Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия
Контрольная работа
Предмет: «Экологическое право»
Тема: «Вопросы»
Вариант
6
Москва 2008
Содержание
1. Общая
характеристика права природопользования
2. Правовой режим
зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия
Список литературы
1.
Общая характеристика права природопользования
Виды права
экологопользования можно подразделить на три основных группы:
- в
зависимости от объектов права экологопользования может быть общим или специальным,
то есть осуществляемым без каких-либо разрешений либо по специальному
разрешению;
- в
зависимости от субъектов право экологопользования можно подразделить на право
экологопользования организаций и право экологопользования граждан. Такое
подразделение юридически обусловлено тем, что если граждане имею общую
экологическую правоспособность, то организации – специальную;
- в
зависимости от видов эксплуатируемых природных объектов и их состояния право
экологопользования можно подразделить на виды: землепользование,
водопользование, недропользование и т.п.
В зависимости
от степени правовой урегулированности фактического пользования человеком
природных ресурсов и способов регламентации этого использования различают:
- естественные
условия существования человека (потребление кислорода, облучение солнцем и
т.п.);
-
общедоступное (общее) пользование природными ресурсами;
- регламентируемое
право экологопользования – эксплуатация природных объектов, как находящихся в
собственности государства, так и не подлежащих индивидуализации, которые
возникают по разрешениям.
Общедоступное
(общее) экологопользование не требует разрешения компетентных государственных
органов или предприятий, за которыми природные объекты закреплены. Право на
такое пользование возникает непосредственно из законов или иных
нормативно-правовых актов, регулирующих экологопользование. Это право
принадлежит любому предприятию или гражданину там, где это не запрещено
законом.
Различают
бессрочное пользование природными объектами, то есть пользование без заранее
установленного срока, и временное пользование. Понятие и содержание права
экологопользования приведены на рис. 1 и 2.[1]
Рис. 1.
Понятие права экологопользования
Рис. 2.
Содержание права экологопользования
Объектом права
экологопользования является прежде всего материализованная субстанция, которой
возможно обладать как реальной вещью. Не может быть объектом права
экологопользования атмосферный воздух, ибо он не материализован и им
невозможно обладать как вещью.
Нематериализованные
субстанции могут являться объектом права экологопользования лишь при условии,
что они являются частью тех природных объектов, которыми можно обладать как
вещами. Так, в нормально функционирующей в природных процессах почве имеется
почвенный воздух, поскольку для произрастания растений необходим воздушный
режим почвы. Поэтому данным почвенным воздухом экологопользователь пользуется в
составе материализованного объекта – земельного участка, предоставленного ему в
пользование. В связи с этим юридическим объектом экологопользования могут быть
лишь земельные участки, участки для разработки недр, водные объекты или части
их, участки леса для заготовки древесины и других лесопользовании, имеющих
побочный характер, а также охотничьи угодья и иные участки обитания дикой
фауны.
Субъектами
права экологопользования могут быть граждане РФ, а также иностранцы и
организации, учреждения и предприятия, включая иностранные юридические лица.
Содержание
права экологопользования включает наличие нескольких правомочий: права
собственности, права владения, права пользования и права внутрихозяйственного
управления природным объектом, предоставленным в пользование, владение,
собственность или аренду.
Право владения
природным объектом как правомочие права экологопользования имеет два основных
аспекта: отграничение предоставленного в пользование природного объекта и
внутрихозяйственную организацию его территории (территориально-хозяйственное
устройство). Иначе говоря, владение предполагает наличие двух групп правоотношений;
правоотношения по обеспечению защиты прав экологопользования и правоотношения
по организации используемого природного объекта. Так, установление границ
земельного участка гражданина на местности дает ему право требовать
определенного поведения от третьих лиц: запрещать проезд, проход по земельному
участку, сенокошение на нем и т.п. Закрепленные же в порядке
внутрихозяйственного землеустройства составные части землепользования колхоза
дают, во-первых, право органам по контролю за землепользованием требовать от
колхоза точного соблюдения целевого назначения внутрихозяйственных участков,
определенных внутрихозяйственным землеустройством, во-вторых, право самому
колхозу-землевладельцу требовать от внутрихозяйственных подразделений
соблюдать установленные им земельные обязанности.
