Происхождение автомобиля "Шкода"
Содержание
Содержание 1
Эмблема 2
Сайты 3
История эмблемы Skoda 4
История Skoda 7
Модельный ряд
19
Шкода 37
Литература 41
Официальные
сайты SKODA
www.skoda-avto.ru
www.skoda.com
История эмблемы Skoda
1895
|
В самом конце 1885 года на машиностроительном заводе в городе
Млада Болеславе (Mlada Boleslav) был начат выпуск велосипедов. Несмотря на
то, что основные детали завод импортировал из-за границы, в основном из
Англии, Laurin & Klement использовали для своей продукции патриотическое
имя "Slavia" (Славянский). Также эта марка частично использовалась
и для мотоциклов.
|
1905
|
К сожалению, достоверной информации о том, когда имя Slavia
было заменено на символ L&K, не существует. Однако, это определенно произошло
до 1904 года, когда эта эмблема появилась на трехколесных экипажах,
выпускавшихся на фабрике в Млада Болеславе. В любом случае, эта эмблема
присутствовала на первой машине L&K, Voituretta в 1905 году.
|
1915
|
Где-то между 1915 and 1920 годами появляется дизайн эмблемы
на основе стилизованной головы индейца с головным убором с круглой застежкой
и пятью перьями. Слово "индеец" в двадцатые годы часто использовали
как синоним нового символа. Принято считать, что эта идея принадлежит г-ну T.
Maglie, коммерческому директору SKODA, вдохновленному внешним видом одного из
слуг семьи SKODA, индейцем, которого глава компании, г-н Skoda, привез из
деловой поездки в Америку.
|
1923
|
15 декабря 1923 года в Конторе Регистрации Изобретений и
Моделей города Пльзень были зарегистрированы две версии защищенной торговой
марки. На первой изображена крылатая стрела с пятью стилизованными перьями и
именем SKODA внутри круга, на второй - крылатая стрела с тремя перьями.
Острие стрелы на обоих вариантах смотрит вправо. Первая версия использовалась
в 1924-25 гг., а затем трехперьевой дизайн стал основным и сохранился практически
без изменений до наших дней.
|
1926
|
Эмблема L&K оставалась на решетке радиатора машин из
Млада Болеслава вплоть до 1926 года, когда на новых продуктах компании, в
соответствии с соглашением со Skoda Co., последовавшим за многолетним
сотрудничеством, стали устанавливать только эмблему Skoda. Исторически эти
данные связаны с ранней загадочной историей, рассказывающей о происхождении
знаменитой крылатой стрелы, которая до сих пор является центральной частью
эмблемы SKODA.
|
1937
|
Несмотря на то, что графический дизайн логотипа SKODA был
сделан явно не новичком, его имя до сих пор неизвестно. Как бы то ни было,
многие исторические документы указывают на то, что логотип появился в
результате конкурса, организованного техническим директором Skoda в г. Праге,
доктором Sykora, который также инициировал план регистрации эмблемы как
торговой марки.
|
1991
|
16 апреля 1991 года права на зарегистрированную торговую
марку были куплены SKODA . Начиная с 1993 года компания начала использовать
новые корпоративные цвета - черный и зеленый, придав таким образом торговому
знаку еще большую оригинальность. Черный цвет символизирует вековые традиции
SKODA; зеленый подчеркивает внимание компании к проблемам защиты окружающей
среды.
|
1994
|
Cпециальная версия известного логотипа появилась на
автомобиле Skoda Felicia. Лавровый венок, окружающий крылатую стрелу, призван
подчеркнуть традиции компании. Такой же лавровый венок был использован в торговой
марке в начале века.
|
1995
|
По случаю 100-летней годовщины начала производства в городе
Млада Болеслав Skoda automobilova a. s. выпустила специальный юбилейный
логотип. К стандартной символике добавлены лавровые ветви, подчеркивающие
исторические традиции и экономический успех. В середине логотипа - надпись
100 YEARS (100 ЛЕТ).
|
История компании Skoda
Производство
Шкода начиналось вовсе не с автомобилей и долгое время к автомобилям имело
весьма далекое отношение. Автомобилями занималась компания Laurin&Klement,
которая в свою очередь долгое время не имела отношения к Шкоде.
