Особое внимание ученые уделяют анализу механизмов формирования
деструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам,
способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, что на
психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт
1.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.
распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями как
до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в
которые он попадает вследствие этого развода. Подчеркивается, что «адаптивность
ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение
которого он живет в такой разрушающей среде». Особенно сложна жизнь детей в
так называемой «распадающейся семье» — чрезвычайно обострившейся конфликтной
ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе,
что «считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из-за
длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности».
Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого «конфликта
лояльности», т. е. необходимости в случае ссоры родителей принимать чью-либо
сторону. Существуют вполне достоверные исследования, подтверждающие, что затяжной
межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен
быть свидетелем ссор между родителями в течение ряда лет.
Отмечается, что развод вызывает у детей сильные переживания и
психический надлом. М. И. Буянов указывает на такие последствия развода для
несовершеннолетних, как заикание и мутизм (молчание), вызываемые психическими
травмами шокового характера и часто наблюдаемые у детей из конфликтных семей.
А. И. Захаров утверждает, что каждый второй ребенок, больной неврозом, в
течение своей жизни перенес разлуку с отцом вследствие развода. К сожалению,
еще мало известно, при каких обстоятельствах страдания, вызванные разводом
родителей, приводят к последующим психическим отклонениям. Указанными ранее
поведенческими признаками отрицательного влияния развода на детей могут
проявляться также соматические симптомы: боли в желудке, головные боли и др.
Медики утверждают, что дети из семей после развода имеют повышенную (в 2 — 2,5
раза) заболеваемость в первые годы жизни и нередко отставание в физическом
развитии. Неблагополучные показатели здоровья детей, воспитывающихся в
разведенных семьях, отмечаются и в последующие годы. Так, уровень общей
заболеваемости детей разведенных в два раза выше, чем в полных семьях,
хроническая патология у детей этой группы — в три-четыре раза чаще.
Что же касается долгосрочных психолого-педагогических последствий разводов
для детей, то последние исследования свидетельствуют, что ограничение
(отсутствие) контактов с отцом затрудняет получение ребенком значительной части
социального опыта не только из-за отсутствия прямого влияния на него еще
одного воспитателя (с отличными от матери психологическими особенностями), но и
по причине невозможности приобщения к практике родительского, супружеского
взаимодействия. Авторы отмечают, что дети, выросшие в неполных семьях,
лишенные возможности наблюдать, близкие и гармоничные отношения между двумя
близкими людьми, часто повторяют ошибки своих родителей; в результате развод
становится как бы наследственным.
В осиротевших, разведенных, а также в семьях одиноких матерей
возникают неодинаковые проблемы, независимо от того, что основа по существу
общая — воспитанием ребенка занимается только один человек. Без учета данной
специфики невозможна точная диагностика проблем, а также грамотная и
эффективная организация социальной работы с детьми.
К сожалению, сегодня в науке отсутствует типология семей
разведенных, в силу чего говорить об адресности оказываемой им на практике
помощи довольно сложно1.
При всей важности проблем, связанных с состоянием детей,
преимущественное внимание к ним специалистов, без учета морального
состояния родителей, чревато серьезными последствиями и может
усугубить тяжелые эмоциональные и другие нарушения. К сожалению, в
отечественной науке проблемы детей и родителей в ситуации развода рассматриваются,
как правило, отдельно.
Признавая определенные позитивные моменты развода для супругов,
ученые немало трудов посвящают изучению его негативных последствий. В работах
социологов, психологов, педагогов подтверждается, что жизнь взрослого человека
в ситуации развода осложнена появлением нервно-психических расстройств и
ухудшением состояния здоровья в целом, резкой реорганизацией
повседневной жизни и социальных связей, необходимостью одновременно
адаптироваться к распаду брака и формировать новый стиль жизни, ухудшением
материально-бытового положения, снижением социальной, общественной,
производственной активности, появлением психологических проблем. В подобных
условиях отмечается повышенная невротизация родителей, в частности, матерей,
что является одним из факторов последующей невротизации их детей. Последнее
особенно важно при разработке планов профилактической и реабилитационной социальной
работы с ними1.
