Кадровая политика за последние
годы претерпела серьезные изменения, последовал отказ от понимания работы с
кадрами как только административной работы, возникла необходимость более
широкого учета мотивационных процессов.
Современное комплектование
кадрами, особенно ключевых подразделений муниципальных образований,
становится невозможным без четкого планирования этой работы, разработки
концепции и реализации кадровой политики.
Планирование кадровой работы
является составной частью управления муниципальным образованием в целом,
предполагает отслеживание изменений в профессионально-квалификационной
структуре кадров.
Необходима, прежде всего,
разработка стратегического плана обеспечения кадрами на 10-15 лет по
основным, ведущим группам служащих, например, главам сельских администраций
в условиях района.
По ведущим группам следует
определить профессиональные требования, скажем, по образованию, опыту работы,
срокам замещения.
Система использования
сотрудников должна быть такова, чтобы они могли давать наибольшую отдачу
на своем рабочем месте. Это можно обеспечить наиболее эффективно только в том
случае, если способности и склонности сотрудника максимально совпадают с
требованиями, предъявляемыми к нему на данном рабочем месте. Целенаправленное
обучение и повышение квалификации способствует необходимому соответствию
квалификации данного работника рабочему месту.
Главный объекта управления это
личность, человек. Личность, прежде всего, явление социальное. Ее
социальность заключается в том, что она есть продукт общения людей. Человек
формирует свою картину мира в общении с другими людьми.
Хотя личность и ее социальный
статус - это единое целое, тем не менее выделяются и то и другое. Когда мы
говорим о личности, то в первую очередь задаем вопрос, что она собой
представляет ? Если же речь идет о статусе работника, то преследуется цель
определить ценность этой личности во мнении других. Социальный статус
органически вплетен в систему общественных отношений. Он создает работнику
уважение, престиж, репутацию.
Человеку присуще большое
многообразие потребностей. При этом обычно различают материальные и духовные
потребности. К материальным относят потребности в пище, сне, одежде и т.д., к
духовным потребность в познании, общественной деятельности, труде, общении,
творчестве.
Замечено, что в процессе
целеустремленного управленческого воздействия вполне возможно повлиять на
всю систему потребностей личности, а через потребность - на ее интересы,
идеалы, установки и, конечно, на характер, а характер - одна из главнейших
психологических черт личности. Определенному типу характера, как правило,
соответствует определенный темперамент.
История мировой и советской
психологии свидетельствует о том, что оценка людей по свойствам темперамента
дает руководителю надежную методику изучения подчиненных и повышения
эффективности управленческой деятельности.
Специфическое
социально-психологическое образование представляет собой трудовой
коллектив. Каждый трудовой коллектив кроме формальной структуры (управление,
отдел, участок) объединяет ряд неформальных социально-психологических
образований (микрогрупп), формирующихся на основе самых различных
психологических факторов, но главным образом на базе симпатий - антипатий.
Неформальные группы в
коллективе возникают в процессе взаимодействия членов коллектива между собой.
Люди при решении стоящих перед коллективом задач вступают на основе предписаний
и указаний в должностные контакты. На ряду с этим они вступают и в
неофициальные контакты.
Взаимоотношения на неформальном
уровне постепенно начинают восприниматься людьми как значимые и желанные.
Эмоциональный накал неформальных взаимоотношений нередко достигает такого уровня,
что они расцениваются людьми ка более значимые, нежели взаимоотношения,
основанные на базе выполнения официальных предписаний.
Длительные наблюдения за
деятельностью различных коллективов показывают, что здесь мы имеем дело с
определенными закономерностями.
Наиболее часты случаи
образования неформальных групп в составе диад, триад, и квартетов. Значительно
реже встречаются неформальные структуры более крупных размеров, хотя отмечены
устойчивые группы и в 6-7 человек.
Неформальная структура трудового
коллектива характеризуется наличием в каждой образовавшейся группе своего
лидера.
Наличие неформальных групп
влияет на профессиональную деятельность трудового коллектива: разобщенность
дезорганизует коллективные действия, сплоченность же организует их. Единение
и разобщение являются отзвуком межличностных отношений, как последствие -
межличностные конфликты.
Часто межличностные трения и
напряженность являются результатом отклонения от норм поведения самого
руководителя.
Среди основных объектов
управления коллектив занимает центральное место. Это связано с тем, что
коллектив представляет собой социальную среду любой организации, учреждения.
Право называться коллективом
обретает социальная группа при условии, если она обладает рядом присущих ей
признаков: общественно полезная цель, идейность , сплоченность, наличие органов
управления.
Духовная сторона жизни
трудового коллектива - это его идеология и психология. Идеология включает
совокупность идей и взглядов, отражающих особенности общественных отношений
членов коллектива.
