Президент
располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на
формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее
законодательную деятельность.
Глава государства
в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции назначает выборы Государственной
Думы.
Конституцией 1993
года Президенту предоставлено право распустить Государственную Думу в случаях и
порядке, предусмотренных Конституцией. Это полномочие выступает как правовое
средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим устоям
государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска
Государственной Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных
Президентом кандидатур Председателя Правительства (ст. 111, ч. 4), повторное в
течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (ст. 117, ч. 3), отказ в
доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя
(ст. 117, ч, 4). При этом Конституция устанавливает и условия, при которых
роспуск Государственной Думы невозможен (ч. 3 ст. 92, чч. 3, 4, 5 ст. 109).
Перечень оснований для роспуска Государственной Думы Президентом является
исчерпывающим, он не может быть расширен каким-либо законом или указом
Президента.
Весьма обширны
полномочия Президента, дающие ему возможность участвовать в законодательной
деятельности Федерального Собрания. Глава государства обладает правом
законодательной инициативы (ст. 84 Конституции), позволяющим ему ставить вопрос,
как о принятии новых законов, так и о внесении изменений и дополнений в
действующие (включая Конституцию). Вместе с тем в настоящее время необходима
более тесная координация Президентом структур исполнительной власти, чтобы
упорядочить законопроектную работу, исключить дублирование, распыление сил. В
частности, в настоящее время ряд законопроектов готовится как в Главном
государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, так и
Министерстве юстиции, отсутствует четкое распределение перечня законопроектов,
подготавливаемых президентскими и правительственными структурами.
Президент имеет
возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путем
использования права вето, т. е. права, не подписывая, отклонить закон, принятый
Федеральным Собранием. Конституция не указывает мотивы, которыми
руководствуется глава государства. Это может быть убеждение в
нецелесообразности того или иного варианта решения вопроса в законе,
противоречие его Конституции, вообще действующему законодательству и т. д.
Президент,
согласно Конституции, не только подписывает, но и обнародует законы посредством
их опубликования. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов
определен Федеральным законом от 25 мая 1994г. «О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания».
Средством влияния
главы государства на деятельность Федерального Собрания является и
предусмотренный п. «е» ст. 84 Конституции институт послания Президента
парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней
политики государства. Правовая природа послания Президента парламенту четко
законом не определена. С одной стороны, как уже отмечалось, Президент в
соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные
направления внутренней и внешней политики, из чего можно сделать вывод об
обязательном характере общих установок и конкретных поручений, содержащихся в
послании. С другой стороны, послание не является нормативным актом, не может
противоречить законам, принимаемым Федеральным Собранием, и каким-либо образом
ограничивать правотворческую деятельность парламента.
Статья 84
Конституции в самом общем виде определяет основное содержание послания:
положение в стране, основные направления внутренней и внешней политики. Кроме
того, поскольку это — послание для парламента, логичен вывод о том, что в нем
должна идти речь и о взгляде Президента на законодательную деятельность, на ее
основные направления и приоритеты. Точка зрения Президента по этому вопросу
должна быть учтена Федеральным Собранием, во всяком случае, стать предметом
обсуждения с его стороны. Применительно же к деятельности Правительства,
министерств, других структур исполнительной власти положения послания подлежат
безусловному выполнению.
В третьем
послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию одной из
центральных стала задача укрепления Российского государства, отладка механизмов
управления через право, укрепление судебной власти и развитие местного
самоуправления.
В системе
разделения властей Президент взаимодействует не только с законодательной, но и
с судебной ветвью власти. Это взаимодействие достаточно специфично, поскольку
глава государства не может в какой-либо форме вмешиваться в деятельность
судебных органов. Его полномочия связаны лишь с участием в формировании органов
судебной власти, которые к тому же осуществляются совместно с Советом
Федерации. Согласно п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету
Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Само же
назначение этих судей осуществляется Советом Федерации. Президент в соответствии
с п. «е» ст. 83 Конституции имеет право назначать судей других федеральных
судов, понятие и перечень которых должны быть определены федеральным
конституционным законом о судебной системе Российской Федерации. Президенту
принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального
прокурора Российской Федерации, а также вносить предложение об освобождении его
от должности.
