МОТ исходит из
того, что трудовая миграция представляет собой не только экономическое, но и
социальное явление; влекущее последствия не только для самого лица,
вовлеченного в трудовые отношения, но и для членов его семьи. Поэтому Конвенция
МОТ № 118 «О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в
области социального обеспечения», принятая 28 июня 1962 г.[10] гарантирует равноправие
граждан страны пребывания и мигрантов в сфере социального обеспечения
независимо от срока пребывания в стране. При этом в отношении
трудящихся-мигрантов могут предусматриваться такие социальные гарантии, как:
медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери
трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной
трудоспособности, пособие по безработице и т.п.
Следует назвать
Конвенцию МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении
трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», принятой 24 июня 1975
г.[11] Государства-участники должны
выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры
к ее сокращению. Кроме того, Конвенция требует обеспечить равенство в
обращении, социальном обеспечении, участии в профсоюзах и прочие социальные
гарантии для лиц, находящихся на территории государства на законных основаниях
в качестве трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Общепризнано, что
конвенции и рекомендации МОТ служат ориентиром для развития национального
законодательства и политики в сфере труда. На современном этапе уже можно
говорить о сформировавшейся системе международных трудовых актов, состоящих из
конвенций и рекомендаций МОТ, которые принято называть «Международным трудовым
кодексом». Вместе с тем, многие международно-правовые акты о трудовой миграции
на территории России не действуют, что, на мой взгляд, является анахронизмом
времен «холодной войны». Тем более, «российское трудовое законодательство
несмотря на наличие кодифицированного нормативно-правового акта, по многим
параметрам в той или иной мере отстает от требований МОТ в вопросах регулирования
труда с участием иностранцев»[12].
Российская
Федерация не ратифицировала ни одну из международных конвенций, касающихся
трудящихся-мигрантов. Как отмечается в литературе, время их принятия относится
к периоду существования СССР, который практически не участвовал в международном
обмене труда. Россия в начальный период становлении своей государственности не
была заинтересована в ратификации данных конвенций, вследствие экономической
невозможности их выполнения[13]. Кроме того, следует
учитывать и национальный менталитет (особенности правосознания населения) –
настороженное отношение россиян к работникам-иностранцам. Однако, в настоящее
время ситуация изменилась. Россия все активнее включается в международный обмен
трудовыми ресурсами. Большое количество наших сограждан трудоустраиваются за
рубежом. Наша страна заинтересована в привлечении иностранной рабочей силы
вследствие демографического кризиса, следствием которого становится недостаток
трудоспособного населения. Эти обстоятельства обусловливают необходимость
ратификации международных актов ООН и МОТ в сфере трудовой миграции.
Как подчеркивает
О.К. Дадаев, важным шагом в направлении интеграции России в мировое сообщество
должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процесс
трудовой миграции[14]. Е.В. Виноградова оценивает
ратификацию международных конвенций по миграции как признание приоритета норм
международного права над национальным законодательством. Что чрезвычайно важно
для интегрирования нашей страны в мировое сообщество; разумеется. Такой шаг
потребует определенного времени, а также финансовых и организационных ресурсов[15].
Неприсоединение
России к международным конвенциям в сфере трудовой миграции ставить нашу страну
как участника международного рынка труда в менее выгодное положение.
Иностранные работники не пользуются всеми правами, предоставляемыми актами МОТ
трудящимся-мигрантам, а российские работники за рубежом находятся в худшем
положении, чем их коллеги из стран ратифицировавших соответствующие
международные документы. Ратификация Конвенций ООН и МОТ должна рассматриваться
как позитивный шаг при интеграции РФ в международное сообщество. Необходимым
является, прежде всего, разработка и принятие нормативных правовых актов,
касающихся правового статуса трудящихся-мигрантов, согласующихся как с буквой,
так и с духом международных норм.
Акты Совета
Европы.
Совет Европы – региональная организация европейских государств, созданная в
1949 году. Сейчас в нее входит 43 государства (Российская Федерация – с 1996
года). Региональные европейские стандарты труда с точки зрения прав человека
закреплены главным образом в двух актах: Европейской Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, заключенной в Риме 4 ноября 1950 г. и
ратифицированной РФ, и Европейской Социальной Хартии, принятой в Турине 18
октября 1961 г. и называемой кодексом социальных и трудовых прав работников
(Россия не участвует).
