Общая теория
права и государства по отношению к отраслевым и специальным юридическим наукам
выступает наукой обобщающей, имеющей руководящее, направляющее,
методологическое значение. Она нужна для разработки специальных, достаточно
узких проблем, стоящих перед отраслевыми и специальными юридическими науками.
Общая теория права и государства обобщает, синтезирует и систематизирует выводы
отраслевого знания, включая их в арсенал собственных научных идей. Это не
означает, что выводы теории сводятся к совокупности последних.
Замечено, что
любая теория несет в себе методологическую нагрузку, тем большую, чем выше
уровень теории. Это со всей убедительностью относится к теории права и государства,
ибо последняя выступает не как механический итог знаний, накопленных частными
науками. Государственно-правовая теория связана с практикой не только через
отраслевые и специальные дисциплины, но и непосредственно. Вместе с тем, если
отраслевые науки делают упор на современную государственную практику, на
действующее право, то общая теория права и государства отнюдь не ограничена в
пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому интеграция данных всех
юридических наук приводит к их взаимному обогащению, а картина
государственно-правовой действительности становится более верной и целостной. В
конечном счете решение многочисленных проблем юридической практики,
реформирование общественных отношений, обеспечение законности действий
разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизма правового
регулирования — а видимо, , в этом и состоит задача любой науки — получают
адекватное, объективно-научное обоснование.
Таким образом,
теория права и государства — это общественная наука о закономерностях возникновения,
развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах
права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой
сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах (рис. 1).
Рис.
1. Место общей теории права и государства в системе юридических наук
Каждый
существенно новый общественный этап, новый период в развитии науки всегда
сопряжен с необходимостью возвращения к рассмотрению ее предмета. Это закономерно,
ибо само развитие не только влечет за собой количественное расширение и качественное
изменение в объекте исследования, но и заставляет всесторонне и углубленно проникать
во все те явления, которые неизбежно включаются в орбиту исследования.
Диалектика
развития предмета такова, что, с одной стороны, выступает стабильность,
связанная с всеобщим, типичным, неизменяемым, что характеризует право и
государство на протяжении многих и многих сотен лет. С другой стороны, научное
выявление новых свойств и качеств, более высокий уровень их познания, новые
критерии системного подхода, необходимость их анализа во взаимодействии с
другими отраслями знания со временем приводят к переосмыслению предмета науки,
преобразованию его.
Первая сторона
относится в большей степени к предмету учебной дисциплины. Вторая — в
значительной мере — собственно научная, состоит в приращении научного знания,
поиске, открытиях и ошибках, острых дискуссиях. Предмет остается в общем одним
— право и государство. Акценты разные.
В принципе
предмет науки составляет то, что она изучает. Предметом общей теории права и
государства, как это вытекает уже из ее определения, являются правовые и государственные
явления, закономерности их возникновения, развития и конечных судеб. В предмет
данной науки и соответственно учебной дисциплины, очевидно, должны входить
объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки
права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их задачи и роль по отношению
к другим явлениям общественной жизни. Предмет составляют правовые и государственно-властные
отношения, государственные и правовые явления, категории и понятия, которые
позволяют познать сущность, содержание и формы права и государства, совершенствовать
их служебную роль в обществе, их управленческие, регулятивные и охранительные
функции, наконец, использовать право и государство в целях реформирования
экономических основ общественной жизни, преобразования общественно-политических
процессов, ориентиров и ценностей. Это такие сложные правовые категории, как,
например, правоотношения и реализация права, правопорядок и законность,
правовые системы и формы права и т.п.
То же относится и
к категориям и понятиям государствоведения, таким, как формы правления и формы
государственного устройства, политический (государственный) режим и
государственный аппарат. Наиболее объемные и богатые по содержанию категории,
наиболее сложный понятийный аппарат из всех областей научного знания,
составляющий правоведение, принадлежат теории права и государства.
Расположенные в определенном логическом порядке, скрепленные
причинно-следственной связью, общими принципами и закономерностями, они,
собственно, и образуют структурно-логическую конструкцию, системное «здание»
научно-теоретических знаний о праве, государстве, правовой культуре.
Наконец, в
предмет теории права и государства входят не только реальные
государственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и
представления людей на этот счет. В предмет теории права и государства включена
та часть общественного сознания, которая связана с правом, опосредуется им.
Право, государственная власть, законодательство, правовые отношения существуют
и строятся существенным образом в соответствии с определенными представлениями
людей, связаны с их сознанием, психологией, идеологией. Теорию права и
государства при этом интересует не только правосознание общества в целом, но и
правосознание групповое, индивидуальное, а в особенности профессиональное
правосознание должностных лиц, представителей власти, юристов-практиков,
правоведов.
