Ряд ответственных задач решает Отдел
писем и приема граждан, Отдел по взаимодействию и партиями и общественными
объединениями, Аппарат советников Президента России (в его составе есть
советник по правовой политике, по оборонным вопросам и др.), Комиссии при
Президенте (комиссии по вопросам помилования, по государственным наградам, по
присвоению высших военных званий и др.), Координационные комитеты (по делам
инвалидов, по экологической политике и др.). Для обеспечения взаимодействия
Администрации Президента России с парламентом, главой государства назначается
полномочный представитель Президента России в Федеральном Собрании.
2. Выборы Президента Российской
Федерации
В соответствии с Федеральным законом
о выборах Президента Российской Федерации он избирается на 4 года гражданами
России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации на моложе
35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. При этом
установлено правило, что одно и тоже лицо не может занимать должность
Президента России более двух сроков подряд.
Процесс выборов Президента России
начинается с назначения дня выборов. Он назначается Советом Федерации
Федерального Собрания РФ. Днем выборов является первое воскресение после
истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ. При этом
истечение такого срока начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения
выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. При прекращении
Президентом РФ своих полномочий досрочно или в случае отрешения его от
должности, днем выборов должно быть последнее воскресенье перед истечением 3
месяцев со дня прекращения полномочий (отрешения от должности) Президента
России.
Выборы Президента РФ проводятся по
единому федеральному округу, включающему в себя всю территорию России. Подготовку
и проведение выборов Президента Российской Федерации и контроль за соблюдением
избирательных граждан осуществляют избирательные комиссии. В связи с этим,
следующей стадией избирательной кампании по выборам Президента Российской
Федерации является формирование избирательных комиссий. В соответствии с
федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» создается
следующая система избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации,
территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые
избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия РФ формируется
согласно федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации» и действует не постоянно, осуществляя общее руководство
работой всех других избирательных комиссий, регистрацию кандидатов на должность
Президента Российской Федерации, устанавливает результаты выборов Президента РФ
и публикует из в печати, организует в необходимых случаях повторное голосование
по выборам Президента РФ или повторные выборы главы Российского государства.
Каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации
вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом
совещательного голоса. Избирательная комиссия субъектов Российской Федерации
создается законодательным (представительным) и исполнительным органами
государственной власти каждого субъекта РФ и действует на постоянной основе. К
полномочиям этой категории комиссий относится координация деятельности всех
избирательных комиссий на территории субъекта РФ, установление итого выборов
Президент на этой территории. Каждый зарегистрированный кандидат на должность
Президента Российской Федерации вправе назначить по одному члену избирательной
комиссии с правом совещательного голоса в каждую избирательную комиссию
субъекта Российской Федерации. Состав территориальных избирательных комиссий
назначается выборным органом местного самоуправления (городским комитетом,
муниципальным собранием) на период проведения выборов Президента Российской
Федерации. Каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента
Российской Федерации вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с
правом совещательного голоса в каждую территориальную избирательную комиссию.
Участковая избирательная комиссия формируется выборными органами местного
самоуправления также только на период проведения выборов Президента Российской
Федерации для осуществления очень важных функций: составление списков
избирателей и ознакомления с ним населения, организации голосования в день
выборов, подсчет голосов и установление итогов голосования на избирательном
участке. Каждый зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской
Федерации вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом
совещательного голоса в каждую участковую избирательную комиссию. Кроме того, в
день голосования каждый кандидат, каждое избирательное объединение вправе назначить
в соответствующие участковые комиссии по одному наблюдателю, который имеет
право находиться в помещении для голосования с начала голосования до окончания
оформления документов об итогах голосования и получать заверенные копии этих
документов.
Следующей, четвертой, стадией
избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации является
составление списков избирателей. Такие списки составляют участковые
избирательные комиссии на основе данных, представляемых главами местных
администраций. Список составляют в алфавитном или ином порядке (по населенным
пунктам, адресам избирателей). Список избирателей – военнослужащих, находящихся
в воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром
воинской части. В список избирателей по избирательному участку, образованному
за пределами территории Российской Федерации, включаются граждане России,
проживающие на территории соответствующего иностранного государства или
находящиеся там в командировке при наличии у них заграничного паспорта
гражданина Российской Федерации.
