Сz – коэффициент учитывающий число
ремней в передачи 
=3,04 
Принимаю число
ремней Z=3 
2.10.
Определение натяжения ветви ремня 
 
 (2.13) 
где Р – из
формулы 1.3 
F0 – натяжение ветви ремня, Н; 
θ -
коэффициент, учитывающий центробежную силу, (Н·с2)/м2 
θ=0,18. 
Расчетная
скорость ремня  
 (2.14) 
где υ –
скорость ремня, м/с; 
d1 – диаметр меньшего шкива, м; 
ω1 – угловая
скорость ведущего вала, рад/с формула (1.7). 
=4,625 м/с 
=226,32 Н 
 
2.11.
Определение силы, действующей на валы 
 
,                (2.15) 
где Fв – сила действующая на валы, Н; 
F0 – натяжение ветви ремня, Н; 
Z – число ремней; 
α1 – угол
обхвата меньшего шкива. 
=1340,13 Н 
2.12.
Ширина обода шкивов передачи по ГОСТ20889-80 
 
,                (2.16) 
где В – ширина
обода шкива, мм; 
Z – число ремней. 
= 
=63 мм 
Принимаю шкивы
клиноременной передачи из СЧ15 
3.
Расчет зубчатых колес редуктора 
 
Так как в задании
на проектирование нет особых требований в отношении габаритов передачи выбор
материала произвожу со средним механическими характеристиками.  
Принимаю материал
Сталь 45 с улучшением. Для колеса HB=200, для шестерни HB=230 
 
3.1.
Допускаемое контактное напряжение 
 
,                                                               
(3.1) 
где  - допускаемое контактное
напряжение МПа; 
GHlimb – предел контактной
выносливости при базовом числе циклов; 
КНL – коэффициент долговечности; 
 - коэффициент безопасности. 
GHlimb=2НВ+70,                                                                  
(3.2) 
Для шестерни 
,                                                          
(3.3) 
где  - допускаемое контактное
напряжение МПа; 
НВ – твердость
шестерни; 
 -коэффициент безопасности; 
КНL – коэффициент долговечности. 
=481 МПа 
Для колеса  
,                                                          
(3.4) 
где  - допускаемое контактное
напряжение МПа; 
НВ2 – твердость
шестерни; 
 -коэффициент безопасности; 
КНL – коэффициент долговечности. 
=427 МПа 
Расчетное
допускаемое напряжение 
,                                                          
(3.5) 
Требуемое условие
 
=408,6 МПа 
 
3.2.
Определение межосевого расстояния 
 
,                                             
(3.6) 
где  - межосевое расстояние, мм; 
Ка =43;  
ир – передаточное
число редуктора (из стандарт. ряда); 
Т2 – вращающий
момент тихоходного вала редуктора, Н·м; 
Кнв –
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца
колеса;  
ψва –
коэффициент ширины венца, 
Принимаю ψва=0,25
по ГОСТ2185-66; 
Кнв=1,2. 
=184,47мм 
3.3.
Определение нормального модуля зацепления 
 
mn=(0.01-0.02)· ,                                                                (3.7) 
где mn – нормальный модуль зацепления, мм; 
 - межосевое расстояние, мм (из формулы
3.6). 
mn=(0,01-0,02)·184,47=1,847-3,5894 мм. 
Принимаю
межосевое расстояние по ГОСТ 2185-66 аω=180мм 
Принимаю mn=3,5 мм 
 
3.4.
Определение числа зубьев шестерни и колеса 
 
Предварительно принимаю
угол наклона зубьев β=10° 
,                                                               
(3.8) 
=21,2 
Принимаю число
зубьев шестерни z1=20 
z2= z1 ·up, (3.9) 
z2= 20 ·3,55=71                                                                
 
Уточнение
значения угла наклона зубьев. 
,                                                            
(3.10) 
где cosβ – угол наклона зубьев, мм; 
z1, z2 – число зубьев; 
mn – нормальный модуль зацепления, мм;  
 - межосевое расстояние, мм. 
=0,884 
3.5.
Основные размеры шестерни и колеса 
 