Кроме того,
следует упомянуть Европейскую Конвенцию о правовом статусе
трудящихся-мигрантов, заключенную в Страсбурге 24 ноября 1977 г. (Россия не
участвует). Конвенция затрагивает все основные аспекты правового статуса
трудящегося-мигранта: условия найма на работу (право въезжать на территорию
государства-участника с целью выполнения оплачиваемой работы после получения
предварительного разрешения на это и при наличии необходимых документов);
медицинское и профессиональное освидетельствование (в случае необходимости
выявления соответствия физических и профессиональных качеств работника будущей
работе); трудовой договор (должен заключаться на языке происхождения
трудящегося-мигранта); выдача вида на жительств, право на работу (разрешение на
работу выдается, как правило, на срок до одного года у одного работодателя на
одном рабочем месте и продлевается на срок от одного года); переезд, право на
информацию и консультации (по приезде на место работы в целях скорейшего
освоения условий работы и жизни); условия работы, право на объединение, перевод
заработной платы на родину, медицинское и социальное страхование, возвращение
на родину и т.д.
Акты
Содружества Независимых Государств. Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ
в 1995 году приняла региональную Конвенцию – т.н. модельный рекомендательный
акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ», содержащую принципы
согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов в
рамках СНГ. Решением Совета министров иностранных дел государств-членов СНГ от
15 сентября 2004 г. утвержден проект Конвенции «О правовом статусе
трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ», который уже
в нынешнем году планируется внести на рассмотрение Совета глав правительств
СНГ. В Конвенции предполагается определить понятие и виды трудящихся-мигрантов;
пределы ограничений в сфере внешней трудовой миграции; основные права и свободы
трудящихся-мигрантов и членов их семей; меры государств-участников по
обеспечению и гарантированию прав трудящихся-мигрантов.
Международные
договоры. Выступают
ведущим международно-правовым источником в сфере правового регулирования
внешней трудовой миграции. Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых,
согласно ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ закрепляет приоритет норм
международного договора над нормами национального права; если международным договором РФ
установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила международного договора». Во-вторых, Россия не ратифицировала ни одной
Конвенции ООН, МОТ и Совета Европы о трудящихся-мигрантах,
и международные договоры остаются единственным источником действующих норм
международного права в области
миграции. В-третьих, международные
договоры предоставляют трудящимся-мигрантам, как правило, повышенные трудовые и
социальные гарантии чем действующее в России законодательство о труде.
Международные
договоры можно условно разделить на три группы: 1) многосторонние соглашения в
рамках СНГ; 2) двусторонние соглашения со странами СНГ; 3) двусторонние договоры
со странами т.н. дальнего зарубежья.
Важным многосторонним актом по вопросам миграции, принятый в рамках
СНГ, является межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области
трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г.[16], в основном посвященное
унификации коллизионных норм в области трудовой миграции.
14 января 1993 г. было заключено Соглашение между
Правительством РФ и Правительством Украины о трудовой деятельности и
социальной защите граждан России и Украины работающих
за пределами границ своих государств[17]. 27
мая 1993 г. подобное соглашение было заключено с Республикой
Молдова[18]. 19 июля 1994 г. заключено Соглашение между Правительством РФ и правительством Республики Армения о трудовой
деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих
на территории Республики Армения, и граждан Peспублики Армения, работающих на территории РФ[19]. 28
марта 1996 г. - Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Киргизской Республики о трудовой деятельности и
социальной защите трудящихся-мигрантов[20]. Эти соглашения закрепляют принцип применения национального режима к
трудящимся-мигрантам из соответствующей страны. Въезд, пребывание и трудовая
деятельность работника регулируются законодательством страны трудоустройства. Трудовая
деятельность оформляется трудовым договором. Закрепляется, что работодатель
страны трудоустройства регистрирует трудовые договоры в учреждениях,
определенных уполномоченными органами и что при изменении ситуации на
национальном рынке труда каждая страна на основе взаимности может вводить
ограничения на прием работников из другой страны. Регулируются вопросы
возмещения работнику ущерба (вреда) вследствие увечья либо иного повреждения
здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
В настоящее время заключены и действуют целый
ряд международных договоров по вопросам трудовой миграции со странами дальнего
зарубежья. В их числе: Соглашение между Правительством РФ и
Правительством Китайской Народной Республики о
временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации
в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в РФ от 3 ноября 2000 г. (далее – Соглашение с КНР);
Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах направления и
приема вьетнамских граждан на работу
на предприятиях, в объединениях и организациях РФ от 29 сентября 1992 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Словацкой Республики об
организации занятости в рамках выполнения договоров подряда и взаимном трудоустройстве граждан от 13 февраля
1995 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Польша о принципах трудовой деятельности
российских граждан на территории
Республики Польша и польских граждан на территории РФ от 15 марта 1994 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан от 29 июня 1999 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики о временной
трудовой деятельности граждан РФ и
граждан Чешской Республики от 25 июня 1998 г.[21]
В
заключение заметим, что практика заключения двусторонних соглашений по вопросам
регулирования внешней трудовой миграции является весьма перспективной. В связи
с тем, что РФ не присоединилась ни к одной международной конвенции о
трудящихся-мигрантах, заключение большого количества двухсторонних соглашений в
этой сфере должно являться гарантией предоставления особого благоприятного
режима для трудящихся-мигрантов, как осуществляющих свою трудовую деятельность
в РФ, так и для российских работников за рубежом.
