3.5. Вычисление и построение графика суммарной
силы, действующей вдоль оси цилиндра
Суммарная сила РΣ,
действующая на поршневой палец по направлению оси цилиндра, вычисляется алгебраическим
сложением газовой силы Рг и силы инерции
возвратно-поступательно движущихся масс Рj. При исчислении величины силы РΣ для различных
значений угла пользуются данными табл. 1.
Результаты вычислений сведены в
табл. 1 с помощью которой строится график силы РΣ = f(α) на той же
координатной сетке и в том же масштабе Мрг, что и графики сил
Рг и Рj.
3.6.
Вычисление и построение графика суммарной тангенциальной силы
Суммарная тангенциальная сила ТΣ
действующая на шатунную шейку кривошипа и создающая на валу двигателя крутящий
момент, вычисляется по формуле:
Значения тригонометрического
многочлена, входящего в формулу, для различных значений α выбираем из
таблицы 2.5 [1, стр. 38]
Для α = 30 º
Значение силы РΣ
(с учетом знака) берутся из табл.1.
Результаты вычислений силы ТΣ
заносятся в табл. 1. По этим данным на новой координатной сетке строится график
суммарной тангенциальной силы
ТΣ = f(α).
Масштабы графика ТΣ
= f(α):
Масштаб силы Мрг = 379,9
н/мм
Масштаб угла поворота кривошипа Мα
= 2,5 град/мм
3.7.
Вычисление и
построение графика суммарной нормальной силы
Суммарная нормальная сила КΣ,
действующая на шатунную шейку кривошипа по направлению его радиуса определяется
по формуле:
Значение тригонометрического
многочлена, входящего в расчетную формулу, для различных значений α
выбирается по таблице 2.6 [1, стр. 22]
Для α = 30 º
Результаты вычислений силы КΣ
заносятся в таблицу 1. По этим данным строится график суммарной нормальной силы
КΣ на той же координатной сетке и в том же масштабе, что
и график суммарной тангенциальной силы ТΣ.
3.8.
Построение графика
крутящего момента двигателя. Определение среднего эффективного момента
График суммарной тангенциальной
силы является одновременно и графиком индикаторного крутящего момента одного
цилиндра двигателя Мкр = = f(α), но в масштабе:
;
Период
изменения крутящего момента дизеля с равными интервалами между вспышками:
где і –
число цилиндров (і = 4).
º.
График
строится следующим образом:
График силы ТΣ
делится по длине на 4 части, которые переносятся в прямоугольные координаты Мкр
– α на угловом интервале θ и выполняют их сложение с учетом
знаков ординат.
Масштабы графика:
Масштаб момента Мм
= 10 Нм/мм;
Масштаб угла поворота Мα
= 1 град/мм.
Чтобы определить величину среднего
индикаторного крутящего момента двигателя ΣМкр ср.
планеметрированием определяем величину площади F
графика ΣМкр, делим на длину графика θ
(в мм) и результат умножаем на масштаб, т.е.:
где F –
площадь, заключенная под кривой Мкр
F =
6000 мм2;
L –
длина графика,
L =
180 мм
Эффективный
крутящий момент двигателя:
Эффективный
момент по данным теплового расчета:
Ошибка
расчета составляет:
что допустимо [1, стр.
45]
3.9.
Построение полярной
диаграммы сил, действующих на шатунную шейку
Результирующая сила Rшш, нагружающая
шатунную шейку кривошипа, определяется как геометрическая сумма сил ТΣ,
КΣ и Кιш
Т.к. геометрическая сумма сил ТΣ
и КΣ равна силе SΣ, действующей вдоль оси шатуна, то выражение
для силы Rшш можно записать в виде:
Поскольку сила Кιш
при n = const постоянна по величине и всегда направлена по
радиусу кривошипа, построение полярной диаграммы силы Rшш начинают с
построения полярной диаграммы сил SΣ. Оно сводится к графическому сложению
векторов сил КΣ и ТΣ в
прямоугольных координатах КΣ – ТΣ.
Причем за положительное направление оси КΣ берется
направление вниз от начала координат, а оси ТΣ – вправо.
Полученные точки соединяются плавной непрерывной линией.