Одной из важных, а потому детально
урегулированных избирательным законодательством, является стадия выдвижения и
регистрации кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Право
выдвижения кандидата на должность Президента принадлежит: непосредственно
избирателям, а также избирательным объединениям, избирательным блокам.
Избиратели выдвигают кандидата на
должность Президента РФ в следующем порядке: каждый гражданин или группа
граждан, обладающие избирательным правом, образуют инициативную группу
избирателей в количестве не менее 100 человек для выдвижения кандидата; такая
группа регистрируется Центральной избирательной комиссией при наличии протокола
собрания группы с указанием выдвинутого ею кандидата на должность Президента
РФ.
Под избирательным объединением
понимается общероссийской общественное объединение (политическая партия,
общественная организация, движение), созданное в установленном законом порядке,
устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной
власти посредством выдвижения кандидатов и зарегистрированное Министерством
юстиции Российской Федерации не позднее, чем за 6 месяцев до объявления дня
выборов. Два и большее число избирательных объединений на период проведения выборов
могут создавать избирательные блоки для выдвижения общего для них кандидата на
должность Президента Российской Федерации.
Выдвижение кандидата на должность
Президента Российской Федерации производится на съезде (конференции)
избирательного объединения (блока). При этом избирательное объединение (блок)
может выдвинуть только одного кандидата. Однако для регистрации кандидата на
должность Президента Российской Федерации недостаточно самого факта его
выдвижения. Избирательное объединение (блок) или инициативная группа
избирателей, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее
одного миллиона подписей избирателей. После проверки правильности сбора
подписей и согласия кандидата баллотироваться на должность Президента
Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия РФ регистрирует
кандидата. С этого момента он обладает особым статусом.
Статус кандидата на должность
Президента Российской Федерации определяется законом о выборах и включает в
себя следующие основные положения: по личному заявлению кандидат освобождается
от работы, военной службы до дня официального опубликования результатов
выборов. В этот период Центральная избирательная комиссия РФ выплачивает ему
денежную компенсацию в 20-кратном размере минимальной оплаты труда. Кандидат,
находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в
средствах массовой информации, на время его участия в выборах освобождается от
служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного
положения. Президент Российской Федерации, баллотирующийся на второй срок, или
Председатель Правительства России, временно исполняющий в соответствии с
Конституцией Российской Федерации обязанности главы государства и
зарегистрированный кандидатом на должность Президента Российской Федерации,
продолжает выполнять свой полномочия, но не вправе пользоваться преимуществом
своего служебного положения; кандидат на должность Президента Российской
Федерации не может быть уволен с работы по инициативе администрации, переведен
без его согласия на другую работу или должность, призван на военную службу или
военные сборы до дня официального опубликования результатов выборов; он не
может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут
мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия
Генерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Генеральный
прокурор немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации. Кандидат на должность Президента Российской Федерации
может иметь до 200 доверенных лиц, зарегистрированных в установленном порядке
Центральной избирательной комиссией. Их агитационная и иная деятельность
способствует избранию кандидата.
Сущность следующей, шестой стадии
избирательной кампании, составляет проведение предвыборной агитации. В
соответствии с законодательством о выборах правом на участие в предвыборной
агитации (за или против кандидатов на должность Президента России) обладают
граждане РФ и общественные объединения. В то же время существует запрет на
участие в такой агитации государственных органов или органов местного
самоуправления, благотворительных организаций и религиозных организаций.
Агитационные мероприятия проводятся со дня регистрации кандидата и прекращаются
в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В
день выборов любая агитация запрещается.
Закон определяет, что предвыборная
агитация может осуществляться тремя основными способами: через средства
массовой информации, путем проведения публичных предвыборных мероприятий
(предвыборных собраний и встреч с избирателями, митингов, шествий и т.п.), а
также путем выпуска и распространения печатных и других агитационных
материалов.
Завершающей стадией избирательной
кампании по выборам Президента Российской Федерации является голосование и
определение результатов выборов. В день выборов голосование проводится с 8 до
22 часов по местному времени. Закон разрешает закончить голосование и ранее
этого времени на избирательных участках, образованных в воинских частях, на
полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах.
