Однако на
сегодняшний день одним из самых важных элементов процесса отбора
персонала является собеседование (интервью). Существует несколько видов
интервью: 1) Стандартизированное (структурированное); 2) Нестандартизированное
интервью; 3) Интервью с полуформализованной схемой (ПФСИ). Причем последнее
является наиболее надежным и информативным.
Подводя итоги
теоретической части, можно сказать что, выбор методов отбора определяется в
каждой конкретной ситуации характером вакантной должности, ее важности для
организации, традициями и финансовым состоянием последней, а также
квалификацией сотрудников, занятых процессом отбора.
В дальнейшем,
исходя из цели настоящей работы, с помощью данных профессиограммы разработана
программа для выявления профессиональной компетентности психолога ОАО «ОРЦ».
Программа состоит
из шести этапов:
1) Первичный
отбор претендентов по телефону;
2) Заполнение
биографической анкеты. Данные анкеты анализируются заведующим отделения.
3) Беседа с
заведующим отделения психологической реабилитации. Беседа проводится в форме
полуформализованного интервью. Для проведения ПФСИ составлена программа
вопросов, отображенная в пункте 2.2, настоящего исследования.
4) Уточнение
данных полученных в результате ПФСИ с помощью методики многофакторного
исследования личности Р. Кеттелла (№187).
5) Тест на
профессиональное выполнение работ. В ОАО «ОРЦ» чаще всего претендентам на
вакансию предлагается провести тренинговое занятие с группой.
6) Заключительная
беседа с главным врачом ОАО «Областной реабилитационный центр».
В третьей главе
рассмотрено действие программы отбора претендентов на вакансию психолога ОАО
«Областной реабилитационный центр» на практике, на примере двух претендентов.
В заключение еще
раз хочется отметить что тщательная и планомерная подготовка процедуры отбора
персонала – в будущем залог успеха функционирования персонала организации.
Список
использованных источников
1.
|
Анастази А.,
Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
|
2.
|
Батаршев А.В.
Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие.
3-е издание. – М.: Дело, 2003. –
|
3.
|
Вьюжек Т.
Логические игры, тесты, упражнения. – М.: Эксмо, 2006. – 304 с.
|
4.
|
Гринберг Д.
Управление стрессом / Пер с англ. Л. Гительман., М. Потапова. – 7-е изд. –
СПб.: Питер, 2002. – 496с.
|
5.
|
Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нефтельев А.И. Психология труда и
инженерная психология. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 134 с.
|
5.
|
Должностная
инструкция психолога ОАО Областной реабилитационный центр»
|
7.
|
Егоршин А.П.
Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1999. – 624 с.
|
8.
|
Журавлев П.В.,
Карташов С.А. Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом.
Настольная книга менеджера. – М.: Экзамен, 1999. – 576 с.
|
9.
|
Иванова Е.М.
Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учеб. – метод.
пособие для студентов фак. псих. гос. ун-тов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
– 94 с.
|
10.
|
Купер Д.,
Робертсон А. Психология в отборе персонала. – СПб.: Питер, 2003. – 240 с.
|
11.
|
Методы
исследования в психофизиологии: Учеб. пособие / Дорошенко В.А., Кануников
И.Е., Смирнов А.Г. и др.; Под ред. Батуева А.С. – СПб.: Издательство
С-Петербургского университета, 1994. – 144с.
|
12.
|
Практикум по
общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. В.Д. Балина, В.К.
Гайда, В.К. Гербачевского. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
|
13.
|
Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента:
Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. –
СПб.: Изд-во С. – Петерб. ун-та, 2001. – 24
|
14.
|
Пряжников Н.С.,
Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. –
480 с.
|
15.
|
Райгородский Д.
Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. –
Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. – 672.с.
|
16.
|
Рубинштейн С.Я.
Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. –
М.: Апрель-Пресс, изд-во Института Психотерапии, 2004. – 224 с.
|
17.
|
Словарь-справочник
менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты, “ИНФРА – М”, М.- 1996.
|
18.
|
Травин В. В.,
Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента - М.: «Дело», 1995
|
19.
|
Управление
персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.:
ЮНИТИ, 2005. – 560 с.
|
20.
|
Физиогномика.
