Для
увеличения срока службы масла на всех двигателях устанавливаются устройства для
его очистки. В двигателях с напряженным режимом работы устанавливаются
радиаторы охлаждения масла. Кроме упомянутых узлов, система смазывания включает
в себя масляный насос, редукционный, перепускной и другие клапаны, устройства
для контроля давления и уровня масла в системе.
В двигателе
применена комбинированная система смазывания.
Подшипники
коленчатого и распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и
шестерни привода топливного насоса, а также механизм привода клапанов
смазывается под давлением от шестеренчатого насоса 1. Гильзы, поршни, поршневые
пальцы и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
Очистка масла
осуществляется в центрифуге 3.
Шестеренчатый
насос подает масло по патрубку и каналам блока в центробежный фильтр 3. Из
центрального фильтра очищенное масло поступает в радиатор 2 для охлаждения. Их
радиатора охлажденное масло поступает в магистраль дизеля. При пуске дизеля
холодное масло вследствие большого сопротивления радиатора через редукционный
(Радиаторный) клапан 6 поступает непосредственно в магистраль двигателя, минуя
радиатор. Предохранительный клапан (клапан центробежного маслоочистителя) 7
отрегулирован на давление 0, 65...0, 7 МПа (6,5...7,0 кгс/см2) и
служит для поддержания указанного давления перед ротором центрифуги. При
повышении давления масла на входе в ротор выше 0,7 МПа.часть неочищенного масла сливается
через клапан в картер дизеля. Сливной клапан 8 отрегулирован на давление
0,2...0,3 МПа (2,0...3,0 кгс/см2) и служит для поддержания
необходимого давления масла в главной магистрали дизеля. Избыточное масло
сливается через клапан в картер дизеля.
Очищенное и
охлажденное масло поступает их главной магистрали дизеля по каналам в блоке
цилиндров ко всем внутренним подшипникам коленчатого вала и втулкам
распределительного вала. От коренных подшипников масло по каналам в коленчатом
валу поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного
насоса, а так же к топливному насосу и регулятору. Детали клапанного механизма
смазываются маслом, поступающим от задней шейки распределительного вала по
каналам в блоке и головке цилиндров и специальной трубке во внутреннюю полость
оси коромысел 4.
7.1.
Расчет масляного насоса
Расчет
масляного расчета заключается в определении его необходимой подачи и размеров
шестерен этому расчету предшествует определение циркуляционного расхода масла.
Вопрос о расходе масла рассматривается на основании теплового баланса
двигателя.
В современных
двигателях теплоотдача в масло Qм на номинальном режиме работы составляет 1,5...3 % от Q0 – теплоты сгорания топлива в цилиндрах
двигателя, если поршни не охлаждаются маслом:
где ,
где Нн
– удельная низшая теплота сгорания топлива (для диз. топлива Нн =
42500 кДж/кг);
Gт – часовой расход топлива (на основании
теплового расчета Gт = 10,9 кг/час).
Определяем
циркуляционный расход масла:
, (6.27 [1])
где ρм
– плотность масла (ρм = 0,91 т/м3)
См
– удельная теплоемкость масла (См = 1,88...2,09 кДж/к ºС)
∆tм – степень подогрева масла (∆tм = 10 – 15 ºС)
Определяем
действительную подачу насоса:
Повышенная
подача необходима для создания требуемого давления масла в магистрали при
работе двигателя на всех режимах и при любой температуре масла. Такая подача
обеспечивает нормальное давление в системе при увеличении зазоров в сопряжениях
по мере изнашивания деталей двигателя:
Определяем
теоретическую подачу насоса:
, (6.29 [1])
где ηн
– механический КПД насоса (0,6...0,8).
Принимаем
допустимую окружную скорость шестерни на внешнем диаметре υ2 =
6 м/с, т.к. υ2 < 8...10 м/с. выбираем частоту вращения вала
насоса nн
(мин-1) с учетом того, что отношение частот вращения коленчатого
вала и ведущей шестерни насоса для дизеля лежит в пределах 0,7 – 1.
