§2. Эволюция положения
американской работницы в XIX столетии
В начале XIX в. часть американских женщин получила
(ненадолго, правда) возможность работы, самостоятельности и самоутверждения.
Появление гидравлического пресса (1790), прядильной машины «Дженни»
(1807) и механического ткацкого станка (1813) ознаменовало собой начало
индустриальной эры; при этом в текстильной промышленности доминировал женский
труд. Согласно одному из статистических документов 1816 г., в производстве
хлопчатобумажных тканей было занято 66 000 женщин, 24 000 мальчиков и
10 000 взрослых мужчин.[20]
В советской историографии традиционно рассматривали жизнь рабочих как
тяжелую и беспросветную всегда, однако источники свидетельствуют, что
вплоть до 30-х гг. XIX в. В Америке фабричные работницы имели
возможность заработать на приданое, содержать семью и даже обеспечить
дорогостоящее обучение в колледже мужчинам семьи. Работодатели в этот период,
стремясь привлечь девушек и сломить сопротивление родителей, селили их в
общежитиях, обеспечивали присмотр и религиозное воспитание с тем, чтобы
родители не беспокоились о нравственном состоянии дочерей.
Большинство девушек-работниц рассматривали работу на
текстильной мануфактуре как способ оказать помощь семье: освободить от обузы
родителей, скопить денег на приданое, непосредственно поддерживать семейный
бюджет, отправляя деньги домой. Нередко они – женщины! – становились
главным кормильцем семьи. «Бережливые и экономные»,[21] по свидетельству источника,
они клали зарплату на счет в банке, куда шли проценты. Затем «… возвращались в
родные места, покупали землю, обзаводились семьями, строили дома и начинали
новую жизнь. Некоторые «фабричные девчонки» содержали овдовевших матерей и
спившихся, безработных больных отцов. Многие работали, чтобы младшие братья и
сестры получили образование».[22]
Х. Х. Робинсон писала, что многие девушки стремились «…
вывести в люди кого-либо из мужчин в семье, сделать из брата или сына
джентльмена, послав его учиться в колледже. Я знаю девушку, отдававшую братьям
все свои деньги до последнего цента, чтобы те смогли выучиться и получить профессию…
Многие мужчины обязаны своим нынешним положением «фабричным девчонкам».[23]
С другой стороны, финансовая независимость позволяла и
по-иному распоряжаться деньгами – по своему усмотрению. Люси Энн, «фабричная
девчонка» из Массачусетса, говорила: «За это время я скопила денег на
образование, и разве я не имею права на это? Или я должна отправиться домой и,
как примерная девочка, отдать деньги отцу в руки, а значит, распрощаться с
моими кровными сбережениями?».[24]
В любом случае, «они («фабричные девчонки») покидали
текстильные фабрики… унося с собой дух независимости и уверенности в своих
силах».[25]
Однако в 30-х гг., когда общежития «фабричных девчонок»
стали для работодателей опасной силой, такому положению дел пришел конец.
По-прежнему оплачиваемая работа вне дома представлялась решением
множества проблем, с которыми сталкивались женщины. Однако приблизительно для
двух третей всех работавших в 1900 г. женщин реальность обернулась не
финансово самостоятельностью и удовлетворением личных проблем, а изнурительной
работой за мизерную плату либо в качестве прислуги, либо в потогонных условиях
фабричных цехов. На рубеже веков в США 20,6% женщин старше 16 лет работали.
При этом, поскольку доходы других членов семьи редко имели существенное
значение, создалось постоянное и твердое убеждение в том, что женский труд
может быть только второстепенным и низкооплачиваемым: таким образом, женщине
можно было платить меньше, потому что она не должна содержать семью. Так как
низкооплачиваемый женский труд, как и детский, составлял конкуренцию
высокооплачиваемому мужскому труду, что вело к уменьшению зарплаты у мужчин, то
для мужчин лучшим выходом было, чтобы женщины вообще не работали, оставаясь в
полной экономической зависимости от них, а если работали бы, то только на самых
низкооплачиваемых местах.
