|
Расчёт шпоночного соединения проводим по напряжениям смятия σсм: σсм ≤ [σсм] . (19) Для стали 45, из которой чаще всего изготавливают шпонки [σсм]=180 МПа, но так как характер нагрузки – сильные толчки, то это напряжение необходимо понизить на 35%. В результате получим [σсм]=117 МПа. σсм = Nсм/Sсм , где Nсм – сила смятия; Sсм – площадь смятия. Sсм=(h-t1)·lраб , lраб=l-b , Sсм=(h-t1)·(l-b). Nсм определим из условия равновесия: ∑Mz=M∑max-Nсм·d/2=0 , Nсм=2· M∑max/d . Подставим полученные выражения для Sсм и Nсм в условие прочности (19): 2· M∑max/d·(h-t1)·(l-b) ≤ [σсм] . (20) Из полученного равенства (20) выразим l: l ≥ (2· M∑max/[σсм]·d·(h-t1))+b; [l]==0,04 (м) = 40 (мм). Т.к. длина шпонки [l]=40 (мм) получилась больше, чем длина ступицы Lст=33 (мм) (Lст=tk+b=25+8=33 (мм)), то одна шпонка не удовлетворяет условию прочности. Исходя из этого, необходимо поставить две диаметрально расположенные шпонки. В этом случае длина шпонки будет определяться неравенством: l ≥ (M∑max/[σсм]·d·(h-t1))+b; [l]==0,026 (м) = 26 (мм). Согласно ГОСТ 23360-78 длину шпонки выбираем l=28 (мм). Lст-l =33-28=5 (мм), что удовлетворяет условию выбора шпонок: Lст-l =5…15 (мм). По результатам проектировочного расчёта шпоночного соединения назначим две диаметрально расположенные шпонки 12×8×28 по ГОСТ 23360-78. Расчёт вала на выносливость Все расчётные зависимости и значения коэффициентов взяты из учебника [5]. Проверочный расчёт вала на выносливость выполним с учётом формы циклов нормального и касательного напряжений, конструктивных и технологических факторов. Проверочный расчёт заключается в определении расчётного фактического коэффициента запаса прочности и сравнении его со значением нормативного коэффициента. n ≥ [n] , где [n]=2,5 – значение нормативного коэффициента запаса прочности. Значение n найдём по формуле: n=, (21) где nσ – фактический коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям; nτ – фактический коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям. Величину nσ определим по формуле: nσ=σ-1/[(kσ·β·σa/εσ)+σm·ψσ] , (22) где σ-1=410 МПа для стали 40Х (термообработка улучшение) – предел выносливости стали при симметричном изгибе; kσ=1,77 – (для канавки, полученной пальцевой фрезой) – эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений при изгибе; β=1,2 – коэффициент, отражающий влияние качества обработки поверхности вала (вид обработки – точение); εσ=0,81 – коэффициент масштабного фактора (соответствует диаметру вала равному 44 мм); ψσ=0,1 – коэффициент, отражающий влияние асимметрии цикла на усталостную прочность; σa – амплитуда цикла нормальных напряжений при изгибе; σm – среднее напряжение цикла при изгибе. При определении параметров цикла (σm и σa) будем использовать следующие допущения: 1) максимальные и минимальные напряжения реализуются в одной и той же опасной точке, положение которой было определено ранее (пункт 7.2); 2) будем считать, что изгибающий момент в сечении изменяется пропорционально крутящему моменту. Значения σa вычисляется по формуле: σa=(σmax-σmin)/2 . Значения σm вычисляется по формуле: σm=(σmax+σmin)/2 . Найдём величину σmax по формуле: σmax =Mmaxизг / Wx , где Mmaxизг=70,79 Н·м; Wx=0,1·d3-b·t1·(d-t1)2/d – момент сопротивления сечения вала с двумя шпоночными канавками. Wx=0,1·(44·10-3)3 - =6,44·10-6 (м3); σmax ==11·106 (Па). Из графика зависимости нормальных напряжений от угла поворота вала (Рисунок 21) видно, что минимальные нормальные напряжения σmin действуют, когда вал находится в 9 положении. Схема к определению нормальных напряжений и график зависимости нормальных напряжений от угла поворота вала. Величину σmin вычислим по формуле: |σmin|=|M∑(9)/M∑max|·σmax·|y(9)/ymax|=·11·106·sin90˚=1,012·106 (Па). В результате расчётов получим, что σmax= σ3=11 МПа и σmin= σ9=-1,012 МПа. σа=(σmax -σmin)/2==6,006 МПа; σm=(σmax +σmin)/2==4,994 МПа. Определим значение коэффициента запаса