Тема 4.
Учет и аудит долгосрочных инвестиций и
источников их финансирования
Исходя из действующего законодательства взаимоотношения между участниками
строительства объектов с целью продажи и инвесторами, заказчиками,
подрядчиками, субподрядчиками и другими строятся примерно по следующей схеме:
1. Инвестор заключает договор со специализированным заказчиком. В функции
заказчика входит обеспечение строительства, предоставление проектно-сметной
(рабочей) документации, обеспечение подрядного способа строительства,
заключение договора генерального подряда с подрядной строительной организацией
(см. приказ Госстроя России от 16.03.2000 N 51 "Об упорядочении работы по
лицензированию строительной деятельности") и др. Заказчик распоряжается
средствами, полученными от инвестора на те цели, которые предусмотрены
договором (контрактом).
2. Как правило, инвестор заключает договор генерального подряда со
строительной организацией, при этом совмещая функции инвестора и заказчика.
3. Имеют место случаи, когда инвестор является одновременно подрядчиком
(выполняя строительно-монтажные работы собственными силами), заказчиком и
проектировщиком. Такие организации могут появиться до начала строительства
объекта в результате заключения договора о долевом участии в строительстве или
после начала строительства по договору о привлечении финансовых средств для
строительства, или по договору переуступки права инвестирования строительства
объекта. В этом случае возникает проблема учета затрат и отражения этих же
затрат в бухгалтерской отчетности у инвестора, когда строительство объекта
ведется с целью продажи. В настоящее время эта проблема, как и большинство
других проблем бухгалтерского учета и отчетности, не решена, и отсутствует
четкая и ясная позиция по данному вопросу.
При приобретении и возведении (сооружении) объектов основных средств
затраты (ранее относимые к затратам, не увеличивающим стоимость указанных
объектов), собираемые на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы",
формируют первоначальную (инвентарную) стоимость объектов основных средств при
принятии этих объектов к бухгалтерскому учету или их передаче в эксплуатацию. В
бухгалтерском учете данная операция отражается по дебету счета 01
"Основные средства" и кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные
активы".
В соответствии с Положением по учету долгосрочных инвестиций застройщики
осуществляют организацию строительства объектов, контролируют его ход и ведут
бухгалтерский учет производимых при этом затрат. Расходы на содержание
заказчика (застройщика) производятся за счет средств, предназначенных для
финансирования капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость
вводимых в эксплуатацию объектов (Д-т 08 "Вложения во внеоборотные
активы" К-т счета затрат на производство - списаны расходы по содержанию
заказчика в соответствии с условиями договора). Заказчик (застройщик) на сумму произведенных
капитальных затрат в размере инвентарной стоимости объекта производит закрытие
(передачу) полученных от инвестора источников финансирования с отражением по
дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 08
"Вложения во внеоборотные активы".
В Положении по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций объект
регулирования определяется как затраты на создание, увеличение размеров, а
также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше года),
не предназначенных для продажи, связанные с осуществлением капитального
строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и
технического перевооружения действующих организаций. Исходя из данного
определения все затраты на создание активов, предназначенных для продажи,
классифицируются как оборотные. Внешний пользователь должен четко себе
представлять, какие средства капитализированы организацией, а какие находятся в
обороте. В случае если актив не предназначен для использования в хозяйственной
жизни создавшей его организации до момента его продажи, вложения в данный актив
являются текущими инвестициями. Когда актив предназначен для использования в
хозяйственной жизни создавшей его организации до момента продажи, а срок
полезного использования более года или обычный операционный цикл, то данный
актив считается долгосрочными инвестициями.
План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению не
увязывают порядок применения счета 08 "Вложения во внеоборотные
активы" с намерением инвестора продать объект строительства как в
незавершенном, так и в готовом виде. По действующим нормативным документам
вложенные инвестором денежные средства в строительство объекта основных средств
считаются капитальными вложениями, и ограничений по счету 08 "Вложения во
внеоборотные активы" не существует.
По окончании строительства и регистрации объекта основных средств в
установленном порядке затраты по строительству списываются со счета 08
"Вложения во внеоборотные активы" на счет 01 "Основные
средства". В случае если организация приобрела указанный объект для
дальнейшего использования, затраты, связанные с приобретением объекта,
учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". На
указанном счете учитываются и затраты по дооборудованию объекта, выполнению
комплекса внутренних отделочных и специальных строительно-монтажных работ, то
есть затраты по доведению объекта до состояния, в котором он пригоден к
использованию. По окончании вышеприведенных работ формируется новая
первоначальная стоимость указанного объекта, который принимается к
бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств.
Тема
№5. «Учет и аудит нематериальных активов»
Нематериальные активы – объекты долгосрочного пользования (более 12
месяцев), не имеющие материально-вещественной формы, но имеющие стоимостную
оценку и приносящие доход. Согласно ПБУ 14/2000 к НМА относят: права
потентообладателя, промышленные образцы, селекционные достижения, авторские
права, товарные знаки, деловая репутация организации, права на «ноу-хау» и др.