В Конституции не
решен вопрос о том, вправе ли Президент предлагать для повторного рассмотрения
кандидатуру на пост члена названных федеральных органов судебной власти, ранее
отвергнутую Советом Федерации, Подобного рода уточнение должно быть сделано в
соответствующих федеральных законах.
3. Полномочия в
области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности
относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества,
среда обитания, конституционный строй, суверенитет и территориальная
целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является
государство, осуществляющее функции в этой области через органы
законодательной, исполнительной и судебной власти.
Как глава государства
Президент осуществляет ряд важных полномочий в этой сфере. Согласно п. «ж» ст.
83 Конституции, он формирует и возглавляет Совет Безопасности. Статус этого
органа, юридическую природу его актов еще предстоит определить федеральным
законом. Очевидно, что этот конституционный орган должен рассматривать вопросы
внутренней и внешней политики России, касающиеся государственной,
экономической, оборонной, экологической и иных видов безопасности, вырабатывать
единую концепцию национальной безопасности России, координировать деятельность
иных государственных Структур, занимающихся обеспечением безопасности страны.
К компетенции
Президента относится утверждение военной доктрины России, которая является
частью общей концепции безопасности. Современная военная доктрина России была
утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993г. и содержит
установку на создание относительно небольших, но достаточно мощных вооруженных
сил, готовых к оперативному использованию при возникновении угроз безопасности
России. По Конституции Президент назначает и освобождает высшее командование
Вооруженных Сил Российской Федерации, присваивает высшие воинские звания. В
соответствии с общей международной практикой Президент является Верховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
В случае агрессии
против Российской Федерации или непосредственной ее угрозы глава государства
вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с
незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе
(ст. 87, ч. 2, Конституции). Режим военного положения должен быть определен
федеральным конституционным законом.
Угроза
безопасности России может возникнуть не только в связи с военной агрессией, но
и в силу ряда внутренних причин: экологические катастрофы, природные
(стихийные) бедствия, массовые беспорядки и др. В этих случаях, согласно ст. 88
Конституции, Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных
федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации
или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
4. Полномочия в
области внешней политики и международных отношений. Полномочия Президента в
сфере внешней политики сконцентрированы главным образом в ст. 86 Конституции.
Самое важное из них записано в пункте «а» этой статьи, где говорится, что
Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.
Формы осуществления этого полномочия весьма многочисленны: подготовка послания
Федеральному Собранию, в котором определяются и основные направления внешней
политики, назначение на должность министра иностранных дел, назначение и отзыв
после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат
Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в
иностранных государствах и международных организациях и др. В качестве
руководителя внешней политикой России Президент ведет переговоры и подписывает
международные договоры Российской федерации (п. «б» ст. 86 Конституции). В
соответствии с нормами
международного
права Президенту России не требуется подтверждения соответствующих полномочий
на ведение переговоров и подписание договоров перед другой стороной, они
органически присущи ему как главе государства.
Действующая
Конституция прямо не дает ответа на вопрос о том, какая из палат Федерального
Собрания и в каком порядке ратифицирует международные договоры и соглашения,
подписываемые Президентом. Вместе с тем положение п. «в» ст. 860 том, что
Президент «подписывает ратификационные грамоты», косвенным образом
свидетельствует о признании самой процедуры ратификации парламентом
международных договоров и соглашений России. В связи с этим необходимо принятие
отдельного федерального закона о международных договорах и соглашениях
Российской Федерации, в котором среди прочих проблем целесообразно было бы
урегулировать и вопросы ратификации.
Согласно
Конституции, Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых
при нем дипломатических представителей. Верительная грамота свидетельствует о
том, что данное лицо назначено полномочным представителем соответствующего
иностранного государства. Отзывная грамота удостоверяет факт прекращения
полномочий представителя иностранного государства в связи с окончанием его
миссии и вручается перед его отбытием из России.
5. Иные
полномочия Президента. Наряду с перечисленными группами полномочий Конституция
относит к компетенции главы государства и ряд других полномочий.