прочности по нормальным напряжениям nσ по формуле (22): nσ==20,53. Значение nτ определяется по формуле: nτ= τ-1/[(kτ·β·τa/ετ)+τm·ψτ] , (23) где τ-1=240 МПа для стали 40Х – предел выносливости стали при симметричном кручении; kτ=2,22 – эффективный коэффициент концентрации напряжений при кручении; β=1,2 – коэффициент, отражающий влияние качества обработки поверхности вала; ετ=0,75 – коэффициент масштабного фактора; ψτ=0,05 – коэффициент, отражающий влияние асимметрии цикла на усталостную прочность вала; τa – амплитуда цикла касательных напряжений при кручении; τm – среднее напряжение цикла при кручении. Закон распределения касательных напряжений τ(φ) совпадает с законом изменения суммарного момента M∑(φ). Вычислим значение τmax по формуле: τmax =M∑max / Wx , где M∑max=216 Н·м; Wx=0,2·d3-b·t1·(d-t1)2/d=0,2·(44·10-3)3 - = =14,96·10-6 (м3); τmax ==14,44·106 (Па). Аналогично вычислим τmin: τmin=M∑min / Wx== -7,17·106 (Па). Зная τmax и τmin, определим значения τa и τm: τa=(τmax -τmin)/2==10,81·106 (Па); τm=(τmax +τmin)/2==3,64·106 (Па). График зависимости касательных напряжений от угла поворота вала. Вычислим коэффициент запаса прочности nτ по формуле (23): nτ==6,221. Найдём значение расчётного коэффициента запаса прочности по формуле (21): n==5,95. Расчётное значение фактического коэффициента запаса прочности получилось больше значения нормативного коэффициента запаса прочности: n ≥ [n], 5,95 > 2,5 - это удовлетворяет расчёту вала на выносливость. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЁТ ЗУБЧАТОЙ ПАРЫ НА ПРОЧНОСТЬ Все используемые в этом разделе формулы и расчётные зависимости взяты из конспекта лекций [2]. Определение ресурса передачи Ресурс передачи вычислим по формуле: Lп=365·Г·Кг·8·C·Кс , где Г=7 – количество лет службы передачи; Кг===0,658 – коэффициент годового использования; С=2 – количество смен; 8 – продолжительность рабочей смены в часах; Кс===0,875 – коэффициент сменного использования. В результате получим: Lп=365·7·0,658·2·8·0,875=23536,66 (часов). Шестерню изготавливают более твёрдой (твёрдость поверхности зубьев определяется термообработкой), т.к. число её зубьев меньше, чем у колеса, поэтому она совершает большее число оборотов и испытывает большее число циклов нагружения. Следовательно, для равномерного изнашивания зубъев передачи твёрдость материала шестерни должна быть выше твёрдости материала колеса на 3…5 единиц по шкале Раквелла. Характеристики материала колеса и шестерни приведены в Таблице 8. Таблица 8. Характеристики материала зубчатой пары | ||||||||||||||
Элемент зубчатого зацепления |
марка стали |
твёрдость HRC |
технология упрочнения |
||||||||||||
колесо |
40Х |
50 |
поверхностная закалка |
||||||||||||
шестерня |
40Х |
54 |
поверхностная закалка |
Расчёт поверхности зуба колеса на прочность по контактным напряжениям
Расчёт проводим для колеса, как наиболее слабого элемента зацепления.
Запишем условие прочности:
σн ≤ [σн] ,
где σн – действующее напряжение при циклическом контактном воздействии;
[σн] – допускаемое контактное напряжение.
Значение допускаемого контактного напряжения [σн] определяется по формуле:
[σн]=(σно·kHL)/[kH] , (24)
где σно – предел контактной выносливости при базовом числе циклов нагружения (зависит от материала и термообработки);
σно=17·HRC+200=17·50+200=1050 МПа;
kHL – коэффициент долговечности;
kHL= ,
где NHO=4·106 – базовое число циклов нагружения (взято из конспекта лекций [2]).
NHE=60·c· n1·Lп , - число циклов за весь период эксплуатации;
где c=1 – число вхождений зуба в зацепление за один оборот;
NHE=60·140·23536,66=197,71·106 ;
kHL==0,522 , т.к. у нас термообработка поверхности зубьев - поверхностная закалка, то 1 ≤ kHL ≤ 1,8 и, следовательно, берём kHL=1.
[kH]=1,25 – коэффициент безопасности (выбирается в зависимости от вида термохимической обработки зубьев: поверхностная закалка).
Вычислим значение [σн] по формуле (24):
[σн]=·1=840·106 Па.
