Универсальным регулятором, с помощью которого возможно
объективно измерять, а, следовательно, возмещать общественно необходимые
затраты труда, является тарифная система. Она призвана обеспечить оптимальное
сочетание государственных социальных гарантий с широкими правами предприятий в
вопросах оплаты труда. В рыночных экономиках действуют жесткие системы тарифов.
В одних странах, как, например, Германия, разряды и оклады устанавливаются
отраслевым тарифным соглашением, в других, например, США и Япония — на уровне
предприятий. Тарифная система не может не существовать — ведь она является
большим стимулом к производительному труду. Если нет оплаты за высокую
квалификацию, пропадает стремление ее повышать. Однако уровень тарифов и
система их утверждения должны ориентироваться на изменения в экономике.
Глава 3. маркетинговый план
3.1.
Особенности использования принципов маркетинга на рынке воздушных перевозок.
Крупнейшие авиатранспортные компании перешли на
концепцию управления с использованием принципов маркетинга сравнительно недавно
- лишь в конце 60-х годов, что привело их к заметному отставанию в этой области
от фирм — продуцентов, связанных с производством продукции в вещественном виде.
Это отставание объясняется, прежде всего, тем, что в послевоенные годы развитие
гражданской авиации шло в основном по пути экстенсификации, в направлении резкого
наращивания производственно - технического потенциала воздушного транспорта. В
условиях повышенного спроса на авиаперевозки и жесткого регулирования авиакомпании
могли выступать на рынке, не заботясь о привлечении клиентуры.
В конце 50-х годов внедрение реактивных самолетов
привело к увеличению провозной способности мирового парка летательных аппаратов
более чем в 4 раза. Еще больше выросли возможности гражданской авиации в конце
60-х-начале 70-х годов в связи с появлением в эксплуатации широкофюзеляжных
самолетов большой пассажировместимости. В этих условиях проблема технического
развития воздушного транспорта отошла на второй план, уступив место проблемам
повышения экономической эффективности эксплуатации авиалиний, стимулированию
спроса на авиатранспортные услуги. Крупнейшими авиакомпаниями была взята на
вооружение рыночная концепция управления, предусматривающая, прежде всего,
ориентацию всей их деятельности на конъюнктуру рынка и динамику общественного
спроса при разработке технической и коммерческой политики, максимальное
приспособление производства и финансирования к потребностям рынка,
искусственное создание таких условий, которые стимулируют спрос, разработку
способов воздействия на потенциальную клиентуру и т.п.
Особенности авиатранспортного маркетинга в
значительной степени обусловлены спецификой рынка. Этот рынок имеет довольно
сложную структуру, где переплетаются разнообразные внутренние и внешние связи.
Он является открытой системой, то есть такой системой, элементы которой
взаимодействуют с внешней средой. Одновременно он выступает как неотъемлемая
часть более общей системы мирового хозяйства.
В качестве товара, предлагаемого авиакомпаниями на
рынке, выступает продукция, создаваемая ими в процессе воздушной перевозки
пассажиров и грузов. Именно она является основным предметом купли-продажи.
Наряду с этим, авиакомпании предлагают на рынке широкую гамму услуг, сопутствующих
транспортному процессу. Здесь речь идет не о самом перемещении как таковом, а
об удовлетворении дополнительных общественных потребностей, связанных с
перемещением, которые, однако, могут представлять большой интерес для
потребителя. Объем этих услуг достаточно велик и должен приниматься в расчет
при оценке потенциального спроса на рынке.
Авиакомпании предлагают на рынке специфический товар
- перемещение. Потребление этого товара происходит непосредственно в процессе
его производства, поэтому оценить размер его предложения на рынке можно лишь
косвенным путем.
В силу этого величина предложения здесь может быть
оценена в виде провозной способности парка воздушных судов, эксплуатируемых
авиакомпаниями на коммерческой основе - в этом заключается главная особенность
авиатранспорта и, связанных с ним различных сфер экономики, например таких,
каким является авиатранспортный маркетинг.
3.2. Планирование маркетинга
Как правило, базовая долгосрочная стратегия
становится основой для разработки долгосрочного плана авиапредприятия. Этот
план в силу неопределенности воздействия многих рыночных факторов обычно
детально не расписывается. Планирование осуществляется на основе взаимодействия
руководителей верхнего и нижнего уровней управления, предложения которых корректируются
по результатам проработок отдельных вопросов, находящихся в сфере их
компетентности. Это делается для того, чтобы учесть, по возможности, как можно
больше различных факторов, поскольку планирование только ”сверху вниз” может
привести к недоучету ряда конкретных производственных факторов, а планирование
”снизу вверх” часто не учитывает перспективы развития предприятия в целом и задачи,
стоящие перед авиапредприятием на рынке.
