Далее, деятельность ОВД - властная деятельность. Совокупность методов,
используемых в процессе осуществления власти, их сочетание является одним из ее
важнейших качественных показателей.
Методы - этой способы, средства воздействия, применяемые органами
внутренних дел в целях практической реализации возложенных на них задач и
функций. Посредством методов органы внутренних дел, выступая в качестве
субъектов управления, воздействуют на соответствующие объекты управления
(управляемых). Основными методами деятельности органов внутренних дел, так
же как и других органов государственного управления, являются убеждение и
принуждение. Их социальное назначение состоит в обеспечении должного поведения
в сфере управления внутренними органами государства.
Убеждение как метод деятельности органов внутренних дел
заключается в воздействии на сознание и волю людей (управляемых) с целью
добровольного соблюдения ими норм права, регулирующих общественные отношения в
сфере внутренних дел, правопорядка. Это воздействие может выражаться в
нравственном воспитании, правовом обучении, организационно-массовой работе,
поощрении и др.
Наряду с убеждением органы внутренних дел применяют принуждение.
Последнее проявляется в том, что воздействие это предполагает одностороннее
юридически обязательное предписание, исполнение которого гарантируется, а при
необходимости и обеспечивается принудительной силой государства. Принуждение,
применяемое органами внутренних дел, так же как и иными органами
государственного управления, не имеет цели причинить личности физические
страдания или унизить ее достоинство. Однако оно не лишено карательных свойств
и определенных ограничений. Принуждение является средством защиты
урегулированных нормами права общественных отношений. Принуждение применяется
на базе убеждения и в соответствии с требованиями законности[[7]].
Убеждение и принуждение являются универсальными (основными)
методами деятельности органов внутренних дел.
Они находят свою конкретизацию (в зависимости от содержания управляющего
воздействия на управляемых) в организационных, административных,
психологических, экономических, социологических и иных методах воздействия[[8]].
Задачи, функции и методы деятельности обусловливают особенности
компетенции органов внутренних дел, которые состоят в следующем: компетенция
органов внутренних дел носит правоохранительный характер. В связи с этим в литературе
и законодательстве они нередко именуются правоохранительными; в отличие от
большинства органов государственного управления органы внутренних дел обладают
правом производства дознания и следствия, осуществления оперативно-розыскных
мероприятий. При реализации названных направлений деятельности соответствующие
службы, и их полномочные представители и следователи руководствуются нормами
уголовного и уголовно-процессуального законодательства в соответствии с
уголовно- исполнительным законодательством органы внутренних дел организуют и
осуществляют работу по исполнению уголовных наказаний; органы внутренних дел
обладают надведомственной компетенцией по осуществлению
административно-надзорных функций, осуществляют надзор за соблюдением правовых
норм, регулирующих отношения в сфере общественного порядка и безопасности, контроль
за соблюдением паспортных правил, лицензионно -разрешительных правил, правил,
регулирующими дорожное движение, правил противопожарной безопасности и другие
органы внутренних дел наделены широкими полномочиями по применению мер административного принуждения
(административно- предупредительных мер, мер административного пресечения, мер
административно-процессуального обеспечения, административных взысканий);
органы внутренних дел не только организуют выполнение возложенных на них
правоохранительных функций, но и непосредственно практически осуществляют эти
функции.[[9]]
Органы внутренних дел характеризуются и особенностями собственной
структуры. Она определяется полномочными государственными органами и содержит в
себе различные составные звенья, имеющие соответствующие функции и правомочия.
Указанные особенности дают основания говорить об органах внутренних дел как о
специальной разновидности государственных органов исполнительной власти.
Следует отметить, что термин «государственная служба в органах
внутренних дел» широкого применения еще не нашел. Чаще всего употребляется
термин «служба в органах внутренних дел». Однако нужно иметь в виду, что термин
«служба» имеет несколько значений.
Во-первых, служба в органах внутренних дел как понятие социальное
применяется для определения характера и рода деятельности людей, отражая факт
общественного разделения труда.
Во-вторых, службой иногда именуют структурные подразделения органа
(кадровое, юридическое, финансовое, тыловое и т.д.) или разновидность деятельности
сотрудников органов внутренних дел, определенную часть их работы, отличающуюся спецификой
полномочий (патрульно-постовая, наружная и т.д.).
В-третьих, под словом «служба» понимают самостоятельное ведомство.
В научной и учебной литературе термину «государственная служба»
придавалось различное понимание. Федеральный закон Российской Федерации «Об
основах государственной службы Российской Федерации» в ст. 2 впервые дал
правовое определение этому термину. Теперь под государственной службой
понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий
государственных органов.
Служба в органах внутренних дел является разновидностью
государственной службы Российской Федерации, особенности прохождения которой
устанавливаются федеральными законодательными актами на основании Федерального
закона Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской
Федерации»[[10]].