Значение σн вычислим по формуле:
σн=· , (25)
где α=340000 Н·м2 – вспомогательный коэффициент, который зависит от материала колеса и шестерни (сталь – сталь);
kД – коэффициент динамичности, отражающий неравномерность работы зубчатой передачи (зависит от скорости и точности передачи);
kК – коэффициент концентрации, отражающий неравномерность распределения напряжений по длине линии контакта;
kД ·kК =1,3 ;
Vк=1,35 – коэффициент, отражающий повышенную нагрузочную способность косозубых и шевронных колёс;
aw=100·10-3 м – межосевое расстояние;
iф=3,57 – передаточное число редуктора;
tk=25·10-3 м – ширина венца зубчатого колеса;
β=16˚15΄37˝ - угол наклона линии зуба;
M∑max=216 (Н·м) – максимальный суммарный момент.
Следовательно, σн по формуле (25) получится:
σн=·=831,54·106 Па.
Как видно из расчёта, условие прочности по контактным напряжениям выполняется: 831,54•106 < 840·106. Следовательно, вид термохимической обработки зубьев выбран верно.
Расчёт зубьев на прочность при переменном изгибе
Запишем условие прочности:
σF ≤ [σF] ,
где σF - действующее напряжение при переменном изгибе;
[σF] – допускаемое напряжение при переменном изгибе.
Значение [σF] определим по формуле:
[σF]=·kFL , (26)
где σ-1F = 700 МПа – предел выносливости материала при симметричном изгибе;
[kF]=1,75 – коэффициент безопасности (зависит от технологии изготовления зубчатого колеса: заготовка получается штамповкой);
kFL – коэффициент долговечности;
kFL= ,
где NFO=4·106 – базовое число циклов нагружения (взято из конспекта лекций [2]);
NFЕ = NHE =197,71·106 – число нагружений зуба колеса за весь срок службы передачи;
m=9, т.к. HB>350.
kFL==0,648.
Т.к. 1 ≤ kFL ≤ 1,63 ,то принимаем kFL = 1.
Вычислим значение [σF] по формуле (26):
[σF]=·1=400·106 Па.
Величину σF определим по формуле:
σF = ·YF , (27)
где M∑max=216 (Н·м) – максимальный суммарный момент;
kД ·kК =1,3 , где kК – коэффициент концентрации, kД – коэффициент динамичности;
m=1,25·10-3 м – нормальный модуль зубчатого зацепления;
tk=25·10-3 м – ширина венца зубчатого колеса;
β=16˚15΄37˝ - угол наклона линии зуба;
zk = z2 = 100 - число зубьев колеса;
Vк=1,35 – коэффициент формы зуба.
YF выбираем по эквивалентному числу зубьев zv, где zv===113.
Соответственно YF = 3,75.
Найдём величину σF по формуле (27):
σF = ==368,05 МПа.
Получили, что 368,05 МПа < 400 МПа , а это удовлетворяет условию σF ≤ [σF].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По заданным геометрическим, весовым и эксплуатационным параметрам был выполнен синтез плоского рычажного механизма с одной степенью свободы, в результате которого были найдены размеры звеньев механизма и межопорные расстояния.
Был произведен кинематический анализ механизма, основанный на построении ряда последовательных положений звеньев механизма и соответствующих им планов скоростей, в результате которого были определены относительные линейные скорости характерных точек и относительные угловые скорости звеньев.
Далее был проведен силовой анализ механизма. С целью его упрощения были заменены все звенья и усилия эквивалентной с точки зрения нагруженности привода динамической моделью. На основе динамического анализа были определены составляющие момента движущих сил (Мдв), предназначенные для преодоления сил статистического сопротивления – статический момент (Мст), и динамического сопротивления – динамический момент (Мдин). При определении суммарного момента движущих сил (М∑) были учтены потери на трение (КПД механизма равен 68%).
На основе расчетного момента Мрасч (Мрасч=k1·k2·Мн=222,32 Н·м, где величина Мн – есть среднеинтегральное значение функции М∑(φ), К1 – коэффициент, отражающий повышенную частоту вращения быстроходного вала редуктора, К2 – коэффициент, отражающий влияние характера нагрузки) был выбран цилиндрический одноступенчатый мотор-редуктор МЦ-100 с максимальным крутящим моментом на выходном валу Т=230 Н·м передаточным числом i=3,57 и коническими радиальноупорными подшипниками №7308 на тихоходном валу, установленными враспор.
Для тихоходного вала редуктора, который выполнен из стали 40Х (термическая обработка – улучшение), в результате проектировочного расчёта на статическую прочность был определён диаметр вала (d=44 мм) в опасном сечении – под срединной плоскостью зубчатого колеса. По результатам проектировочного расчёта на прочность при смятии для соединения «вал – колесо» были выбраны две диаметрально расположенные призматические шпонки 12×8×28 со скруглёнными краями по ГОСТ 23360-78.
Далее был произведён проверочный расчёт вала на выносливость с учётом конструктивных и технологических факторов, а также форм циклов нормальных и касательных напряжений, в результате которого было установлено, что вал удовлетворяет условию усталостной прочности, т.к. значение фактического коэффициента запаса прочности n=5,95 больше, чем значение нормативного коэффициента [n]=2,5.
