·
Удержание стоимости проезда при возврате проездного
документа (билета) не производится при опоздании пассажира в пункте пересадки
на согласованный поезд по вине железной дороги;
·
получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости
плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние при прекращении поездки в
пути следования. Возврат причитающейся пассажиру суммы осуществляется в
порядке, предусмотренном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа
на железнодорожном транспорте. При прекращении поездки в пути следования в
связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от
железной дороги, пассажиру возвращается стоимость проезда непроследованного им
расстояния; по обстоятельствам, зависящим от железной дороги, пассажиру
возвращается стоимость проезда.
Пассажир имеет
право занять в пути следования свободное
место в вагоне
более высокой категории в порядке, установленном правилами оказания услуг по
перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых)
нужд на железнодорожном транспорте.
Для
проезда в поезде пригородного сообщения пассажир имеет право приобрести билет
для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет
установленной формы; провозить бесплатно детей в возрасте не старше 5 лет;
провозить с собой ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами
оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа
для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте.
Железные
дороги осуществляют по предварительным заявкам организаций продажу им проездных
документов (билетов) для перевозок групп пассажиров.
При
возврате приобретенных организациями по предварительным заявкам проездных
документов (билетов) в железнодорожные билетные кассы менее чем за семь суток
до отправления поезда и не позднее чем за трое суток до отправления поезда
удерживается 50 процентов стоимости плацкарты, а при возврате таких проездных
документов позднее чем за трое суток до отправления поезда стоимость плацкарты
удерживается полностью.
Прием
от организаций предварительных заявок на продажу проездных документов (билетов)
для перевозок групп пассажиров и выплата стоимости возвращенных ими проездных
документов (билетов) осуществляются в порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В случае
невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному
документу (билету) железная дорога обязана предоставить такому пассажиру при
его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой
категории, без взимания доплаты. Если пассажиру предоставлено с его согласия
место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа
(билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда.
При перевозке
пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд всем
пользователям услуг железнодорожного транспорта предоставляются одинаковые
условия обслуживания и оплаты с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
При проезде в
поездах дальнего и местного следования в вагонах с местами для лежания
пассажиры по их желанию и за отдельную плату обеспечиваются комплектами
постельного белья, кроме поездов (вагонов), где стоимость комплекта постельного
белья включена в стоимость проезда.
В пассажирских
поездах с вагонами повышенной комфортности пассажирам предоставляется платное
сервисное обслуживание, стоимость которого включается в стоимость проезда. При
этом пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд в вагонах с 2-местными
купе (СВ) и в вагонах с 4-местными купе, такое сервисное обслуживание
предоставляется при условии внесения соответствующей платы за комплекс
сервисных услуг.
Комплекс услуг и
порядок их предоставления в вагонах повышенной комфортности определяются
федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного
транспорта.
В поездах дальнего
и местного следования пассажиры за отдельную плату обеспечиваются питанием в
вагонах-ресторанах или вагонах-кафе (при наличии их в составах указанных
поездов). Порядок организации работы вагонов-ресторанов и вагонов-кафе
определяется федеральным органом исполнительной власти в области
железнодорожного транспорта.
В случае задержки
отправления поезда дальнего или местного следования или его опоздания на
железнодорожную станцию назначения пассажир вправе в течение 45 дней предъявить
претензию об уплате штрафа, предусмотренного статьей 130 Федерального закона
«Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», в адрес железной
дороги отправления или назначения по своему усмотрению. При этом к указанной
претензии пассажир прилагает проездной документ (билет).
Железная дорога
обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения
уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней с даты получения
претензии.
Уплата штрафа
производится железной дорогой из расчета за каждый полный час задержки
отправления или опоздания поезда. При этом задержка отправления или опоздание
поезда менее чем на 1 час в расчет не принимается.
При частичном
удовлетворении или отклонении железной дорогой претензии заявителя в
уведомлении железной дороги должно быть указано основание принятого ею решения
В случае
удовлетворения железной дорогой претензии заявителя деньги в размере суммы
штрафа по просьбе пассажира пересылаются по месту его жительства или выдаются
ему непосредственно на руки.
Пассажир вправе
отказаться от проезда в случае задержки отправления поезда. При этом железная дорога
возвращает пассажиру деньги в размере провозной платы.
Каждый пассажир
имеет право бесплатного провоза с собой на 1 проездной документ (билет) кроме
мелких вещей также ручной клади весом не более 36 килограммов, размер которой
по сумме трех измерений не превышает 180 сантиметров. Указанная ручная кладь
независимо от рода и вида упаковки должна размещаться в вагонах в специально
отведенных для этого местах.
