Меню
Поиск



рефераты скачать Правовой статус иностранных работников в РФ

Кроме того, приняты и действуют многочисленные подзаконные акты, регламентирующие отдельные вопросы трудовой деятельности иностранных работников на территории РФ. Соответствующие нормы содержатся, например, в Постановлении Правительства РФ от 23.12.2006 N 798 "Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы"[27], закрепившем Правила подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также утвердившем форму такого уведомления[28]; Постановлении Правительства РФ от 16.01.2003 N 21 "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников в составе экипажей российских морских судов"[29]; Постановлении Правительства РФ от 11.10.2002 N 755 "Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу"[30] и др.

На уровне субъектов РФ вопросы привлечения и использования иностранной рабочей силы регулируются, как правило, в актах подзаконного уровня.

Как уже отмечалось выше, Закон № 115-ФЗ определяет «иностранного работника» как иностранного гражданина, временно пребывающего в Российскую Федерацию и осуществляющего в установленном порядке трудовую деятельность». Временно пребывающими считаются иностранные граждане, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания определяется сроком действия визы, вы­данной иностранному гражданину. Если он прибыл в РФ в порядке, не требующем получе­ния визы, то срок его временного пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, определенных Законом (ст. 5 Закона № 115-ФЗ).

Закон № 115-ФЗ исходит из широкой концепции трудовой деятельности, включая в нее труд иностранных граждан на основании трудовых договоров и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Согласно пп. 2 и 3 ст. 13 Закона, работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров; заказчиком работ (услуг) – физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве работодателя либо заказчика работ (услуг) может выступать иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует отметить, что Закон № 115-ФЗ выделяет особенности регламентации трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в качестве иностранных работников в РФ в порядке, требующем получения визы, и иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

 

2.2. Порядок привлечения иностранной рабочей силы


Процесс привлечения иностранной рабочей силы в РФ включает ряд последовательных стадий. Прежде всего, отметим, что в силу п.4 ст.13 Закона № 115-ФЗ, работодатели и заказчики работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Порядок выдачи разрешений утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»[31].

Однако указанный порядок не распространяется на следующие группы иностранных граждан: 1) постоянно проживающих в РФ; 2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ; 3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; 4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования; 5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ; 6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул; 7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются; 8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования[32].

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявления и документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил. В случае если для принятия решения о выдаче такого разрешения требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов.

Полученное работодателем разрешение на привлечение и использование иностранных работников не может быть передано другому работодателю, а привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. Работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям и в субъекте (субъектах) Российской Федерации, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников. Следует отметить, что выданное разрешение может быть приостановлено или даже аннулировано в случаях, прямо перечисленных в Постановлении Правительства № 681.

После получения разрешения на привлечение и исполь­зование иностранных работников действия работодателя за­висят от того, граждан каких государств он планирует при­влечь к осуществлению трудовой деятельности. В том слу­чае, если речь идет о гражданах, с которыми у РФ установлен взаимный визовый режим въезда-выезда, работодатель должен оформить приглашение на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности[33]. Приглашение выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами миграции, или его территориальные органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем в соответствующий орган[34].

При принятии решения об оформлении приглашения иностранному гражданину на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности паспор­тно-визовое подразделение исходит из квоты на выдачу этих приглашений. Квота устанавливается с целью обеспечения приоритета использования национальных трудовых ресур­сов. Она ежегодно утверждается Правительством РФ по пред­ложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографичес­кой ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Общий порядок определения потребности в привлечении иностранных работников регулируется вновь принятой статьей 18.1 Закона № 115-ФЗ «Особенности регулирования рынка труда иностранных работников». Кроме того, в настоящее время и действует Постановление Правительства от 22.12.2006 N 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации»[35].

Кроме того, в силу п. 3 ст. 18 Закона № 115-ФЗ необходимо заключение о привлечении и об использовании иностранных работников, которое выдается сроком на один год[36]. Порядок выдачи данного заключения осуществляется в порядке, установленном Инструкцией об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, утвержденной Приказом Минтруда России от 15 июля 2003 г. N 175[37].

В соответствии с пп. 5, 7 и 10 ст. 18 Закон № 115-ФЗ работодатель должен внести на специально от­крытый федеральным органом исполнительной власти, ве­дающим вопросами миграции, счет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ. Эти средства являются своего рода «залогом», который используется для того, чтобы обеспечить выезд иностранного работника из РФ после окончания срока трудового дого­вора[38]. В том случае, если работодатель после выезда работника предъявит проездные документы, подтверждающие оплату выезда иностранного работника из РФ, эти денежные средства ему возвращаются.

На работодателя, привлекающего к трудовой деятельности иностранного работника, возложен ряд дополнительных обязанностей. Согласно п. 8 ст. 18 Закона № 115-ФЗ он обязан: 1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, если иное не предусмотрено законом; 2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; 3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в РФ; 4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в РФ нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику; 5) содействовать выезду иностранного работника из РФ по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг); 6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного законом порядка привлечения и использования иностранных работников; 7) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров; 8) направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания[39].

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, представляющего собой документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Работодатель обязан обеспечить получение иностранными граж­данами разрешений на работу.

Законодатель перечисляет некоторые категории иностранных граждан, которым такое разрешение не требуется (постоянно или временно проживающие в РФ; сотрудники и работники дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций, частные домашние работниками указанных лиц; работники иностранных юридических лиц, выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования; журналисты, аккредитованные в РФ; иностранные студенты и преподаватели).

Порядок выдачи разрешений утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»[40]. Разрешение на работу выдается при условии: а) достижения иностранным гражданином 18-летнего возраста; б) привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности работодателем по трудовым или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников; в) отсутствия в заявлении о выдаче разрешения на работу и представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также обстоятельств, предусмотренных п. 9 ст. 18 Закона № 115-ФЗ.

Разрешение на работу выдается работодателю для каж­дого иностранного работника. Основанием для отказа в выдаче разрешения на работу является наличие в заявлении и представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также установление обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на работу (иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; в течение 5 лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации и т.д. – все основания предусмотрены п.9 ст.18 Закона № 115-ФЗ).

Следует заметить, что иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, осуществляющую в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан, или через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством РФ в качестве представителя этого иностранного гражданина, в орган миграционной службы[41].

Кроме того, следует иметь в виду, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (пункт 4.2 статьи 13 Закона № 115-ФЗ). Введение такого ограничения означает, что привлечение иностранных работников должно осуществляться исключительно в интересах конкретного субъекта Федерации для развития его регионального рынка труда[42].

Особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, регулируются ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 23.12.2006 N 798 «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»[43].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.