Определяем
наружный диаметр шестерен насоса:
, (6.30 [1])
Задаем
стандартный модуль зацепления:
m = 4,5 мм, (m = 3,5...5 мм), число
зубьев Z = 9, (Z = 7...12). Уточняем Dш.
Определяем
требуемую длину (мм) зубьев:
, (6.32 [1])
Мощность
(кВт), затрачиваемая на привод насоса:
, (6.33 [1])
где ηнм
– механический КПД насоса (0,85...0,9)
Рн
– давление, развиваемое насосом (Рн = 0,7 Мпа – см. описание системы
смазывания).
Вместимость
системы смазывания:
7.2.
Расчет центрифуги
Центрифуга
представляет собой центробежный фильтр тонкой очистки масла от механических
примесей. Качественная очистка масла возможна лишь в случае, если привод
центрифуги будет обеспечивать:
а) высокие
угловые скорости ротора (5000...7000 мин-1)
б) частоту
вращения ротора, не зависящую от скоростного режима двигателя.
в) простоту
конструкции, длительный срок службы.
Центрифуга –
полнопоточная, привод гидрореактивный двухсопловый.
Частота
вращения ротора центрифуги:
, (6.36 [1])
где Vцр – расход масла ч/з сопла центрифуги;
Vцр = 0,2Vц = 0,2·0,214 = 0,0428 м/с
R –
расстояние от оси сопла до оси вращения ротора (R = 20 мм);
ε = 1 – коэффициент сжатия струи в отверстии сопла.
Вместимость
ротора 0,8 л соответствует а = 0,8 Нмм,
b = 0,52·10-2 Нмм/мин-1
Диаметр сопла
dс
= 1,5 мм
Площадь
сечения отверстия сопла:
Для расчета
давления масла на входе в центрифугу выбираем коэффициент расхода μ = 0,84
и коэффициент гидравлических потерь Ψ =0,3.
7.3.
Расчет радиатора
Расчет
масляного радиатора заключается в определении площади его охлаждающей
поверхности.
Q'м – количество теплоты, отдаваемой
радиатором должно составлять 50...75 % теплоты Qм, отводимой маслом от двигателя. Циркуляционный
расход масла через радиатор: Vрад = Vц = 0,214 л/с.
Температура
масла на выходе из радиатора, tрад.вых = 80 ºС.
Средняя температура
масла:
Средняя
температура охладителя:
,
где ∆tохл – температура охладителя на входе в радиатор,
для вохдушно-масляных радиаторов (3...5 ºС);
tохл.вх – температура охладителя на входе в радиатор,
для воздуха (40 ºС).
Площадь (м2)
поверхности радиатора, омываемой охлаждающим телом:
где kж – полный коэффициент теплопередачи от масла к
охладительному телу. В результате экспериментальных исследований найдено, что
для радиаторов тракторов kж находится в пределах 25...70 Вт/м2 ºС
Толщина
стенки радиаторных трубок:
Скорость
масла в них – 0,1...0,5 м/с.
7.4.
Расчет шатунного подшипника скольжения
Диаметр
шатунной шейки: dшш = 68 мм;
Длина
подшипника: lш
= 38 мм;
Диаметральные
зазоры: ∆min =
0,057 мм;
∆max = 0,131 мм;
Радиальные
зазоры: δmin = 0,0285 мм;
δmax = 0,0655 мм.
Рис. 20.
Положение вала в подшипнике.
Относительные
зазоры:
Минимальная
толщина масляного слоя:
где kшш = Rшср/lшdм = 11745/68·38 = 4,55 МПа.
μ
– вязкость масла М – 10Г2 при 110 ºС
μ
= 0,00657 Нс/м2
Величина
критического слоя масла:
Коэффициент
запаса надежности подшипников:
Во втором
случае подшипник обладает недостаточным запасом надежности и возможен переход
на сухое трение.
8. РАСЧЕТ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Система
охлаждения представляет собой совокупность устройств, обеспечивающих
принудительный отвод теплоты от нагретых деталей двигателя и передающих ее
окружающей среде с целью поддержания оптимального теплового состояния
двигателя.