Не допускаются к
перевозке ручной кладью вещи, которые могут повредить или загрязнить вагон и
вещи других пассажиров, а также огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные,
отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества.
Перечень предметов
и вещей ручной клади, превышающих вес или габариты, предусмотренные настоящим
пунктом, и порядок их перевозки устанавливаются правилами перевозок пассажиров,
багажа и грузобагажа.
Каждый пассажир
имеет право перевозить в поездах домашних животных и птиц за плату.
Порядок перевозки
животных и птиц определяется правилами перевозок пассажиров, багажа и
грузобагажа
Железнодорожные
камеры хранения независимо от наличия у граждан проездных документов (билетов)
осуществляют хранение ручной клади в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Сроки хранения
ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров, багажа и
грузобагажа.
За естественную
порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов железная дорога
ответственности не несет.
Вес одного места
ручной клади, принимаемой на хранение, не должен превышать 50 килограммов, и
каждое место ручной клади должно иметь приспособление, позволяющее его переносить.
Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается как
отдельное место.
Железная дорога
обязана при предъявлении пассажирами проездных документов (билетов) принять для
перевозки багаж и отправить его ближайшим поездом соответствующего назначения,
в котором имеется багажный вагон.
Пассажиры могут
предъявить для перевозки багаж с объявленной ценностью.
За объявленную
ценность багажа взимается сбор. Перевозка грузобагажа осуществляется в порядке,
установленном настоящим Уставом, правилами оказания услуг по перевозке
пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на
железнодорожном транспорте и правилами перевозок пассажиров, багажа и
грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Для перевозки в
качестве багажа от пассажира принимаются такие вещи и предметы, которые по
своим размерам и свойствам без затруднений могут быть погружены в багажный
вагон и размещены в нем и не могут причинить вред багажу других пассажиров.
Масса багажа и требования к его упаковке устанавливаются правилами перевозок
пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Перевозка опасных
грузов, перечень которых предусмотрен правилами оказания услуг по перевозке
пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на
железнодорожном транспорте, в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа в
пассажирских поездах не допускается.
Срок доставки
багажа, грузобагажа определяется временем следования поезда, которым отправлены
багаж, грузобагаж до железнодорожной станции назначения.
Дата отправления
багажа, грузобагажа указывается в перевозочных документах.
Если багаж или
грузобагаж в пути следования подлежит перегрузке, срок доставки багажа или
грузобагажа определяется временем следования по данному пути следования
согласованных поездов, в состав которых включены багажные вагоны, с
добавлением одних суток на каждую перегрузку багажа и двух суток на каждую
перегрузку грузобагажа.
Дата прибытия
багажа или грузобагажа проставляется железнодорожной станцией назначения в
перевозочных документах.
Багаж или
грузобагаж считается утраченным, если не прибудет на железнодорожную станцию
назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа или
грузобагажа, и его стоимость подлежит возмещению.
Если багаж или
грузобагаж прибыл по истечении указанного в настоящей статье срока, получатель
может получить багаж или грузобагаж и должен возвратить железной дороге сумму,
ранее выплаченную ему за утрату багажа или грузобагажа в порядке,
предусмотренном настоящим Уставом.
В случае отказа в
письменном виде от получения багажа, грузобагажа или непредставления
получателем решения о судьбе багажа, грузобагажа в течение четырех суток после
уведомления получателя в письменной форме о прибытии багажа, грузобагажа на
железнодорожную станцию назначения железная дорога вправе реализовать багаж,
грузобагаж в порядке, установленном настоящим Уставом.
Багаж выдается на
железнодорожной станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездных
документов (билетов). Выдача багажа проводится в течение всего времени, когда
железнодорожная станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче
багажа. На железнодорожной станции назначения прибывший багаж хранится
бесплатно 24 часа без учета дня прибытия. За хранение багажа сверх
установленного срока взимается плата в порядке, определенном правилами оказания
услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных
(бытовых) нужд на железнодорожном транспорте.
Багаж, не
востребованный в течение 30 дней со дня его прибытия, а также грузобагаж
физических лиц, не востребованный в течение 30 дней с момента уведомления в
письменной форме получателей о прибытии грузобагажа, и грузобагаж юридических
лиц, не востребованный в течение 10 дней с момента уведомления в письменной
форме получателей о прибытии грузобагажа, подлежат реализации в порядке,
предусмотренном настоящим Уставом.
2.2. Технология перевозки
туристов железнодорожным транспортом
В
Министерстве путей сообщения России пассажирскими и туристскими перевозками
ведает Главное пассажирское управление, которому подчинены пассажирские службы
в управлениях железных дорог.
