Президент РФ. Правовой статус, полномочия, выборы, отрешение от должности
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное
государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Пермская
государственная сельскохозяйственная академия
имени
академика Д.Н.Прянишникова»
Кафедра
Земельного права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине «Основы права»
тема:
«Президент РФ. Правовой статус, полномочия, выборы, отрешение от должности»
Выполнила
студентка 3 курса
Специальности
060500
«Бухгалтерский
учёт, анализ и аудит» гр.32
Шифр
Бс/х-2003-165
Пермь
2005
Содержание.
1.
Президент
РФ. Правовой статус, полномочия.
2.
Выборы.
3.
Отрешение
от должности.
Список
использованной литературы.
1.
Президент
РФ. Правовой статус, полномочия.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации (ст.80) Президент России является главой государства.
Как глава государства он представляет Российскую Федерацию как внутри
страны, так и в международных отношениях. Это означает, что Президент России
обладает правом вести официальные встречи и переговоры не только с
представителями иностранных государств и международных организаций, но и
руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом.
Наделение Президента России такими
обширными полномочиями прямо вытекает из конституционной нормы о том (п.2
ст.80), что он является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражданина, в установленном порядке принимает меры по охране суверенитета
Российской Федерации, её независимости и государственной целостности,
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти.
В отличие от ранее действующего
Основного Закона России Конституция РФ не называет Президента страны главой
исполнительной власти, ограничиваясь лишь указанием на то, что Президент России
- это глава государства. Однако перечень полномочий Президента России и
характер его взаимоотношений с другими должностными лицами и органами власти,
позволяют сделать вывод о том, что Президент Российской Федерации оказывает
самое непосредственное влияние на организацию деятельности исполнительной
власти. Это проявляется, прежде всего, в праве Президента России определять
в соответствии с Конституцией и Федеральными законами основные направления
внутренней и внешней политики государства. Кроме того, Президент РФ активно
участвует в определении персонального состава Правительства РФ и организации
его работы. Так, согласно п. «а», «б», «в», «г», «и» и «к» ст.83 Конституции РФ
Президент Российской Федерации:
-
назначает
с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
-
принимает
решение об отставке Правительства РФ;
-
по
предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает
от должности заместителей Председателя Правительства РФ, Федеральных министров;
-
имеет
право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
-
формирует
Администрацию Президента РФ;
-
назначает
и освобождает своих полномочных представителей в субъектах РФ.
Президент России обладает весьма
значительными полномочиями учредительного характера в отношении других
государственных органов:
-
представляет
Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя
Центрального банка РФ;
-
ставит
перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя
Центрального банка РФ;
-
представляет
Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру
Генерального прокурора Российской Федерации;
-
вносит в
Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора
РФ;
-
назначает
судей других федеральных судов, в том числе и судей военных судов военных
округов, групп войск, армий, флотилий, гарнизонов и им равных военно-судебных
органов;
-
назначает
и отзывает после консультации с соответствующими комитетами или комиссиями
палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации
в иностранных государствах и международных организациях.
Президент РФ осуществляет ряд
функций, связанных с обеспечением деятельности парламента РФ и принятием
федеральных законов. Так, в соответствии с положением ст.84 Конституции РФ,
Президент РФ:
-
назначает
выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и
порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
-
вносит
законопроекты в Государственную Думу;
-
подписывает
и обнародует Федеральные законы;
-
назначает
референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.
Президент России как должностное
лицо, призванное обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти, наделен Конституцией РФ (ст.85) правом
использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между
органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Кроме того, Президент РФ вправе приостанавливать
действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и Федеральным
законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод
человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Обращаться в судебные инстанции Президент может также в случае, если не
достигнуто согласованное решение по спорам как между органами власти РФ и её
субъектами, так и органами власти субъектов Федерации между собой.
Весьма значительными полномочиями
обладает Президент РФ в сфере реализации внешнеполитических функций Российского
государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст.86) Президент РФ осуществляет
руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и
подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает
ратифицированные грамоты (после ратификации международных договоров парламентом
России); принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем
дипломатических представителей иностранных государств и международных
организаций.
Содержание полномочий
Президента РФ в области организации обороны страны определяется тем,
что, получая власть от народа Российской Федерации, он обязан в силу
Конституции РФ (ст.80, 82) и в соответствии с присягой принимать меры по охране
суверенитета России, её независимости, безопасности и территориальной
целостности государства. В связи с этим Президент наделяется Конституцией РФ и
военным законодательством весьма обширными и ответственными полномочиями.
Как было уже отмечено, Президент РФ
по предложению Правительства РФ назначает на должности Федеральных министров и
руководителей оборонного комплекса России: министра обороны и председателя
комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности. Президент формирует
и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации.
