Проблемы сохранения культурного наследия в деятельности международных организаций
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
2004 г
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 3
1.Деятельность
международных организаций в сохранении культурного наследия......................................................................................................................................................... 5
1.1.Понятие, виды и
международно-правовой статус культурного наследия..................... 5
1.2. Международные
организации в системе Всемирного культурного наследия.......... 11
Глава 2. Сохранение
культурного наследия в деятельности международных организаций (на примере
Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия)........................................................................ 15
2.1.Миссия и цели
Санкт-Петербургского Международного центра сохранения культурного наследия....................................................................................................................................................... 15
2.2.Программы
пропаганды защиты культурного наследия................................................ 16
2.3.Обзор выставки «МИР
ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»............................................................... 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................... 22
Актуальность
темы. Сознавая особое значение культурных ценностей и их важнейшую роль
в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни
народов и взаимного сотрудничества, каждое государство стремится к сохранению
этих предметов для последующих поколений.
В
начале девяностых годов в России наметилась стабильная тенденция к утрате культурных
ценностей. Из-за повышенной потребительской стоимости, неподверженной инфляции,
они стали наиболее выгодным средством вложения капитала. В короткие сроки
получил широкий размах и приобрел устойчивые формы нелегальный бизнес,
связанный с ними, и особенно - с их перепродажей за границу. Незаконный оборот
культурных ценностей по масштабам встал практически на один уровень с теневым
оборотом оружия и наркотиков. Достаточно сказать, что сумма прибылей,
извлекаемых преступным миром от их продажи, исчисляется несколькими миллиардами
долларов в год. В результате стремительного роста преступной деятельности
значительная часть культурных ценностей была разграблена и вывезена за границу.
По оценкам экспертов, Россия потеряла до восьмидесяти процентов произведений
искусства допетровской Руси.
Между
тем, именно от состояния культурных ценностей, составляющих национальное
богатство государства, зависит духовное здоровье нации и будущее народов России
на рубеже нового тысячелетия.
К
проблемам сохранения культурного наследия следует отнести, прежде всего, отсутствие
должного внимания к данной проблематике со стороны академической правовой
науки, отсутствие комплексного подхода и крайняя непоследовательность в
создании законодательной и нормативной базы в сфере сохранения и использования
культурных ценностей.
Пожалуй,
единственным, в отечественной юриспруденции, фундаментальным исследованием,
посвященной проблематике сохранения культурных ценностей, является книга
профессора Богуславского М.М. «Международная охрана культурных ценностей» .(
М., МО., 1979 г.). Можно назвать еще две-три фамилии авторов, касавшихся данной
тематики - и это все, что имеется в отечественной библиографии на сегодняшний
день.[1]
Лишь
недавно учреждения культуры по всему миру осознали необходимость донести до
самой широкой аудитории, включая политиков, идею о том, насколько важна защита
культурного наследия для качества повседневной жизни людей. Зачастую наше
восприятие культуры столь непосредственно, что мы принимаем культурное наследие
как должное, не отдавая себе отчета в том, насколько оно хрупко и подвержено
разного рода угрозам, исходящим от природы и людей. К их числу относятся:
бесконтрольная коммерческая деятельность, вечный недостаток средств,
необходимых для сохранения и поддержания памятников культуры, а также -
безразличие, когда сохранение культурного наследия рассматривается как
второстепенная задача.
Хотя
сохранение культурного наследия стало рассматриваться правительствами многих
стран как задача большой общественной значимости, в общественном сознании понимание
важности защиты памятников культуры пока что сильно отстает от понимания необходимости
защиты окружающей среды и дикой природы.
Несмотря
на определенный интерес, проявляемый в последнее время отечественными учеными к
рассматриваемой теме, проблемы охраны культурных ценностей в деятельности
международных организаций на современном этапе до сих пор не получили должного
освещения в литературе.
Эти
факторы в совокупности обусловили цель курсовой работы, которая стоит в
анализе основных направлений деятельности международных организаций по
сохранению культурных ценностей.
