научной обоснованности, преемственности, плановости и ценности
осуществления всех преобразований; надежности управления,
ориентированного на обеспечение устойчивости и мобильности всех звеньев
системы, организацию адекватного и оперативного реагирования на любые изменения
оперативной обстановки; рациональной минимизации
объема функций, их конкретизации и распределения
между различными звеньями системы; оптимальной простоты и гибкости организационных структур;
приоритетной ориентации деятельности всех служб, независимо от их функциональной
специализации, на решение задач борьбы с
преступностью и обеспечения общественной
безопасности.
Направлениями совершенствования управления и развития системы и
структуры МВД России являются:
-
сохранение вертикали подчиненности подразделений
федерального значения (внутренние войска,
региональные подразделения по борьбе с организованной преступностью, органы
внутренних дел на транспорте и режимных объектах и др.);
- четкое разграничение полномочий МВД России и МВД, ГУВД, УВД
субъектов Российской Федерации по руководству подразделениями криминальной милиции,
следственными аппаратами государственной противопожарной службой и органами
исполнения наказания: передача части функций по организации
деятельности милиции общественной безопасности на уровень субъектов Федерации и
органов местного самоуправления при сохранении ее управляемости МВД России.[[15]]
2.
Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, необходимо несколько
слов сказать о внутренних войсках.
Внутренние войска входят в систему МВД РФ. Они состоят из округов,
соединений, воинских частей, военных учреждений, учреждений обеспечения
деятельности внутренних войск и органов управления ими.
В соответствии с Федеральным законом от 6.02.97 г. № 27-ФЗ «О
внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» внутренние войска
предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства,
защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных
посягательств.[[16]]
В этих целях на внутренние войска возложены следующие задачи:
-охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
-
конвоирование осужденных и лиц, заключенных под
стражу;
- участие в территориальной обороне Российской Федерации;
-
оказание содействия пограничным войскам Федеральной
пограничной службы РФ в охране государственной границы.
Деятельность внутренних войск осуществляется на основе
конституционных требований законности, соблюдения прав и свобод человека и
гражданина, а также организационных основ единоначалия и централизации
управления.
Правовой основой деятельности внутренних войск являются
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской Федерации», федеральные законы и
нормативные акты федеральных органов государственной власти. Должностные и
специальные обязанности военнослужащих внутренних войск и порядок их
исполнения, кроме указанных актов, определяются также общевоинскими уставами
Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом внутренних войск МВД РФ и
нормативными правовыми актами МВД РФ.
Говоря о соблюдении в деятельности органов внутренних дел
конституционных требований, следует заметить, что внутренние войска защищают
права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных
посягательств независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Военнослужащим внутренних войск запрещается прибегать к обращению, унижающему
человеческое достоинство.
Комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления
граждан Российской Федерации на военную службу по контракту, а также путем
призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу.
Законом регламентированы полномочия органов государственной власти
Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере деятельности внутренних
войск. В частности, полномочия Президента Российской Федерации заключаются в
следующем: он осуществляет руководство внутренними войсками; утверждает состав,
численность и структуру внутренних войск; принимает решения о дислокации и
передислокации внутренних войск; принимает решения о
привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в
обеспечении режима чрезвычайного положения, назначает на должность по
представлению министра внутренних дел главнокомандующего внутренними войсками и
освобождает его от должности и др.
Соответствующие полномочия предоставлены в отношении внутренних
войск Федеральному Собранию и Правительству РФ. Они относятся к
законодательному регулированию деятельности внутренних войск, их финансовому,
материально-техническому обеспечению и к решению других вопросов.
Компетенция органов государственной власти субъектов Российской
Федерации в сфере деятельности внутренних войск включает полномочия и
обязанности этих органов по вопросам содействия внутренним войскам в
организации их деятельности. Органы государственной власти субъектов Федерации
в пределах своих полномочий участвуют в рассмотрении предложений МВД РФ по
формированию воинских частей, созданию военных образовательных учреждений и
учреждений внутренних войск; создают условия для их деятельности
в соответствии с законодательством, организуют призыв граждан на военную службу
во внутренние войска в соответствии с федеральным законом и обеспечивают
потребности этих войск в комплектовании их гражданами, подлежащими призыву на
военную службу, привлекают в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав
соединений и частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для
ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий
и эпизоотии с обязательным уведомлением об этом министра внутренних дел
Российской Федерации.
