Разработка конструкции и технологии изготовления частотного преобразователя
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1
АНАЛИЗ
ИСХОДНЫХ ДАННЫХ1.1 Анализ схемы электрической принципиальной
1.2 Анализ условий эксплуатации
устройства
1.3 Расширенное техническое задание
1.4 Анализ и сравнение аналогов
1.5 Анализ элементной базы
2 РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ УСТРОЙСТВА
2.1 Обоснование и выбор материалов
2.2 Обоснование конструкции изделия
3 КОНСТРУКТОРСКИЕ РАСЧЕТЫ
3.1 Расчет объемно-компоновочных
характеристик устройства
3.2 Расчет параметров электрических соединений
3.3 Расчет радиатора
3.4 Расчет теплового режима
3.5 Расчет надежности
3.6 Расчет на механические воздействия
4
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.1
Анализ технологичности конструкции изделия
4.2
Разработка технологической схемы сборки для узла А2
4.3 Выбор типового технологического
процесса сборки и монтажа узла А2
4.4 Выбор
технологического оборудования и оснастки и анализ варианта маршрутной
технологии сборки и монтажа изделия
4.5 Разработка варианта
маршрутно-операционной технологии
4.6 Организация системы управления
качеством изделия
5 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
5.1 Планирование работ на этапе
разработки изделия
5.2 Расчет затрат
на разработку изделия
5.3
Расчет затрат на стадии изготовления макетного образца
5.4 Расчет
производственной себестоимости
6 ОХРАНА ТРУДА
6.1
Производственная санитария
6.2
Промышленная безопасность
6.3 Пожарная
безопасность
7 Защита населения и хозяйственных
объектов в чрезвычайных ситуациях
7.1 Чрезвычайные ситуации, характерные
для проектируемого объекта 92
7.2 Меры по ликвидации ЧС
7.3 Защита населения
7.4 Оказание первой медицинской
помощи пострадавшим в ЧС
7.5 Повышение
устойчивости радиоэлектронной и оптической
аппаратуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
РИЛОЖЕНИЕ А Перечень элементов
ПАЛ.437293.001 ПЭ3
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Спецификация
ПАЛ.302821.001
ПРИЛОЖЕНИЕ В Спецификация
ПАЛ.302822.001
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Спецификация
ПАЛ.437293.001
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Деталировки корпуса,
оригинальных изделий…108
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Комплект документов на
технологический процесс сборки и монтажа
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время
практически 60% всей вырабатываемой электроэнергии потребляется
электродвигателями. Они используются в различных технологических процессах,
работают на всевозможных установках. Поэтому достаточно остро стоит задача
экономии электроэнергии и уменьшения стоимости электродвигателей. Трехфазные
асинхронные двигатели считаются достаточно универсальными и наиболее дешевыми,
но в то же самое время подключать их к однофазной сети и управлять частотой
вращения достаточно сложно.
Частотные преобразователи используются для управления скоростью
вращения трёхфазных асинхронных двигателей. Позволяют существенно сократить
энергопотребление устройств с электродвигателями. Обеспечивают защиту двигателя. Позволяют
очень точно изменять скорость вращения двигателя. С помощью частотных преобразователей можно
осуществлять дистанционное наблюдение и управление
асинхронным двигателем. Их можно использовать везде, где есть
электродвигатели. Применение преобразователей частоты может быть самым
разнообразным, в силу их обширной функциональности.
Управление
частотой вращения электродвигателя требуют различные автоматические линии
(конвейеры, линии фасовки и упаковки, устройства обдува и охлаждения и т. д.)
на которых невозможно применение многоскоростных редукторов из-за необходимости
непрерывной работы установки. Заманчива перспектива, увеличения номинальной
частоты вращения двигателя, вдвое и более раз или использование малогабаритных
двигателей рассчитанных на частоту питающей сети 400-1000 Гц и имеющие меньшую
массу и стоимость.
