Система Всемирного
наследия состоит из нескольких структур:
⌂ Фонд Всемирного
наследия ЮНЕСКО
⌂ Комитет
Всемирного наследия
⌂ Центр Всемирного
наследия ЮНЕСКО
⌂ Бюро Всемирного
наследия
Фонд
Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО имеет выдающуюся ценность.
Этот Фонд, согласно соответствующим статьям Положения о финансах Организации
Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, является целевым
фондом.[10]
Структурно
Фонд выглядит следующим образом:
При
этом Отдел внешних связей взаимодействует с:
ЮНЕСКО;
Международными
организациями системы Всемирного наследия;
Государственными
организациями;
Православными
организациями;
Партнерами.
Комитет
может внести объект Всемирного наследия, соответствующий определению, данному в
Статьях 1 и 2 Конвенции об охране Всемирного наследия, в Список Всемирного
наследия, находящегося под угрозой, если выясняется, что состояние данного
объекта соответствует, по крайней мере, одному из критериев, приведенных для
любого из перечисленных ниже случаев.
Для
объектов культурного наследия:
Установленная
опасность - Объекту угрожает конкретная серьезная опасность, существование
которой доказано, к примеру:
·
серьезное разрушение материалов;
·
серьезное повреждение конструкции и/или декоративных элементов;
·
серьезное нарушение архитектурной и/или градостроительной
связности;
·
серьезное ухудшение состояния городского, сельского или природного
окружения;
·
значительная утрата характеристик исторической подлинности;
·
значительная утрата культурной значимости.
Потенциальная
опасность - На объект воздействуют факторы, угрожающие лишить объект
присущих ему характеристик. Такими факторами могут быть, к примеру:
·
изменение юридического статуса объекта и связанное с этим снижение
категории охраны;
·
отсутствие охранной политики;
·
пагубные последствия хозяйственного развития региона;
·
пагубные последствия развития городской застройки;
·
возникновение или угроза вооруженного конфликта;
·
постепенные изменения в результате воздействия геологических,
климатических и пр. экологических факторов.
В
Систему международных организаций по сохранению культурного наследия входят:
ИККРОМ
(ICCROM). Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации
культурных ценностей - межправительственный орган, осуществляющий экспертную
поддержку по сохранению объектов, включенных в Список Всемирного наследия, а
также проводящий тренинги по реставрационным технологиям. Центр создан в 1956 году,
находится в Риме. Является активным членом информационной сети Всемирного наследия.
ИКОМ
(ICOM). Международный совет музеев основан в 1946 году с целью развития и
поддержки музеев и их сотрудников на международном уровне. Совет был
инициатором создания информационной сети Всемирного наследия.
ИКОМОС
(ICOMOS). Международный совет по охране памятников и исторических мест
основан в 1956 г., после принятия Венецианской хартии, с целью поддержки идеи и
методики охраны памятников и достопримечательных мест. Совет осуществляет
оценку объектов, предлагаемых к включению в Список Всемирного наследия, а также
сравнительный анализ, техническую поддержку и составление периодической
отчетности о состоянии включенных в Список объектов. Совет является одним из
ведущих членов информационной сети Всемирного наследия.
МСОП
(IUCN). Международный союз охраны природы и естественных богатств -
международная неправительственная организация, осуществляющая подготовку рекомендаций
Комитету Всемирного наследия по включению в Список объектов природного наследия,
а также готовящая отчеты о состоянии сохранности включенных в Список объектов
через международную сеть специалистов. МСОП был создан в 1948 году, расположен
в Швейцарии. В МСОП насчитывается более 850 членов.
ОГВН
(OWHC). Организация городов Всемирного наследия (OWHC).
Города
Всемирного наследия - организация, основанная в 1993 году для развития сотрудничества
между городами Всемирного наследия, в особенности в рамках выполнения
Конвенции. Она способствует обмену знаниями и опытом управления, а также
взаимной материальной поддержке в деле охраны памятников и исторических мест.
Особый подход заключается в необходимости более динамичного управления
расположенными в городах объектами из-за повышенной антропогенной нагрузки. К
настоящему времени в мире насчитывается более 100 городов Всемирного наследия.
Санкт-Петербургский
Международный центр сохранения культурного наследия был создан в 1994 году
Институтом Консервации им. Гетти, Администрацией Санкт-Петербурга и Российской
Академией наук. Центр был открыт в июне 1995 года госпожой Типпер Гор, женой
вице-президента США Альберта Гора. В 1996 году правительство Нидерландов учредило
Фонд Петра Великого, чтобы поддерживать программы Центра.
