3.3. Эластичность предложения
Предложение
зависит от цены на этот товар и издержек на его производство. Например, если
цена на кофе возрастет, то снизится спрос на него и изменится объем
предложения. Однако зачастую мы хотим знать величину роста или снижения
предложения и спроса. Насколько чувствителен спрос на кофе к изменению цен?
Если цена поднимется на 10 %,
как изменится спрос? Как изменится спрос, если доход возрастет на 5%? Чтобы
ответить на подобные вопросы, воспользуемся понятием эластичности.
Эластичность —
мера реагирования одной переменной величины на
изменение другой.
4.
Предложения в условиях совершенной конкуренции
4.1. Теория
совершенной конкуренции
Наиболее
близкую к современной характеристику совершенной конкуренции дал Ф. Найт.
Согласно его формулировке, совершенная конкуренция должна обладать следующими
свойствами.
а)
Полная определенность (осведомленность) каждого хозяйствующего субъекта о
будущих действиях и намерениях всех остальных субъектов.
б)
Совершенная мобильность всех экономических ресурсов.
в)
Бесконечная делимость благ.
г)
Однородность благ, обращающихся на рынке.
д)
Отсутствие тайных соглашений между хозяйствующими субъектами, что означает
отсутствие каких-либо монополий или тенденций к их образованию.
При
нарушении любого из этих условий конкуренция перестает быть совершенной. Особое
значение Ф. Найт, естественно, придавал нарушению такого условия, как полная
осведомленность.
4.2. Совершенная конкуренция
Совершенная
конкуренция - вид отраслевого рынка, на котором
много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не имеет
достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной
конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке,
должна составлять менее 1 %. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать
на рыночную цену изменением объема продаж, что имеет место в условиях олигополии. В
силу того, что на совершенно конкурентных рынках продается не
дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная,
т.е. лишенная особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не
могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать ее как заданную извне,
самим рынком. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу ее
рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными
решениями своих конкурентов. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли
доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на
изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых производственных
ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных
средств в другие. Для продавцов вход на рынок и выход с него абсолютно
свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар
на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение
любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и
к возникновению несовершенной конкуренции. Последняя наиболее характерна для
современных рынков в связи с господством на них олигополий, монопольными
тенденциями, государственным вмешательством в экономику, устойчивыми
инфляционными ожиданиями и т.д.
4.3. Предложение
в условиях совершенной конкуренции
Предположим, что перед нами рынок, на
котором царит совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция на рынке
определяется двумя основными характеристиками:
Все предлагаемые продавцами товары примерно
одинаковы.
Покупателей и продавцов так много, что ни
один покупатель или продавец не в силах повлиять на рыночную цену. Поскольку
при совершенной конкуренции покупатели и продавцы должны принимать рыночную
цену как нечто данное, их называют принимающими цену.
В реальной жизни под определение совершенной
конкуренции прекрасно подходят такие рынки, как рынок ценных
бумаг, иностранных валют, рынок пшеницы, когда тысячи фермеров продают
зерно, а миллионы покупателей потребляют пшеницу и продукты из нее. Ни один
покупатель или продавец не влияет на цену пшеницы, каждый принимает ее как
данность.
В действительности
совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из
рынков приближаются к ней. Существенное значение имела не только область
практического применения наших знаний (на этих рынках), но и тот факт, что
совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный,
эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических
процессов.
Конечно, в течение
короткого отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может
получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая
предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли
слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные
фирмы разоряются и уходят из отрасли.
Совершенная конкуренция
помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь
максимального удовлетворения спроса. Это обеспечивается при условии, когда P =
MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально
возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не
будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только
высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная
производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы
производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за
цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая
средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на
производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция
была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную
отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и, соответственно,
цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала
кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль.
Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом,
кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия:
ни прибыли, ни убытков.
Как
уже говорилось, цена на рынке совершенной конкуренции является величиной
экзогенной. Она формируется при пересечении отраслевой кривой спроса и
отраслевой кривой предложения. Функция отраслевого предложения (краткосрочный
период) в условиях совершенной конкуренции образуется в результате суммирования
индивидуальных функций предложения всех фирм, работающих в данной отрасли.
5. Заключение
Конкуренция
является необходимым и определяющим условием нормального функционирования
рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К
положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое
приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность
труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству
труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным
последствиям - "победа" одних и "поражение" других,
различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная
эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Чрезмерная
монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без
соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию, так
сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК.
Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует
низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на
мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений
функционирования в экономике и др.
В
целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных;
конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим
положением в экономике.
В
СССР с 30-х годов, после сталинской индустриализации, или "великого
перелома", существовала планово-централизованная система экономики, в
которой производственный сектор был подчинен только государству. Естественно,
ни о какой конкуренции речи идти не могло. В итоге сформировалась негибкая
производственная система, отторгающая любые новации - как технические, так и
организационные. Отсюда во многом проистекают и переживаемые нами сложности
перехода к конкурентному рынку.
Однако
безудержная конкуренция, как показывает история, тоже не способствует успешному
развитию. Если в производственном секторе безраздельно господствуют мелкие
предприятия-аутсайдеры, то говорят о "диком капитализме" или
"анархии производства". Поэтому примерно с 50-х годов прошлого века у
деловых людей-практиков стала меняться точка зрения на совершенную конкуренцию.
Предприниматели пришли к выводу, что конкурентная борьба "каждого против
всех" по большей части разоряет производителей товаров, а не обогащает их.
Появилась тяга к объединению, к "бегству от конкуренции".
В
развитых странах стали возникать картели и синдикаты, участники которых
сговаривались о приемлемых для них уровнях цен. Со временем одни картели и
синдикаты распадались, другие - укреплялись в такой степени, что превращались в
единые корпорации (тресты, концерны).
Крупным
корпорациям, чтобы выжить в конкурентной борьбе с себе подобными структурами,
требуются очень большие преимущества. Приходится вкладывать значительные
капиталы в производство, реконструировать его, внедрять технологические или
организационные новшества. Все это и называется техническим прогрессом.
В
XX веке мир менялся с головокружительной скоростью. Менялись техника и
технология. Менялись товары и виды услуг. Менялись идеология и образ жизни. А
крупные корпорации, созданные в начале века, продолжают быть каркасом
современных развитых рыночных экономик.
Конкуренция
- определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях
конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости
каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.
6.
“Экономические последствия мира” Эдуард Ярдени
С
Вашего позволения, разрешите представить на Ваше рассмотрение, высказывания
д-ра Эдуарда Ярдени по вышеупомянутой, и не только, теме.
Эдуард
Ярдени -- главный экономист инвестиционного банка Deutsche Morgan Grenfell,
недавно переименованного в Deutsche Bank Securities.
Д-р Ярдени также известен как организатор сервера Dr. Ed Yardeni's Economics Network
и один из ведущих специалистов по изучению влияния новых технологий на
экономическую жизнь промышленно развитых стран.
“
Конец макроэкономики?
В
летнем выпуске 1989 года журнала The National Interest
была опубликована статья Френсиса Фукуямы "Конец истории?" Он
полагал, что идеологическая битва между капитализмом и коммунизмом окончена.
Очевидным победителем стал капитализм. Очевидным побежденным оказался
коммунизм. Если предположить, что история состоит в основном из эпической
борьбы противостоящих сил, триумф капитализма отметил собой и конец истории.
В
том же духе мне хотелось бы предложить простую идею: макроэкономика умерла.
Триумф капитализма ознаменовал собой и триумф микроэкономики над макроэкономикой.
Более конкретно, наше экономическое прошлое легче понять, а наше экономическое
будущее легче предсказать с помощью микроэкономических, а не макроэкономических
моделей. Вновь принимается на вооружение модель совершенной конкуренции.
Снимаются с вооружения кейнсова, монетаристская и другие макромодели.
Совершенно
конкурентный рынок обладает следующими характеристиками:
1. Цель
фирм -- получить максимально возможную прибыль.
2. Не
существует барьеров для входа на рынок новых фирм. Факторы производства
мобильны.
3. Число
конкурирующих фирм может быть настолько велико, насколько это позволяет рынок.
4. Не
существует защиты против банкротства. Не существует государственных программ
поддержки банкротов, а также гарантий для монополий, олигополий и картелей.
5. Цель
потребителей - получить максимально возможную в рамках их бюджетных ограничений
полезность.
6. Потребители
свободны приобретать лучшие продукты по минимальным ценам у любого
производителя. У них имеется недорогая и легко доступная информация, на
основании которой они делают свой выбор.