Предлагаемая
система управления работает от однофазной сети 220 вольт и позволяет плавно
менять обороты двигателя и отображать частоту инвертора на двухразрядном
цифровом индикаторе. Дискретность изменения частоты инвертора составляет
1 Гц и регулируется в пределах от 1 до 99 Гц. В предлагаемой схеме используется
число-импульсный метод управления асинхронным двигателем с частотой модуляции
10 кГц позволяющий получать синусоидальный ток на обмотках двигателя [1].
Данная модель
является довольно простой по сравнению с большинством существующих аналогов в
плане функциональности, но вместе с тем она проста в управлении. А также
предполагается, что ее себестоимость будет ниже себестоимости частотных
преобразователей такой же мощности.
Целью
данного дипломного проекта является разработка конструкции и технологии изготовления
блока РЭА – частотного преобразователя, позволяющего регулировать частоту
вращения вала электродвигателя. Задачами дипломного проекта являются: анализ
исходных данных, схемы электрической принципиальной и условий эксплуатации
изделия; составление расширенного технического задания; разработка конструкции
блока; проведение конструкторских расчетов; проектирование технологического
процесса сборки и монтажа РЭА; расчет экономической эффективности изделия;
формулировка требований по технике безопасности и охране труда. В результате
выполнения дипломного проекта будет разработан комплект конструкторской и
технологической документации.
1.
АНАЛИЗ
ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
1.1 Анализ схемы
электрической принципиальной
Схема состоит из
управляющего устройства DD2, применен микроконтроллер
PIC16F628-20/P работающий на частоте 20 МГц, кнопок управления «Пуск»
(SA4), «Стоп» (SA3), кнопки уменьшения и увеличения частоты соответственно SA1,
SA2. Двоично-семисегментного дешифратора DD1, светодиодных матриц HG1, HG2. Узла торможения VT3, VT4, K1.
В силовой цепи используется трехфазный мостовой драйвер DD3 IR2130 фирмы INTERNATIONAL
RECTIFIER имеющий три выхода для управления нижними ключами моста и три выхода
для ключей с плавающим потенциалом управления. Данная микросхема имеет
систему защиты по току, которая в случае перегрузки выключает все ключи а также
предотвращает одновременное открывание верхних и нижних транзисторов и тем
самым предотвращает протекание сквозных токов. Для сброса защиты необходимо
установить все единицы на входах HN1 - HN3 и LN1 – LN3. В качестве
силовых ключей применены IGBT транзисторы IRG4BC20KD. Цепь
перегрузки состоит из датчика тока R14 делителя напряжения R11-R13 позволяющего
точно установить ток срабатывания защиты, и интегрирующей цепочки R8 – C5
которая предотвращает ложное срабатывание токовой защиты в моменты коммутаций.
Напряжение срабатывания защиты составляет 0,5 В по входу ITRP (DD3). После срабатывания защиты на
выходе FAULT (открытый коллектор) появляется логический ноль, зажигается
светодиод HL1, и закрываются все силовые ключи. Двигатель необходимо включить
по схеме звезды.
Источник питания состоит из мощного диодного моста VD12-VD15,
токоограничительного резистора R25, фильтрующей емкости C14, емкость C16
предотвращает всплески, которые будут возникать при коммутациях на паразитных
индуктивностях схемы. А также маломощного трансформатора T1,
стабилизатора напряжения 15 В DА2 для питания схемы драйвера, и стабилизатора
напряжения 5 В DА1 для питания микроконтроллера и схемы индикации.
Конденсатор C16 должен быть типа К78-2 на 600-1000 вольт. Трансформатор
T1 мощностью 0,5-2 Вт. Обмотка должна выдавать 19-20 вольт [1].