2.1. Источники
правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных работников в Российской
Федерации
Правовой
институт внешней трудовой миграции носит комплексный характер, поскольку
составляющие его нормы находятся в разных отраслях права: административном,
гражданском, конституционном, международном, трудовом, праве социального
обеспечения и др. М.А. Андриянова считает, в частности, что «в связи с
наметившейся неопределенностью по вопросу компетенции регулирования трудовых
отношений с участием иностранцев определить, что абз. 4 ст. 11 ТК РФ должен
трактоваться как норма минимальной защиты для иностранных граждан и лиц без
гражданства; подтвердить, что регулирование особенностей трудовых отношений с
участием иностранцев относится к сфере действия МЧП России»[22].
Ряд авторов, говоря о существовании международного частного трудового права как
подотрасли международного частного права, состоящего из материально-правовых и
коллизионных предписаний[23].
На наш
взгляд, более верной представляется позиция Г.С. Скачковой, которая считает,
что «законодательство РФ, закрепляя правовую основу для регулирования трудовых
отношений с участием иностранцев, исходит из трудоправового характера прав и
обязанностей иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ
путем заключения, прежде всего, трудового договора»[24].
В силу
ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к сфере совместного
ведения РФ. Поэтому субъекты РФ вправе принимать собственные нормативные
правовые акты по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы
на своей территории. Как справедливо отмечает И.Я. Киселев, правовое
регулирование трудовых отношений с иностранным участием является новым для
трудового права РФ направлением, «которого практически не было в советском
трудовом праве и которое еще не сложилось окончательно на сегодняшний день»[25].
Правовые основы
внешней трудовой миграции вытекают из ряд положений Конституции РФ. Так,
согласно ст. 27 Конституции РФ «Каждый, кто законно находится на территории РФ,
имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Каждый может свободно выезжать за пределы РФ». Иностранные граждане и лица без
гражданства в соответствии со ст. 62 Конституции РФ пользуются в РФ правами и
исполняют обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных
федеральным законом или международным договором РФ.
Согласно ст.11 ТК
РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными
актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые
отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций,
созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо
с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если
иное не предусмотрено международным договором РФ. Таким образом, иностранным
работникам предоставляется национальный режим за некоторыми изъятиями, которые
могут устанавливаться международными договорами и федеральными законами.
Специальное
законодательство о внешней трудовой миграции в нашей стране отсутствует.
Основным источником правового регулирования отношений, связанных с трудом иностранных
работников на территории РФ, является уже упоминавшийся Закон № 115-ФЗ. Именно
в данном Законе определены понятия, "иностранный гражданин",
"трудовая деятельность иностранного гражданина", "иностранный
работник", "иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве
индивидуального предпринимателя", "разрешение на работу";
определены правовые условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях,
оформления приглашений на въезд в РФ иностранного гражданина в целях
осуществления трудовой деятельности; решаются вопросы контроля за трудовой
деятельностью иностранных работников. Согласно ст. 17 Федерального закона от
19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) «О занятости населения в Российской
Федерации»[26] привлечение на территорию РФ
иностранной рабочей силы является приоритетным правом Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|