В этот орган, основными функциями
которого является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного
строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны,
участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской
Федерации, кроме Президента входят руководители палат парламента и председатель
Правительства Российской Федерации, ряд федеральных министров (обороны,
иностранных дел, внутренних дел и др.), руководители других государственных
органов (службы внешней разведки и др.).
Среди полномочий Президента есть и
такие, осуществление которых самым непосредственным образом влияет на боевую
готовность Вооруженных Сил Российской Федерации:
-
утверждение
военной доктрины Российской Федерации;
-
назначение
и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации;
-
присвоение
высших военных званий;
-
издание
указов о призыве граждан России на военную службу.
В соответствии с Конституцией РФ
(ст.87) Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами Российской Федерации. Именно в этом качестве Президент РФ согласно
Закона Российской Федерации «Об обороне» утверждает концепцию и планы
строительства, планы применения Вооруженных Сил РФ, утверждает Положение о
Министерстве обороны России и Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации,
утверждает по представлению министра обороны РФ планы дислокаций войск и
размещении военных объектов.
Кроме того, Президент РФ, будучи
должностным лицом, непрерывно осуществляющим свои властные функции, наделен
Конституцией Российской Федерации (ст.87, 88) правом оперативно принимать
важнейшие решения, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности
граждан. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной
угрозе агрессии Президент России вводит на всей территории Российской Федерации
или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением
об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В соответствии с законом РФ
«Об обороне» Президент в случае внезапного вооруженного нападения на Российскую
Федерацию объявляет состояние войны, общую или частичную мобилизацию с
незамедлительным сообщением об этом парламенту России. Президент вводит в
действие нормативные акты военного времени и прекращает их действие, формирует
и упраздняет органы государственного управления военного времени в соответствии
с Законом РФ о военном положении. Равным образом Президент России сообщает
Совету Федерации и Государственной Думе об осуществлении им и другого своего
права – введение на всей территории Российской Федерации или отдельных её
местностях чрезвычайного положения (ст.88 Конституции РФ).
Президенту России присущ и ряд
полномочий, характерных для главы любого государства (ст.89 Конституции
РФ), среди которых:
-
решение
вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического
убежища;
-
награждение
государственными знаками Российской Федерации;
-
присвоение
почетных званий Российской Федерации;
-
осуществление
помилования (в виде указа Президента России о полном или частичном освобождении
конкретного осужденного от наказания либо замене назначенного ему судом
наказания более мягким; этим актом может предусматриваться также снятие
судимости с лиц, ранее отбывших наказание).
По вопросам своей компетенции
Президент России издает указы и распоряжения. Указы Президента России по
своей юридической силе бывают нормативные (т.е. имеющими общеобязательный
характер и содержащие предписания общего характера) и ненормативными,
индивидуальными (т.е. распространяющими свое действие на конкретных субъектов
правоотношений и рассчитанных на одноразовое применение). К нормативным указам
Президента России относится, например, указ о введении чрезвычайного положения,
а к ненормативным – о назначении руководителя того или иного министерства или
ведомства.
Указы и распоряжение Президента
России обязаны на всей территории Российской Федерации. Данное требование
Конституции РФ (ст.90) означает, что акты Президента имеют прямое действие в
отношении органов государственной власти, их должностных лиц, общественных
объединений, органов местного самоуправления и граждан. Указы и распоряжения
Президента России не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
С целью успешного осуществления
своих многообразных полномочий Президент России формирует Администрацию
Президента Российской Федерации. Возглавляют её назначенный Президентом
Руководитель Администрации, который координирует деятельность управлений,
отделов и служб Президента России или его Администрации. К числу таких
управлений относятся: Финансово-бюджетное управление Президента России,
управление делами Президента России, Управление делопроизводства Администрации
Президента России, Управление информационного обеспечения Администрации
Президента России и др. Главными задачами указанных Управлений являются
обеспечение эффективной деятельности главы государства в соответствующей сфере,
принятие им обоснованных решений и организации взаимодействия с другими
органами государственной власти.
Важную роль в Администрации
Президента России играет Государственно-правовое управление Президента России.
Оно призвано осуществлять разработку предложений по концепции правовой политики
и правовому обеспечению осуществляемых социально-экономических реформ,
обеспечивать формирование программ законопроектных реформ, готовить заключение
по поступающим на подпись Президенту России Федеральным законам, контролировать
правильность и своевременность опубликования указов и распоряжений Президента
России, Федеральных законов и других актов, принимаемых Федеральным Собранием
Российский Федерации. На Государственно-правовое управление Президента РФ
возложена также координация работ по вопросам нормативного регулирования
деятельности правоохранительных органов, органов военного управления, а также
других государственных органов, осуществляющих деятельность в области обороны и
безопасности. С этой целью в составе ГПУ создан и действует Отдел
правоохранительных органов, вопросов безопасности и обороны.
Страницы: 1, 2
|