Под
чрезвычайными ситуациями иногда понимают не только экологические и иные
ситуации, связанные со стихийными бедствиями, взрывами магистральных
трубопроводов, наводнениями, землетрясениями и т.д. Такие нарушения окружающей
среды нередко затрагивают целые экосистемы и носят устойчивый характер, для
ликвидации последствий которых, как правило, необходимы большие сроки и
громадные материальные средства.
Кроме особо
охраняемых территорий и природных объектов, имеются территории с особым
режимом экологопользования. В статье 57 Закона «Об охране окружающей среды»
предусмотрены зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического
бедствия, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Собрания
РФ, либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченной на
то государственной экологической эспертизы.
Для борьбы с
указанными ситуациями было создано Министерство РФ по делам гражданском
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных и иных
бедствий. Положение об этом Министерстве было утверждено 2 августа 1999 г.
В соответствии
со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся
в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или
иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные потери и
нарушение условий жизнедеятельности людей; а предупреждение чрезвычайных
ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных
на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций,
а также на сохранение людей, снижение размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Инициаторами
объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации являются
органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления
этих территорий.
Зона
чрезвычайной экологической ситуации объявляется Указом Президента РФ или
постановлением Федерального Собрания РФ по представлению Министерства природных
ресурсов на основании заключения государственной экологической экспертизы.
Порядок
определения статуса зон чрезвычайной экологической ситуации утверждает
Правительство РФ.
Организация
экологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации состоит в
комплексе мероприятий по оздоровлению экологической обстановки, включая
реабилитацию нарушенных природных комплексов, снижение уровня воздействия
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Она оформляется в виде
проекта федеральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния
окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения.
Функции
государственного заказчика федеральной целевой Программы неотложных мер по
улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и
здоровья населения возлагаются на инициатора объявления территории зоной
чрезвычайной экологической ситуации, который осуществляет разработку проекта
Программы совместно с местными природоохранительными и санитарно-эпидемиологическими
органами управления и контроля, научно-исследовательскими и проектными
организациями.
Подготовка
федеральной целевой Программы включает в себя два аспекта:
- разработку
неотложных мер и мероприятий по улучшению состояния окружающей среды,
санитарно-эпидемиологической обстановки, здоровья населения;
- создание
условий для субъектов хозяйствования в целях организации устойчивого
социально-экономического развития территории.
Источниками
финансирования Программы являются целевые средства федерального бюджета;
средства бюджетов различных уровней; средства
предприятий-экологопользователей, загрязняющих окружающую среду, и их
отраслевых объединений; средства экологического фонда; заемные средства
(кредиты). Используются также средства благотворительных фондов и иностранные
инвестиции.
Организация
деятельности по выполнению утвержденной Программы и ответственность за ее
выполнение возлагаются на главу администрации территории, объявленной зоной
чрезвычайной экологической ситуации.
По истечении
срока выполнения этой Программы администрация территории подготавливает
материалы о состоянии окружающей среды и реализации мероприятий Программы и
представляет их на государственную экологическую экспертизу.
Решение о
снятии статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации принимается Президентом
РФ по представлению Министерства природных ресурсов РФ на основании заключения
государственной экологической экспертизы.
Понятие чрезвычайная
экологическая ситуация впервые было введено ст. 58 Закона РСФСР от 19 декабря
1991 г. «Об охране окружающей природной среды», определившей зоны чрезвычайной
экологической ситуации как участки территории РФ, где в результате
хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные
изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных
экологических систем, – генетических фондов растений и животных. Федеральный
закон «Об охране окружающей среды» сохранил отсылочную норму ст. 57 «Порядок
установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций», правда
выделив для нее целую главу – VIII. Здесь говорится: порядок объявления режима
зон экологического бедствия определяется законодательством о зонах
экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций
устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими Федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.[6]
Российское
законодательство использует также ряд смежных понятий: «зона экологического
бедствия», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное положение», «угроза
безопасности», «бедствие», «стихийное бедствие», «экологический риск», «зона
экологического риска» и пр.
Чрезвычайная
ситуация – это обстановка, реально угрожающая жизни значительного числа людей
или их здоровью с необратимыми последствиями для трудоспособности, с
существенным материальным ущербом, негативными социально-политическими, экономическими,
военными, экологическими и иными последствиями. Федеральный закон от 21 декабря
1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» в ст. 1 устанавливает, что чрезвычайная
ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в
результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или
иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Элементами
чрезвычайной ситуации являются:
- наличие угрозы
(реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);
- последствия
(необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные);
-
необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения,
смягчения последствий.