Психология коллектива - это
совокупность определенных социально-психологических явлений, среди которых
выделяются: социально-психологические факторы, возникающие из практики
взаимоотношений людей (взаимные оценки, требования, авторитет и т.д.);
общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения); социальные
чувства и коллективные привычки, обычаи, традиции.
Управление трудовым
коллективом как раз предполагает опору на его психологию и нацелено главным
образом на решение стоящих перед коллективом задач, на его сплочение,
обучение и воспитание.
Целенаправленная деятельность
руководителя по сплочению коллектива формирует благополучную атмосферу,
обеспечивающую всем членам коллектива условия для раскрытия своих сил и
возможностей. Нередко такую атмосферу называют психологическим климатом.
Благоприятная обстановка в
коллективе, дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности,
четкости в организации и согласованность усилий работников - вот резервы
повышения эффективности трудовой деятельности.
Прежде чем перейти к изложению
прикладной части диплом ной работы, хотел бы коротко остановиться на том, что
представляет Камышловский район в экономическом и социальном плане, как
административно-территориальная единица.
Район расположен на юго-востоке
Свердловской области, примыкает на юге к Зауралью, граничит с Курганской
областью, с Запада на восток его пересекает транссибирская железнодорожная
магистраль. Станция Камышлов находится почти на равном удалении от
Свердловска на западе и Тюмени на востоке. С севера на юг по району проходит
автомобильная дорога с асфальтовым покрытием Ирбит - Шадринск.
Камышлов, являющийся районным
центром, один из старинных городов области, в 1998 году ему исполнится 330
лет. В городе проживает 32 тысячи населения, имеет статус самостоятельного
муниципального образования, со всеми своими органами местного самоуправления.
На 1 января 1997 года в районе
насчитывалось 53 сельских населенных пункта с численностью населения в 20,3
тысячи человек. В состав района входит 15 сельских советов, возглавляемых
сельскими администрациями, являющимися структурными подразделениями районной
администрации.
На начало текущего года в
районе было зарегистрировано 247 предприятий и организаций, в т.ч. 43
сохранили статус государственных, 36 общественных, 8 со смешанной формой
собственности, остальные частной. Преобладает сельское хозяйство: производством
сельхозпродукции занимается 11 предприятий, 2 подсобных хозяйства и 77 крестьянских
(фермерских) хозяйств.
Социальная сфера довольна
развита, 20 средних и неполносредних школ, 28 сельских домов культуры и
клубов, четыре участковые больницы и сеть фельдшерских
пунктов, детских дошкольных учреждений. Торговой обслуживание ведут потребительская
кооперация и частные предприниматели.
Местные советы народных
депутатов, представлявшие власть на местах, просуществовали почти восемь
десятилетий, а когда они были упразднены встал вопрос о новых органах
местного самоуправления.
Начало этой работе в
Камышловском районе было положено постановлением главы администрации района от
18 октября 1995 года о проведении районного референдума с тем, чтобы
определиться какое муниципальное образование мы хотим иметь. В условиях
Камышловского района это был не простой вопрос. Надо было решить существовать
ли в границах прежнего сельского района самостоятельно или объединиться с
городом Камышловом и выступать как единое целое муниципальное образование.
В связи с этим на референдум было вынесено два вопроса:
1. Согласны ли Вы объединиться в новое единое
местное сообщество с вхождением в него всех населенных пунктов в границах
ныне существующего района ?
2. Вы поддерживаете предлагаемую структуру
самоуправления местным сообществом Камышловского района ?
На тот и другой вопрос
подавляющая часть населения на состоявшемся 17 декабря 1995 года референдуме
ответила положительно.
14 апреля 1996 года состоялись
выборы в районную Думу, на которых по мажоритарной системе был избран 21
депутат, а 26 апреля 1996 года Думой был утвержден Устав муниципального
образования "Камышловский район", который 14 июня 1996 года был зарегистрирован
управлением юстиции Свердловской области и приобрел силу Закона.
8 декабря 1996 года проведены
выборы главы районной администрации. Претендентов было четыре, предвыборная
борьба была острой, бескомпромиссной. Подавляющее большинство голосов
получил действующий глава администрации - Андреев Иван Иванович.
Вскоре была определена структура
районной администрации и произведены кадровые назначения в ее аппарате.
Сельские администрации стали
структурной частью администрации района и, в связи с этим, были приказом главы
районной администрации назначены главы сельских администраций.
В настоящее время органы
местного самоуправления муниципального образования "Камышловский
район" полностью сформированы и они отображены на схеме (прилож. №1).