При получении избирательного
бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего
паспорта или заменяющего его документа и расписывается. В избирательном
бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того
кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от
строки «Против всех кандидатов».
По истечении времени голосования
участковой избирательной комиссии производится подсчет избирательных бюллетеней
и составляет протокол об итогах голосования. Такие протоколы всех участковых
комиссий направляются в соответствующие территориальные, а затем в
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, а те, в свою очередь, -
в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая и подводит
окончательные итоги выборов Президента России. Избранным считается кандидат на
должность Президента России, который получил больше половины голосов избирателей,
принявших участие в голосовании. При этом в выборах должно принять участие не
менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В противном случае
выборы признаются несостоявшимися. В случае если в выборах принимало участие
более двух кандидатов на должность главы государства, и ни один из них не был
избран, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование
по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам
повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании
большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по
отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при
соблюдении следующего условия: число голосов, поданных за победившего кандидата,
должно быть больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. В случае,
если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействительными или при
повторном голосовании ни один кандидат не был избран главой государства, Совет
Федерации назначает повторные выборы. Они начинаются со стадии выдвижения
кандидатов на должность Президента Российской Федерации и должны быть проведены
не позднее чем через 4 месяца со дня первоначальных выборов.
Вновь избранный Президент Российской
Федерации вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления
Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в
должность Президента Российской Федерации в торжественной обстановке в
присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей
Конституционного Суда Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и
охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать
Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость,
безопасность и целостность государства, верно служить народу» (ст.82
Конституции Российской Федерации). В соответствии с Конституцией Российской
Федерации (ст.92) вновь избранный Президент Российской Федерации приступает к
исполнению полномочий с момента принесения им присяги.
3. Отрешение от должности
В соответствии с Конституцией РФ
(ст.91) Президент России обладает неприкосновенностью. Это означает, что
личность главы Российского государства, его достоинство и правовой статус
охраняется в особом, установленном законом порядке. Конституцией РФ (ст.92, 93)
установлен и особый порядок прекращения полномочий Президента России.
Согласно Конституции РФ существует
следующие основания прекращения полномочий Президента России:
-
истечение
срока его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является
момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;
-
досрочно
в случае его отставки, т.е. в случае добровольного сложения Президентом России
своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств
(причин);
-
досрочно
в случае стойкой неспособности Президента России по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия. В соответствии с законодательством в
этом случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой
является основанием для прекращения полномочий главы государства;
-
в случае
отрешения Президента России от должности на основании его обвинения в
государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Порядок отрешения детально
регулируется Конституцией РФ (ст.93). Правом выдвигать обвинение в совершении
вышеуказанных преступлений обладает нижняя палата парламента России –
Государственная Дума. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения
против Президента России должно быть принято двумя третями голосов от общего
числа депутатов по инициативе не менее одной третей депутатов этой палаты и при
наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
Кроме того, при выдвижении обвинения
необходимо соблюсти ряд условий: оно должно быть подтверждено заключением
Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента России признаков
преступления, а также заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента
России от должности принимает верхняя палата парламента – Совет Федерации
большинством не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. При этом
решения Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок
после выдвижения Государственной Думой Обвинения против Президента. Если в этот
срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента
России считается отклоненным.
Конституция РФ (ст.92 п.3)
устанавливает правило, что во всех случаях, когда Президент России не в
состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель
Правительства Российской Федерации. При этом он не обладает правом распускать
Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о
поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Выборы
нового президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента
досрочного прекращения исполнения полномочий главой государства.
Список
использованной литературы.
1.
Конституция
Российской Федерации, - М., 2003.
2.
Абдулаев
М.И. Теория государства и права: Учебник. – СПб, 2003.
3.
Баглай
М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. – М., 2001.
4.
Козлов
Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М., 2001.
5.
Основы
права: Учебник для вузов/Под ред. М.И.Абдулаева. – СПб.: Питер, 2004.
6.
Стрекозов В.Г., Казанцев Ю.Д. Конституционное право России: Учебник. – М.:
Новый юрист, 1997.
Страницы: 1, 2
|