История же фирмы Шкода началась в
1859 году: граф Валленштейн-Вартенберк основал литейную и машиностроительную
фабрику в городе Пльзень. Фабрика выпускала оборудование для сахарных мельниц,
пивоварен, шахт, паровых двигателей и котлов, элементы металлических мостов и
железнодорожных сооружений. В 1869 владельцем фабрики стал инженер и предприниматель
Эмиль Шкода (Emil Skoda), фамилия которого и стала торговой маркой.
Производство
на Шкоде быстро росло и в 1880-х годах фабрика являлась передовым по тому
времени литейным и металлообрабатывающим производством. Литьё, а позже и
кованные изделия Шкода поставлялись для больших пассажирских лайнеров и военных
кораблей, а также для сахарных мельниц.
В
1899 году, продолжавшая расти фабрика была преобразована в "Акционерную
компанию Шкода". Продукция Шкода поставлялась на экспорт для строительства
электростанций (например, на Ниагарском водопаде), шлюзов (на Суэцком канале) и
в другие регионы мира.
Перед
Первой Мировой войной Шкода стала крупнейшим производителем оружия в
Австро-Венгрии и поставляла тяжелые пушки и боеприпасы для армии и флота
(Австро-Венгрия имела выход на Адриатическое море).
Были
у Шкоды договора на поставку вооружений в Южную Америку и в дальневосточные
страны. Во время Первой Мировой войны в расширение военного производства были
вложены громадные суммы. В это время фабрики Шкода уже лидировали по выпуску
военного снаряжения. В 1917 г. в одном только Пльзене было 35000 сотрудников.
После образования в 1918 году
Чехословацкой республики, в сложных экономических условиях послевоенной Европы,
Шкода трансформировалась из исключительно военного производства в многопрофильное.
В производственную программу, помимо традиционных направлений, вошли несколько
новых, таких, как выпуск паровозов и (позднее) электровозов грузовых и легковых
автомобилей самолетов, кораблей, станков, паровых турбин, оборудования для
электростанций и т.д.
В 1923 была зарегистрирована
всемирно известная эмблема компании - крылатая стрела в круге. Ухудшающаяся
политическая обстановка в Европе привела к росту производства вооружения в
середине тридцатых годов.
Вторая мировая война и вынужденная интеграция
компании в немецкую программу производства вооружений привели к серьезным потерям
для самой фабрики (70% зданий компании было разрушено во время бомбардировки
союзниками в 1945) и к потере нескольких иностранных рынков.
В
1945 компания была национализирована. Skoda постепенно была разбита на
различные подразделения (как то, автомобильная фабрика в Млада Болеславе,
авиационная фабрика в Праге, заводы в Словакии, а также фабрики, выпускавшие
оборудование для пищевой индустрии). Основным направлением деятельности
компании стал выпуск оборудования для тяжелого машиностроения, крупные конструкции
для индустриального сектора, общественный транспорт и электростанции. Большинство
экспорта направлялось в восточный блок.
С
изменением политического климата в 1989 году начался постепенный процесс
приватизации SKODA,сопровождавшийся изменением программы выпуска продукции,
поиском новых контактов и рынков сбыта, отличавшихся от привычных и часто
приоритетных (и единственных), таких,как страны Comecon и Советский Союз, и
резко сократившихся после 1989 года.