По сравнению с советским
периодом, когда избирались всенародно и депутаты сельских советов, а те, в
свою очередь, избирали исполком и его председателя, нынешняя система
образования самоуправления выглядит менее демократичной, но и прошлая заорганизованность
и формализм на выборах на уровне сельских советов тоже, по-моему, не
лучший вариант демократии.
В ходе ознакомления с работой
районной администрации, одной из важных кадровых проблем в органах местного
самоуправления мне представляется несовершенство кадровых структур
муниципальных образований.
В настоящее время нормативы
штатной численности органов самоуправления для решения вопросов местного
значения определяются в соответствии с областным законом "О временных
государственных минимальных стандартах Свердловской области".
Однако, согласно федеральным
законам, органы местного самоуправления наделены довольно большим числом
государственных полномочий, но вопросы содержания персонала для их исполнения
до конца не решены.
На сельские администрации,
например, возложено ведение воинского учета, записи актов гражданского
состояния, они совершают нотариальные действия, ведут похозяйственные книги,
выполняют другие полномочия государственных органов.
Никто не считал сколько для
этой работы надо дополнительных должностей, в какую сумму расходов выльется
их содержание. Четких решений на этот счет нет. На практике, кроме того,
трудно различить где кончаются полномочия того или другого органа местного
самоуправления и начинаются функции государственной службы.
Прежде, когда местные органы
были фактически вмонтированы в систему государственного управления, таких
проблем не возникало.
Значительная часть работников
бывшего районного отдела народного образования занималась инспектированием
школ и контролем за организацией учебного процесса. Сейчас эта функция
передана государственным органам - в администрации Ирбитского округа
создается инспекция по делам образования.
Такое же положение со
здравоохранением, отделом социальной защиты населения. Трудно смириться с
мыслью, что в сельском районе, каким является Камышловский Район, нет органа,
ведающего сельским хозяйством, базовой отраслью в экономике этой территории.
Районное управление сельского хозяйства подчинено теперь администрации
округа в г. Ирбите, никакого отношения к администрации района не имеет, более
того, его персонал к категории муниципальных служащих не относится.
Вообще образование территориальных
округов в области оценивается неоднозначно, а в среде работников
управленческих структур, да и значительной части населения, как мне кажется,
преобладает негативное отношение.
Какое, скажем, дело
рядовому сельскому жителю, крестьянину до того, где проходит граница между
государственной и муниципальной службой ? Ему трудно понять почему для решения
того или другого вопроса по его пенсии, устранению недоразумений по школе, где
учатся его дети, наконец, упорядочения каких-то чисто хлеборобских проблем ему
надо поехать так далеко в округ за 100 километров в г. Ирбит, а не решить их
на месте, в администрации своего муниципального образования в Камышлове, куда
всю жизнь он привык обращаться.
Говоря о структуре и численности
служащих в местном самоуправлении не могу не коснуться еще одной проблемы,
касающейся исключительно Камышловского района. В поселении именуемом
официально "почтовое отделение Порошино" проживают семьи
военнослужащих вышедших в отставку офицеров, вольнонаемные, люди по разным причинам
утратившие давно связь с расположенной рядом войсковой частью.
В поселке
"Восточный", в другом конце района, дислоцируются учреждения, где отбывают
наказания осужденные. Помимо людей за колючей проволокой здесь проживает
население так или иначе связанное с обслуживанием осужденных и администрации
колонии, плюс коренные местные жители.
Население Порошино и Восточного
(около 8 тыс. человек) по ранее заведенному порядку не включается
госстатистикой в отчетность, а следовательно не учитывается при определении
на основании государственных минимальных стандартов бюджетных ассигнований по
району, численности персонала местного самоуправления, других важных
показателей. Таким образом, район недополучает до 25% причитающихся денежных
и материальных ресурсов.
Недавно принято решение
районной Думы о признании т.н. "почтового отделения" поселком, все
материалы направляются в областные инстанции, упорядочится статотчетность и
последуют желаемые для района изменения, в т.ч. увеличение численности управленческого
персонала.
К числу нерешенных кадровых
проблем в муниципальном образовании "Камышловский район" я отнес бы и
отсутствие в управленческой структуре комитета по работе с молодежью. Некоторое
время назад, правда, обсуждался вопрос объединения в одно структурное
подразделение отдела культуры, райспорткомитета с возложением на него и обязанностей
по работе среди молодежи. Думается, что такое объединение не совсем логично,
хотя бы потому, что, скажем, культура не только и не столько сфера молодежи, но
людей более старшего возраста. Ну а у работы с молодежью все-таки своя
специфика. Раньше этим с успехом занимался комсомол, а сейчас, наверное, без
комитета по делам молодежи или подобной структуры на уровне района не обойтись и
решать этот вопрос придется.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|