Круг
предметов, относящихся к культурным ценностям, широк и разнообразен. Они
различаются по природе происхождения, по форме воплощения, по значению, представляемому
для общественного развития, и многим другим критериям. Естественно, все эти
отличия отражаются и на правовом регулировании культурных ценностей.
С
социально-правовой точки зрения представляет интерес деление указанных предметов
на: духовные и материальные; движимые и недвижимые; по значению - на ценности
общечеловеческого, федерального и местного значения; по форме собственности -
на ценности, находящиеся в федеральной, муниципальной и частной собственности;
по назначению - на ценности, которые в связи со своими качественными
характеристиками должны быть использованы в основном в
научно-исследовательских, а также в культурно-просветительных и воспитательных
целях, ценности культуры, главной целью организации использования которых
является обеспечение их оптимальной сохранности с одной стороны, и доступности
для экскурсионных осмотров и туристов с другой и ценности, достаточно хорошо
сохранившие свое функциональное назначение, которые на этом основании могут
использоваться в тех же или близких к ним общественных, хозяйственных или иных
целях в современных условиях.
Рассмотрение
культурных ценностей с позиции философии позволяет говорить о том, что ценности
культуры являются величиной, производной от соотношения мира и человека, и
включают и то, что есть в мире, и то, что создает человек в процессе истории.
Политика
государства по отношению к культурным ценностям носит, как правило,
охранительный характер. Исключение составляют лишь короткие периоды революций и
реформ[2].
В советский период российской истории приоритеты культурной политики определяло
исключительно государство, с началом реформ все большую значимость в деле сохранения
культурного наследия приобретает деятельность общественных социальных систем и,
прежде всего, международных организаций, но государство при этом не утратило
своей охранительной функции.
Законодательство
РФ и ее субъектов, а также местное законодательство о сохранении и
использовании культурных ценностей необходимо рассматривать в контексте международной
нормативной системы, в контексте концепции всемирного культурного наследия
(достояния), нормативно закрепленной в современном международном праве.[3] Ее суть можно
изложить следующим образом:
1.
Государства в соответствии со своим внутренним законодательством имеют право объявлять
некоторые культурные ценности неотчуждаемыми (п. d ст. 13 Конвенции ЮНЕСКО о
мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и
передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.).
2.
Культурные ценности, являющиеся национальным культурным наследием (достоянием)
признаются всемирным наследием( достоянием ) человечества. Право собственности
на эти ценности не может быть передано или присвоено другим народом
(государством) ( п.1 ст.6 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и
природного наследия 1972 г.).
3.
Государства обязаны содействовать возвращению заинтересованным государствам
ценностей незаконно вывезенных с их территории.
Исходным
пунктом становления этой концепции стало выдвижение во второй половине 60-х
годов ХХ века в международном публичном праве понятия «общее наследие человечества»
применительно к морскому дну и его ресурсам за пределами национальной
юрисдикции и несколько позже - в начале 70-х годов - в отношении Луны и других
небесных тел и их ресурсов.
В
1972 г. под эгидой ЮНЕСКО принята Конвенция о всемирном культурном и природном
наследии, а также Рекомендация об охране культурного и природного наследия в
национальном плане, в которых вышеназванные термины впервые применены в свете
стройной концепции.[4]
Российская
Федерация участвует в вышеназванной конвенции и несет вытекающие из нее
обязательства в порядке общего правопреемства по договорам СССР.
Данная
концепция нашла соответствующее преломление на региональном общеевропейском
уровне. Согласно конвенциям 1969 и 1985 гг., принятых в рамках Совета Европы,
архитектурное и археологическое наследие Европы признано «общим наследием всех
европейцев»[5].
Российская Федерация с февраля 1996 г. является полноправным членом этой
авторитетной международной организации и участвует в вышеуказанных конвенциях.