В 1992 компания была приватизирована
по так называемому чешскому методу. Она начала расширять свою деятельность
(купив автозаводы TATRA и LIAZ и построив фабрику по производству алюминиевых
банок для напитков). Это расширение привело к финансовой нестабильности
компании. Эта ситуация завершилась в 1999, когда было заключено соглашение с
основными банками-кредиторами о замораживании деятельности компании, и началась
полная реструктуризация группы SKODA. Результатом стала юридическая и
финансовая стабильность компании. В настоящее время продолжается реструктуризация
входящих в группу компаний по секторам экономики. В апреле 2000 у руля встала
SKODA HOLDING a.s., контролирующая, в первую очередь, 90 дочерних компаний и
большинство выпускаемой продукции.
В
1895 году, как раз под Рождество, было основано небольшое предприятие по
производству и ремонту велосипедов Slavia. Его владельцы, 30-летний Вацлав
Лаурин (Václav Laurin) и 27-летний Вацлав Клемент (Václav
Klement), так бы и продолжали конструирование вышеупомянутых агрегатов, если бы
не гениальная идея, подтолкнувшая их к созданию одноцилиндрового мотора,
вмонтированного в раму велосипеда.
Родоначальники марки
Laurin&Klement, в последствии сменившей название на Skoda — Вацлав Клемент
и Вацлав Лаурин.
Это был небольшой, но очень
значительный шаг — шаг прогресса. В конце 1898 года был выпущен мотоцикл под
маркой Laurin&Klement — первый мотоцикл, достаточно надёжный для ежедневной
эксплуатации. В газете Allgemeine Automobil Zaitung отмечалось: «Можно по
праву выделить фирму Laurin&Klement в Чешском королевстве как создателя
моторной двухколёсной повозки, не умаляя заслуг французских конструкторов
братьев Вернер. Те присоединили к простому велосипеду, не изменив даже его
линии, двигатель, в то время как Laurin&Klement пошли диаметрально противоположным
путём. Они вокруг двигателя и его органов построили велосипед. Идея была одна,
но подходы различные. Разница заключается в том, что французы подчёркивали
принцип велосипеда, чехи же — принцип автомобиля. И чехи оказались правы».
Прошло
всего три года, и принципиально новая модель трёхколёсного мотоцикла, способная
разгоняться до 40 км/ч, сошла с конвейера.
Первый автомобиль
от Лаурина и Клемента носил имя L&K Voiturette появился в 1905 году.
И это
было только самое начало истории, так как в 1905 году Лаурин и Клемент совершили
огромный рывок и представили свой первый автомобиль L&K Voiturette. Это были
2-х и 4-местные лёгкие машины с V-образными 2-цилиндровыми моторами с водяным
охлаждением. В том же году автомобили были выставлены на классические гонки в
Семмеринге (Австрия), где победили в классе дорожных автомобилей. В 1906 году
на автомобили были установлены 4-цилиндровые двигатели, а ещё через год
появляется автомобиль Laurin&Klement с 8-цилиндровым мотором.
Успех,
как это ни парадоксально, принёс с собой беспокойство. Производство автомобилей
требовало новых земель, зданий, оборудования — другими словами, инвестиций.
С 1
января 1907 года партнёры начали процесс трансформирования фирмы
Laurin&Klement в акционерную компанию.
19
июля 1907 года фирма была официально зарегистрирована как «Laurin&Klement»,
акционерная компания, автомобильный завод в Млада Болеславе».
Торговые
представители L&K радостно «потирали руки» при виде успеха новой четырёхцилиндровой
модели F, имеющей двигатель с рабочим объёмом 2438 куб. см.
с боковыми клапанами в L-образной головке мощностью
в 21 л.с. Кроме того, машина впервые была оснащена магнето-зажиганием
высокого напряжения со свечами.
Их ожидания
не были напрасны — в период между маем 1907 года и октябрем
1909 года была продана 371 такая машина.
Автомобиль
был предложен во множестве версий с пассажирским кузовом или кузовом
специального назначения, как, например, лёгкий автобус, который в брошюрах
компании того времени именовался, как «омнибас».
После
соединения двух четырёхцилиндровых блоков типа F в едином картере появился
необычный автомобиль Laurin&Klement FF — первая восьмицилиндровая
машина в Центральной Европе.