Женская рабочая
сила во второй половине XIX века была в основном,
сконцентрирована в нескольких чисто женских отраслях промышленности, особенно в
текстильной и в швейной, а также в пищевой. Женщины, которые занимались
индивидуальным трудом, работали, в большинстве случаев, в секторе
обслуживания. Об изнурительном труде женщин Т. Худ написал знаменитую «Песню о
рубашке»:
«Швея! Этой ниткой суровой
Прошито твое бытие…».[26]
Надо сказать, что
положение незамужней работницы и замужней очень отличалось. Большинство рабочих
жен мало следили за домом, поэтому рабочие высказывались следующим образом: «Если
бы квалифицированный рабочий получал то, что ему причитается, и каждый человек,
занимающийся полезным трудом, имел подобающее вознаграждение, жена могла бы
следить за домом, а не зарабатывать на хлеб».[27]
Таким образом, не
работающая женщина была исключительно мерилом успеха мужчины, работающая –
свидетельством его неудачи на жизненном поприще. Собственного значения работа
женщин в глазах общественности не имела, женщины должны были работать
исключительно «по нужде».
Таким образом, мы
снова возвращаемся к определению «женского предназначения», если так можно
выразиться, «женской карьеры»: выйти замуж. Именно так его представляли мужчины
и высшего, и низшего класса Америки XIX века.
§3. Цветные женщины: рабыни и
индианки
Во многих коренных американских общинах женщины играли
немалую роль в экономической, общественной и религиозной жизни, обладая также
определенным влиянием и независимостью в политике. И когда поселенцы из Европы
начали пытаться привнести свои принципы в общественную жизнь некоторых племен
(как, например, доминирование мужчин в сельском хозяйстве), коренные американки
зачастую оказывали сопротивление тем изменениям, которые лишали их независимости.
От индейцев, отправившихся «дорогой слез» в резервации,
потребовали принять правовые институты европейцев. «Оцивилизовывание»
коснулось, к примеру, женщин-черокезов, издревле осуществлявшими контроль над
землей, ведущих генеалогическое древо по женской линии.
Но мужчины этого племени, естественно, с радостью
воспользовались предоставленной возможностью и стали требовать, чтобы женщины
следовали заповедям белых. Мужчины отняли у черокезок коммерческое земледелие,
семья превратилась в патриархальную ячейку, генеалогия стала вестись,
естественно, по мужской линии.
«Там, где расовая дискриминация сопровождалась притеснением
женщин, викторианские нормы женского поведения показали свой жестокий оскал»,[28] - делает вывод С. Эванс.
Что касается афроамериканок, то здесь ситуация оказалось
совершенно противоположной: рабство позволило занять им главенствующее
положение в семье – как правило, матриархальной, где могло быть много детей от
разных мужчин, поскольку в условиях рабства мало кому удавалось осздать
постоянную семью. Именно вокруг черных женщин образовалось ядро
афроамериканской культуры.
Однако даже в то время когда большая часть белых женщин
получила хоть какое-то образование, большинство негритянок читать, естественно,
не умело. Здесь уже было дело не в их поле, а в расе: доступ к получению
образования для черных до Гражданской Войны был практически закрыт. На Юге
обучать раба чтению было запрещено законом. «Образование [рабов] подорвало бы
саму идею расового превосходства, лежавшую в основе рабства, и подтолкнуло бы [рабов]
к борьбе за освобождение». Свободным черным жителям Севера не разрешалось
посещать многие из средних школ. Так в середине XIX столетия в штате Огайо
черные жители обязывались платить налог на образование, но при этом их детям не
разрешалось посещать школы.