Ситуация признается
чрезвычайной, когда она приобретает новые черты и тенденции, характеризуется
кризисностью положения.
Классификация
чрезвычайных ситуаций проводится по различным единичным и комплексным
критериям. По источнику возникновения они делятся на внешние и внутренние (ст.
3 Закона РФ «О безопасности»), межнациональные конфликты, массовые беспорядки,
блокада отдельных местностей, стихийные бедствия, крупные аварии (ст. 4 Закона
РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»); по своим последствиям – на
вызвавшие необратимые, долговременные, временные, существенные последствия либо
социально-политические, экономические, экологические и иные последствия; по
степени остроты – на реальные и потенциальные (ст. 3 Закона РФ «О
безопасности»), требующие введения чрезвычайного положения немедленно и без
предупреждения либо с соблюдением более продолжительной процедуры; по скорости
развития – на ситуации взрывного характера, быстротекущие, вялотекущие; по сфере
проявления – на техногенные, экологические, природного, биогенного, зоогенного
и фитогенного характера. Так, чрезвычайные ситуации экологического характера
вызываются воздействием измененной в результате деятельности человека
окружающей среды, состояния почв, недр, ландшафта и проявляются в просадках, оползнях,
обвалах, массовой гибели рыбы, покрытии пленкой трети площади водоема и более
при общей его поверхности до 6 кв. км, переполнении хранилищ промышленными и
бытовыми отходами л др. Биогенные и зоогенные чрезвычайные ситуации – это эпидемии,
пандемии, инфекционные заболевания экзотическими или невыясненной этиологии
болезнями, массовые отравления водой, продуктами питания, массовое появление
животных – разносчиков опасных инфекций и т.п. По своим масштабам они
разделяются на глобальные и локальные; по происхождению – на природные и техногенные.
В зависимости от нескольких показателей, взятых комплексно (размеров ущерба,
количества пострадавших, границ распространения поражающих факторов),
чрезвычайные ситуации делятся на локальные, местные, территориальные,
региональные, федеральные и трансграничные.
К локальной
относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10
чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел., либо
материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ на день возникновения
чрезвычайной ситуации, а ее зона не выходит за пределы территории объекта производственного
или социального назначения. К местной относится чрезвычайная ситуация, в
результате которой пострадали свыше 10 чел., но не более 50, либо нарушены
условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 чел., либо материальный
ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ и зона чрезвычайной
ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
Территориальной является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали
свыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше
300, но не более 500 чел. либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но
не более 0,5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы
субъекта РФ. К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате
которой пострадали свыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия
жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 чел., либо материальный ущерб
составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации
охватывает территорию двух субъектов РФ. Федеральная чрезвычайная ситуация –
та, в результате которой пострадали свыше 500 чел., либо нарушены условия
жизнедеятельности свыше 1000 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 5
млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более двух субъектов
РФ. Наконец, трансграничной является чрезвычайная ситуация, поражающие
факторы которой выходят за пределы РФ либо которая произошла за рубежом и
затрагивает территорию РФ (Положение о классификации чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера от 13 сентября 1996 г.).
В 2001 г., по
данным МЧС России, в стране произошли 233 чрезвычайные ситуации природного
характера, 14,5 тыс. опасных экзогенных геологических процессов.
Органы,
уполномоченные в области управления, контроля и надзора за чрезвычайными
экологическими ситуациями. В систему этих органов входят: МЧС, геофизическая
служба Российской академии наук, сейсмическая служба Минобороны России, служба
мониторинга геологической среды МПР России, службы сейсмических и
геодинамических охранных сетей наблюдений Росатома России, службы
геодинамических наблюдений Минпромэнерго России, службы
инженерно-сейсмометрических наблюдений Росстроя России, службы контроля
деформации земной поверхности Роскартографии, Росгидромет, МПР России.
Понятие экологическое
бедствие было введено ст. 59 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране
окружающей природной среды». Зонами экологического бедствия объявляются
участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности
произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное
ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение
естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического
бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с
обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются
строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваются
все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и
воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.
Как указывалось выше, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» содержит
лишь отсылку к федеральному законодательству (ст. 57).
Экологические
бедствия, как и чрезвычайные экологические ситуации, могут быть природного и
техногенного происхождения. Стихийные бедствия – это землетрясения, извержения
вулканов (например, в результате начавшегося после сильнейшего землетрясения
на Камчатке и длившегося почти весь 1996 г. извержения двух вулканов –
Карымского и Академии наук, входящих в Камчатский вулканический пояс, произошли
выброс пепла и газа на высоту 8 км, излияния лавы, вулканические взрывы и
землетрясения в результате окрестности покрылись слоем пепла, изрыты вулканическими
бомбами, вода в расположенном на этой территории озере глубиной 60 м и
диаметром около 4 км отравлена, рыба погибла, пойма реки Карымской залита
грязевыми потоками); ураганы (шквалы, смерчи), ливневые дожди,
сопровождающиеся, как правило, усилением скорости ветра, в результате чего
происходят подъем уровня воды в реках, затопление населенных пунктов,
расположенных по берегам рек, скотомогильников, мест хранения пестицидов,
топлива и т.п. с последующим смывом в водные источники и значительным
загрязнением вод; оползни, лесные пожары, наводнения и др.
М.М. Брингчук
в разработанном проекте Федерального закона «О стихийных бедствиях» определяет
таковыми чрезвычайную ситуацию, обусловленную опасными явлениями и процессами,
которые порождены силами природы или совместно ими и деятельностью людей, а
затем дает их перечень в приложении к законопроекту. В частности, в число
опасных явлений и процессов, которые могут вызвать стихийные бедствия, он
включает:
- опасные
геофизические явления, т.е. землетрясения и извержения вулканов;
- опасные
геологические явления, т.е. абразии, эрозии, карстовые просадки (провалы)
земной поверхности, курумы, обвалы, осыпи, оползни, повышение уровня грунтовых
вод, просадки пород, сели и склоновые смывы;
- опасные
метеорологические (агрометеорологические) явления, т.е. бури (9–11 баллов),
вертикальные вихри, заморозки, засухи, крупный град, лавины, пыльные бури,
сильная жара, метели, гололед, дожди (ливни), морозы, снегопады, туманы, а
также смерчи, торнадо, суховеи, ураганы (12–15 баллов), шквалы;
- опасные
гидрологические явления, т.е. высокие уровни воды (наводнения, половодья,
дождевые паводки, заторы, ветровые нагоны), затирания плавсредств и их гибель
под напором льда, напоры льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый
(труднопроходимый) лед, низкие уровни вод, обледенение судов и портовых сооружений,
отрыв прибрежных льдов, ранний ледостав, ранний ледяной покров и припай,
сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, озера,
сильный тегун в портах, тропические циклоны (тайфуны), цунами;
- природные
пожары, т.е. лесные, подземные пожары горючих ископаемых, пожары степных и хлебных
массивов, торфяные пожары.
Экологические
бедствия техногенного характера могут быть результатами крупных аварий
(например, на нефтепроводах), масштабного загрязнения окружающей среды и т.п.
Наиболее известны экологические бедствия в результате аварий на предприятиях, связанных
с атомной энергетикой (авария в 1957 г. на производственном объединении «Маяк»
со сбросом радиоактивных отходов в реку Теча и загрязнением значительных
территорий, авария на Чернобыльской АЭС), при ядерных испытаниях (на
Семипалатинском полигоне, Новой Земле) и др. Закон РФ от 15 мая 1991 г. в редакции
от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает правовой
статус населения и территорий в зоне экологического бедствия, права государственных
органов, граждан и т.п., в частности, выделяет по ряду показателей (загрязнение
цезием-137, стронцием-90, плутонием-239, 240, ландшафтные и геохимические
особенности почв и т.п.) различные участки территории, объявляемые
соответственно: зоной отчуждения, зоной отселения, зоной проживания с правом на
отселение,- зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом,
границы которых пересматриваются Правительством РФ не реже одного раза в три
года с учетом изменения радиационной обстановки и других факторов.
Список
литературы
1. Боголюбов С.А.
Экологическое право. - М., 2006.
2. Бринчук М.М. Экологическое
право (право окружающей среды). – М., 2006.
3. Дубовик О.Л. Экологическое
право. – М., 2008.
4. Ерофеев Б.В. Экологическое
право России. - М., 2006.
[1] Ерофеев Б.В. Экологическое
право России. - М., 2006. С. 243.
[2] Дубовик О.Л. Экологическое право. – М., 2008. С.
231.
[3] Бринчук М.М. Экологическое
право (право окружающей среды). – М., 2006. С. 126.
[4] Дубовик О.Л. Экологическое право. – М., 2008.
С. 550.
[5] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М., 2006. С. 251.
[6] Дубовик О.Л. Экологическое право. – М., 2008.
С. 551.
Страницы: 1, 2
|