К системе
охлаждения предъявляют следующие требования:
-
предупреждение перегрева
или переохлаждения двигателя на всех режимах его работы в различных рельефных и
климатических условиях работы мобильных машин;
-
сравнительно небольшие
затраты мощности на охлаждение;
-
компактность и малая
масса;
-
эксплуатационная
надежность;
-
малая материалоемкость и
себестоимость.
Ориентируясь
на прототип Д – 244 принимаем: охлаждение дизеля жидкостное с принудительной
циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса, объединенного в один
агрегат с вентилятором. Валик насоса и вентилятор приводятся во вращение от
шкива коленчатого вала дизеля с помощью клинкового ремня. Для регулирования
температуры в системе охлаждения установлен термостат ТС – 109 с твердым
наполнителем.
8.1.
Расчет радиатора
Определяем
количество теплоты Qж (кДж/с), отводимой через систему охлаждения двигателя при его работе на
режиме номинальной мощности:
, (6.1 [1])
где qж = Qж/Q0
– относительная теплоотдача в охлаждающую жидкость, обычно qж для дизелей лежит в пределах 0,16...0,36 от
теплоты сгорания топлива, принимаем qж = 0,26:
Расчетное
количество теплоты (с учетом изменения коэффициента теплоотдачи из-за засорения
наружной поверхности решетки радиатора и отложения накипи внутри).
Количество
теплоты, отводимой от двигателя охлаждающей жидкостью (Qжр), принимается равным количеству теплоты,
передаваемой охлаждающему воздуху (Qвозд):
Расход
воздуха (м3/с), проходящего через радиатор:
(6.2. [1])
где Свозд
– средняя удельная теплоемкость воздуха, Свозд = 1,005 кДж/кг
ºС
Р –
плотность воздуха при температуре 40 ºС (Рвозд = 1,13 кг/м3);
∆tвозд – температурный перепад в решетке радиатора
(25 ºС):
Циркуляционный
расход (л/с) охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор:
, (6.3 [1])
где Сж
– удельная теплоемкость охлаждающей жидкости (для воды 4,187 кДж/кг ºС)
ρж
– плотность жидкости (для воды при tж = 20 ºС ρж = 1 т/м3
∆tж – температурный перепад охлаждающей жидкости
в радиаторе (∆tж= tжвх
– tжвых = 6...12 ºС).
Оптимальное
значение температуры tжвх, характеризующей температурный режим жидкостного
охлаждения, принимается в интервале 80...95 ºС. Принимаем tжвх = 92 ºС, ∆tж = 10 ºС
.
Средняя
температура жидкости в радиаторе:
, (6.4 [1])
Средняя
температура воздуха, проходящего через радиатор:
, (6.5 [1])
Температура
воздуха на входе в радиатор принимается tвозд.вх = 40 ºС
Необходимая
площадь (м2) поверхности охлаждения радиатора:
, (6.6 [1])
где kж – коэффициент теплопередачи от охлаждающей
жидкости к охлаждающему телу (Вт/м2 ºС), в результате
экспериментальных исследований установлено, что для радиаторов тракторов kж находится в пределах 80...100 Вт/м2
ºС.
Принимаем kж = 90 Вт/м2 ºС
Площадь
фронтовой поверхности радиатора (м2):
, (6.8 [1])
где υвозд
– скорость воздуха перед фронтом радиатора (6...18 м/с) без учета скорости
движения машины, принимаем υвозд = 13 м/с.
Глубина
сердцевины радиатора (мм):
, (6.6 [1])
где φр
– коэффициент объемной компактности: для современных радиаторов (0,6...1,8 мм-1).
Принимаем φр = 1,2 мм-1
8.2.
Расчет вентилятора
В системах
охлаждения вентиляторы устанавливаются для создания искусственного потока
воздуха, проходящего через радиатор, что позволяет уменьшить площадь
охлаждающей поверхности, вместимость и массу охлаждающей системы в целом.
Вентилятор
выбираем со штампованными из листовой стали лопастями, приклепанными к стальной
ступице, четырехлопастной. Для уменьшения вибраций и шума лопасти располагаем
Х-образно – попарно под углом 70 º и 110 º. Вентилятор установлен на
валу насоса охлаждающей жидкости.