С 1807 г., с запретом на ввоз рабов, эксплуатация рабыни
перешла на новый уровень. Многие дельцы и плантаторы стали практиковать принудительное
«размножение». С одной стороны, из-за ценности потомства был заметно облегчен
труд беременным рабыням, с другой – их заставляли рожать максимально часто, «на
износ», «спаривали» с рабом, иногда с белым надсмотрщиком или просто бродягой
для «производства» мулатов и квартеронтов. Широко была распространена продажа
детей: «Я родила 13 детей, и почти всех их продали в рабство, но, когда я
рыдала от горя, никто, кроме Христа, не слушал меня!»,[29] - говорила бывшая рабыня
Соджернер Трут.
Не надо забывать и о сексуальной эксплуатации рабынь
хозяевами. Белый плантатор утверждал свое господство над белыми и цветными
женщинами совершенно противоположными, но едва ли не одинаково унизительными
способами: от белой леди требовалась безоговорочная чистота, особенно до брака,
в то время как она прекрасно знала, как развлекается ее муж, отец, сын с
негритянками, мулатками, квартеронками, окторонками.
Наконец, следует отметить и тот факт, что, в отличие от
белых женщин, цветные – как негритянки, так и индианки – были лишены
возможности объединяться в ассоциации.
Таким образом, у женщин различных социальных слоев
американского общества были как преимущества положения по сравнению с другими
слоями, так и недостатки. Недостатков было, как можно заметить, гораздо больше,
тем более что общество постоянно пыталось лишить женщин их преимуществ, как то
было с «фабричными девчонками», индианками некоторых племен или чернокожими
матерями-главами семейств. И что примечательно: женщина постоянно сталкивалась
с унижениями от мужского общества, будь то белая леди-южанка или ее чернокожая
рабыня…
Глава II. Борьба женщин за свои права
§1. С войны за независимость
по вторую половину
XIX века
Постепенно происходят глобальные изменения той роли,
которую играют женщины во всех областях жизни – политике, производстве,
экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания.
На XVIII в. – первую половину XIX века приходится первая волна – борьба за достижение юридического
равноправия полов. Ее началом можно назвать движение женщин Франции,
возмущенных специальным декретом, запретившим им участвовать в митингах,
собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные места и собираться в
группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой французской революции, закрепленными
в ее основном документе-«Декларации прав человека и гражданина». А первым
документом феминизма явилась вышедшая в 1791г. из-под пера Олимпии де Гуж
«Декларация прав женщины и гражданки». Первый этап отличался своей
сравнительной малочисленностью участников и слабой организованностью.
В Америке
вследствие войны за Независимость и политический кризис политизировалось не
только сознание женщин, но и содержание их частной жизни. Женщины, ранее не
питавшие интереса к политике, быстро приобщились к политической мысли и
включились в политические дискуссии.
Просвещенные
женщины конца XVIII столетия в своих письмах и
дневниках все чаще затрагивали политические вопросы. Однако культурная
традиция, отделяющая непосредственно женскую сферу деятельности от общественно-политической,
вновь и вновь заставляла их оправдываться за свою дерзость.
Абигайль Смит
Адамс (1744 – 1818) в 1776 г. пишет письмо своему мужу, Джону Адамсу, второму
президенту Америки с просьбой уделить внимание «дамам» в новом
законодательстве. Тон Абигайль Адамс в письме мужу шутливо-серьезен.
Несомненно, она рассчитывала таким образом смягчить шокирующее воздействие
своих столь не характерных для женщины открытых высказываний. Неудивительно,
однако, что она считала себя вправе просить новое правительство о
предоставлении женщинам более широких возможностей. Привыкнув к частому
отсутствию мужа Абигайль целиком взяла на себя и воспитание детей, и заботы по
дому и ферме, преодолевая многочисленные невзгоды и беды военного времени.
Письма Абигайл к мужу свидетельствуют о смелости и патриотизме этой женщины
перед лицом голода, инфляций, эпидемий.
Однако ее супруг не был настроен всерьез воспринимать идеи
жены: «Не мог без улыбки читать твои предложения по законодательству. Нам
твердят, что наша борьба повсеместно вызывает ослабление власти, что дети и
школьники отказываются повиноваться воспитателям, что в школах и колледжах
неспокойно, что индейцы режут свою стражу, а негры бунтуют против своих хозяев.