Диаметры
делительные 
 (3.11) 
где d1-делительный диаметр шестерни, мм. 
=79 мм 
                                                                     (3.12) 
где d2 – делительный диаметр колеса, мм. 
=281мм 
Проверка ==180 мм                           (3.13) 
Диаметры вершин
зубьев  
dа1 = d1+2· mn,                                                               
(3.14) 
где dа1 – диаметр вершин зубьев шестерни,
мм. 
dа1 =71+2·3,5=78 мм 
dа2 = d2+2· mn,                                                               
(3.15) 
где dа2 - диаметр вершин зубьев шестерни,
мм. 
dа2 =281+2·3,5=288 мм 
Диаметры впадин
шестерни и колеса. 
df1 = d1-2,5· mn,                                                              
(3.16) 
где df1 – диаметр впадин шестерни, мм. 
df1 =71-2,5·3,5=62,25 мм 
df2 = d2-2,5· mn ,                                                                    
(3.17) 
где df2 – диаметр впадин колеса, мм. 
df2 =281-2,5·3,5=272,25 мм 
Ширина колеса 
b2 = ψba·aω ,                                                                              
(3.18) 
где b2 – ширина колеса, мм; 
 - межосевое расстояние, мм; 
ψва – коэффициент
ширины венца. 
b2 = 0,25·180=45 мм 
Ширина шестерни  
b1= b2 +5 мм,    (3.19) 
где b1 – ширина шестерни, мм; 
b2 – ширина колеса, мм. 
b1= 45 +5=50 мм 
 
3.6.
Коэффициент ширины шестерни по диаметру 
 
 ,                                                                           
(3.20) 
где ψbd – коэффициент ширины шестерни; 
b1 – ширина шестерни, мм; 
d1 – делительный диаметр шестерни, мм. 
=0,63 
 
3.7.
Определение окружной скорости колес 
 
,                                                                           
(3.21) 
где υ –
окружная скорость колес, м/с; 
ω2 - угловая
скорость, рад/с; 
d1 – делительный диаметр шестерни, мм. 
=1,303 м/с 
3.8.
Определение коэффициента нагрузки 
 
Кн= Кнβ·
Кнα· Кнυ,                                                                 (3.22) 
Кн= 1,02· 1· 1,05
=1,071 
 
3.9.
Проверка контактного напряжения 
 
,                                         (3.23) 
где σH – контактное напряжение, МПа; 
 - межосевое расстояние, мм; 
Т2 – вращающий
момент тихоходного вала редуктора, Н·м; 
КН – коэффициент
нагрузки; 
 – передаточное число редуктора. 
=383,5 МПа 
Примечание , 
Условие прочности
выполнено 
 
3.10.
Действующие силы в зацеплении 
 
Окружная ,                                                     
(3.24) 
где Ft – окружная действующая сила, Н; 
Т1 – вращающий
момент быстроходного вала редуктора, Н·м; 
d1 – делительный диаметр шестерни, мм. 
=2756,96 Н·м 
Радиальная ,                                                
(3.25) 
где Fr – радиальная действующая сила, Н; 
α – угол
зацепления в нормальном сечении принимается 20°; 
β – угол наклона
зубьев по расчету. 
=1134,9 Н·м 
Осевая Fa= Ft ·tgβ,                                                               
(3.26) 
где Fа – осевая действующая сила, Н. 
Fa= 2756,96 ·tg8°=387 Н·м 
 