Окружная
скорость лопасти вентилятора (м/с) на ее наружном диаметре:
, (6.10 [1])
где ψ –
коэффициент, зависящий от формы лопастей, ψ = 2,2...2,9 – для
криволинейных лопастей;
Рв
– давление воздуха, создаваемое вентилятором (Рв = 600...1000 Па)
ρв = 1,04 кг/м3
Диаметр
вентилятора (м):
, (6.11 [1])
где υ'возд
– расчетная скорость воздуха в рабочем колесе (13...40 м/с), принимаем υ'возд
= 20 м/с.
Значение Dв округляем до ближайшего по ГОСТ 10616-73 и
принимаем Dв
= 0,400 м.
Частота
вращения вентилятора (мин-1):
, (6.12 [1])
Мощность
(кВт), потребная для привода вентилятора:
, (6.13 [1])
где ηв
– КПД вентилятора, для клепаных вентиляторов ηв = 0,3...0,4.
Принимаем 0,35.
8.3. Расчет
насоса охлаждающей жидкости
Расчетная
подача водяного насоса (л/с):
, (6.14 [1])
где ηн
– коэффициент подачи, учитывающий возможность утечки жидкости из напорной
полости во всасывающие, (0,8...0,9). Принимаем 0,85.
Радиус r1 (м) входного отверстия крыльчатки насоса:
, (6.15 [1])
где r0 – радиус ступицы крыльчатки (12...30 мм).
принимаем 20 мм;
С1
– скорость жидкости на входе в насос (1...2,5 м/с). принимаем 1,75 м/с.
Окружная
скорость схода жидкости (м/с):
, (6.16 [1])
Где α2
и β2 – угол между направлениями С2 и U2, W2 и U2
(рис 20).
Рж
– давление жидкости, создаваемое насосом, Па: (5...10)·104,
ηг
– гидравлический КПД насоса (0,6...0,7).
Для
обеспечения ηг = 0,6...0,7 принимаем α2 =
8...12 º, β2 = 32...50 º.
Принимаем:
α2 = 9 º, β2 = 42 º, ηг
= 0,67, Рж = 8,5·104 Па.
Радиус
крыльчатки на выходе:
Окружная
скорость потока жидкости на входе (м/с):
, (6.18
[1])
Угол определяется исходя из
того, что угол α1 между векторами скоростей С1 и U1 = 90 º.
, (6.19 [1])
На основании
полученных данных производится профилирование лопасти. Как правило, лопасти
профилируются по дуге окружности. Для этого проводя внешнюю окружность
крыльчатки радиусом r2, а внутреннюю – радиусом r1, в произвольной точке В на внешней окружности строим угол β2.
От радиуса ОВ строится угол β1 + β2. Через
точки В и К проводится линия ВК, которая продолжается до пересечения с
окружностью входа (точка А). Из середины отрезка АВ (точка L)
проводится перпендикуляр к линии ВЕ (точка Е), а из точки Е – дуга, являющаяся
искомым очертанием лопасти.
Радиальная
скорость схода охлаждающей жидкости (м/с):
, (6.20 [1])
Ширина
лопастей на входе b1 и на выходе b2 определяется:
, (6.21 [1]);
, (6.22 [1]);
где z –
число лопастей на крыльчатке,
δ
– толщина лопастей, мм
В
существующих конструкциях: z = 4...8; δ = 3...5 мм.
Принимаем: z = 6,
δ = 3 мм
Мощность
(кВт), потребляемая водяным насосом:
, (6.23 [1])
где ηм
– механический КПД насоса (0,7...0,9)
Вместимость
систем жидкостного охлаждения тракторных дизелей:
9. РАСЧЕТ СИСТЕМЫ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ
Для пуска
двигателя необходимо, чтобы частота вращения его вала обеспечивала условия
возникновения и нормальное протекание начальных рабочих циклов в двигателе.
Пусковая частота вращения коленчатого вала двигателя зависит от вида двигателя
и условий пуска. Момент сопротивления проворачиванию вала двигателя при его
пуске зависит от температуры окружающей среды, степени сжатия, частоты
вращения, вязкости масла, числа и расположения цилиндров. Мощность пускового
устройства определяется моментом сопротивления проворачиванию и пусковой
частотой вращения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|