/Сост. Г.М. Новоселова. – М.: Библиополис, 1993. –
|
21.
|
Шекшня С.В.
Управление персоналом современной организации. Учебно – практическое пособие.
– 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Интел-Синтез, 2000. – 368 с.
|
22.
|
Шмелев А. Г.
Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.,
Ростов-на Дону: «Феникс», 1996. – 544 с.
|
23.
|
Психографология.
|
24.
|
Методы исследования
профпсихологии.
|
Приложение
А
Аналитическая
профессиограмма психолога ОАО «ОРЦ»
I. Описательные характеристики
деятельности
1.1 Параметрическое описание:
Организация: ОАО «Областной
реабилитационный центр». Общество является коммерческой организацией. ОАО
«Областной реабилитационный центр» является открытым акционерным обществом.
Цели и предмет
деятельности: Целями деятельности общества является реинтеграция в общество больных
наркоманией посредством расширения рынка медицинских товаров и услуг, также
извлечение прибыли.
Общество может
иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для
осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, в том числе
общество: 1) осуществляет медицинскую деятельность; 2) реализует на практике
научно обоснованный комплекс медицинских, психологических и социальных
мероприятий по реабилитации больных, страдающих наркоманией; 3) организует
работу по пропаганде здорового образа жизни среди населения; 4) занимается
лечением хронического алкоголизма и токсикомании; 5) занимается образовательной
деятельностью; 6) проводит психологические исследования; 7) занимается
фармацевтической деятельностью;
8) осуществляет
внешнеэкономическую и другие виды деятельности, не запрещенные законом.
В структуре Центра действуют
следующие подразделения:
- администрация - аппарат управления Центром;
- бухгалтерия;
- кадровая служба;
- юридическая служба;
- хозяйственная служба;
-амбулаторно-поликлиническое
отделение;
-отделение ранней
постабстинентной реабилитации;
-
социально-педагогическое отделение;
-отделение
психологической реабилитации;
- отделение
немедикаментозных методов лечения;
-
научно-методический центр.
Полная
организационная схема отображена в приложении Д (рис. Д 2).
Цель труда работников организации преобразующая.
1.2 Морфологическое описание.
В работе психолога применяются
внутренние функциональные средства труда:
а) речь: эмоциональная,
выразительная;
б) поведение: эмоциональное,
выразительное;
в) интеллектуальные средства.
Рабочее место: отделение
психологической реабилитации.
Цели работы
отделения психологической реабилитации:
- Осуществление комплекса
психодиагностических и психокоррекционных мероприятий, направленных на
восстановление психического здоровья реабилитантов, а также нарушений в семьях
реабилитантов.
- проведение
работы с сотрудниками ОРЦ с целью повышения компетентности в области
психологии, психологической оптимизации лечебной среды в стационаре, - -
разрешения конфликтных ситуаций, разрешения психологических профессиональных
проблем сотрудников.
Задачи:
- Обучение навыкам диагностики
(распознания) и борьбы с психическим влечением к наркотику («тягой»).
- Выработка способов здорового
поведения, умения избегать ситуаций, в которых существует опасность приема
наркотиков (соблюдение «границ безопасности»), а также умения справляться с
ними («инструменты трезвости»)
- Помощь в достижении реабилитантом
психологической зрелости:
- умение самостоятельно принимать
решения, основанные на правильном понимании реальности, а также нести
ответственность за последствия своих действий).
- умение планировать свою жизнь и
осуществлять планы.
- понимание своих психологических
проблем и навыки их решения.
- умение устанавливать и поддерживать
здоровые конструктивные отношения с окружающими.
- Помощь в реконструкции семейных
отношений, необходимых для создания в семье благоприятного психологического
климата и закрепления результатов психологической реабилитации.
II. Степень проблемности
трудовых операций
Высокая. Часто
встречаются новые, сложные ситуации, требующие творческой активности и
нестандартного подхода.
III. Социально-психологические
параметры
1. Степень
коллективности процесса: высокая.