Таким образом, многие аспекты проблемы влияния родительского
развода на детей в современной науке хорошо изучены. Однако в социологии
отсутствуют пока ответы на такие вопросы: когда начинается и заканчивается
воздействие развода на детей; почему многие люди безразличны к семье, к себе,
к детям и не воспринимают себя всерьез в качестве супруга и родителя; почему
развод формирует чувство вины у ребенка; почему самосохраняющие силы семьи,
защищающие ее «баланс», ее гомеостатический механизм, малоэффективно
противостоят распаду брака. Конечно, не все то, что обособляется от семьи,
обречено на гибель, но современная наука до конца так и не знает, какие потери
и приобретения имеют дети в результате развода. При рассмотрении последствий развода,
как правило, не дифференцировано
_______________
1.Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях
разведенных родителей.- М.,2005
воздействие на юных членов семьи предразводной и постразводной
ситуации. Отсутствуют типологии разведенных семей, хотя и признается, что в
каждом семейном типе создаются различные условия и предпосылки для воспитания,
а одни и те же, казалось бы, трудности пo-разному осложняют их жизнь. В трудах
исследователей все дети, находящиеся на попечении семьи с одним родителем,
рассматриваются как единая группа, в связи с этим нет четкого представления об
особенностях проблем детей именно разведенных. Мало изучены проблемы
взаимоотношений детей от разных браков, а также особенности их воспитания,
отношений со взрослыми в ситуации полиродительства. Все это позволяет сделать
вывод о том, что особенности социализации детей в разведенных семьях требуют
дальнейшего исследования.
2.2.Пути совершенствования социальной работы с детьми в
семьях разведенных родителей
Сложная ситуация в сфере социальной работы с детьми в разведенных
семьях— свидетельство неэффективности традиционных ее форм и методов,
применяемых в России в целом и в Республике Мордовия, в частности. Требуется
разработка инновационных подходов и технологий к ее организации.
Понятие «социальная инновация» трактуют как «сознательно
организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы,
формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с
изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные
преобразования в социальной сфере». Следовательно, инновационные социальные
технологии — это «методы и приемы инновационной деятельности, направленные на
создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств,
которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к
рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе».
Добиться максимума от профилактических и компенсационных мер
можно, устранив все факторы негативного влияния развода на ребенка как внутри
семьи, так и со стороны окружения. Поэтому объектами социальной работы должны
быть семьи в предразводной ситуации; семьи на этапе бракоразводного процесса,
семьи, которые при помощи специалистов социальных служб сохранены; семьи в
постразводный период; социальное окружение семьи и детей, столкнувшихся с
проблемой развода.
Прежде всего, актуально создание государственно-общественной
системы профилактики разводов. Но, организуя профилактическую работу, следует
разделять, о каком разводе идет речь в каждом конкретном случае: об
опрометчивом, вызванном неумением или нежеланием найти иной выход из кризиса,
или об оправданном, социально одобряемом, являющемся оптимальным способом
решения разногласий супругов. Более того, вновь подчеркнем, что развод в ряде
ситуаций имеет много плюсов и может быть расценен как благо. Необходим акцент
на профилактике именно неоправданных супружеских разрывов.
В первую очередь требуется перенос акцента в работе всех
социальных институтов с борьбы с последствиями разводов на искоренение причин.
Выдвигая в качестве цели стабилизацию семьи, нами имеется в виду необходимость
создания условий, способствующих действительному, а не формальному укреплению
брака. Прежде всего необходимо исключить использование различных санкций или
запретительных мер. Во-первых, это противоречит демократическим основам
общества. Во-вторых, в современных условиях они не только не будут
способствовать исправлению ситуации, но могут породить скрытые проблемы,
последствия которых трудно предугадать. В-третьих, они не отвечают потребностям
общества, заинтересованного в сохранении семей, благодаря внутренним, а не
внешним силам. Очевидно, часть браков, главным образом нежизнеспособных, будет
расторгаться и в будущем. Вопрос состоит в сохранении жизнеспособных, тем
более, что исследование показало, что отношение многих супругов к семейному
кризису в постразводный период изменяется.
Система профилактики неоправданных разводов должна включать в
себя: а) меры, предупреждающие негативные тенденции в сфере устойчивости
семьи; б) меры, нейтрализующие влияние «факторов риска» на стабильность
семейных отношений; в) меры, устраняющие подобные отрицательные воздействия; г)
контроль за проведенной превентивной работой и ее результатами1.
_______________
1.Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений \ под ред.Н.Н. Посысоева.- М., 2004
Качественной социальная работа с детьми разведенных не может быть
без квалифицированных специалистов. Нужны федеральные программы подготовки,
переподготовки, повышения квалификации специалистов в области социальной
работы с ними, с чем согласны 51,7% экспертов и 69,2% респондентов.
Для развития социальной работы с детьми из разведенных семей по
месту жительства необходимо создание более или менее благоприятных условий, а
именно привлечение и грамотное использование необходимых финансовых,
организационных, управленческих, методических, технологических, кадровых
ресурсов. Для этого прежде всего требуется увеличение объема средств,
выделяемых на социальные нужды из местного бюджета, их распределение и
перераспределение между ведомствами, государственными и общественными организациями,
контроль за их использованием на уровне отдельной семьи; совершенствование
процесса управления социальной работой на местном уровне, контроль за ее
осуществлением на
уровне отдельной семьи; усиление кадрового потенциала
социальных служб путем
организации курсов повышения квалификации, обучающих семинаров для их
работников и т. д.
Во-первых, на протяжении веков и в теории, и в самой жизни
совершается разрушение учреждений и обычаев взаимной помощи, тем не менее наше
общество продолжает жить при помощи этих учреждений и обычаев. Во-вторых,
говоря об особенностях менталитета россиян, следует отметить «стихийный
коллективизм» — тяготение к вхождению в определенную группу или обширную
структуру, боязнь действовать в одиночку на свой страх и риск. В какой-то
степени это порождение общинных традиций, но в еще большей степени — наследие
традиционного для России отсутствия правовых гарантий. Человек в этих условиях
всегда стремится получить устойчивую поддержку какой-то сильной группы или
структуры. В-третьих, самопомощь может быть первым шагом: человек сталкивается
с какими-то проблемами и пытается их решить. Но человек — существо социальное,
он по природе своей стремится к взаимодействию, к взаимопомощи. В-четвертых,
перспективность и значимость групп само- и взаимопомощи обусловлены тем, что
только сами разведенные супруги и их дети могут наиболее точно сформулировать
свои потребности, выяснить, что именно и как следует делать, чтобы
удовлетворить их и определить, какие ресурсы следует для этого достичь.
В-пятых, большими плюсами подобных групп являются: их более гибкая структура по
сравнению с социальными службами; простота и доступность; вероятность зарождения
в них более совершенной техники помощи, воздействия на социальное окружение
разведенных семей; коллективизм, взаимность; возможность оперативной помощи.
Новая российская модель государственно-общественной помощи детям
из семей разведенных родителей может опираться на:
1) концептуальное обоснование системы помощи на федеральном,
региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельной семьи и ее членов;
постановку стратегических целей и задач социальной работы, определение эффективных
в настоящем и перспективных ее направлений и методов;
2) научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное,
финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение; выработку
стандартов социальной работы с данной категорией и критериев ее эффективности;
3) совершенствование процесса управления межсекторной и
межуровневой социальной работой, повышение межведомственного сотрудничества,
разграничение обязательств и функций государственных и негосударственных
институтов социальной поддержки;
4) децентрализацию социальной работы, т. е. перенос основного
объема мероприятий на муниципальный уровень, по месту жительства респондентов;
5) приоритет превентивной практики, создание государственно-общественной
системы профилактики разводов и их деструктивных последствий; преобладание
охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;
6) профессионализацию воспитательно-профилактической и
охранно-защитной деятельности; подготовку, переподготовку, повышение
квалификации специальных кадров судей, социальных работников, педагогов,
психологов, медицинских работников, специализирующихся на работе по профилактике
разводов и их негативных последствий, по коррекции поведения супругов и их
детей на всех его стадиях и в постразводный период, по оздоровлению их социального
окружения, а также условий семейного и общественного воспитания;
7)содействие развитию сети социальных, медико-социальных,
социально-правовых, психолого-педагогических служб, призванных оказывать
помощь семье через совершенствование работы и расширение функций уже
существующих, а также через создание специализированных служб помощи данной
категории;
8) качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг;
9)использование исторического отечественного опыта подобной
работы; обмен современными методиками и формами помощи между регионами страны;
10)адаптацию зарубежных форм работы с учетом политических,
социально-экономических, социокультурных, национальных, конфессиональных и
других особенностей России в целом и регионов, в частности;
11)поддержку добровольческих инициатив; утверждение форм
межсекторного взаимодействия и создание банка данных о передовом опыте
подобного сотрудничества;
12) поощрение развития само- и взаимопомощи;
13)создание единого информационного поля, освещающего деятельность
государственных и общественных органов по пропаганде передовых форм и методов
работы; формирование общественного мнения, ориентированного, во-первых, на
разрушении негативных стереотипов в отношении разведенных и членов их семей,
во-вторых, на преодоление восприятия государственной системы помощи как
непрофессиональной, бюрократической, безадресной и т. д.
Комплексная реализация обозначенных направлений, думается, будет
способствовать повышению качества социальной работы с детьми из семей в
ситуации развода, увеличит возможности профилактики и компенсации его
негативного влияния1.
________________
1.Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях
разведенных родителей. М.,2005
Заключение.
В заключении можно сделать следующие выводы:
- даже в наиболее благоприятных случаях развод наносит психическую
травму детям, особенно в критические возрастные периоды (подростковый возраст и
т.д.);
- родители в процессе всего развода должны оградить детей от стрессовых
ситуаций, т.е. убедить детей, что они не были причиной развода и родители
по-прежнему любят их; не заставлять детей делать выбор между родителями,
отдавая предпочтение кому-то одному и не втягивать их в сам процесс развода,
нанося тем самым психическую и эмоциональную травму;
- родитель, оставшийся с детьми после развода, должен вести
себя достаточно корректно по отношению к другому родителю, т.е. не очернять его
в глазах детей;
- необходимо ставить детей в известность о сложившемся положении как
можно раньше не допуская, чтобы они узнали о разводе родителей от кого-то еще;
- родители, заметившие изменения в поведении детей, должны обратиться к
психологу, чтобы своевременно выявить негативные эмоциональные переживания и
провести коррекционную работу с детьми, пережившими развод родителей.
Процессу нормального формирования психики детей, переживших развод
родителей будут благоприятно способствовать взаимодействия психологов,
учителей и родителей, при условиях, если:
-целенаправленно осуществляется психолого-педагогический всеобуч
заинтересованных лиц, являющихся одним из условий повышения их психологической
и нравственной культуры по формированию психики детей;
-учитываются возрастные и индивидуально-психологические особенности
детей, в педагогической деятельности.
Список использованной литературы
1.
Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат,
1989. – 208 с.
2.
Андреева А.Д. как помочь ребенку пережить горе:
Психол. консультация // Вопр. психол. – 1991. - №2. – с. 87-96.
3.
Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ.
– М.: Мирт: фирма «Настя», 1995. – 437 с.
4.
Асламова Д. Да здравствует развод!: Он уничтожает
ложь, которую я так ненавижу // Комс. правда. – 2000. – 26 окт. – с. 10, 15.
5.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.
6.
Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. –
М.: Знание, 1984. – 80 с.
7.
Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.
Методика «Подростки о родителях» (ПоР): основные этапы апробации русскоязычной
версии // Психол. журн. – 2000. – т. 21, №5. – с. 86-95.
8.
Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам
научных трудов Гельмута Фичдора // Дошкольное воспитание. – 1998. - №12. – с.
83-88.
9.
Грищенко Л.А. Дети, не оправдавшие ожиданий. –
Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, Б.г. (1991). – 64 с.
10. Дробот О. Любить друг друга – значит смотреть не друг на друга, а в
одну сторону: [О пробл. совр. семьи: заметки психолога] / Ольга Дробот // Семья
и шк. – 1999. - №10. – с. 10-16.
11. Дробот О. Меж двух огней: [О психол. помощи подросткам, родители
которых разводятся: По страниц. кн. англ. пс-га Э. Свон-Джексон] / Ольга
Дробот // Семья и школа – 2000. - №5/6. – с. 20-23.
12. Юницкий В.А. Психология детской потери: Обзор заребеж. исслед. //
Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1991. - №2. – с. 49-59.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|