Далее из точки "0"
отлаживается вниз по оси величина вектора силы Кιш и
получается, таким образом, новый полюс Ош. Относительного
этого полюса построенная кривая представляет собой полярную диаграмму
результирующих сил Rшш, действующих на шатунную шейку, ориентированного
относительно неподвижного кривошипа, фиксированного в ВМТ.
При построении полярной диаграммы
пользуются масштабом:
МТ = 408 Н/мм
4.
РАСЧЕТ ДЕТАЛЕЙ
КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА
4.1. Расчет деталей поршневой
группы
Поршневая группа двигателя включает поршень, поршневой
палец, поршневые кольца и детали крепления пальца (стопорные кольца, грибки).
4.1.1. Расчет поршня
Исходные данные:
- Диаметр цилиндра D = 110
мм;
- Максимальное давление сгорания Рzmax = 6,57 МПа;
- Максимальная нормальная сила Nmax = 2881 Н;
- Масса поршневой группы mпг = 2,38 кг;
- Максимальная частота вращения холостого хода nmax = 1850 мин-1;
- Высота поршня Н = 125 мм;
- Высота юбки поршня hю = 72 мм;
- Радиальная толщина кольца t = 5,0
мм;
- Радиальный зазор кольца в канавке ∆t = 0,75
мм;
- Высота верхней межкольцевой перемычки hп = 5,05 мм;
- Число масляных каналов nм = 10;
- Диаметр масляных каналов d = 2,5
мм.
Материал поршня – алюминиевый
сплав,
;
Материал гильзы – чугун
специальный,
.
Рис.4. Расчетная схема поршня.
Определяем площадь сечения А – А.
;
где
Максимальная сжимающая сила:
Напряжение
сжатия:
Максимальная
угловая скорость холостого хода:
Масса поршневой головки с
кольцами, расположенными выше сечения
А – А:
Максимальная
разрывающая сила:
Определяем
напряжение разрыва:
Определяем
напряжение в верхней межкольцевой перемычке.
Напряжение
среза:
Напряжение
изгиба:
Суммарное
(третья теория прочности):
Определяем
удельное давление поршня на стенки цилиндра:
Диаметры
головки и юбки поршня в холодном состоянии:
где ∆г
и ∆ю – соответственно теоретические диаметральные зазоры для
верхнего и нижнего торцов поршня.
Диаметральные зазоры в горячем
состоянии:
где Тц 380 º К (температура
стенок цилиндров).
Тг –
температура головки поршня.
Тг =
473...723 º К 490
º К
Тю –
температура юбки поршня.
Тю 420 º К.
4.1.2. Расчет поршневого кольца
Кольца
чугунные, СЧ20.
Определяем среднее давление кольца
на стенку цилиндра:
где Е = 1·105 МПа
– модуль упругости материала поршневого кольца (СЧ20);
Ж – раствор замка
(разность зазоров в замке кольца в свободном его состоянии и min
допускаемого).
σпк
– радиальная толщина кольца Sпк = 4,5 мм
Уmax
= 1,6...1,8.
Давление
кольца на стенку цилиндра в любой точке:
Рφ – сводим в таблицу.
Форма кольца в свободном
состоянии, обеспечивающая требуемый характер распределения давления:
где rм – средний радиус кольца.
Рис. 5. Эпюра
радиального Рис. 6. Форма поршневого кольца
Давления по окружности
цилиндра. в свободном состоянии.
Результаты
расчета сводим в таблицу.
Таблица 4.
φº
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
Рφ, МПа
|
0,197
|
0,192
|
0,154
|
0,092
|
0,097
|
0,192
|
0,254
|
Y
|
0
|
0,0049
|
0,0157
|
0,0189
|
-0,005
|
-0,0635
|
-0,1331
|
X
|
0,1008
|
0,1152
|
0,1492
|
0,1809
|
0,1889
|
0,1618
|
0,1014
|
ρ, мм
|
40,86
|
41,0682
|
41,556
|
41,993
|
42,037
|
41,514
|
40,5102
|
Максимальное
напряжение, возникающее при изгибе кольца в рабочем состоянии в его поперечном
сечении против замка:
Допускаемые
напряжения:
Максимальное напряжение при
разведении замка в процессе надевания кольца на поршень:
где К = 1,57
– коэффициент, зависящий от способа приложения усилий к кольцу при надевании
его на поршень.
