Предмет, метод и функции ТПГ
Международный юридический
институт
при Министерстве юстиции
Российской Федерации
Факультет регионального
обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Теория
государства и права
Тема: Предмет и метод теории
государства и права
Студент: Д.Ж.Айтказиева
Группа: СЮ-2
Защищена: Оценка:
«___» __________ 2005 г. «______________»
Преподаватель:
____________
С.Р.Шафигулина
Астрахань 2005 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1.
ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА.. 5
1.1. Теория права и
государства в системе общественных наук 5
1.2. Теория права и
государства в системе юридических наук.. 7
1.3. Определение предмета
теории права и государства.. 9
1.4. Функции теоретической
науки о праве и государстве и ее развитие. 11
2.
МЕТОД ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА.. 15
2.1. Значение методологии в
познании права и государства. Связь предмета и метода науки.. 15
2.2. Основные подходы в
изучении права и государства.. 17
2.3. Деидеологизация
научного знания.. 19
2.4. Частные и специальные
методы познания права и государства 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ... 26
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы
является систематизация, накопление и закрепление знаний о предмете и методе
теории государства и права.
Теория права и
государства существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной
и целостной системы знаний обществе. Единство материального и духовного мира
обусловливает и единство наук. Между общественными, естественными точными
(техническими) науками существует тесное взаимодействие. Принятый курс на формирование
основ правового общества и государства не может быть ограничен областью чисто
юридических представлений. Коренной вопрос общественной жизни — вопрос о государстве,
о праве. Право регулирует общественные отношения в самых различных областях
человеческой деятельности, самых различных субъектов права, по самым различным
фактическим основаниям, в самых различных обстоятельствах.
Сложность таких
объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими
юридическими науками. Последние изучают те или иные стороны, элементы и черты
государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном
уровне. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем
составе большое количество разнокачественных компонентов и подсистем. Их
функции многогранны, их структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих
компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются,
и подразделяются юридические науки.
Предметом общей
теории права и государства выступают право и государство как явления
общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их
классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы,
юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой
культуры.
Значение
методологии в познании права и государства трудно переоценить. Поистине
условием, без которого невозможно познание сложной и противоречивой сущности
государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология. В общем
плане любая наука — это и есть способ или метод добывания и истолкования
фактов. Лейбниц, по-видимому, имел в виду общее положение, а не только область
точного знания, когда говорил, что сущность математики не в ее предмете, а в ее
методе. Действительно, даже имея один и тот же предмет науки, но используя
различные методы его исследования, ученый получит неодинаковые результаты.
Как же определять
метод теории права и государства, ее методологию? Не претендуя на истину в
последней инстанции, научную методологию права и государства можно представить
как применение обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных
теоретических принципов, категорий, логических приемов и специальных методов
исследования государственно-правовых явлений.
Все вышеназванные
вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что входит в задачи
данной курсовой работы.
Цель и задачи
курсовой работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы
литературы.
В первой главе
рассматриваются следующие вопросы:
- теория права и
государства в системе общественных наук;
- теория права и
государства в системе юридических наук;
- определение
предмета вузовского курса теории права и государства;
- функции
теоретической науки о праве и государстве и ее развитие.
Во второй главе
работы изучаются нижеперечисленные вопросы:
- значение
методологии в познании права и государства связь предмета и метода науки;
- основные
подходы в изучении права и государства;
- деидеологизация
научного знания;
- частные и
специальные методы познания права и государства.
В заключении
подведены основные итоги курсовой работы.
Такое построение
курсовой работы наиболее полно отражает ее организационную концепцию и логику
излагаемого материала.
Общественные
науки изучают закономерности изменения социальных условий, теоретически
обосновывают направления преобразования социальной действительности, дают
научные прогнозы, в том числе и для точного, естественно-научного знания. На
развитие всех отраслей обществоведения, будь то экономика, философия иди право,
бесспорно, оказывают самое прямое воздействие открытия в познании природы, в
технических науках шли, наоборот, их неудачи. У всех на памяти проекты
переброски стока северных рек на юг или трагедия Чернобыля. Настоятельное
требование времени — отход от технократических подходов, «самоизоляции»
естественно-научного знания. К разработке крупных естественно-научных проблем
следует привлекать и экономистов, и социологов, философов и юристов, психологов
и историков, представителей других отраслей общественной науки. Без
взаимодействия наук невозможен выход из кризиса. Без их кооперации невозможно
эффективно и рационально использовать материальные, финансовые и трудовые
ресурсы, выбрать наиболее целесообразный путь технологического прогресса,
интенсификации общественного развития. Случаются в жизни такие крутые повороты
— они бывали в истории многих стран, — когда именно общественные науки —
государствоведение, правоведение, экономика, политология, социология,
социальная психология, история, этнография, этика и другие должны показать
выход из тупика этнических, религиозных, национальных конфликтов. Без цивилизованных
решений межгосударственных отношений трудно получить простор естественным и
точным наукам. Именно на стыке различных наук оказываются наиболее
плодотворными исследования как фундаментального, так и прикладного характера.