3.11
Проверка зубьев на выносливость по напряжению изгиба 
 
,                                        (3.27) 
где σF – выносливость зубьев, МПа; 
Ft – окружная действующая сила, Н; 
mn – нормальный модуль зацепления, мм. 
Коэффициент
нагрузки 
КF= КFβ· КFυ=1,26·1,1=1,38;                                                
(3.28) 
YF – коэффициент учитывающий форму зуба
и зависящий от эквивалентного числа зубьев Zυ 
У шестерни Zυ1=Z1/Cos3β=20/0,993=20,6=20; 
У колеса Zυ2=Z2/Cos3 β=71/0,993=73,17=73; 
Коэффициенты YF1=4,09 и YF2=3,61;  
Определение
коэффициентов YВ и КF2 
, (3.29) 
=0,94 
,                                                      
(3.30) 
где ε2 –
коэффициент торцового перекрытия, ε2 =1,5; 
n – степень точности колес.  
=0,916=0,92 
Допускаемое
напряжение при проверке на изгиб 
, (3.31) 
где допускаемое напряжение на изгиб, МПа; 
 - предел контакта выносливости, МПа; 
- коэффициент безопасности. 
Коэффициенты
безопасности 
=, 
По таблице
3.9.Л.1. =1,75 для стали 45
улучшенной; 
=1,0 для штамповок и отливок. 
==1,75 
Допускаемые
напряжения 
для шестерни - формула (3.31); 
для колеса  - по формуле (3.31). 
=237 МПа 
=206 МПа 
Определяем
отношение /YF 
для шестерни /YF1; 
для колеса /YF2. 
/YF1=237/4,09=57,9 МПа 
/YF2=206/3,61=57 МПа 
Дальнейший расчет
веду для зубчатого колеса, для которого найденное отношение меньше. 
Проверяем
прочность зуба колеса. 
, 
=72,69 МПа 
72,69 МПа≤206
МПа 
Условие выполнено 
4. Предварительный
расчет валов редуктора 
 
Предварительный расчет проводят на кручение по
пониженным допускаемым напряжением. 
 
4.1.
Диаметр выходного конца вала редуктора (ведущий – быстроходный вал) 
 
, (4.1)  
где dB1 - выходной конец вала редуктора; 
Tk1 - крутящий момент, Н·м; 
[ τ ] - допускаемое напряжение на
кручение, МПа. 
Так как ведущий
вал испытывает изгиб от натяжения клиноременной передачи, допускаемое
напряжение на кручение принимается [ τк ]  
=29,47 мм 
Принимаю dB1=30 мм 
На выходной конец
вала насаживается шкив ременной передачи. Принять диаметр вала под манжетное
уплотнение dВ1у (необходимо оставить
высоту буртика ≈ 1…3 мм для упора торца шкива ременной передачи). 
dВ1y= dB1+2 мм=30+2=32 мм 
Шестерня
выполняется за одно целое с валом. 
 
4.2.
Диаметр выходного конца вала (ведомый-тихоходный вал редуктора) 
  
 , (4.2) 
где dВ2 - Диаметр выходного конца вала. 
=40,45 мм 
Так как редуктор
соединен муфтой с валом барабана ленточного конвейера, то необходимо
согласовать диаметры выходного конца вала барабана и редуктора. 
Принимаю dВ2 =45 мм 
Принимаю: 
1.                 
диаметр
вала под манжетное уплотнение dВ2у =45
мм; 
2.                 
диаметр
вала под подшипник dВ2n =50 мм; 
3.                 
диаметр
вала под посадку ступицы зубчатого колеса dk2=55 мм 
диаметры
остальных участков валов назначить исходя из конструктивных соображений при
компоновке редуктора. 
 
 
 
 
 
 
Рис. 4.2.
Вал-шестерня 
 
5.
Конструктивные размеры шестерни и колеса 
 
Шестерню выполняю
за одно целое с валом, ее размеры, которые были определены выше.  
d1=79 мм; da1=78 мм; df1=62,25 мм; b1=50 мм; 
d2=281 мм; da2=288 мм; df2=272,25 мм; b2=45 мм.  
 
5.1.
Диаметр ступицы 
 
dст=1,6·dК2, (5.1) 
где dст – диаметр ступицы , мм; 
dК2 – диаметр колеса, мм. 
dст=1,6·55=88 мм 
 
5.2.
Длина ступицы 
 
lст = (1,2-1,5) ·dк2, (5.2) 
где lст – длина ступицы, мм. 
lст = (1,2-1,5) ·55=66-82,5 мм 
Из конструктивных
соображений принимаю lст =50 мм 
 
5.3.
Определение толщины обода колеса 
  
δ= (2,5-4)· mn, (5.3) 
где δ -
толщина обода, мм.;  
mn – нормальный модуль, мм. 
δ= (2,5-4)·
3,5=8,75-14 мм 
Принимаю
δ=14 мм 
5.4.
Принять толщину диска 
 
с = 0,3·b2, (5.4) 
где с – толщина
диска, мм; 
b2 – толщина колеса, мм. 
с = 0,3·40=12 мм 
Диаметр отверстий
в диске конструктивно, но не менее 15 -20мм. 
Принимаю 20 мм 
6.
Конструктивные размеры корпуса редуктора 
 