Важнейшее из них
— решение о назначении референдума (п. «в» ст. 84 Конституции). Как уже
отмечалось, референдум представляет собой всенародное голосование по наиболее
важным вопросам государственной и общественной жизни. Референдум может быть
способом законотворчества, средством принятия прямым народным голосованием
законопроектов. И в этом смысле он может рассматриваться как форма участия
Президента в законодательной деятельности. Но поскольку назначение референдума
не исчерпывается одобрением законопроектов, соответствующее полномочие
Президента имеет более широкое значение.
Возможность
Президента обратиться к народу для решения наиболее важных государственных дел
наряду с его выборами свидетельствует о производное™ от народного суверенитета
не только законодательной, но и исполнительной власти. Референдум может быть
использован и как средство разрешения противоречий, разногласий между
законодательной и исполнительной властями. Случаи, условия и порядок назначения
Президентом всенародного голосования регулируются федеральным конституционным
законом о референдуме.
К компетенции
Президента относится решение вопросов гражданства Российской Федерации и
предоставления политического убежища. В Конституции не конкретизируется, какие
конкретно вопросы гражданства решаются Президентом России. Это сделано Законом
Российской Федерации от 28 ноября 1991г. «О гражданстве Российской Федерации».
К компетенции главы государства отнесены вопросы приема, выхода и
восстановления в гражданстве Российской Федерации, прописана процедура
рассмотрения соответствующих обращений. При этом, безусловно, глава государства
должен руководствоваться и нормами Конституции Российской Федерации,
посвященными гражданству.
Что же касается
основания и порядка предоставления Президентом России политического убежища, то
они урегулированы Конституцией более детально. Статья 63 устанавливает, что
Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и
лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного
права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за
политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые
в Российской Федерации преступлением. Право убежища не распространяется на лиц,
обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных за совершение
преступления. Их выдача осуществляется на основе федерального закона или
международного договора (ч. 2 ст. 63 Конституции).
На основании п.
«б» ст. 89 Конституции Президент награждает государственными наградами
Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации. В
настоящее время перечень государственных наград России определен Указом
Президента Российской Федерации от 2 марта 1994г. «О государственных наградах
Российской Федерации». Единый перечень почетных званий Российской федерации
законом не установлен, действуют самостоятельные положения о каждом из них.
Высшие специальные звания, например классные чины для работников судебной
системы, прокуратуры, органов юстиции, устанавливаются соответствующими
законами и подзаконными актами.
Президент
Российской Федерации осуществляет помилование (п. «в» ст. 89 Конституции). В
законодательстве России отсутствует специальный нормативный правовой акт,
регламентирующий порядок реализации соответствующей нормы, однако сложилась
весьма устойчивая практика применения помилования. Актом помилования является
решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от
наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством. Решения о
помиловании принимаются только по тем лицам, в отношении которых вынесенный
судом обвинительный приговор вступил в законную силу. Как правило, помилование
связано с заменой смертной казни на наказание в виде лишения свободы. Однако
объектом помилования могут быть, в принципе, любые виды наказания.
Акты помилования
всегда конкретны, персонифицированы. Этим помилования отличаются от амнистии,
правом применения которой наделена Государственная Дума.
3
Вопрос. Акты Президента Российской Федерации
Полномочия
Президента Российской Федерации реализуются через принятие им правовых актов.
Согласно ст. 90 Конституции, Президент издаст указы и распоряжения.
Конституция
устанавливает, что указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения
на всей территории Российской Федерации. Все государственные органы,
должностные лица и граждане обязаны следовать предписанным в актах Президента
правилам поведения. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации (включая республики), а также органы местного самоуправления не
наделены правом приостановления актов Президента. В случае несогласия органов
законодательной власти субъектов Российской Федерации с актом Президента, их
убежденности в том, что тем или иным его актом, нарушено установленное
Конституцией распределение компетенции между Федерацией и ее субъектами, они
могут обратиться с ходатайством о проверке конституционности нормативных актов
главы государства в Конституционный Суд России. Решение последнего о не
конституционности актов Президента влечет утрату ими юридической силы.
Исходя из ч. 3
ст. 90 Конституции, указы и распоряжения не должны противоречить не только
Конституции Российской Федерации, но и федеральным законам. Это означает, что
акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по
отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов, в системе
права Российской федерации, поскольку органом законодательной власти в России
является Федеральное Собрание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|