Культурная
программа Совета Европы направлена на:
→
содействие осознанию и развитию этой самобытности, которая составляет культурную
мозаику нашего континента;
→
поиски совместных решений проблем таких, например, как глобализация экономики и
ее последствия, с которыми сталкиваются государства-члены при проведении их
культурной политики.
На
основе анализа законодательства ряда государств (США, Англии, ФРГ, Франции), а
также принципов и норм международного права, можно прийти к выводу, что в вышеуказанных
странах, а также в практике деятельности международных организаций, в частности,
ЮНЕСКО и Совета Европы для обозначения культурных ценностей используются два
наиболее распространенных понятия: cultural heritage - das Kulturerbe
(культурное наследие) и cultural property - das Kulturgut - patrimoine culturel
(дословно: культурная собственность). При этом термин «cultural property» по
своему содержанию в одном из значений является эквивалентом понятия
«национальное богатство» и поэтому полностью обоснованно переводится на русский
язык как «культурное достояние»[6].
Свидетельством
заботы мировой общественности о культурном наследии являются важнейшие
международно-правовые акты в данной сфере - конвенции об охране культурных
ценностей: Конвенция об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта
1954 г., Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного
ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 1970 г.,
Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. и др.
Например,
в соответствии со Статьей 4 Конвенции о мерах, направленных на запрещение и
предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на
культурные ценности от 14.11.1970 г. по закрепленному в этом международно-правовом
документе критерию - по источнику происхождения и создания - выделяются пять
групп движимых культурных ценностей, относимых к культурному наследию. К первой
группе относятся «культурные ценности, созданные отдельными лицами или
коллективами лиц, являющихся гражданами данного государства, и культурные
ценности, имеющие важное значение для данного государства и созданные на
территории данного государства иностранными гражданами или лицами без
гражданства, проживающими на территории данного государства». Ко второй группе
отнесены ценности, обнаруженные на национальной территории. К третей -
культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и
естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны,
откуда происходят эти ценности. В четвертую группу входят ценности,
приобретенные в результате добровольных обменов. И, наконец, в пятую -
культурные ценности, полученные в качестве дара или законно купленные с
согласия компетентных властей страны, откуда они происходят.
В
целом, анализ литературы и правовых актов, в том числе и международно-правовых,
касающихся сохранения культурного наследия, позволяет классифицировать
культурные ценности по ряду критериев, а именно:
1.Культурные
ценности в философском аспекте представляют собой конкретно выраженный,
наилучший творческий результат общественного труда определенной исторической
эпохи, признаваемый национальным или всеобщим ориентиром человеческой деятельности
на протяжении многих поколений.
2.Культурные
ценности в правовом аспекте - это уникальные предметы материального мира,
являющиеся результатом человеческой деятельности прошлых поколений или тесно
связанные с ней, имеющие общенациональное или общечеловеческое культурное
значение. Они обладают следующими признаками: а) обусловленность человеческой
деятельностью или тесная связь с ней; б) уникальность; в) всеобщность; г)
особая значимость для общества; д) возраст.
3.Культурные
ценности по внутреннему ценностному содержанию классифицируются: 1) по родовому
признаку - на научные ценности и ценности искусства; 2) по видовому признаку
- на исторические, археологические, палеонтологические, филателистические,
нумизматические и т.д. (научные ценности); художественные, музыкальные,
кинематографические, ценности архитектуры и скульптуры и т.п. (ценности
искусства).
В
современных международных отношениях международные организации играют
существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней
дипломатии. Возникновение международных организаций в XIX веке явилось
отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих
сторон жизни общества. Взаимные связи и сотрудничество между существующими в
настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс.,
из них более 300 - межправительственные[7])
позволяют говорить о системе международных организаций, в центре которой
находится ООН.[8]
Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов
и т. п.).
Сегодня
одной из основных функций любой международной организации признается
информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая
организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее
структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация
публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным
вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов
деятельности организации по руководству международным сотрудничеством
государств в конкретных областях.[9]
Страницы: 1, 2
|