. только
торгово-ремесленное население. Входившие в состав сотен горожане (в каждом конце
было по две сотни) избирали сотских старост, платили налоги и выполняли
натуральные повинности; десять сотен как военные формирования составляли тысячу
Новгорода. Сотни подчинялись тысяцкому как в военном, так и в судебном
отношении: тысяцкий возглавлял торговый суд, куда входили десять сотских
старост.
Общегородское
вечевое собрание свободных граждан было носителем верховной власти Новгорода.
Правомочными считались лишь те собрания, в которых участвовали не только
должностные лица, но и представители всего населения - "и бояре, и житьи
люди, и купцы, и черные люди, и весь господин государь Великий Новгород, все
пять концов...". Вече рассматривало важнейшие вопросы внутренней и внешней
политики: утверждало уставы и законы, выдавало жалованные грамоты, приглашало и
изгоняло князя, избирало посадника, тысяцкого и епископа (с 1165 г. -
архиепископа).
Оно собиралось на Торговой площади по звону колокола. Владыка в вече не
участвовал, но посылал своего представителя и благословлял участников. С
помоста ("степени") посадник или другие должностные лица оглашали
повестку собрания. Подсчета голосов не было, решения принимались по силе крика
участников. В случае разногласий недовольные собирали свое вече на Софийской
стороне. Тогда противники встречались на мосту через Волхов, и нередко только
вмешательство духовенства предотвращало кровопролитие. Решения веча оформлялись
вечевым дьяком в вечевой избе.
Вопросы, подлежавшие решению веча, разрабатывались особым "советом
господ", который под председательством архиепископа собирался в его
палатах. В этот совет, выполнявший роль правительства, входили княжеский
наместник, посадник, тысяцкий, старосты концов, сотские, а также бывшие
посадники и тысяцкие. Так, грамота Соловецкому монастырю на владение
Соловецкими островами (сер. XV в.) имеет восемь печатей: епископа,
посадника, тысяцкого и пять печатей городских концов.
Особую роль в управлении Новгородом играл архиепископ. Все вечевые
решения принимались от имени владыки и всего Новгорода, он был председателем в
совете господ, возглавлял посольства, осуществлял суд в делах веры и контроль
за торговлей.
Решения общегородского веча распространялись на обширную территорию,
входившую в Новгородское государство. Центрами, вокруг которых формировались
волости, были небольшие городки или пригороды. Городовые волости-пригороды
делились на погосты, а те, в свою очередь, на сельские общины. В каждом погосте
могло быть два должностных лица — сельский староста и сотский. Пригороды и
волости платили налоги в пользу Новгорода, тогда как новгородцы, по мнению
историков, были скорее всего освобождены от их уплаты. Зависимость пригородов
вызывала недовольство их населения и стремление освободиться от Новгорода;
этими настроениями и воспользовались московские князья. Последовавшие после
1479 г. конфискация земель и репрессии против бояр окончательно подорвали
основу независимости и экономического могущества Вольного Новгорода. Но главной
причиной падения Новгорода, по мнению историков, были противоречия между
низшими слоями населения и боярами, в руках которых, в конечном итоге, и
сосредоточилось управление городом. В результате, новгородское
"народоправство" превратилось в боярскую олигархию.
Вечевой строй Новгорода историки нередко определяют как "феодальная
республика", хотя это понятие до начала XX в. не
употреблялось. Современники называли свое государство "Великий
Новгород" или "Господин Великий Новгород", что ближе к такой
форме организации городской общины, как "город-государство". Именно
так определял строй древнерусского города историк И.И. Дитятин. По его мнению,
в удельно-вечевой период русский город играл активную и очень важную
политическую роль в жизни Древней Руси и по своему значению напоминал
средневековой муниципий на Западе. Эту точку зрения разделяют и многие
современные историки, рассматривающие такую организацию как систему
соподчиненных общин. В частности, устройство городов Новгорода и Пскова, под
властью которых объединялись пригороды и сельские округи, Л.В. Данилова
называет "ярким примером государств с чертами полисного типа". По
оценке М.Н. Тихомирова, "русские города киевской поры жили полнокровной
жизнью и шли по пути развития "городского строя", как и города в
соседних странах Западной Европы".
В Новгороде, развивавшемся дольше и в более благоприятных условиях, чем
другие города удельного периода, успели в полной мере проявиться черты
политического быта, наметившиеся в Киеве. Первоначальный дуализм власти веча и
князя в этих городах нарушился в пользу веча, которое как форма власти имело
более древнюю историю. Князья Киевской Руси, писал В.О. Ключевский,
"поддерживали в ней существовавший житейский порядок, определяли
подробности земского строя, но е могли сказать, что они создали самые основания
этого строя, были творцами общества, которым правили". Еще меньше
оснований для этого было у новгородских князей, превратившихся после 1136 г. в
должностных лиц, чьи права и обязанности определялись специальным договором с
вече.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|