У организации в наличии должны быть документы, подтверждающие существование
самого актива и права на результаты его деятельности (патенты. Свидетельства и
др.). Объект НМА не должень быть предназначен для перепродажи.
Единицей бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект. Инвентарным
объектом НМА является совокупность прав, возникающих из одного патента,
свидетельства, договора покупки прав.
В учете НМА отражаются по первоначальной и остаточной стоимости.
Первоначальная стоимость определяется по фактически произведенным затратам на
приобретение объектов и доведения их до состояния, пригодного к использованию
(консультации, регистрационные сборы и др. В балансе НМА отражаются по
остаточной стоимости, которая представляет собой расчетную величину, получаемую
при вычитании из первоначальной стоимости, накопленной за все время
эксплуатации амортизации. Стоимость НМА, по которой лни приняты к учету, не
подлежит изменению.
Для учета движения НМА типовые формы первичных документов отсутствуют.
Согласно ПБУ организации могут самостоятельно разработать формы первичных
документов, исходя из требований ФЗ «О бухгалтерском учете». К ним относят
такие документы как акт приемки НМА, акт выбытия НМА, карточка учета НМА.
Бухгалтерский учет НМА ведут на счете 04 «Нематериальные активы» по
первоначальной стоимости.
По Д 04 – поступление НМА; По К 04-выбытие
Расходы по поступлению НМА относят вначале на Д 08 – К 76,10,70,69
После ввода в эксплуатацию Д 04 – К 08
В бухгалтерском учете поступление НМА отражается:
Д08 – К76 – на покупную стоимость
Д19 – К76 – на сумму НДС
Д04 – К08 – на первоначальную ст-ть при вводе в экспл.
При создании своими силами:
Д08 – К10,70,69 – на сумму фактических затрат
Д04 – к08 – на первоначальную ст-ть
От учредителей в счет вклада в уставный капитал:
Д08 – К75/1 – на договорную ст-ть
Д04 – К08 – на перврначальную ст-ть
Полученных безвозмездно:
Д08 – К98/2 – на рыночную ст-ть
Д04 – К08 – на первоначальную ст-ть
Д98/2 – К91/1 – ну сумму ежемес. начислений амортизации
Суммы НДС по приобретенным НМА списываются со счета 19 в дебет счета: Д68
– К19.
Синтетический учет по счету 04 ведут в журнале-ордере №13. Аналитический
учет НМА ведут в карточках учета.
Стоимость НМА погашается посредством амортизации одним из следующих
способов: линейный, уменьшаемого остатка, путем списания стоимости
пропорционально выпуску продукции. В течении отчетного года амортизации
начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Учет амортизации НМА ведут на счете 05 «Амортизация НМА». По К05 отражают
сальдо и начисление амортизационных отчислений Д20,25,26,44 – К05 , по дебету
списание амотризационных отчислений при выбытии НМА. Д05 – К04. Сумма
омотризационных отчислений ежемесячно относится на издержки производства.
Синтетический учет по счету 05 «Амортизации НМА» ведут в журнале-ордере №10.
НМА могут выбывать по следующим причинам: продажа (уступка прав),
безвозмездная передача, передача в счет вклада в уставный капитал других
организаций, пркращения срока действия патента, списание вследствие потери
доходных средств. Основанием для списания НМА является акты передачи, акты на
списание, протокол собрания акционеров и др.
Учет выбытия НМА ведут на счете 91 «Прочие доходы и расходы»:
Д91/2 – К04 –
остаточная ст-ть НМА
Д91/2 – К70,71,69
– расходы связанные с выбытием НМА
Д91/2 – К68 – сумма
НДС начисленная в бюжджет на реализованные НМА
Д62 - Д91/1 –
отражают выручку от продажи НМА по дог. ценам с уч.НДС
На счете 91 определяют финансовый результат от списания НМА:
Д99 – К91/9 –
списанный убыток на 99
Д91/9 – К99 –
прибыль, списанная на 99
При любой причины выбытия списания объекта НМА с баланса отражается
проводками:
Д05 – К04 – на
сумму начисленной амортизации
Д91/2 – К04 – на
сумму остаточной стоимости
ООО «Дом торговли» в своей деятельности нематериальные активы не использует.
Тема №6. «Учет
и аудит финансовых вложений»
Финансовые вложения представляют собой инвестиции в ценные бумаги и
уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим
организациям займы.
Действующая методология бухгалтерского учета рассматривает финансовые
вложения как самостоятельный объект учета. Такой подход основан на концепции
разделения затрат, связанных с текущей деятельностью (издержек производства и
обращения), и вложений в активы с целью получения дохода.
По дебету счета 58 формируется информация о приобретенных активах, по
кредиту - информация о выбывших активах. Сальдо показывает стоимость финансовых
активов на конец отчетного периода, а также сумму незаконченных финансовых
вложений.
Таким образом, рассматриваемый счет призван обобщить сведения о
долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях. Он заменяет два прежних
счета - 06 "Долгосрочные финансовые вложения" и 58
"Краткосрочные финансовые вложения".