2. Степень
самостоятельности и организации работы: организатор собственной деятельности.
3. Особенности
трудового взаимодействия: многочисленные контакты с постоянными сотрудниками и
постоянно меняющимися клиентами и группами.
IV. Эмоционально-волевые
параметры
1. Повышенная
моральная ответственность.
2. Работа в
помещении.
3. Факторы
вызывающие психологическую напряженность: общение с правонарушителями,
психически больными людьми.
V. Психограмма
1. Личные
особенности.
Психолог ОАО
«ОРЦ» должен обладать: а) достаточным жизненным опытом, предпочтительный
возраст от 30 лет; б) желательно состоящим в устойчивом браке не менее 3 лет,
без социально-психологических проблем, в) заниматься спортом; г) иметь обширный
круг интересов ( литература, искусство, творчество и т. д.).
Психолог не
должен иметь проблем с правоохранительными органами, не злоупотреблять любыми
психоактивными веществами (наркотики, алкоголь, табак). Не иметь пристрастий к
любым другим видам патологических аддикций (азартные игры и т д.).
Предпочитаемые
личные качества:
а) Моральные:
доброжелательность, отзывчивость, внимательность, честность, порядочность,
принципиальность, справедливость, воспитанность, скромность, жизнерадостность,
терпимость, способность воспринимать критику.
б) Деловые:
исполнительность, трудолюбие, целеустремленность, организованность,
коммуникабельность, дисциплинированность, умение доводить порученное до конца,
умение слушать людей, широта кругозора, организаторские способности.
в) Тип личности:
экстраверт – направленность на внешний мир.
г) Темперамент:
предпочтительно сангвиник или холерик (с отработанными показателями
агрессивности).
Уровень
интеллекта: средний.
2.
Сенсорно-перцептивные свойства.
Предпочитается
полинезависимый тип восприятия, с преобладанием зрительного и слухового видов.
Отличный и хороший уровень внимания по показателям: устойчивость, концентрация,
распределение и переключение.
3. Особенности
мышления и памяти.
Предпочитается
комбинированный тип памяти. Отличный уровень понятийного и творческого
мышления. Высокие требования к быстроте и гибкости.
4. Моторные
свойства.
Требования к речевой
функции: лаконичность и четкость.
Приложение
Б
Анкета
1.
Ф.И.О_____________________________________________________________________
2. Дата и место
рождения_______________________________________________________
3. Адрес и телефон_____________________________________________________________
4. Семейное
положение______________, дети (возраст)______________________________
5. Цель
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Почему вы хотите работать
с наркозависимыми?__________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Опыт работы (укажите даты
и места работы, занимаемых должностей, выполняемых функций и профессиональных
достижений)__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Образование (укажите даты,
учебные заведения, полученные специальности и присвоенные
квалификации)_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Полезные навыки (для данной
специальности)____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Дополнительная информация:
а) владение навыками работы на компьютере (желательно
с указанием применяемых программных
средств)____________________________________________________________
б) владение иностранными языками: «свободно», «в
совершенстве», «читаю и перевожу со словарем» (подчеркнуть нужное);
в) увлечения на
досуге__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г) вредные
привычки___________________________________________________________
д) личные характеристики (укажите ваши отрицательные и
положительные черты характера)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
е) какие черты характера помогут вам при работе в
данной должности _________________
Приложение
В
Модель
ситуации:
Внимательно
прослушайте ситуацию и выскажите первые пришедшие в голову фразы:
«Ваша хорошая
подруга уже давно потеряла работу, денег ее семье явно не хватает. И вот в организации,
глее вы работаете, появилась вакансия. Очень неплохие деньги платят за
элементарную работу, с которой подруга легко бы справилась. Вы переговорили с
начальником, рекомендовали подругу как добросовестную, исполнительную женщину.
Начальник пригласил вас на собеседование в 12 часов
В 12 у дверей
кабинета начальника подруги не было. Она не пришла и в 15 минут первого. в
половине первого появляется подруга, и вы ей говорите:…»
Страницы: 1, 2, 3, 4
|