Корпус и крышку
редуктора изготовить литьем из серого чугуна 
 
6.1.
Толщина стенок корпуса и крышки 
 
Для стенок
корпуса 
δ = 0,025 ·
аω + 1, (6.1) 
где δ –
толщина стенок корпуса, мм;  
аω – межосевое расстояние, мм. 
δ = 0,025 ·
аω + 1=0,025·180+1=5,5 мм 
Для стенок крышки:
 
δ 1 = 0,02 ·
аω + 1, (6.2) 
где δ1-толщина
стенок крышки, мм.  
δ 1 = 0,02 ·
180 + 1=3,6 мм 
Принимаю δ 1
=8 мм, δ =8 мм 
 
6.2.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки 
 
Для верхнего
пояса корпуса: 
В = 1,5 · δ, 
где В – толщина
верхнего пояса, мм.  
В = 1,5 · 8=12 мм 
Для пояса крышки  
В1 = 1,5·δ1,
(6.3) 
где δ1 –
толщина нижнего пояса крышки, мм. 
В1 = 1,5·8=12 мм 
6.3.
Толщина нижнего пояса корпуса редуктора 
 
Р = 2,35 · δ.
(6.4) 
Р = 2,35 · 8=18,8
мм 
Принимаю Р =19 мм
 
 
6.4.
Толщина ребер жесткости корпуса редуктора 
 
m =(0,85÷1)·δ, (6.5) 
где m – толщина ребер основания корпуса,
мм. 
m =(0,85÷1)·8=6,8÷8 мм 
Принимаю m =8 мм 
 
6.5.
Диаметр фундаментных болтов 
 
d1=(0,03÷0,036) · аω + 12, (6.6) 
d1=(0,03÷0,036) · 180 + 12=16,8÷17,76
мм 
Принимаю резьбу
болта М20 по ГОСТ 9150 – 59 
 
6.6.
Ширина нижнего пояса корпуса редуктора (ширина фланца для крепления редуктора к
фундаменту) 
  
К2 > 2,1·d1, (6.7) 
К2 >
2,1·20=40,2 мм 
Из конструктивных
соображений принимаем 41 мм 
 
6.7.
Диаметр болтов, соединяющих корпус с крышкой редуктора 
 
d3= (0,5÷0,75)·d1, (6.8) 
d3= (0,5÷0,75)·20=10÷15
мм 
Принимаю резьбу
болтов М10 по ГОСТ 9150 – 59 
 
6.8.
Диаметр болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипников: 
 
d2=(0,7÷0,75)·d1, 
d2=(0,7÷0,75)·20=14÷15
мм 
Принимаю резьбу
болтов М16 по ГОСТ 9150 – 59 
 
6.9.
Диаметр болтов для крепления крышек подшипника к редуктору. 
 
dn = (0,7÷1,4) · δ, (6.10) 
dn = (0,7÷1,4) · 8=5,6÷11,2
мм 
Принимаю dn=10 мм для быстрого и тихоходного
валов по ГОСТ 9150–59 
7.
Первый этап компоновки редуктора. 
 
Компоновочный
чертеж выполняется в одной проекции - разрез по осям валов при снятой крышке
редуктора в масштабе 1:1. 
Примерно
посредине листа параллельно его длиной стороне проводим горизонтальную осевую
линию, затем две вертикальные линии - оси валов на расстоянии aω=180 мм. 
Вычерчиваем
упрощенно шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерня выполнена за одно
целое с валом; длина ступицы колеса равна ширине венца и не выступает за
пределы прямоугольника. 
Очерчиваем
внутреннюю стенку корпуса: 
а) принимаем
зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса А1= 1,2·δ=1,2·8=9,6
мм, принимаю А1=10 мм; при наличии ступицы зазор берется от торца ступицы; 
б) принимаем
зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса А=δ=8
мм; 
в) принимаем
расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой
корпуса А=δ=8 мм; если диаметр окружности вершин зубьев шестерни окажется
больше наружного диаметра подшипника, то расстояние А надо брать от шестерни. 
Предварительно
намечаем радиальные шарикоподшипники средней серии; габариты подшипников
выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников. Габариты подшипников
заносим в таблицу 7.1. 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |