Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы
коррекции психики детей, переживших развод родителей
1.1. Влияние психологического
климата семьи на формирование психики детей (до развода, в процессе развода
родителей и после него)
1.2.Специфика
психических проявлений у детей в условиях депривациии (вследствие развода
родителей)
Глава II. Социальная работа с детьми разведенных
родителей в современной России.
2.1. Дети
в семьях разведенных родителей как объект социальной работы
2.2. Пути
совершенствования социальной работы с детьми в семьях разведенных родителей
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современных условиях социально-экономического развития общества,
семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость,
слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.
В работе «Положение детей в России» (М., 1999) отмечается, что статистика
одного дня фиксирует большое количество разводов, которое достигает почти
половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в брак – 3616,
разводятся – 1534. В результате без одного из родителей остается 1288 детей,
передается в дом ребенка – 30, под опеку и усыновление – 132, отбирается у
родителей как не обеспечивающих нормальное воспитание – 32, убегает из дома –
237, становится на учет в инспекции по делам несовершеннолетних – 952,
доставляются в органы внутренних дел – 1463, совершается различных преступлений
– 476, осуждается народным судом – 235, покушаются на жизнь или совершают
убийства – 2, совершают изнасилование – 7. Именно среди этой группы детей
наиболее часто устанавливается диагноз больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся
покончить жизнь самоубийством.
Из всего вышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для
исследования, несомненно, актуальна и позволила сформулировать тему
нашего научного поиска «Развод и его влияние на детей».
Как правило, развод родителей является психологической травмой для
детей любого возраста. «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь.
Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу
человека, хотя часто они и остаются в области бессознательного. Человек может
забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки,» –
писала Н.К. Крупская.
Объектом исследования является процесс
формирования психики детей в неполной семье, т.е. после развода.
Предметом исследования являются психолого-педагогические
условия, при которых наиболее эффективно осуществляется нравственная коррекция
психики.
Даже связь смерти одного из родителей с появлением психического нарушения
у ребенка не так выражена, как в тех случаях, когда теряет родителя при распаде
семьи.
Цель исследования – изучить психику детей,
переживших развод родителей и наметить некоторые пути и средства ее
нравственной коррекции.
Задачи исследования:
- дать теоретический анализ научных источников по изучаемой проблеме;
- выявить роль и функции семьи в становлении психики детей;
- изучить особенности психики детей, переживших развод родителей и
наметить программу ее нравственной коррекции с последующей реализацией;
-рассмотреть положение детей в семьях разведенных родителей;
- изучить пути совершенствования социальной работы с детьми в семьях
разведенных родителей.
Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
В данной работе были
использованы работы таких авторов как – Савинов Л.И., Кузнецова Е.В., Шнейдер
Л.Б., Посысоева Н.Н. и др.
1.1.
Влияние психологического климата семьи на
формирование психики детей (до развода, в процессе развода и после него.)
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма
организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е.
отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и
другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и
динамика.
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением
определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение
семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в
целом.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные
потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в
том, что родители могут «реализоваться» в детях.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении
материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья: в
ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных
в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в
симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психической защите.
Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно
содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей
в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет
значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения
социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных
обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени
способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с
социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических
потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом
осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов,
обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются,
другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно
изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень
терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений
(рождением внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.). Развод перестал
рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности,
которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.
Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности
личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни
семьи.
Рассмотрим структуру семьи, – т.е. состав семьи и число ее членов, а
также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает возможность
ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье
осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между
членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить
семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где
явно выражено участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об
авторитарной системе отношений; во втором – о демократической. Различной может
быть структура семьи в зависимости от того, как в ней распределены основные
обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного
члена семьи.
Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья,
включающая взрослых и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично
наличие одного-двух детей.
В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение
обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем. В
ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры
взаимоотношений указывает большая часть опрошенных.
Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют
или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность
распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является
нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует
удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя основную
нагрузку.
Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из
наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных
психотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть семья, –
например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких
отношений не должно быть между родителями и детьми. Другие четче определяют
требования, предъявляемые к семье, – например, необходимость создавать условия
для развития личностей членов семьи – «опытная» семейная психотерапия. Третьи
точнее знают, какой не должна быть семья, – учение о «семейных треугольниках»
и о «двойной связи». Наконец, четвертые верят пациенту и помогают ему
избавиться от того, что ему мешает, – такова тактика бихевиоризма1.
_________________
1.Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений \ под ред.Н.Н. Посысоева.- М., 2004
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее
жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов
жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве основного
признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в
семье и их возраст.
Дюваль выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:
1.