Планирование деятельности авиапредприятия
осуществляется на основе прогноза развития рынка, который ведется в
долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном разрезах. Долгосрочное
прогнозирование позволяет из выявленного набора вариантов возможного развития
рыночной ситуации выбрать оптимальный для авиапредприятия с учетом его производственно-технических
возможностей и наличия ресурсов.
Одновременно предусматривается возможность в случае
неблагоприятной ситуации переориентировать деятельность авиапредприятия с
основного стратегического плана на резервный.
Нацеленность на получение конечных результатов
является важнейшим требованием к планированию, но и сами планы авиапредприятия
постоянно корректируются, исходя из анализа результатов его деятельности.
Управление с использованием принципов обратной связи является циклическим. На основе
получаемой информации о состоянии производственно-коммерческой деятельности,
конъюнктуре рынка, состоянии внешней среды происходит обновление долгосрочного
плана, корректировка целей авиапредприятия, принимаются многие тактические
решения, связанные с упрочением положения на рынке, разрабатываются
краткосрочные планы для достижения конечных практических результатов.
Планирование маркетинга является одной из
составляющих процесса планирования деятельности авиапредприятия. Оно
осуществляется по четырем основным направлениям: планирование тарифной
политики, планирование сбыта (продаж), сервиса и мероприятий по стимулированию
сбыта. Обычно план маркетинга авиапредприятия имеет несколько вариантов, что
позволяет ему адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и обеспечить
устойчивое движение к намеченным целям. Планы маркетинга — долгосрочные,
среднесрочные и краткосрочные (оперативные). Оперативные планы (тактика)
представляют собой матрицу, в которой указываются сроки конкретных мероприятий,
ожидаемые результаты, ответственные за их проведение и система контроля.
План маркетинга включает в себя несколько разделов:
результаты проведенных рыночных исследований, систему целей и стратегию
деятельности авиапредприятия, маркетинговые цели и стратегии по каждому
региону, планы продаж (сбыта), рекламных мероприятий, разработку тарифной
политики и системы обслуживания.
В первом разделе плана указаны три основных
момента: анализ окружающей среды (динамика конъюктурообразующих факторов,
деятельность правительственных организаций, авиапредприятий - конкурентов и
агентов самого предприятия, анализ потребностей основных групп потребителей),
анализ деятельности самого авиапредприятия (организация маркетинга в структуре
управления, наличие эффективной информационной системы и т.д.) и анализ
маркетинговой стратегии (насколько она способствовала достижению целей, какие
для этого были выделены ресурсы, каковы были расходы, каков результат деятельности
и т.д.).
Далее в плане отражается система целей и
генеральная стратегия деятельности авиапредприятия, выработанные на высшем
уровне руководства. В зависимости от имеющихся ресурсов по каждому региону
формируются системы маркетинговых целей и стратегии (продажи, рекламной
деятельности и т.д.).
В плане сбыта указывается, каким образом будет
организована продажа авиаперевозок: через агентов, в офисе авиакомпании, в
собственных пунктах продажи, какие выделить квоты мест каждой сбытовой точке и
т.д.
Тарифная политика отражает основные моменты
использования различных видов тарифов, предоставления скидок и льгот тем или
иным категориям пассажирам в зависимости от сезона, вида перевозки.
В плане мероприятий по стимулированию сбыта
указываются формы и методы проведения рекламной компании, методы мотивации
деятельности агентов компании, участие в различных деловых встречах (“public
relations”), спонсорская деятельность компании и т. д.
План маркетинга подобен карте: он показывает, куда движется предприятие и
как оно собирается туда добраться. Он одновременно является планом действий и
письменным документом. План маркетинга выявляет перспективные деловые
возможности предприятия и намечает способы проникновения, захвата и удержания
позиций на определенных рынках. Он соединяет все элементы маркетинга в
согласованный план действий, где подробно расписано, кто, что, когда, где и как
делает для достижения целей.
3.3. Оценка и анализ
внешней среды
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого
разработчики плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы,
чтобы определить возможности и угрозы для предприятия. Анализ внешней среды
помогает получить важные результаты. Он дает авиапредприятию время для
прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных
угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы
в любые выгодные возможности.