Основными
программами Центра являются:
√
Информационные программы;
√
Образовательные программы для специалистов, занятых в сфере сохранения культурного
наследия;
√
Проекты по консервации;
√
Научные проекты;
√
Пропаганда защиты культурного наследия;
√
Дополнительное обучение для студентов-консерваторов.
В
сегодняшней работе и в планах Центра - регулярная организация семинаров, конференций
и симпозиумов по самому широкому кругу вопросов, связанных с сохранением
культурного наследия, при этом основное внимание будет уделяться принципам
превентивной консервации. Центр также приглашает зарубежных экспертов для
проведения консультаций по конкретным вопросам в учреждениях культуры
Санкт-Петербурга. Центр направляет российских специалистов на стажировки в
зарубежных учреждениях с тем, чтобы они могли поделиться опытом и идеями с
зарубежными коллегами и проводить исследования по конкретным проблемам
консервации.
Один
из приоритетов Центра состоит в том, чтобы укрепить и поддержать открытость
новой России, путем наведения информационных мостов. Большинство хранителей,
архитекторов и консерваторов в ведущих Российских культурных учреждениях стоит
наравне со своими западными коллегами в том, что касается образования и
профессиональной компетентности. Однако, российские консерваторы зачастую были
лишены возможности получать информацию о важных достижениях в своей области,
поскольку они редко имели возможность ездить на Запад в годы холодной войны. В
равной мере, специалисты из-за границы имели лишь редкую возможность приезжать
в Россию. Печатные работы, доходившие до России, были доступны лишь небольшой
части российского сообщества консерваторов (практически лишь тем учреждениям,
которые могли приобретать иностранные книги и подписываться на иностранную
периодику). В сложившихся сегодня экономических условиях лишь немногие из этих
учреждений могут позволить себе закупку иностранной литературы и подписку на
иностранную периодику. Таким образом, нехватка информации из-за границы
ощущается столь же остро, как и в прошлом.
Программы
и услуги Центра сконцентрированы в основном, хотя и не исключительно, вокруг
превентивной консервации - подхода который разрабатывался на Западе в течение
последних 20 лет. Превентивная консервация основана на идее, что
применяя макро-методы, направленные на сохранение фондов в целом и на улучшение
условий их хранения, можно спасти больше памятников культуры, чем обрабатывая
их по очереди один за другим. Сконцентрировав свои программы на превентивной
консервации, Центр ставит своей целью пропагандировать и стимулировать новые
подходы в консервации, не дублируя при этом уже ведущихся работ. Это поможет
приблизить международные достижения ближе к российской практике.
Чтобы
успешно пропагандировать идеи сохранения культурного наследия правительствам,
корпоративным и частным благотворителям и общественности в целом, его защитники
должны обладать широким пониманием его истинной ценности и почему его необходимо
сохранять. Это единственный способ гарантировать успех пропаганды. Администраторы,
работающие в области сохранения памятников культуры, должны обладать твердым
пониманием основных принципов управления и финансовой ответственности. Однако,
чтобы обеспечить средства, необходимые для эффективной борьбы за сохранение культурного
наследия, на руководящих должностях нужны специалисты в области культуры,
обладающие глубоким пониманием соответствующей области и талантом
пропагандиста. Это, возможно, самый большой вызов, с которым сталкивается
международное сообщество консерваторов в наши дни, и поэтому Центр считает
одной из своих приоритетных задач обучение специалистов культуры навыкам
пропаганды сохранения культурного наследия.
Как
часть своей программы по пропаганде, с помощью организаций-партнеров, Центр
организовывает выставки. Эти выставки призваны привлечь внимание мировой общественности
к культурным богатствам, хранящимся в учреждениях культуры Петербурга, а также
к тому факту, что многие из них находятся под угрозой. Первая передвижная выставка
«Акварели с берегов Невы: Подлинные рисунки Нового Эрмитажа» была организована
совместно с Российским Государственным Историческим Архивом. Она была проведена
как отдельное мероприятие в Генеральном Консульстве Российской Федерации в
Нью-Йорке в январе 1997 года и позднее в том же году в музее Октагон
Американской Федерации Архитекторов в Вашингтоне.