Таким образом,
предметом общей теории права и государства выступают право и государство как
явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования,
их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы,
юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.
Сопоставление предмета теории права и государства с предметами других общественных
и юридических наук позволяет не только дать содержательную характеристику
данной науки, но и показать ее динамику.
Традиционно в
предмет теории права и государства входят вопросы общей характеристики данной
учебной дисциплины (предмет и метод, место ее в системе других юридических и
общественных наук), вопросы, связанные с происхождением и периодизацией права и
государства (происхождение права и государства, понятие и сущность права,
понятие и сущность государства, типология права и государства).
Обширны вопросы
общей теории права (право в системе нормативного регулирования общественных
отношений; принципы, формы, источники, социальная ценность права; право и
нравственность, правосознание и правовая культура, профессиональное правосознание
юриста; норма права — понятие, признаки, структура, виды; правовые и
нормативно-правовые акты — понятие, принципы, структура, виды; система права и
система законодательства; правоотношения — понятие, структура, виды;
правотворчество, правореализация, правовые системы).
Вопросы общей
теории государства составляют понятия политической системы, государственной
власти, управления, государственного аппарата, а также характеристика форм
государства (форма правления, форма государственного устройства,
государственный режим), его функций и механизма. К самостоятельной группе
вопросов относятся проблемы правопорядка (правомерное поведение; правонарушения
— понятие, виды, состав; юридическая ответственность — понятие, признаки, виды;
законность и правопорядок; безопасность, правовое государство).
Предмет теории
права и государства не меняется из-за того, сосредоточивает ли наука свое
внимание на общих или специфических закономерностях развития права и
государства, поскольку общее действует через особенное и единичное, а
последние проявляются как отдельные стороны, черты, элементы общего. Более
того, теория права и государства в процессе исследования сводит общие,
особенные и отдельные объективные закономерности к единству. Единство и
целостность предмета общей теории права и государства не мешают дифференциации
внутри данной науки ее отдельных составных частей, на чем основаны
«разделение труда» среди ученых-теоретиков и их специализация на проблемах
государствоведения и правоведения.
Историческое
развитие любой науки, включая теорию права и государства, связано с
усложнением, увеличением задач, которые ставит жизнь перед данной наукой.
Положение приобретает особенную остроту в переломные, поворотные периоды
развития общества, государства. Поглощенные сиюминутными потребностями и
интересами, люди отворачиваются от фундаментальной науки. Обыденное сознание,
помноженное на правовой нигилизм, нередко характеризует фундаментальные
исследования как «абстрактные», «формальные», «оторванные от практических
нужд». Зачастую от академических трудов по теории права и государства требуют
немедленного действенного эффекта, радикального улучшения в области правового
регулирования или решительного поворота в борьбе с преступностью.
Фундаментальные
науки, конструирующие теоретико-познавательные модели действительных процессов,
на самом деле являются абстрактными, но это не значит
формально-схоластическими, обобщающими, но не оторванными от жизни. Давно
известно, что нет ничего более практического, чем хорошая теория
Рыночная реформа,
новые факторы социального динамизма ставят в повестку дня проблемы, неизвестные
ранее юридической науке. Общественная практика предъявляет повышенные
требования к качеству и обоснованности академических разработок. Юридические
исследования, выполненные в рамках отраслей прикладного, описательного, эмпирического
характера, не в состоянии в полной мере удовлетворить запросы
социально-экономического и политического развития, выхода из затянувшегося
кризиса, решения национальных, этнических, региональных конфликтов. Жизнь
заставляет юридическую науку все в большей мере обращаться к исследованию
фундаментальных проблем, на основе которых и появляются возможности
удовлетворения этих растущих потребностей.
К этому следует
добавить, что теория права и государства, в силу особенностей своего предмета,
включает в себя и мировоззренческие аспекты государственно-правовой реальности.
Любой вопрос, стоящий в «поле» ее внимания, каким бы узкопрофессиональным или
узкоюридическим он ни казался, приобретает ярко выраженное «публичное» значение.
Мировоззренческий характер науки «выталкивает» юриста-теоретика из узкого пространства
абстрактных категорий в реальную жизнь, заставляет занять ту или иную социальную
позицию в решении практических вопросов, отстаивать индивидуальные, групповые
или общегосударственные интересы.
Развитие теории
права и государства не только обусловлено стоящими перед ней задачами, но и
связано с выполняемыми ею функциями. В той мере, в которой теория права и
государства является одним из эффективных способов добывания нового знания
государственно-правовой действительности, его накопления и систематизации,
обмена и восприятия, теория права и государства выполняет онтологическую
функцию. Онтология — наука о сущем («онтос» — по-греч. «сущее»), познание
существа государственно-правовых явлений происходит в рамках указанной функции.