Вовлечение, встреча супругов, их эмоциональное
притяжение друг к другу.
2.
Принятие и развитие новых родительских ролей.
3.
Принятие в семью новой личности. Переход от диадных
отношений супругов к отношениям в треугольнике.
4.
Введение детей во внесемейные институты.
5.
Принятие подростковости.
6.
Экспериментирование с независимостью.
7.
Подготовка к уходу детей из семьи.
8.
Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь
супругов «глаза в глаза».
9.
Принятие факта ухода на пенсию и старости.
Отмечается также, что на любой фазе развития семьи случаются тяжелые
хронические болезни и смерти, которые оказывают сильное влияние на
функционирование семьи как целого.
Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и
дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется
потребность в росте и измерениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается
тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение
друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных
ориентаций. А.Н. Обозова считает, что стабильный брак обусловливается
совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их
личностных качеств. Можно добавить, что стабильности семьи способствует также
умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.
Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять
потребности друг друга в личностном, духовном росте.
В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных
семьях удалось выявить следующее:
1.
бегство от родителей;
2.
долженствование (вступление в брак из чувства
долга);
3.
одиночество;
4.
следование традиции (инициатива родителей);
5.
любовь;
6.
престиж, поиск материальных благ;
7.
месть.
Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против
власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.
Перефразировав слова Э. Фромма, можно сказать, что такой брак скорее является
попыткой компенсировать собственную пустоту, нежели способом обогатить жизнь.
Заключение брака по мотивам «долженствование» очень часто означает, что
партнерша забеременела или же что половая близость сопровождалась переживанием вины.
Мотив «одиночество» встречался людей, которые переехали на новое место
жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых
рекомендовали сослуживцы1
_____________
1.Голод С.И. Семья и брак.- СПб, 2001
Многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее
жизнедеятельности, можно разделить, прежде всего, по силе и длительности их
действия. Особое значение при этом имеют две группы семейных трудностей: острые
(в том числе и сверхсильные) и хронические раздражители. Примером первых может
служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное
изменение в судьбе и социальном статусе (например, арест одного из членов
семьи), внезапное и сильное заболевание. К хроническим трудностям относятся
чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве,
сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между
членами семьи и т.п. Можно выделить также следующие группы трудностей, с
которыми сталкивается семья: связанные с резкой сменой образа жизни семьи
(жизненного стереотипа) и с суммированием трудностей, их «наложением» друг на
друга. Пример первых – психологические трудности, возникающие при переходе от
одного этапа жизненного цикла к другому (заключение брака и начало совместной
жизни, появление ребенка). Такие переходы, как правило, сопровождаются довольно
резким изменением образа жизни семьи. Пример вторых – необходимость практически
одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления
в семье первого ребенка) – завершение образования и освоение профессии, решение
жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом, уход за ребенком. По
источнику возникновения семейные трудности можно разделить на связанные с
этапами жизненного цикла семьи (например, сближение идеологий родительских
семей у молодоженов); обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного
цикла (если молодожены произошли из семей с полярно противоположными
идеологиями); ситуационные воздействия на семью (землетрясение, война). Через
все этапы жизненного цикла проходят «нормативные стрессоры» - обычные
трудности, которые в более или менее острой форме переживают все семьи: на
первом этапе жизни – сложности взаимного психологического приспособления;
конфликты, возникающие при формировании взаимоотношений с родственниками при
решении жилищной проблемы; на втором – задачи воспитания и ухода за ребенком,
ведения трудоемкого домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в
определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.
Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых,
установивших и описавших два критических периода в жизни семьи. Первый из них,
более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи и достигает
наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами. Второй кризис назревает
между 17-м и25-м годами. В обоих случаях наблюдается нарастание
неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого кризиса приобретает
фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и как результат –
увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения как отражение бытовых и
других проблем; в случае второго – связанное с отделением детей от семьи
нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни. Выявление
кризисных периодов в жизни семьи может иметь немаловажное прогностическое
значение, способствовать их смягчению или предупреждать неблагоприятные
кризисные проявления.
Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла,
– те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга,
детей). Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, внебрачный
ребенок, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов. При всем
разнообразии вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников
нарушений. Это, во-первых, функциональная пустота, т.е. ситуация, когда одна из
ролей, необходимых для успешного существования семьи, никем не выполняется.
Например, с уходом отца из семьи его доля в воспитании уже невыполнима. Во-вторых,
могут быть трудности адаптации к самому факту, события, породившему
неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи,
необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.) противоречивость и
многослойность процессов, возникающих в связи с разводом, показаны
исследователями на материале социологических исследований восприятия
разведенными после разводной ситуации.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|