1.2 Анализ условий эксплуатации
устройства
Устройство
«Частотный преобразователь» используется в производственных помещениях, цехах,
следовательно, имеет промышленную категорию размещения – 3. Прибор
предполагается использовать в зоне с умеренным и холодным климатом (УХЛ). В
соответствии с ГОСТ 15150-69 на устройство будут воздействовать следующие
климатические факторы:
а)
температура окружающего воздуха в пределах от минус
10 до плюс 45 °С;
б)
предельное содержание коррозионно-активных
веществ:
сернистого
газа – от 8 до 100 мг/м2 за сутки (от 0,01 до 0,125 мг/м3),
хлоридов
– не более 0,12 мг/м2 за сутки [2];
в)
относительная влажность окружающего воздуха (при
температуре плюс 25 °С) 93 %;
г)
атмосферное давление от 84 до 107 кПа [3].
Так
как данное устройство относится к наземной РЭС, то при транспортировке,
случайных падениях и т.п. оно может подвергаться динамическим воздействиям.
Изменения обобщенных параметров механических воздействий на наземную РЭА
находятся в пределах:
а)
вибрации от 10 до 70 Гц, виброперегрузка от 1
до 4 g;
б)
ударные ускорения – до 98 м/с2, длительностью
от 5 до 10 мс, частотой от 40 до 80 мин-1;
в)
линейные перегрузки от 2 до 4 g
[3].
В
техническом задании на разрабатываемое устройство условия эксплуатации
определены по ГОСТ 25467-82. Группа исполнения изделия по стойкости к
механическим факторам – М2 [4].
1.3
Расширенное техническое задание
1.
Наименование изделия: “Частотный преобразователь”.
2. Назначение: преобразователь предназначен для
подключения трехфазного асинхронного двигателя к сети 220 вольт и регулировки
частоты вращения вала электродвигателя.
3. Состав устройства: блок управления прибором, блок
сетевого питания, управляющего устройства (микропроцессора), силового блока
(коммутация нагрузки), драйвера управления силовым блоком, блок торможения,
блок защиты от перегрузки, блок индикации.
4. Устройство относится к группе переносной РЭА.
5. Класс
климатического исполнения - УХЛ (макроклиматический район с умеренным и
холодным климатом).
6. Категория размещения - 3 (эксплуатация в закрытых помещениях без
искусственного регулирования температуры при отсутствии прямого солнечного
излучения, воздействия осадков и ветра).
7. Конструктивные
характеристики:
7.1. на передней
панели прибора находятся элементы ручного управления оператором и блок
индикации;
7.2. элемент
коммутации располагается на передней стороне устройства снизу (клемник);
7.3. конструкция
устройства должна обеспечивать подключение его к сети переменного тока
напряжением 220В и подключение к преобразователю двигателя мощностью до 2 кВт;
7.4. габаритные
размеры изделия: не более 250×160×120;
7.5. масса: не
более 2 кг.
8. Электрические характеристики:
8.1. питание частотного преобразователя
осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В;
8.2. потребляемый ток в зависимости от мощности
двигателя (не более 9 А).
9. Требования по стойкости к климатическим
воздействиям:
9.1. температура окружающего воздуха от минус 10 °С
до плюс 45 °С;
9.2. максимальная относительная влажность воздуха –
93%;
9.3. атмосферное давление от 84 до 107 кПа.
10. Требования по стойкости к механическим
воздействиям:
10.1. прибор не должен
иметь конструктивных элементов с резонансными частотами в диапазоне от 10 до 70
Гц.
10.2.
прибор должен быть устойчив перед ударными ускорениями до 98 м/с2,
длительностью от 5 до 10 мс, частотой от 40 до 80 мин-1;
11. Среднее время наработки на отказ: не менее 5 тыс.
ч.
1.4 Анализ и
сравнение аналогов
При разработке
любого устройства необходимо оценивать целесообразность его производства.