Туристское
путешествие может быть реализовано как обычными графиковыми поездами, так и
специализированными туристскими поездами.
Перевозка туристов
на специализированных туристских поездах, включая дальние расстояния,
реализуется без пересадок, в режиме специального графика. Как правило, движение
поезда осуществляется ночью, а днем проводятся экскурсии по заранее
разработанному плану.
Перевозка туристов
на железнодорожном транспорте осуществляется по трем основным группам
маршрутов:
·
групповые маршруты;
·
туристско-экскурсионные поезда;
·
поезда «Здоровья».
Групповые
путешествия реализуются, как правило, к месту отдыха и обратно по
предварительно спланированному маршруту. На маршруте движения принимающие бюро
организуют обслуживание туристов (питание, экскурсии, проживание, трансфер и
др.).
Туристско-экскурсионные
поезда представляют собой полный комплекс обслуживания в поезде (проживание,
питание, досуг и др.) за исключением экскурсионного обслуживания.
Групповые
путешествия и туристско-экскурсионные поезда реализуются как по радиальным,
так и по кольцевым маршрутам.
Поезда здоровья
(«Грибник», «Лыжник», «Ягодник» и др.) - это однодневные маршруты с
оздоровительными или спортивными целями. В ряде случаев такие маршруты могут
быть 2-3 дневными. К числу таких маршрутов относятся и культурно-просветительные,
например, вывоз жителей сельских местностей в города для посещения театров,
кино, выставок, ярмарок и т.д.
Назначение
туристско-экскурсионных поездов дальнего следования осуществляется приказом
(указанием) начальника железной дороги отправления по заявкам организаций и
туристско-экскурсионных бюро.
Туристские поезда
местного и пригородного сообщений назначаются начальником Пассажирского
управления дороги.
Туристы размещаются
по 2-4 человека в купе. Отдельные купе предоставляются: директору маршрута,
штабу турпоезда, врачу (под изолятор).
В каждом вагоне
должна быть программа обслуживания туристов, ф.и.о. директора поезда,
проводников, инструкторов, врача и т.д.
На каждый
пассажирский туристский вагон дальнего следования назначаются два проводника.
Готовность к отправлению туристского поезда (за 6 часов до отправления)
проверяется комиссией в составе представителя пассажирской службы отделения
дороги, санитарного врача, представителя фирмы - организатора путешествия или
арендатора поезда, представителя службы вагонов-ресторанов. Готовность к
приемке поезда оформляется актом.
В арендную плату
входит оплата всех вагонов, включенных в поезд, постельного белья из расчета
одного комплекта на туриста на 7 дней, стоимость проезда по установленным
тарифам, стоимость холостого (нулевого) пробега, стоимость отстоя поезда на
специально оборудованных путях, стоимость 3-4 разового питания и другие
расходы.
К сумме чистой
арендной платы добавляется сумма установленной (объявленной) нормы прибыли.
В случае отказа
арендатора от аренды после подписания договора за 20 дней до его отправления
он уплачивает неустойку в процентном отношении от суммы аренды. Аналогичную
неустойку оплачивает дорога при отказе в услугах по договору.
В штате
туристско-экскурсионного поезда дальнего следования кроме обслуживающих
поездных бригад предусматривается: директор турпоезда (руководитель маршрута),
инструктор-методист по туризму, культорганизатор, аккомпаниатор, врач.
Директор турпоезда
назначается из высококвалифицированных туристских работников, имеющих опыт
воспитательной, административной и туристско-экскурсионной работы. Он отвечает
за работу подчиненного ему персонала, должный порядок во всех вагонах,
выполнение плана-графика маршрута, проведение воспитательной,
культурно-массовой, экскурсионной работы.
Он участвует в
комиссии по проверке готовности поезда к рейсу, ведет учет и отчетность,
проводит вступительную и заключительную беседы с туристами, отвечает наравне с
бригадиром (начальником) поезда за качество предоставляемых услуг в
соответствии с договором.
Он имеет право
удалять с поезда туристов, систематически нарушающих правила внутреннего
распорядка.
Инструктор-методист
составляет планы воспитательной, культурно-массовой и туристско-экскурсионной работы
и отвечает за организацию досуга. Он проводит регулярные беседы в туркабинете
или по радиотрансляционной сети, знакомит туристов с путевой информацией,
организует концерты, плановые экскурсии, встречи и т.д.
В его оперативном
подчинении находятся культорганизатор и аккомпаниатор.
Инструктор-методист
отвечает за посадку туристов и их размещение, обеспечение туристскими
путевками, получение газет, журналов, личной корреспонденции для туристов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|