Система органов внутренних дел характеризуется следующими
положениями: наличием элементов (подсистем); субординационными и
координационными связями элементов; целостностью, качественным своеобразием и
относительной самостоятельностью. Вместе с тем она представляет собой сложную
подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций
система органов внутренних дел и ее звенья (элементы) вступают в управленческие
и иные отношения (внутрисистемные и внешние, т.е. внесистемные) с различными
государственными органами, общественными организациями, коллективами и
отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения.
т.е. вертикальными, и сотрудничества согласования, т.е. горизонтальными.
Система органов внутренних дел построена на принципе федерализма с
учетом национально-государственного и административно-территориального
устройства, а также с учетом особенностей их функций, характера и объема задач,
поскольку объект управления - сфера внутренних дел обусловливает не только
содержание и формы ее проявления, но требует определенной системы органов,
осуществляющих управление в сфере внутренних дел государства.
Система рассматриваемых органов проявляет себя в двух ролях: как
управляющий субъект и как управляемый объект[[11]].
Анализ управленческой деятельности позволяет выделить характерные
для нее две группы основных общественных отношений: организационно-структурные
и организационно-функциональные. Это - типилизованные отношения, составляющие
основу государственного управления. Характерно, что они:
1) возникают в процессе государственного управления
(руководства);
2) имеют в качестве обязательного субъекта орган исполнительной
власти (аппарат управления);
3) являются преимущественно отношениями «власти-подчинения».
Организационно-структурные отношения отражают организационную структуру
органа государства, административного ведомства, учреждения и предприятия.
Организационная структура устанавливает место и роль - любого структурного подразделения
(департамента, управления, отдела) и завершается установлением государственных должностей,
определяющих обязанности, права и ответственность государственных служащих.
Организационно-функциональные отношения возникают в процессе
повседневной работы органов исполнительной власти, обеспечивают динамику управленческой
деятельности и проявляются в управленческом воздействии руководителя на
подчиненный персонал, которое может быть, планирующим, направляющим,
координирующим, контролирующим.
Вторичный слой управленческих отношений образуют
государственно-служебные отношения, которые встраиваются в
организационно-служебные отношения, которые встраиваются в
организационно-структурные и организационно-функциональные и обеспечивают
деятельность органов управления.[[12]]
Между субъектом
и объектом управления существуют : постоянные прямые и обратные связи. Прямая
связь исходит от субъекта управления в виде команд, управленческих решений.
Обратная связь поступает от объекта управления в виде информации о выполнении
команд.
В основе взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов
внутренних дел лежит принцип сочетания централизации и децентрализации. Первые
направляют и контролируют деятельность нижестоящих органов, их решения
обязательны для нижестоящих.
Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное
руководство с инициативой и творческой активностью органов на местах, ценностью
каждого органа за порученное дело. Предоставление нижестоящим органам широких
прав в решении оперативных, текущих вопросов охраны общественного порядка и
безопасности способствует развитию инициативы. Однако это не снижает
ответственности вышестоящих органов за деятельность подчиненных органов.
Деятельность всех органов внутренних дел носит творческий организующий
характер, содействует реализация задач государства, упрочению '' правопорядка и
законности.
Система органов внутренних дел динамична, она постоянно
развивается и совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями,
происходящими в стране. Комплексный подход к решению социальных проблем требует
строго учитывать при построении системы органов внутренних дел все
системообразующие и влияющие на систему факторы. Государство уделяет постоянное
внимание улучшению деятельности органов внутренних дел, причем важнейшее место
занимают меры по дальнейшему совершенствованию организационных структур.
Деятельность каждого звена системы органов внутренних дел
ограничена масштабом территориальной деятельности. Эта территория может
охватить Российскую Федерацию а целом, национально- государственную или
административно-территориальную единицу. В соответствии с масштабом
территориальной деятельности и компетенцией того или!| иного звена система
органов внутренних дел подразделяется на две подсистемы: федеральные органы
внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации. Каждая
подсистема характеризуется наличием нескольких уровней[[13]].
Федеральные органы внутренних дел подразделяются на органы
различных уровней. К первому уровню относится Министерство внутренних дел
Россия, ко второму региональные федеральные органы внутренних дел, действующие на
территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность
этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев,
областей и иных территориальных единиц (в пределах железной дороги и др.) .
Образование, реорганизация и ликвидация региональных органов производятся
федеральным МВД по согласованию с субъектами Федерации, на территории которых
они действуют. К региональным федеральным органам внутренних дел, в частности
относятся: окружные управления материально-технического и
военного снабжения, региональные управления по организованной преступности,
округа внутренних войск, органы внутренних дел на транспорте и др.[[14]].
Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации также
подразделяются, как правило, на два уровня. К. первому уровню относятся
министерства внутренних дел республик, управления (главные управления)
внутренних дел краев, областей, городов Федерального значения (гг. Москвы и
Санкт-Петербурга), автономной области, автономных округов - УВД, ГУВД. Второй
уровень органов внутренних дел субъектов Российской Федерации составляют
управления (отделы) внутренних дел городов, районов, районов в городах - ГОВД,
РУВД, РОВД (горрайорганы внутренних дел).
Вместе с тем в звеньях системы органов внутренних дел субъектов
Российской Федерации нет единообразия. В ряде крупных городов, республиканских,
краевых и областных центров и городах, имеющих внутригородские районы, образуются
городские управления (отделы) внутренних дел в районные отделы внутренних дел.
В иных городах создаются районные отделы внутренних дел, которые
непосредственно подчиняются УВД края, области. В Москве и Санкт-Петербурге
функционируют главные управления внутренних дел, а в масштабе административных
округов Москвы и районов Санкт-Петербурга образованы управления внутренних дел.
Органы внутренних дел субъектов Российской Федерации находятся
в двойном подчинении: подчиняются вышестоящим лицам внутренних дел и соответствующим
органам исполнительной власти субъектов Федерации (правительству республики, администрации
края, области, города, округа).
Система органов внутренних дел на транспорте в силу специфичности
задач и сферы ее деятельности построена иначе. В отличие от территориальных
органов региональные органы внутренних дел на транспорте не
находятся в двойном подчинении. Каждый нижестоящий орган внутренних дел на
транспорте подчинен только по вертикали вышестоящим органам внутренних дел на
транспорте. Система органов внутренних дел на транспорте построена также с
учетом существующей системы органов управления железнодорожным, водным и
воздушным транспортом. Она построена таким образом, чтобы звенья этой системы
могли успешно решать возложенные на них задачи по обеспечению личной
безопасности граждан, общественного порядка и общественной ясности на
транспорте, по предупреждению и пресечению преступлений и административных
правонарушений, охране перевозимых грузов, личного имущества и прав граждан,
пользующихся услугами транспорта, а также работающих на его объектах.
Возглавляет систему органов внутренних дел на транспорте Главное
управление внутренних дел на транспорте МВД России (ГУВДТ), которое
непосредственно подчиняется руководству МВД России. В регионах органами
внутренних дел на транспорте являются управления (отделы) внутренних дел
(например, Юго-восточное управление внутренних дел на
транспорте, Дальневосточное управление внутренних дел на транспорте. Московское
управление внутренних дел на железнодорожном транспорте, Московское управление
внутренних дел на воздушном транспорте, Якутский отдел внутренних дел на
транспорте. Северо-западное управление внутренних дел на транспорте и др.
Руководство управлениями (отделами) внутренних дел на транспорте
осуществляет Главное управление внутренних дел на транспорте МВД России.
Порядок руководства определяется Министерством внутренних дел Российской
Федерации.
Нижестоящими звеньями системы органов внутренних дел на транспорте
являются линейные управления (отделы, отделения) -ЛОВД. Они образуются на
крупных транспортных узлах, железнодорожных станциях, в авиационных, морских,
речных портах в зависимости от штатной численности личного состава, объема
работы, характеристики обслуживаемых ими объектов транспорта с учетом уровня
преступности и других факторов, влияющих на состояние криминогенной обстановки.
Указанные исключения в системе органов внутренних дел являются
отражением объективной необходимости постоянного приспособления субъекта
управления к объекту управлениям т.е. соответствия системы органов внутренних
дел конкретным задачам и содержанию их деятельности. Кроме территориальных
органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте в систему МВД
России входят службы и подразделения милиции, противопожарной службы, следственная
аппараты, органы исполнения уголовные наказаний, внутренних войск, органы
материально-технического и военного снабжения, учебные заведения,
научно-исследовательские учреждения и другие органы, подразделения,
предприятия, учреждения и организации.
Действующая
система органов внутренних дел как система взаимозависимых элементов, связанных
едиными общими целями и задачами, закреплена юридически в законодательных и
иных нормативных актах.
Упорядочение
системы и структуры органов внутренние дел непосредственно влияет на совершенствование
управления ими. Согласно Концепции развития органов внутренних дел и внутренних
войск МВД России целью развития системы является приведение ее в состояние,
позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных
посягательств. Необходимость преобразований в органах внутренних дел
обусловлена изменениями в экономической, политической, социальной жизни России.
Поэтапные преобразование согласно Концепции будут производиться на основе
следующих принципов: целостности и единства системы МВД России при сочетании вертикальной
федеральной подчиненности с самостоятельностью органов внутренних дел субъектов
Федерации и местных органов охраны общественного порядка;
Страницы: 1, 2, 3
|