Определенные обязанности предусмотрены законом и для федеральных органов
исполнительной власти и их должностных лиц в части содействия внутренним
войскам в их деятельности. Например, в отношении Министерства обороны РФ, Министерства
путей сообщения РФ, Министерства транспорта РФ эти обязанности относятся к
вопросам выделения транспортных средств, вооружения, техники, осуществления воинских
перевозок. Порядок реализации обязанностей этих министерств и их должностных
лиц определяется Правительством РФ.
Задачи государственного значения определены законом соединениям,
воинским частям оперативного назначения и специальным моторизованным
соединениям и воинским частям. В число их включены: участие совместно с
органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного
положения и районов вооруженных конфликтов; участие в принятии мер по усилению
охраны общественного порядка и общественной безопасности в различных
регионах с чрезвычайными ситуациями; участие в пресечении массовых беспорядков
в населенных пунктах и исправительных учреждениях и др. Законом четко
регламентирован порядок выполнения возложенных на внутренние войска задач.
Военнослужащим внутренних войск предоставлено право применять
физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную
технику. Законом предусмотрены случаи и
порядок их применения.
Теперь о концепции развития органов внутренних дел и внутренних
войск МВД России.
Нуждается в совершенствовании и оптимизации оперативно-розыскные
подразделения и службы милиции общественной безопасности, штабные
подразделения, система реагирования на чрезвычайные ситуации, дежурные части
как органы межотраслевого управления, входящие в структуру штабных
подразделений; в повышении правового статуса начальников штабов всех уровней.
Предстоит оптимизировать структуру кадровых аппаратов, создать подразделения
собственной безопасности и другие организационно-структурные подразделения.[[17]]
Важными направлениями совершенствования и оптимизации управления
органами внутренних дел и внутренних войск ОВД являлись и остаются: улучшение
правового обеспечения функций управления, функциональных обязанностей, органов,
служб и подразделений, а также функциональных обязанностей сотрудников данных
органов; совершенствование систем информации и информационно-аналитической работы
как необходимых предпосылок выработки и принятия научно-обоснованных, эффективных
управленческих и иных решений; улучшение содержания и процедуры управления, включая
подготовку и принятие оптимальных планов, организацию и использования
современных методов прогнозирования, учета, контроля и реагирования на изменения
в системе управления и функционирования данных органов; разработка и внедрение
.-научно-обоснованных методов профессионального отбора, . подготовки, обучения,
воспитания и расстановки кадров, повышения человеческого фактора в решении
задач, стоящих перед рассматриваемыми органами; освоение теории и практики
научной организации труда как составной части науки управления; техническое перевооружение
органов внутренних дел и внутренних войск и др.
Заключение
Скажем, что положение ОВД в государственном механизме с точки
зрения как их компетенции, так и построения определяется характером
государства. Переход от авторитарной к демократически организованной власти уже
на начальном этапе вызвал существенные изменения. Наблюдаемые тенденции
развития системы органов внутренних дел обусловлены общими процессами,
протекающими в нашем обществе.
Они в общем и целом не противоречат имеющей место в других странах
тенденции все большей дифференциации и специализации звеньев государственного
аппарата. Общая линия эволюции такова, что вне рамок органов внутренних дел
создается все больше организаций и учреждений, выполняющих некогда присущие им
функции, и с течением времени термин «органы внутренних дел» может стать
родовым для обозначения совокупности органов (аппаратов) , осуществляющих
охрану общественного порядка, безопасности (государственной, общественной,
экологической и т.п.), борьбу с правонарушениями особыми формами и методами.