С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней
среды в процессе планирования заключается по существу в ответе на три
конкретных вопроса:
ü
Где сейчас
находится авиапредприятие?
ü
Где, по
мнению высшего руководства, должно находится авиапредприятие в будущем?
ü
Что
должно сделать руководство, чтобы авиапредприятие переместилось из того
положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть
руководство?
Факторы внешней среды чаще всего классифицируют по следующим группам:
1.
Экономические
факторы.
Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно
диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели
авиапредприятия. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни
занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую
возможность для авиапредприятия.
2.
Политические
факторы.
Активное участие коммерческих предприятий в политическом процессе является
указанием на важность государственной политики для организации; следовательно,
государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей
субъектов государства и федерального правительства.
3. Рыночные
факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для
предприятия. К факторам, воздействующим на успехи и провалы авиапредприятия,
относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли,
изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
4. Технологические
факторы. Анализ технологической среды может, по меньшей мере, учитывать
изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении
продукции или успехи в технологии средств связи. Руководитель любого
предприятия должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”,
разрушающему организацию.
5. Факторы
конкуренции. Авиапредприятие должно исследовать действия своих конкурентов:
анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок
в отношении конкурентов и отрасли, углубленное изучение сильных и слабых
сторон конкурентов.
6. Факторы
социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания
и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных
меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
7. Международные
факторы. Руководство авиапредприятий, действующих на международном рынке,
должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет
авиапредприятию создать перечень опасностей и возможностей, с которыми оно
сталкивается в этой среде. Для успешного формирования стратегии руководство
должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах.
3.4. Исследование рынка
Изучение рынка (маркетинговые исследования) стало использоваться в
качестве основы принятия решения предприятиями с середины 80-х годов. Упрощение
процедуры исследований и повышение их эффективности сделало их очень
популярными в последние годы. Но именно поэтому порой за прекрасно исполненном
по форме исследовании скрывается искусственно навязанная гипотеза, небрежно
собранные данные и нечетко сформулированы цели.
Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной
технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком
на основе объективного понимания ситуации на нем. В настоящее время достаточно
просто составить данные по многочисленным образцам и обработать их на
компьютере с помощью прогрессивных методов анализа. Однако, на самом деле важно
то, какую роль играют исследования в повседневной деятельности предприятия, как
они используются?
Маркетинг представляет собой одну из областей опытной науки, и
особое внимание в нём должно уделяться реальности, воспринимаемой в опыте.
Необходимо понимание также того, каким образом получена эта опытная реальность.
Надо быть очень осторожным, чтобы не допускать произвольной трактовки реальности,
злоупотребляя значением теории.
Производство-сбыт-обращение-покупка-потребление должны
рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как единая система
бизнеса. Цели изучения рынка концентрируются на двух главных моментах:
ü
анализе
ситуации внутри и вне предприятия, прогнозе возможных изменений и на этой
основе выработке управленческой стратегии;
ü
поиске
критериев для принятия управленческих решений, проверке и подтверждении гипотезы
поведения предприятия на рынке.
Изучение рынка может быть классифицировано в зависимости от выбранных
для этого критериев: способа сбора данных, цели изучения и метода анализа. В
данном случае, рассматривая изучение рынка как средство для достижения
маркетинговых целей, можно выделить лишь следующие основные направления, цели и
задачи.
Таблица3.4.1: Цели и задачи изучения рынка.
Изучение
продукции
|
Какую продукцию и с какими потребительскими свойствами выпускать? Какую
продукцию необходимо улучшить, а какую снять с производства? Как проводить
пробный маркетинг?
|
Изучение
Потребителей
|
Составление социально-демографического портрета Потребителя, выявление
возможных мотивов приобретения или отказа в приобретении продукции.
|
Изучение
тарифной политики
|
Какие тарифы установить на продукцию? Какую тарифную политику проводить
в отношении Потребителей, дилеров и дистрибьюторов?
|
Изучение
организации движения продукции
|
Какую сбытовую политику проводить? Как организовать/развивать свою
собственную дилерскую и агентскую сеть?
|
Изучение
рекламной политики
|
Какую рекламную политику выбрать, и какова должна быть смета расходов
на её проведение? Как оценить эффективность осуществленных рекламных акций?
|
Изучение имиджа
предприятия
|
Как создать корпоративный стиль на предприятии? Как
сформировать/скорректировать имидж предприятия?
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|