Из твоего письма я открываю, что взбудоражен и еще один народец, гораздо более
многочисленный и могущественный».[30]
Итак, второй Президент Америки насмешливо отнесся к
предложениям супруги, а его обращение к женщинам – «народец» вполне
демонстрирует шовинистическое отношение мужского общества революционной,
просветительской Америки к женщинам (Вот козел!)
Позже Абигайль
Адамс вела переписку с еще одним американским патриотом – М. Уорреном.
Вспоминая, как она в письмах мужу вымаливала его отстоять права женщин, и
особенно замужних, Абигайль не без гордости писала: «Я изрядно послужила на
благо своего пола», хотя в действительности ее ходатайство результатов не
возымело. Еще долгое время замужняя американка не могла владеть собственностью,
подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной
заработной платой.
Однако энергия
женщин находила выходы в определенного рода деятельности, в частности, в
миссионерской и просветительской которую было бы ошибочно недооценивать в
рамках продвижения женщинами своих идей.
После Революции
стал популяризироваться образ матери-республиканки, материнский долг – женская
миссия и задача. Ханна Матер Крокер писала в 1818 г.: «Долг и почетная миссия женщины… зародить в
сердце юноши первое семя добродетели, любовь к богу и своей родине, а также все
те добродетели, которые помогут ему стать блестящим государственным деятелем,
солдатом, философом и христианином».[31]
С одной стороны,
это способствовало и росту консервативных начал: «Апостол Павел знал, что
говорит, когда советовал женщинам заниматься домом и семьей, - писала г-жа Джон
Сэнфорд. – В доме царит мир, а в делах по хозяйству есть что-то успокаивающее.
Дом может не только укрыть от невзгод, но и уберечь от любых заблуждений и
ошибок».[32]
С другой, вопрос
о женщинах-матерях вызвал бурное обсуждение необходимости женского образования
и послужил толчком к основанию женских академий, первых учреждений, где молодые
девушки могли получить серьезное академическое образование. К 1840 г. 38% белых
американок в возрасте от 5 до 20 лет посещали школы.[33] К 1850 году большинство белых
женщин умели читать и писать, тогда как в предыдущем столетии многие из них не
могли даже поставить свою подпись. Борьба за доступность образования стала
важной частью борьбы женщин за равноправие с мужчинами.
В 1789 г. в
трудовое законодательство штата Массачусетс впервые наравне с учителями были
включены учительницы.[34]
Число образованных молодых женщин росло пропорционально повсеместному массовому
спросу на учителей там, где граждане хотели овладеть грамотой.[35] Дело в том, что на женщин
нужны были меньше затраты. Учительнице можно было платить вдвое и втрое меньше,
нежели учителю. Директорские и иные ответственные посты они, естественно,
никогда не занимали.
Одной из
проповедниц равного образования была Эмма Харт Вилард, которая разработала
собственную методику обучения и готовила своих студентов к работе учителями.
Виллард убедила городской совет города Трои в штате Нью-Йорк финансировать
основание Женской семинарии Троя, открывшейся в 1821 году как первое учебное
учреждение для девочек. Среди предметов, преподававшихся в семинарии, была
физиология (наука о функциях частей человеческого тела), считавшаяся в то время
неприемлемой для изучения девочками. С развитием методики обучения Виллард
началась кампания за улучшение женского образования.
Френсис Райт,
Катарин Бичер и Мэри Лайон, несмотря на различия во взглядах, также внесли свой
вклад в кампанию за расширение уровня образования женщин в начале XIX века.
Благодаря их совместным усилиям, был расширен круг изучаемых женщинами
предметов, улучшено качество подготовки преподавателей, сняты ограничения,
позволяющие получать образование лишь белым представительницам высшего класса,
а также обеспечено право на образование ради образования, а не только в рамках
подготовки к роли домохозяйки.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|