Проверочный расчёт зубчатой пары на прочность (в качестве материала колеса и шестерни была выбрана сталь 40Х с поверхностной закалкой рабочей поверхности зубьев) по контактным и изгибающим напряжениям подтвердил работоспособность зубчатой пары (действующее контактное напряжение σн примерно равно допускаемому напряжению [σн], действующее напряжение при переменном изгибе σF примерно равно допускаемому напряжению [σF]).
Следовательно, можно сказать, что спроектированный привод пресс-автомата удовлетворяет всем условиям работоспособности, рассмотренным в расчётно-пояснительной записке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Порошин В.Б., Худяков А.В. Проектирование привода механического оборудования. : Учебное пособие по курсовому пректированию – Челябинск: ЮУрГУ, 1997 – 38с.
2. Порошин В.Б., Ребяков Ю.Н., Деккер В.В. Конспект лекций по прикладной механике. – Челябинск: ЮУрГУ, 2003. – 210 с. (На правах рукописи).
3. Анфимов М.И. Редукторы. Конструкции и их расчёт. : Альбом. – М.: Машиностроение, 1993 – 464с.
4. Перель Л.Я. Подшипники качения: Расчёт, проектирование и обслуживание опор: Справочник. – М. : Машиностроение, 1983. – 543с.
5. Иосилевич Г.Б., Лебедев П.А., Стреляев В.С. Прикладная механика. – М. : Машиностроение, 1985. -576с.
6. Гузенков П.Г. Детали машин: учебное пособие для втузов – М. : 1982. – 351с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По заданным геометрическим, весовым и эксплуатационным параметрам был спроектирован привод пресс-автомата с плавающим ползуном.
Было выполнено следующее:
- выполнен синтез плоского рычажного механизма с одной степенью свободы, в результате которого были найдены размеры звеньев механизма и межопорные расстояния.
- произведен кинематический анализ механизма, основанный на построении ряда последовательных положений звеньев механизма и соответствующих им планов скоростей, в результате которого были определены относительные линейные скорости характерных точек и относительные угловые скорости звеньев.
- проведен силовой анализ механизма. С целью его упрощения были заменены все звенья и усилия эквивалентной с точки зрения нагруженности привода динамической моделью. На основе динамического анализа были определены составляющие момента движущих сил (Мдв), предназначенные для преодоления сил статистического сопротивления – статический момент (Мст), и динамического сопротивления – динамический момент (Мдин). При определении суммарного момента движущих сил (М∑) были учтены потери на трение (КПД механизма равен 68%).
- На основе расчетного момента Мрасч (Мрасч=k1·k2·Мн=222,32 Н·м, где величина Мн – есть среднеинтегральное значение функции М∑(φ), К1 – коэффициент, отражающий повышенную частоту вращения быстроходного вала редуктора, К2 – коэффициент, отражающий влияние характера нагрузки) был выбран цилиндрический одноступенчатый мотор-редуктор МЦ-100 с максимальным крутящим моментом на выходном валу Т=230 Н·м передаточным числом i=3,57 и коническими радиальноупорными подшипниками №7308 на тихоходном валу, установленными враспор.
- произведён проектировочный расчёт тихоходного вала редуктора, который выполнен из стали 40Х (термическая обработка – улучшение), на статическую прочность, в результате был определён диаметр вала (d=44 мм) в опасном сечении – под срединной плоскостью зубчатого колеса.
- по результатам проектировочного расчёта на прочность при смятии для соединения «вал – колесо» были выбраны две диаметрально расположенные призматические шпонки12×8×28 со скруглёнными краями по ГОСТ 23360-78.
- произведён проверочный расчёт вала на выносливость с учётом конструктивных и технологических факторов, а также форм циклов нормальных и касательных напряжений, в результате которого было установлено, что вал удовлетворяет условию усталостной прочности, т.к. значение фактического коэффициента запаса прочности n=5,95 больше, чем значение нормативного коэффициента [n]=2,5.
Проверочный расчёт зубчатой пары на прочность (в качестве материала колеса и шестерни была выбрана сталь 40Х с поверхностной закалкой рабочей поверхности зубьев) по контактным и изгибающим напряжениям подтвердил работоспособность зубчатой пары (действующее контактное напряжение σн примерно равно допускаемому напряжению [σн] (831,54•106 < 840·106), действующее напряжение при переменном изгибе σF примерно равно допускаемому напряжению [σF] (368,05 МПа < 400 МПа)).
Следовательно, можно сказать, что спроектированный привод пресс-автомата удовлетворяет всем условиям работоспособности, рассмотренным в расчётно-пояснительной записке.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.