Модель совершенной конкуренции предсказывает,
что рыночная цена будет равна предельным издержкам производства. Благосостояние
потребителя максимально. Обычная модель достаточно статична, и ее следует
дополнить моделью экономического роста. Ей также необходимо больше динамизма,
чтобы учесть влияние технического прогресса. Несмотря на эти ограничения,
однако, модель совершенной конкуренции никогда не была более применима, чем
сегодня. В капиталистических обществах стремление увеличить рыночную стоимость
компаний еще никогда не было таким сильным. Руководители компаний принимают
значительные риски, связанные с реструктурированием своих компаний, стремясь
увеличить их прибыльность. В бывших коммунистических странах и в развивающихся
странах правительства приватизируют компании, ранее находившиеся в собственности
государства.
В глобальном масштабе после окончания
холодной войны барьеров для входа стало значительно меньше. Это в первую
очередь касается географической стороны бизнеса. Касается это и других
аспектов. Например, потенциальный барьер для входа во многих отраслях - это
недоступность финансирования. Технологические отрасли особенно зависимы от
венчурного капитала. Однако невысокие учетные ставки и быстро растущие рынки
акций по всему миру показывают, что для инвестирования доступно вполне достаточно
капитала.
Развивающиеся страны оказываются
привлекательными для иностранных предприятий, поскольку государственное
регулирование там минимально, а стоимость труда невелика. Сохраняется и
тенденция к давлению на правительства развитых стран в сторону дерегулирования
экономики и меньшего вмешательства в споры между работниками и нанимателями.
Факторы производства становятся более
мобильными, поскольку сами компании становятся более мобильными. Американские
корпорации уже давно организовывают работу своих подразделений на рынках
зарубежных стран. Этим, кстати, объясняется торговый дефицит США, особенно в
торговле с Германией и Японией, в которых до недавнего времени существовали
более меркантилистские традиции ведения бизнеса - экспорт продукции иностранным
клиентам. Но меняется и это. Японские и немецкие компании глобализуют свои
операции.
Глобальные фирмы пользуются снижением цен
как стратегией, нацеленной на подержание конкурентного преимущества. Они
стремятся снизить издержки и увеличить производительность. Маржа прибыли на
конкурентных рынках быстро испаряется. Поэтому компании вынуждены внедрять
новшества все быстрее и быстрее. Цель проста - продать максимально возможное
количество продукта максимально возможному числу потребителей по всему миру по
минимально возможной цене в кратчайший промежуток времени.
Если совершенная конкуренция - это та
"новая" модель, которая лучше всего объясняет агрегатные показатели
экономической деятельности, тогда умерла и инфляция. Если умерла инфляция,
тогда вполне мог умереть и экономический цикл. В новом мировом экономическом
порядке компании должны снижать свои предельные издержки с тем, чтобы быть в
состоянии предложить самые низкие цены. При таком развитии событий дефляция
более вероятна, чем рефляция. Если инфляция остается низкой, центральным банкам
не понадобится жесткая монетарная политика, чтобы остановить циклический рост
инфляции. Менее вероятны и инфляционные бумы. Рецессии, спровоцированные
экономической политикой, также менее вероятны.
Конечно, не все рецессии спровоцированы
политикой. Я уверен, что мы еще увидим рецессию в своей жизни. Однако
стандартные методы макроэкономического анализа, в особенности индикаторы
экономического цикла, вполне вероятно, уже не отражают истинную природу нашей
экономики. Прогнозы, основанные исключительно на модели экономического цикла,
могут быть неверными. Более того, долговременные тенденции, вызванные к жизни
технологической революцией, могут начисто затереть циклическую схему развития
низкотехнологической экономики. Повторюсь, экономический цикл мог умереть, но
не обязательно уже умер. Однако он, вполне вероятно, уже не является
доминирующей составляющей экономического роста, как это было раньше”
7. Список
литературы
1.
Л.С. Гребнев, Р.М.
Нуреев “Экономика Курс основ”, Москва 2000
2.
Найт Ф.
Понятия риска и неопределенности // THESIS выпуск. 5. 1994
3. Е.В.Савицкая,
О.В.Евсеев "Экономический словарь для юных бизнесменов"
4.
The Economic
Consequences Of The Peace Edward Yardeni
Deutsche Morgan Grenfell Topical Study #35 May 7, 1997
5. В.Я.
Иохин “Экономическая теория. Введение в рынок и микроэкономический анализ”
Москва 1997
Страницы: 1, 2
|