|
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ 2.1 Схемы обеспечения нефтепродуктами сельских товаропроизводителей Обеспечение нефтепродуктами сельских товаропроизводителей осуществляется через региональные распределительные нефтебазы, на которые нефтепродукты поступают с нефтеперерабатывающих предприятий железнодорожным, водным, автомобильным транспортом или по трубопроводам. Наиболее распространены железнодорожные перевозки, водный транспорт используется при наличии водных путей между нефтеперерабатывающим заводом и нефтебазой, а автомобильный - на автомагистралях с хорошими дорожными условиями при перевозках на небольшие расстояния. Перекачка нефтепродуктов по магистральным продуктопроводам является наиболее экономичным видом их транспортирования, но, применение этого способа сдерживается слабым развитием трубопроводной сети в большинстве районов России. С распределительной нефтебазы нефтепродукты поступают потребителям. Сельскохозяйственным товаропроизводителям нефтепродукты доставляются, как правило, автомобильным транспортом — наливным или бортовым, хотя при наличии на сельскохозяйственном предприятии подъездных путей, нефтепродукты могут поступать туда по железной дороге, а при отсутствии или плохом состоянии автомобильных дорог, в труднодоступных районах (например: Сибирь, Крайний Север и т. д.), для этих целей используются судоходные реки. Полевые сборно-разборные трубопроводы нашли применение во время освоения целинных земель. Они использовались для перекачки горючего от железнодорожных станций в глубинные хозяйства, но этот вид транспортирования целесообразен лишь при больших количествах перекачиваемого горючего. Дальнейшего распространения он не получил. Система нефтепродуктообеспечения сельских товаропроизводителей зависит от расположения нефтебаз сбытовых организаций и автозаправочных станций общего назначения в регионе. Возможны следующие варианты нефтепродуктообеспечения потребителей: • доставка с нефтебаз по радиальным кольцевым маршрутам автомобильным транспортом, принадлежащим ассоциациям хозяйств, нефтесбытовым организациям или автотранспортным предприятиям; • доставка с нефтебаз транспортом потребителя; • заправка сельскохозяйственных и транспортных машин полностью или частично на автозаправочных станциях общего назначения или на специальных заправочных пунктах нефтесбытовых организаций; • комбинированный вариант с использованием двух или нескольких из перечисленных (например, на заправочных станциях общего назначения целесообразно организовать заправку тракторов и сельскохозяйственных машин с централизованной доставкой дизельного топлива, а масла и смазки вывозить с нефтебазы собственным автотранспортом потребителя). В ряде рассмотренных случаев может быть оправданным использование железнодорожного или водного транспорта на плече подвоза нефтебаза - хозяйство. Выбор схемы организации нефтехозяйства, в зависимости от особенностей сельскохозяйственных предприятий, осуществляются в основном по следующим вариантам. Вариант 1. В отделениях (бригадах) хозяйств имеются заправочные пункты для сельскохозяйственной техники, куда топливо поставляется непосредственно с нефтебазы. Заправка автомобилей производится на заправочном пункте центральной усадьбы. Нефтесклад в хозяйстве отсутствует. Такой вариант приемлем, когда в каждом отделении имеется не менее 20 тракторов и оно расположено на расстоянии 10... 15 км от нефтесклада, а состояние дорог позволяет беспрепятственно доставлять нефтепродукты в отделение. При этом варианте организация нефтехозяйства требует меньше капитальных затрат за счет отсутствия склада, но в хозяйстве нет страхового запаса на случай перебоев с их доставкой. Вариант 2. Центральный нефтесклад в хозяйстве отсутствует, а в отделениях имеются заправочные пункты, которым придаются механизированные заправочные агрегаты на шасси автомобиля или прицепа, доставляющие нефтепродукты с заправочного пункта отделения к машинам, работающим на удаленных полях. Такой вариант применяется при наличии в отделении более 20 тракторов, работающих на полях, которые удалены от заправочного пункта свыше 2 км, и имеющих навесное оборудование. Преимущества и недостатки те же, что при 1-м варианте; организация нефтехозяйства требует меньше капитальных затрат за счет отсутствия нефтесклада, но в хозяйстве нет страхового запаса нефтепродуктов на случай перебоев с их доставкой. Вариант 3. На центральной усадьбе хозяйства имеется нефтесклад с заправочным пунктом, а в отделениях - заправочные пункты. Такой вариант применяется, когда нефтебаза находится на значительном удалении от хозяйства, отделения удалены от центральной усадьбы, возможны перебои доставки нефтепродуктов. При этом варианте обеспечивается стабильное снабжение техники нефтепродуктами за счет имеющихся на нефтескладе запасов, но система удорожается из-за необходимости строительства нефтесклада. Вариант 4. При наличии нефтесклада на центральной усадьбе, в отделениях техника заправляется как на стационарном заправочном пункте, так и с помощью механизированных заправочных агрегатов. Применение этого варианта рационально, когда в отделении насчитывается более 26...30 тракторов, работающих на удалении от заправочного пункта отделения. Преимущества и недостатки те же, что и при 3-м варианте. Вариант 5. Нефтепродукты хранятся на нефтескладе хозяйства и доставляются оттуда непосредственно к месту работы сельскохозяйственной техники. Заправочные пункты в отделениях не создаются, благодаря чему снижаются затраты на организацию нефтехозяйства, но при этом нужно круглогодично поддерживать в хорошем состоянии внутрихозяйственные дороги и обеспечить высокую техническую готовность подвижных средств заправки. 