Состав финансовых вложений отличается большим разнообразием, поэтому к
счету 58 могут быть открыты следующие субсчета: 1 "Паи и акции", 2
"Долговые ценные бумаги", 3 "Предоставленные займы", 4
"Вклады по договору простого товарищества".
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Организация вправе по
своему усмотрению открывать к счету 58 и другие субсчета.
Вместе с тем не все инвестиции в финансовые активы должны приниматься к
учету как финансовые вложения. В частности, счет 58 не предназначен для учета:
- товарных векселей покупателей (заказчиков), полученных в обеспечение
дебиторской задолженности (учитываются на счетах 62 "Расчеты с
покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами" и др.);
- чековых книжек (учитываются на счете 55 "Специальные счета в
банках");
- депозитных и сберегательных сертификатов (учитываются на счете 55
"Специальные счета в банках");
- производных ценных бумаг - фьючерсов, опционов, варрантов и др.
(учитываются на счете 008 "Обеспечения обязательств и платежей
полученные");
- собственных акций (долей в уставном капитале), выкупленных у акционеров
(участников) (учитываются на счете 81 "Собственные акции (доли)");
- вкладов участников в имущество действующей организации (учитываются на
счете 91 "Прочие доходы и расходы").
Аналитический учет на счете 58 рекомендуется вести по видам, объектам и
географическим регионам вложений. Кроме того, в аналитическом учете
целесообразно обеспечить возможность получения данных о краткосрочных и
долгосрочных активах.
Финансовые вложения оцениваются в учете в сумме фактических затрат,
понесенных инвестором. Долговые ценные бумаги могут также оцениваться исходя из
суммы финансовых вложений, скорректированной (уменьшенной, увеличенной) на
часть разницы между величиной фактических затрат и номинальной стоимостью
активов.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг при приобретении ценных
бумаг с целью получения дохода от их продажи вправе оценивать финансовые
вложения по покупной стоимости. В этом случае остальные расходы, обусловленные
процессом приобретения, принимаются к учету как текущие затраты и отражаются на
счете 26 "Общехозяйственные расходы".
Важным условием для возможности отражения объектов финансовых вложений
(кроме займов) на счете 58 является их полная оплата инвестором. При частичной
оплате возникшие затраты принимаются к учету как финансовые активы только
тогда, когда инвестор получает все необходимые права на объект вложений (право
получать доходы, право участвовать в управлении организацией и др.). В этом
случае неоплаченную стоимость объектов отражают в составе кредиторской
задолженности.
Если частичная оплата финансовых активов не сопровождается получением
соответствующих прав, то возникшие затраты принимаются к учету как дебиторская
задолженность.
Финансовые вложения в уставный капитал (акции) представляют собой сумму
активов, инвестированных в имущество другой организации для обеспечения ее
уставной деятельности. Они производятся в форме:
- внесения вкладов при создании и расширении организации;
- приобретения акций (долей) организаций на вторичном рынке;
- приобретения акций приватизируемых организаций у органов управления
государственным имуществом.
Рассматриваемый вид финансовых вложений принимается инвестором к учету в
размере его доли в уставном капитале. В случае приобретения акций затратами,
образующими финансовые вложения, являются:
- суммы, уплачиваемые эмитенту (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям и физическим лицам за информационные и
консультационные услуги, связанные с приобретением акций;
- вознаграждения, уплачиваемые посредникам, с участием которых
приобретены акции;
- расходы, связанные с начислением (уплатой) процентов по заемным
средствам, используемым на приобретение акций, до принятия их к учету;
- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением акций.
В качестве инвестиционных ресурсов могут выступать как денежные средства,
так и неденежные активы (основные средства, имущественные права, ценные бумаги
и др.).
Неденежные вклады вносятся в уставный капитал только после проведения
учредителями (участниками) их денежной оценки. Если неденежный вклад вносится в
уставный капитал акционерного общества или общества с ограниченной
ответственностью и его объявленная стоимость превышает сумму, эквивалентную 200
МРОТ, то такая оценка должна производиться независимым оценщиком.
Инвестирование средств в формируемый уставный капитал происходит, как
правило, в два этапа - в процессе государственной регистрации организации и на
протяжении определенного периода ее деятельности. Размер первоначального взноса
и предельный срок внесения оставшейся суммы зависят от организационно-правовой
формы создаваемого юридического лица (см. таблицу).
Увеличение уставного капитала происходит аналогичным образом. При этом
порядок и сроки оплаты первого взноса законодательством не регламентированы.
Денежные инвестиции в уставный капитал и акции других организаций
сопровождаются записью:
Д-т сч.58 "Финансовые вложения", субсч.1 "Паи и
акции",
К-т сч.51 "Расчетные счета", 50 "Касса", 76
"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Процесс вложения в уставный капитал (акции) неденежных активов
обуславливает формирование у инвестора операционных доходов и расходов, учет
которых организуется на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Согласно
п.3 ст.39 Налогового кодекса РФ неденежные инвестиции в уставные капиталы и
акции других организаций не признаются реализацией и поэтому освобождены от
обложения НДС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|