С развитием науки
связана эвристическая функция. Эвристика — искусство нахождения истин
(«эуриско» — по-греч. «нахожу»). Теория права и государства обладает системой
логических приемов и методических правил исследования, позволяющих ей не только
познавать «наличное бытие», но и открывать новые закономерности в развитии
права и государства, что особенно важно в «нетрадиционные» времена, периоды
реформ и социальных сдвигов.
Как
фундаментальная наука теория права и государства выполняет в отношении отраслевых
и специальных юридических дисциплин вполне определенную методологическую
функцию. Метод («методос» — по-греч. «путь исследования») — способ исследования
правовых и государственных явлений, планомерный путь научного познания и
установления истины. Понятая и концепции общей теории права и государства
выступают своеобразными «опорными пунктами» отраслевых и специальных наук.
Не ограничиваясь
познанием государственно-правовых явлений, теория права и государства
разрабатывает принципы преобразования права, правовых и государственных институтов.
Само государство выступает фокусом политической борьбы, поэтому функцией теории
права и государства будет выступать политическая функция. Политика (в пер. с
греч. «политика» — «искусство управления государством») и означает общественную
» деятельность, направленную на завоевание или сохранение государственной
власти, определенное направление и способы деятельности государства внутри
страны и в отношениях с иностранными государствами и т.д. Политический курс
страны отражается и в правотворческой деятельности, и в действующем
законодательстве.
В тесной связи с
политической функцией существует функция идеологическая. Идеология («идеа» —
по-греч. «понятие», «представление»; логос — слово, теория) и идеологическая
функция науки отражают ее мировоззренческую сторону. Идеологическую функцию не
следует рассматривать как неизбежное «зло», с которым вынуждены считаться. Ее
не следует толковать как обязанность оправдания того или иного политического
курса правящей партии, как бездумное и некритическое цитирование
основоположников, претензию науки на истину в последней инстанции и «право
поучать» представителей других отраслей знания. Идеологическая функция,
понимаемая в разумных пределах, есть лишь признание того факта, что право,
государство играют значительную роль в социально-политической жизни страны, в
культурной сфере, в области общественного сознания. Идеологическая функция
признает большую и растущую роль правового сознания, правовой культуры
различных субъектов правовой жизни и сознательного выбора своего поведения,
осознания ими своих субъективных прав и обязанностей, своего правового статуса.
Организаторская,
или практически-организаторская, функция теории права и государства связана с
заинтересованностью юриста любого направления в осуществлении на практике тех
или иных теоретико-познавательных моделей, в разработке которых он принимал
участие. Греческая этимология термина «органон» дает значение «орудие»,
«инструмент», что недвусмысленно заставляет рассматривать теорию права и
государства как своеобразный «инструмент» преобразования, реформирования
реальных процессов и явлений государственно-правовой жизни. Юридическая наука
еще далека от того, чтобы охватить своим вниманием все процессы и явления
современного мира, требующие соответствующего реагирования.
Практически-организаторская сторона общей теории должна проявляться в поиске
решений и подходов к массе жгучих проблем, с которыми столкнулись различные
народы (государства), и особенно народы бывшего СССР, в последнем десятилетии
XX в. Предложить варианты научно обоснованных решений, «горящих» вопросов —
хорошо, но теория права и государства в принципе занимается не сиюминутными
проблемами, а пытается предвидеть их появление. К этому ее призывает
прогностическая функция. «Прогносис» — по-гречески означает «предсказание»,
«предвидение, основанное на определенных данных». В теории права и государства
такими данными для предсказания могут служить открытые в ней закономерности
государственно-правового развития, доказанные ею факты, накопленная статистика.
На теории лежит ответственность за состояние дел в юридической науке. На ее
долю выпадает задача аккумуляции новейших достижений не только юридических,
общественных, но и естественных и технических наук. Теория фильтрует добытое
знание. Теория определяет тенденции в развитии государственно-правового процесса
или отдельных его составляющих, выдвигает соответствующие гипотезы. Степень
верифицируемости сделанных прогнозов во многом зависит от широты
социально-экономического, идейно-политического и культурно-целостного видения
государственно-правовой сферы в ее единстве, от использования данных всех наук.
Успешное развитие
теоретической науки о праве и государстве предполагает теснейшую связь всех
функций между собой, ибо открытие и прогнозы могут основываться только на
практике, а она невозможна без надлежащей реализации онтологической и методологической
функций, которые, в свою очередь, без учета политической и идеологической
функций могут не достичь своих целей.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|