Центр,
действуя как независимо, так и совместно с партнерами, посредством публикаций,
видеофильмов, лекций и других мероприятий стремится укреплять понимание консервационных
потребностей Санкт-Петербурга по всему миру. С целью воспрепятствовать
разрушению элементов культурной среды, особенно городских ландшафтов и
культурных памятников, безудержной и бесконтрольной коммерческой деятельностью
Центр тесно сотрудничает с ведущими специалистами и политиками, пропагандируя
ответственную политику в отношении культурной среды на местном, Российском и
международном уровне.
Доброй
традицией в особняке Трубецких-Нарышкиных стала организация детских
благотворительных выставок. Ежегодно в этих выставках участвуют дети-сироты из
детских домов Санкт-Петербурга. 1 марта 2004 года Санкт-Петербургский
Международный центр сохранения культурного наследия организовал очередную
выставку в розовой гостиной особняка Трубецких-Нарышкиных (улица Чайковского,
29) под названием «Мир глазами ребенка», где были представлены работы
детей-сирот из детских домов. Работы юных художников были привезены из Берлина,
нескольких городов Голландии, а так же из Вашингтона. Картины немецких детей
представлены отдельной выставочной серией «Сохраняя шедевры мира». Работы
выполнены детьми из больницы Св. Ядвиги города Берлина.
Отдельный
зал выставки был посвящен рисункам детей города Вашингтона, созданным при
поддержке «Washington Arts Group» г-жой Рослин Кембридж в музее Хирхшорн. Семь
работ написаны как вариации на темы произведений современной американской живописи,
представленных в собрании музея Хиршхорн. Каждая детская работа сопровождалась
небольшим стихотворением известных поэтов США.
«Рыба» Лакита Форестер, Washington Arts
Group
«Композиция» Девид Роджер, Washington Art group
Серия
работ, посвященных любимому городу, предстает перед зрителями на ярких и
красоч-ных работах, созданных детьми-сиротами на ИЗО студиях детского дома № 46
Приморского района, который курирует Дом ученых и Ротари клуб «Нева».
Интересные и талантливые детские коллективы уже неоднократно представляли свои
работы на художественных выставках Санкт-Петербурга.
Свои
работы ребята посвятили своему городу - Санкт-Петербургу, причем все они
использовали разные техники живописи. Тут можно было увидеть и интересное
сочетание туши и акварели, а так же гуашь и холодный батик. В этом сказочном
разнообразии материала, техники, цветовых гамм и сочетаний, а самое главное - в
восприятии каждого ребенка выразилась яркая творческая индивидуальность каждого
из них.
«Прогулка по городу» Ашравзан Никита, 8
лет, Детский дом №46
«Петропавловская крепость» Полухин
Владимир, 11 лет
По
традиции, торжественное открытие выставки прошло весело и интересно - с сюрпризами,
призами и подарками. А организаторы подготовили для детей музыкальную и игровую
программу, чтобы каждый ребенок смог почувствовать настоящий праздник, присутствуя
на выставке своих картин.
В
2004 году под эгидой Санкт-Петербургского международного центра сохранения
культурного наследия совместно с другими учреждениями и организациями
состоялись также:
17
января открытие выставки изостудии ДК им.Ленсовета «Открой в себе художника»
25-28
апреля 2004 г. международная конференция «Искусство в церкви. XIX-XX вв.
Проблемы истории, консервации и возрождения церковного искусства».
Исходя
из вышеизложенного, можно заключить, что концепция культурного наследия
(достояния) народов представляет собой логическое отображение на национальном
уровне концепции всемирного культурного наследия (достояния), закрепленной в
современном международном праве, а термины «культурное наследие» и «культурное
достояние» по своему происхождению в их современном употреблении реципированы
во внутреннее право государств из соответствующих международно-правовых
источников.
Важнейшим
документом в области охраны всемирного культурного наследия является Конвенция
об охране Всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.). Она
касается памятников, культурных и природных объектов, имеющих исключительную
ценность для всего человечества.
К
проблемам сохранения культурного наследия человечества следует отнести:
1)
недостаточную разработанность правовых аспектов охраны культурных
ценностей на национальном уровне;
2)
отсутствие должного внимания к данной проблематике со стороны
академической правовой науки;
3)
высокий уровень незаконного оборота культурных ценностей как в
пределах отдельных государств (в том числе России), так и на международном
уровне (один из ярких примеров разграбление культурных ценностей в Ираке во
время вторжения США в эту страну);
4)
недостаточное понимание со стороны мировой общественности
значимости защиты культурного достояния.