В 1907 году
завод участвовал на выставках в Лейпциге, Париже, Берлине
и Санкт-Петербурге и открыл постоянные представительства в Германии,
Италии, Великобритании и России. Внутри страны, то есть, в пределах
империи, процветали отделения в Праге и Вене, и было также
открыто новое отделение в Будапеште.
Успехи,
достигнутые в спортивных соревнованиях, оставались мощнейшим доказательством
качества продукции предприятия (среди них — победа в наиболее престижном
спортивном событии в стране — автогонке на вершину Семмеринг).
В
1908 году завод L&К выпустил последнюю двухцилиндровую модель. Все
автомобили, которые выпускались после этого, имели четырёхцилиндровые
двигатели.
В
этом же году фирма L&К доказала, что она способна удовлетворять
конкретные конструктивные заказы, одержав победу в тендере, объявленном
администрацией Черногории на производство автомобилей, приспособленных для
перевозки пассажиров и почты по крутым и узким дорогам с
множеством ограниченных поворотов, которые связывали Котор с внутренней частью
страны (завод L&К выиграл это соревнование, предложив модифицированные
автомобили, построенные на укороченном шасси, в которых водительская
кабина размещалась над двигателем.)
В 1909—1910 годах
по заказу Венского магистрата было сделано 100 автомобилей-такси. Они
работали много лет, и ещё в 1928 году некоторые из них
встречались на улицах Вены.
В 1911 году
в производство был запущен автомобиль модели S с двигателем мощностью
14 л.с. Он стал самой популярной моделью фирмы перед Первой Мировой
войной. Laurin&Klement типа S пользовался спросом не только
в стране, но и за рубежом, особенно в России, куда
продавалось 35% выпускавшихся машин. Были созданы филиалы фирмы в Петербурге,
Москве, Киеве и Ростове. Крупные партии автомобилей Laurin&Klement продавались
в Японию, Китай, Австралию, Мексику, Германию и Англию.
Но кроме
легковых и грузовых автомобилей компания в разное время производила
авиационные двигатели (и самолёты, в том числе), гоночные авто,
стационарные двигатели для выработки электричества, дорожные катки
и многое другое, что поистине является необычным явлением для
автомобильных компаний.
Шли
годы, появлялись новые автомобили, всё лучше и лучше… И это было
не столько влияние прогресса, сколько трудолюбие и целеустремлённость
работников компании.
В
годы Первой Мировой войны деятельность компании была направлена на производство
военной техники…
27
июня 1925 года, на основании решения о слиянии компаний
Laurin&Klement и акционерного общества Skoda, синдикат «Шкода» стал
полноправным владельцем (100%) автомобильного завода в Млада Болеславе.
Сразу же
возникла необходимость в новой торговой марке (товарном знаке), охраняемой
авторским правом. Её происхождение окружено слухами и домыслами, что является
достаточно примечательным с учётом того факта, что «Шкода» была одной
из наиболее значительных и хорошо организованных компаний.
Некто
предложил в качестве символа голову индейца. Сразу же возникает
разумный вопрос: «Индеец в Чехии?!». Со слов современников
оказывается, что Эмиля Шкоду (Emil Škoda) в его путешествии
по Америке сопровождал верный индеец, и что профиль этого индейца
висел в кабинете Шкоды. На основе этого портрета было создано рельефное изображение,
имевшее 25 сантиметров в диаметре, которое висело в кабинетах ряда
руководителей компании.
А крылатая
стрела привилась и стала символом эффективности и скорости благодаря,
в основном, локомотивам «Шкоды», на которых публика впервые увидела
новую торговую марку.
Область
производства была поистине огромна: было развёрнуто производствоогромного
трейлерного тягача, электрогазового автомобиля, машин «Тиллинг-Стивенс»,
бронированных автомобилей, стационарных двигателей и двигателей для
аэропланов, а также самолётов «Девойтин» и даже дорожного трактора.
Страницы: 1, 2, 3
|