Единство научного
знания, взаимопроникновение наук не отрицают их известных отличий. Каждая наука
рассматривает определенный круг явлений природы или общества, который и
составляет предмет данной науки. В зависимости от того, относится ли этот круг
явлений к развитию природы, общества или миру техники, и различают науки общественные,
естественные и технические.
В центре внимания
общественных наук находятся общественное бытие и сознание. Это огромная по
сложности и числу своих составляющих сфера. Поэтому отдельные отрасли общественной
науки изучают те или иные стороны общественных явлений, необходимые и
существенные связи и отношения.
Многие
общественные науки тесно связаны между собой, особенно если есть общий объект
исследования — государство и право. Каково же соотношение между ними и где
место среди этих наук теории права и государства?
Возьмем
философию. Она научно объясняет общественное бытие в целом, во всей
совокупности, внутренней взаимозависимости и взаимодействии его сторон,
отношений, процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности
общественного развития, включая те, которые относятся к праву и государству.
Философия исследует такие общественные явления, как право и государство, не для
того, чтобы подменять специальные науки об этих явлениях, а с тем, чтобы, опираясь
на данные и выводы науки, определить место государственно-правовой надстройки в
развитии общества в целом. Таким образом, философия служит теоретической базой
и методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных наук.
Вот почему
осмысление явлений правовой жизни с философской точки зрения является
необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки, дальнейшего
совершенствования действующего законодательства, укрепления законности. На
основе достижений философской (мировоззренческой) науки могут быть вскрыты
сущность права и государства, определенные закономерности их трансформации,
механизма функционирования, формы их регулирующего воздействия на общественные
отношения. На базе философии разрабатываются основные категории юридических
наук.
Генезис,
сущность, функциональное назначение права и государства являются объектом
пристального внимания современной социологии. Социология — наука об обществе
как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и
группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым, не может обойти такие
важнейшие элементы социума, как право и государство. В чем же ее отличие от
теории права и государства? В степени обобщения явлений и научных понятий и
определений, в уровне конкретизации познания, в различии подходов к изучению
права и государства. Право и государство — несомненно, обществоведческие
категории, но, выделяя социальную основу государства, социальную ценность
права, социологические их стороны, социология оставляет в стороне юридические
аспекты проблемы, например такие, как правовые формы организации
государственной власти или правовые методы регулирования общественных отношений
и т.д. Аналогичным образом складывается отношение между теорией права и государства
и политологией, видящей свою главную задачу в изучении политики, политических
процессов, политических партий, движений, систем. Политика тесно вплетена в
жизнь права и государства, однако политическая власть реализуется и в
политических системах, и в других формах политических отношений.
Такая область
общественного знания, как история, исследует различные типы цивилизаций, этапы
развития гражданского общества, смену одной социально-экономической формации
другой, изучает конкретные формы и опыт государственной жизни конкретных
народов в конкретное время, отдельные правовые памятники. Но история не делает
обобщающих выводов, не формулирует общих закономерностей. Этим она и отличается
от теории права и государства. Политическая экономия, как и экономическая наука
в целом, изучает экономические отношения людей, отношения производства, обмена,
распределения. При этом она не может не касаться роли государства и права.
Государство и право изучаются отнюдь не одной наукой, а целым комплексом
общественных наук. Эта мысль может быть проиллюстрирована на примере проблемы
сущности государства — сложного и противоречивого явления. Разностороннюю
деятельность его многочисленных органов и учреждений можно видеть в
политической, хозяйственной, культурной жизни общества, в международных
отношениях. Государство занимается управлением — это сфера управленческой
науки; оно связано с миром хозяйства — это дело экономики; государство проводит
политический курс, сотрудничает с партиями — это политология; государство
требует социологического осмысления — это социология. Чтобы понять право и
государство, необходимо выйти за их пределы, вскрыть культурные, социальные,
политические, экономические и иные причины, которые определяют их назначение,
функции и роль в обществе.