Наиболее
значительный вклад по сохранению культурного наследия осуществляют
международные организации, действующие под эгидой Организации Объединенных Наций,
особенно ЮНЕСКО и организации Системы Всемирного наследия.
1)
Барчукова Н.К. Конвенция ЮНИДРУА по похищенным или незаконно
вывезенным культурным ценностям //Московский журнал международного
права.-1996.- №2.
2)
Галенская Л.Н. Музы и право (прав.вопросы межд.сотрудничества в
области культуры ), Л., Изд-во Ленингр.ун-та , 1987.
3)
Дуков Е.В. и др. Введение в социологию искусства: Учеб. пос. для
гуманитарных вузов.- СПб.: Алетейя, 2001
4)
Клименко Б.М. Общее наследие человечества. М., МО., 1989.
5)
Кудрина Т.Культурное наследие в контексте диалога государства и
русской православной церкви /Кудрина Т. //Безопасность Евразии, 2001.-№ 2. - С.
649-658.
6)
Культурная политика России: История и современность. Два взгляда
на одну проблему /Ред. И.А.Бутенко; М-во культуры Рос.Федерации.-М.: Либерея,
1998.
7)
Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Науч. - попул.
справочное изд./Максаковский В.П.-М.: Логос, 2002.
8)
Международное право и охрана культурного наследия: Документы, библиогр./Сост.
М.А.Полякова; Ред. С.И.Сотникова- Афины: Б.и., 1997.
9)
Международное право. Общая часть. /Ю.М. Колосов, В.И.
Кузнецов.-М., 1999.
10)Международные организации системы ООН: Справочник/Сост.
А.А.Титаренко; Ред. В.Ф.Петровский - М.: Междунар.отношения, 1990.
11)Молчанов С.Н. К вопросу об использовании в законодательстве
понятий «культурное наследие и «культурное достояние».- Екатеринбург, 1998.
12)Организация Объединенных Наций: основные факты. Издательство
"Весь Мир", М., 2000.
13)ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность: Хроника, факты и
цифры/Сост. Ройтер В., Хюфнер К.; Ред. Дроздов А.В.-М.: Рудомино, 2002.
14)Шибаева Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры и
деятельности международных организаций. М., 1988.
15)European Cultural Convention (ETS No.18) (1982), ISBN
92-871-0074-8;
16)Convention for the Protection of the Architectural Heritage of
Europe (ETS No. 121) (1985), ISBN 92-871-0799-8.
[1] См. Галенская Л.Н. Музы и право (прав.вопросы
межд.сотрудничества в области культуры ), Л., Изд-во ленингр.ун-та , 1987 г.;
Клименко Б.М. Общее наследие человечества. М., МО., 1989 г.; Барчукова Н.К.
Конвенция ЮНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям
//Московский журнал международного права , №2 , 1996.
[2] Дуков Е.В. и др. Введение в социологию искусства:
Учеб. пос. для гуманитарных вузов.- СПб.: Алетейя, 2001, с.185-189.
[3] Международное право и охрана культурного наследия:
Документы, библиогр./Сост. М.А.Полякова; Ред. С.И.Сотникова- Афины: Б.и., 1997;
Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну
проблему/Ред. И.А.Бутенко; М-во культуры Рос.Федерации.-М.: Либерея, 1998;
Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Науч. - попул. справочное
изд./Максаковский В.П.-М.: Логос, 2002.
[4] ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность: Хроника,
факты и цифры/Сост. Ройтер В., Хюфнер К.; Ред. Дроздов А.В.-М.: Рудомино, 2002.
[5] European Cultural Convention (ETS No.18) (1982), ISBN
92-871-0074-8; Convention for the Protection of the Architectural Heritage of
Europe (ETS No. 121) (1985), ISBN 92-871-0799-8.
[6] Молчанов С.Н. К вопросу об использовании в
законодательстве понятий «культурное наследие и «культурное
достояние».-Екатеринбург, 1998.
[7] Международное право. Общая часть. /Ю.М. Колосов,
В.И. Кузнецов.-М., 1999.
[8] Организация Объединенных Наций: основные факты.
Издательство "Весь Мир", М., 2000.
[9] Шибаева Е., Поточный М. Правовые вопросы структуры
и деятельности международных организаций. М., 1988. С. 76.
[10] Международные организации системы ООН:
Справочник/Сост. А.А.Титаренко; Ред. В.Ф.Петровский-М.: Междунар.отношения,
1990.
Страницы: 1, 2
|