Монтажный зазор ∆з в прямом
замке холодного кольца:
где - минимально допустимый зазор в замке кольца
во время работы двигателя:
Принято
- коэффициент линейного расширения материалов
кольца и цилиндра.
- температура кольца;
- температура гильзы;
- начальная температура.
4.1.3. Расчет поршневого пальца
Материал – сталь 12 ХНЗА, HRC =
56...62
Размеры пальца:
Наружный
диаметр: dн
= 40 мм;
Внутренний
диаметр: dв
= 24 мм;
Длина пальца: Lп = 90 мм;
Длина поршневой
головки шатуна: Lпг = 37 мм;
Расстояние
между торцами бобышек: Lбп = 43 мм.
Сила инерции, действующая на
поршневой палец:
Сила давления
газов, действующая на поршневой палец:
Расчетная
сила, действующая на поршневой палец:
где k =
0,72 – коэффициент зависящий от массы пальца (0,68...0,8).
Удельное давление на втулку
поршневой головки шатуна:
Удельное давление на бабышки
поршня:
Допускается Рб =
15...50 МПа.
Напряжение в среднем сечении
пальца при его изгибе:
где γ = 0,6 = db / dп = 24 / 40 =0,6
Касательные напряжения в сечениях
между бабышками и головкой шатуна при срезе:
Максимальная диаметральная
деформация пальца при овализации:
где К – поправочный
коэффициент.
Е = 2,2·105 – модуль упругости
материала пальца (сталь).
Напряжения от деформации пальца:
Точка 1.
Точка 2.
Точка 3.
Точка 4.
На основании
полученных значений напряжений строим их эпюру.
Рис. 7. Эпюра
напряжений при овализации пальца: а) на внутренней поверхности; б) на внешней.
Монтажный
зазор между пальцем и бобышками поршня:
где апп
= 11·10-6 1/ ºС, ап =
22·10-6 1/ ºС.
∆tпп = 105
ºС, ∆tп = 125 ºС
принимаем равной 0,04 мм
Для
облегчения сборки пальца с поршнем, последний следует прогревать.
4.2.
Расчет деталей шатунной группы
4.2.1.
Расчет шатуна
Исходные
данные:
-
Максимальное давление
сгорания: Рzmax =
6,57 МПа;
на режиме n = 1700
мин-1, при φз = 370 º ПКВ.
-
Масса поршневой группы: mпг = 2,544 кг;
-
Масса шатунной группы: mш = 2,7 кг;
-
Максимальная частота
вращения холостого хода: nххmax = 1850 мин-1;
-
Ход поршня: S = 125
мм;
-
Длина поршневой головки: Lпг = 37 мм;
-
Диаметр шатунной шейки: dшш = 68 мм;
-
Длина кривошип. головки: Lкг = 40 мм;
-
Высота двутаврового
сечения в центре масс шатуна: hш = 36 мм;
-
Ширина двутаврового
сечения в центре масс: bш = 24 мм.
Шатун
изготовлен из углеродистой стали 40Х.
Еш
= 2,2·105 МПа;
Ев
= 1,15·105 МПа;
ав = 18·10-6 1/ ºС;
аг = 11·10-6 1/ ºС.
Для стали 40Х
выбираем:
Предел
прочности σв = 980 МПа;
Предел
усталости:
-
при изгибе σ-1 =
350 МПа;
-
при растяжении σ-1р
= 300 МПа;
-
предел текучести σт
= 800 МПа;
Коэффициент
приведения цикла:
-
при изгибе - аσ
= 0,21;
-
при растяжении аσ
= 0,17.
Расчет
поршневой головки.
Поршневая головка во время процессов
впуска и выпуска подвергается растяжению силами инерции РJ
и сжатию силой РZ – PJпг (РJпг – сила инерции деталей поршневой группы).
Рис.8.
Расчетная схема шатуна.
1.
Для случая изгиба:
2.
Для случая
растяжения-сжатия:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|