Создаваемое оборудование, должно иметь малую себестоимость производства наряду
с повышенными техническими характеристиками по отношению к аналогам. Устройство
«Частотный преобразователь» востребовано на рынке промышленного оборудования,
т.к. это относительно новый вид оборудования. Оно позволяет плавно изменять
параметры различных техпроцессов (скорость подачи, вентиляции и т. д.) и при
этом экономить электроэнергию. Именно в этих качествах данного вида
оборудования заинтересованы предприятия-потребители. Спрос на преобразователи
частоты растет, а значит и растет предложение. В данной ситуации конкуренция
между основными производителями быстро нарастает. Оборудование становится
дешевле, но в то же время оно не лишается своих технических характеристик.
Предлагаемая
модель преобразователя частоты отличается своей функциональной простотой, а
следовательно и простотой в управлении. Однако это не делает ее не
конкурентно-способной по отношению к аналогам, учитывая то, что ее стоимость
ориентировочно не будет превышать 80$. Приведем несколько аналогов данного
оборудования и сравним их характеристики.
Модель серии
ЕI-8000 производство фирмы «Веспер» со встроенным промышленным PLC контролером. Рекомендуется для
управления приводами с постоянной, быстроменяющейся, а также вентиляторной
нагрузкой. Подъемно-транспортное оборудование, транспортеры, конвейеры,
экструдеры, куттера, упаковочные и дозирующие машины, сушильные агрегаты,
сепараторы, мельницы, дробилки, вентиляторы, насосы, компрессоры и т.д.
- мощность: до
1,5 кВт.
- выходная
частота от 0,1 до 650 Гц.
- полная защита
двигателя от перегрузок.
- векторное
управление без обратной связи.
- встроенный
ПИД-регулятор.
- встроенный
контроллер.
-
программирование групп преобразователей с помощью модуля копирования.
- возможность
дистанционного управления и мониторинга по RS-232/RS-485 (протокол MODBUS).
- встроенный ЭМИ
фильтр класса А.
- аналоговые и
цифровые входы/выходы для регулирования и дистанционного управления.
Преобразователь
фирмы HITACHI серии L200. Инвертор совмещает в себе отлаженную внутреннюю
структуру и самые современные компоненты для обеспечения наилучшей
производительности.
Основные
характеристики:
- встроенный
фильтр ЭМИ категории С3;
- мощность
1,5кВт;
- соотвествие
мировым стандартам;
- встроенный
ПИД-регулятор;
- встроенный
интерфейс RS485 с протоколом Modbus;
- вход датчика
тепловой защиты электродвигателя;
- цифровой дисплей
с встроенным потенциометром;
- функция
быстрого запуска;
- функции защиты
от перегрузки по току, от повышенного и пониженного напряжения, от
перегрева, от короткого замыкания;
- функцию
ограничения перегрузки и т.д;
- возможность
подключения выносного пульта управления.
Преобразователь
частоты VFD-S фирмы «DELTA».
Предназначен для управления скоростью вращения, плавного пуска/останова и
защиты трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором. Работа преобразователя в
составе конкретного устройства может быть оптимизирована с помощью его
параметрирования (всего 100 программируемых параметров, разбитых на 9
функциональных групп). Параметрирование осуществляется пользователем со
встроенного пульта управления или по последовательному интерфейсу.
Особенности:
- современный
компактный транзисторный преобразователь частоты с микропроцессорным
управлением.
- реализует
частотный способ управления двигателем, с широкой возможностью корректировки
зависимостей Uвых = f(Fвых) и Fвых = f(Uупр).
- частота ШИМ
устанавливается пользователем в диапазоне от 3 до 10 кГц.
- подъем
начального пускового момента и компенсация скольжения.
- встроенный
тормозной ключ - динамическое торможение двигателя и торможение постоянным
током.
- встроенный
программируемый логический контроллер.
-
последовательный интерфейс RS-485 (MODBUS со скоростью обмена до 38 400 бод).
- автоматический
рестарт после кратковременного пропадания питающего напряжения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|