Весь комплекс
юридических наук, по достаточно устоявшейся в науке схеме, делится на три
большие группы: фундаментальные историко-теоретические, отраслевые и специальные
юридические науки. Действующая в настоящее время классификация юридических
наук, утвержденная Высшей аттестационной комиссией страны, предусматривает
следующие разделы:
1) теория и
история государства и права, история политических и правовых учений;
2)
государственное право и управление, государственное строительство, административное
право, финансовое право;
3) гражданское
право- семейное право, гражданский процесс, международное частное право;
4) хозяйственное
право, арбитражный процесс;
5) трудовое
право, право социального обеспечения;
6)
сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право, экологическое
право;
7) уголовное
право и криминология, уголовно-исполнительное право;
8) уголовный
процесс и криминалистика;
9) международное
право;
10)
судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура. Здесь отдельные науки сведены
в группы по некоторым родственным признакам.
Существуют и иные
классификации, носящие так или иначе следы быстро меняющегося времени или
субъективных представлений авторов. Некоторые из них, например, включают в
историко-юридический цикл римское и мусульманское право, а
хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право, трудовое
право и др.) отделяют от гражданско-правового цикла (гражданское право,
семейное право и др.). Здесь нет особой необходимости приводить различные точки
зрения. Ясно одно: никакие детальные подразделения юридических наук не смогут
адекватно отразить весьма динамичную картину современной жизни, для которой
характерно не только выделение научных направлений, но и становление отраслей,
подотраслей права, комплексных отраслевых образований и в то же время отпадение
и самоликвидация других направлений отраслевой юридической науки. В самом деле,
специализация научного знания, развитие тех или иных процессов вызвали к жизни
такие отрасли, как космическое, атомное, компьютерное право. Неблагополучное
положение с охраной окружающей среды вынудило научное сообщество заняться
разработкой экологического, природоохранительного права. Политическая линия, направленная
на развитие рыночных отношений, побуждает юристов заниматься коммерческим,
налоговым, биржевым правом и т.п. Появление новых или усложнение существовавших
правовых явлений (ипотека, залог, траст, приватизация, коммерциализация и
т.д.), новых субъектов права (банки, акционерные общества, коммерческие
структуры и т.д.), расширение сферы гражданского оборота, увеличение прав
граждан и т.п. привлекают внимание правоведов, юристов-практиков и стимулируют
проведение научных изысканий и появление на древе юридического знания новых
ветвей-направлений.
Отраслевые и
специальные юридические науки занимаются исследованием, как правило, какой-либо
одной области, направления или сферы государственной или правовой жизни. В
отличие от них теория права и государства занимается общими специфическими
закономерностями развития права и государства. Теория права и государства
выступает своеобразным резервуаром, в который могут «погружаться» или вновь
«всплывать» некоторые юридические дисциплины общего или «стыкового» характера.
Так, философские, политические и социологические аспекты познания общих
закономерностей права и государства в советский период были интегрированы в единой
науке — теории государства и права. Однако в последнее время появляются
основания для выделения из этой общей основы самостоятельных дисциплин: политической
науки, философии права, социологии права, энциклопедии права.
Изучая право и
государство в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом
опыта какой-либо страны или отдельного региона, или направления государственно-правовой
жизни, а на основе изучения права и государства различных исторических эпох,
всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет
общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и
существенные характерные черты. Сама «логика дела» выделяет общую теорию права
и государства в системе юридических наук как самостоятельную научную отрасль
знания, ибо в реальной жизни действуют объективные государственно-правовые
закономерности, наиболее существенные их связи и отношения, выступающие общими,
присущими всем явлениям данного рода. Без их познания невозможно глубокое
усвоение всего того, что изучают отраслевые и специальные юридические науки.
Так, без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, отрасли и
института права, системы и систематики права, нормы права и правоотношения и
т.п. ни одна отрасль юридической науки не сможет эффективно развиваться,
рассчитывая на социально значимые результаты. Без знания общих вопросов
правомерного поведения, правонарушений и юридической ответственности и
законности нельзя надеяться на успех в борьбе с преступностью, особенно с ее наиболее
сложными и организованными формами. Без фундаментальных понятий о сущности и
ее проявлениях, содержании и формах государства, его структуре, социальной роли
и назначении невозможно выяснить особенности государств различных исторических
типов, различных этапов его развития, сформулировать задачи и направления
формирования основ демократического социального правового государства и.т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|