2.2 Объекты системы нефтепродуктообеспечения сельскохозяйственных предприятий К стационарным инженерным объектам системы нефтепродуктообеспечения, функционирующим непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, относятся нефтесклады и заправочные пункты. Нефтесклад и заправочный пункт имеют в своем составе заправочные посты, оснащенные оборудованием для заправки машин. Обычно заправочные посты, расположенные на нефтескладе, осуществляют заправку техники как автомобильным, так и дизельным топливом, а заправочные посты заправочных пунктов отделений, бригад и других подразделений осуществляют заправку сельскохозяйственных машин в основном дизельным топливом. Кроме стационарных инженерных объектов, в состав нефтехозяйства сельскохозяйственного предприятия входят технические средства, предназначенные для транспортирования нефтепродуктов (автомобильные цистерны, прицепы-цистерны, автопоезда) Нефтесклады сельскохозяйственных предприятий сооружаются, как правило, на центральной усадьбе хозяйства. Оборудование и сооружения нефтесклада должны обеспечивать выполнение следующих операций: • прием нефтепродуктов, доставляемых с распределительных нефтебаз системы нефтеснабжения; • хранение нефтепродуктов в объемах, обеспечивающих бесперебойную работу машинно-тракторного парка и других потребителей; • отпуск нефтепродуктов в автомобильные цистерны для доставки их на заправочные пункты отделений; • отпуск нефтепродуктов в механизированные заправочные ацетаты для заправки сельскохозяйственной техники в полевых условиях; • отпуск нефтепродуктов на хозяйственные нужды и техническое обслуживание техники; • заправку автомобилей и тракторов на стационарном заправочном пункте нефтесклада. Нефтесклады должны иметь следующие сооружения и оборудование: - • резервуары для хранения нефтепродуктов; • крытые хранилища или навесы для хранения нефтепродуктов, поступающих в таре (бочках, бидонах, банках и т. п.); • средства перекачки жидких нефтепродуктов; • устройства для слива и налива автомобильных цистерн; • средства механизации погрузочно-разгрузочных работ; • средства заправки автомобилей и тракторов топливом и смазочными материалами; • средства расфасовки и выдачи смазочных масел; противопожарное оборудование и инвентарь; • оборудование, обеспечивающее соблюдение требований пожарной безопасности и охраны труда; • оборудование и сооружения, предотвращающие загрязнение окружающей среды. Для сельского хозяйства разработаны типовые проекты нефтескладов различной вместимости (Приложение 7). В состав типовых проектов нефтескладов входят: • резервуарный парк с наземной или заглубленной установкой резервуаров; • операторская с маслораздаточной; • хранилище для масел и смазок в таре (может быть совмещено с операторской); • пожарный сарай и пожарный резервуар для воды вместимостью 100 м (на нефтескладе вместимостью 1200 м - пожарный водоем объемом 250 м). Для определения требуемой вместимости резервуарного парка нефтесклада при выборе типового проекта, разработке индивидуального проекта или реконструкции существующего объекта необходимо знать потребность с.-х. предприятия в нефтепродуктах. Заправочные пункты нефтескладов обеспечивают прием с нефтесклада и выдачу всего ассортимента топлива и масел в байт машин, в бочки и другую тару. Заправочные пункты отделений (бригад) сооружаются, как правило, но индивидуальным проектам в соответствии с конкретными требованиями, определяемыми количеством заправляемых машин, периодичностью доставки нефтепродуктов на заправочный пункт, удаленностью от источника снабжения нефтепродуктами (центрального нефтесклада, распределительной нефтебазы и т. п.). На таких пунктах осуществляется приём дизельного топлива из автомобильных цистерн и других транспортных средств, выдача топлива, масел и смазок для заправки техники и для налива в тару, а также отпуск дизельного топлива в механизированные заправочные агрегаты и другие подвижные средства заправки. С целью осуществления этих операций заправочные Пункты укомплектовывают наземными или заглубленными резервуарами, топливораздаточными колонками, маслораздаточными устройствами и оборудованием для налива подвижных средств заправки, а также хранилищем для расфасовки масел и смазок. Кроме того, заправочный пункт должен быть обеспечен средствами пожаротушения и оборудован устройствами для предотвращения загрязнения окружающей среды. 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ С.-Х. ПРЕДПРИЯТИЯ В НЕФТЕПРОДУКТАХ 3.1 Расчет потребности в дизельном топливе В общем случае расход дизельного топлива планируется по основным видам работ, к которым относятся: • производство продукции растениеводства; • производство продукции животноводства; • транспортные работы; • ремонт и техническое обслуживание машинно-тракторного парка; • прочие технологические и хозяйственные нужды. Таким образом, общая потребность в дизельном топливе для обеспечения сельскохозяйственных работ составляет: (1) Где Q - годовая потребность в нефтепродукте данного вида для производства продукции растениеводства, кг (т); Q - годовая потребность в нефтепродукте для производства продукции животноводства, кг (т);Q - годовая потребность в нефтепродукте для транспортных автомобильных работ, кг (т); - годовая потребность в нефтепродукте для технического обслуживания и ремонта автомобилей и сельскохозяйственных машин, кг (т); годовая потребность в нефтепродукте на прочие нужды. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.