И последнее, о роли ОВД в обеспечении статуса личности. Ее уровень
во многом зависит от состояния реализации правового статуса каждого сотрудника
внутренних дел. Социально- правовая защищенность сотрудников хотя и поднялась
на более высокий уровень, чем в предыдущий период, но не достигла еще
необходимого уровня.
Список
используемой литературы:
1.
Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть.
Учебник. М., МЮИ МВД России. "Щит-М", 2002.
2.
Бахрах
Д.Н. Административное право. Учебник для вузов.- М.: Издат. БЕК, 1999.
3.
Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права.// Государство
и право, 1997, № 11.
4.
Всеобщая Декларация прав человека.
5.
Закон РСФСР «О милиции»
6.
Ильясов С.Г., Кудрявцев А.В. Государственная служба в органах
внутренних дел: Справочник- М.: Право и Закон, 2000.
7.
Конституция РФ, 1993г.
8.
Положение о службе в органах внутренних дел РФ//Ведомости
Съезда народных депутатов и Верховного Совета
РФ. 1993. № 2.ст. 70.
9.
Правоохранительные органы РФ. Учебник./ Под ред. В.П. Божьева.-
М.: Издат. «Спарк», 2002.
10. Сборник нормативных
актов по административной деятельности органов внутренних
дел. М.: Издат. «Щит-М», 1998.
11. Служба в ОВД. М,
1995.
12. Теория права и
государства. Учебник./ Под ред. В.В.Лазарева.-М.: Новый Юрист, 1997.
13. Тихомиров Ю.А.
Курс административного права и процесса. М.: 2001.
14. Федоров В.П.
Убеждение и правоохранительная деятельность. Санкт-Петерб. юридич. институт.
1996.
15. ФЗ «Об основах государственной
службы РФ»//Собрание законодательства 1995. № 31.-ст. 2990
16. ФЗ «О внутренних
войсках Министерства внутренних дел РФ»// Собрание законодательства
РФ, 1997. № 6. ст. 711
[1] Теория
права и государства. Учебник./ Под ред. В.В.Лазарева.-М.: Новый Юрист,
1997.-С.327-328
[2] Административная
деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Учебник. М.,МЮИ МВД России.
"Щит-М", 2002.-С.56.
[3] Ильясов
С.Г., Кудрявцев А.В. Государственная служба в органах внутренних дел:
Справочник- М.: Право и Закон, 2000 -С.5,6.
[4] Служба в ОВД. М, 1995.-С.
76.
[5] Тихомиров
Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: 2001.-С.683
[6] См.:
Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Учебник.
М.,МЮИ МВД России. "Щит-М", 2001.-С.58-60.
[7] Бахрах Д.Н. Административное
право. Учебник для вузов.- М.: Издат. БЕК, 1999.-С. 185-188.
[8] Федоров
В.П. Убеждение и правоохранительная деятельность. Санкт-Петерб. юридич.
институт. 1996.-С.
[9] Административная
деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Учебник. М.,МЮИ МВД России.
"Щит и М", 2002.-С.62, 97.
[10] Ильясов
С.Г. , Кудрявцев А.В. Государственная служба в органах внутренних дел:
Справочник- М: Право и Закон, 1997-С.6,7.
[11] Административная
деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Учебник. М., МЮИ МВД России.
''Щит-М", 2002.-С.63.
[12] Бельский
К.С. К вопросу о предмете административного права.// Государство и право, 1997,
№ 11.-С19.
[13] Административная
деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Учебник. М., МЮИ МВД России.
"Щит-М", 1998.-С.65.
[14] Правоохранительные
органы РФ. Учебник./ Под ред. В.П. Божьева.- М.: Издат. «Спарк», 2002- С. 32
[15] Административная
деятельность органов внутренних дел. Общая часть. Учебник. М., МЮИ МВД России.
"Щит-М", 2002.-С.65-67.
[16] ФЗ
«О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ»/ / Собрание
законодательства РФ, 1997. №6.ст. 711
[17] Правоохранительные
органы РФ. Учебник./ Под ред. В.П. Божьева.- М.: Издат. «Спарк»,
1997.-С.200-201
Страницы: 1, 2, 3
|