Право
пользования природным объектом также имеет два основных аспекта: определенность
пределов права пользования этим объектом и соблюдение правовой процедуры
пользования (правил хозяйственной эксплуатации).
Право
природопользования является одним из важнейших институтов экологического (и
природоресурсового) права, имеющим длительную историю. Данный институт, будучи
традиционным и в целом стабильным, тем не менее подвергся определенным преобразованиям
в ходе общей правовой реформы, проходящей в России. В первую очередь,
специалисты отмечают расширение круга субъектов права природопользования,
развитие начала платности, появление новых (для отечественного права) форм,
например аренды, концессии, более подробную регламентацию предоставления и прекращения
права природопользования и т. п.
Право
природопользования – это система норм, регулирующих использование природных
ресурсов (объективное); совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с
использованием природных ресурсов (субъективное).[2]
В литературе
выделяются различные виды права природопользования. По критерию объекта – это
право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами,
животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом В рамках
данной классификации возможно дальнейшее дробление указанного критерия,
например по категориям земель. В этом случае различается право пользования
землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми
под транспорт, и т. п. Таким образом, дополнительным критерием выступают либо
целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка,
разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа). По
критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования
различается общее и специальное право природопользования. Первое
характеризуется производностью от конституционного права каждого на
благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т.п.; тем, что его
реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы
то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии);
бесплатностью; системой ограничений двух видов – обоснованных опытом, здравым
смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования),
т.е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у
других субъектов. В законодательстве имеются указания на публичные и частные
сервитуты при лесо-, земле- и водопользовании (ст. 21 ЛК РФ, ст. 43 ВК РФ, ст.
276-277 ГК РФ). Понятие сервитута используется для установления права ограниченного
пользования чужим имуществом.
Специальное
природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное
пользование недрами, лесами и т.п. и осуществляется только на основе
предварительного получения в установленном законом порядке разрешения
(лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с
заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью
принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом,
возложением, наряду с предоставлением права, и обязанностей. Разновидностью
права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения
нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.
Принципы права
природопользования: его производность от права собственности на природные
ресурсы; рациональность; экосистемный подход к регулированию природопользования;
целевой характер, устойчивость и платность.[3]
По российскому
законодательству субъектами права природопользования являются: российские
граждане и их объединения; органы государственного управления; органы местного
самоуправления; совместные предприятия с участием российских и иностранных
физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные
государства, международные организации. Права и обязанности субъектов права
природопользования, как правило, детально регламентированы законодательством.
Основания возникновения и прекращения (приостановления) права
природопользования устанавливаются по каждому его виду.
Институт
юридической ответственности за нарушение права природопользования достаточно
подробно урегулирован в российском законодательстве. Ответственность за
нарушение права лесо-, недро-, водо-, землепользования и другие виды
пользования природными ресурсами установлена как УК РФ, так и КоАП РФ, в
котором, например, содержится большое число составов административно наказуемых
посягательств на право природопользования. Частично эти составы указывались
выше – при анализе ответственности за административные правонарушения в
области охраны собственности на природные ресурсы. Кроме них, в КоАП РФ можно
выделить:
- нарушение
требований по рациональному использованию недр, т.е. выборочную (внепроектную)
отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным
потерям запасов полезных ископаемых, иное нерациональное использование недр,
ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при
переработке минерального сырья (ч. 1 ст. 8.10);
- нарушение
режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и
прибрежных полосах водных объектов (ч. 2 ст. 8.12);
- нарушение
правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных
вод в водные объекты (ч. 1 ст. 8.14);
- нарушение условий
разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа,
сапропеля на водных объектах при возведении и эксплуатации нефтепроводов и иных
работ, при строительстве и эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений (ч. 2
ст. 8.14); 5) нарушение правил использования минеральных (неживых) ресурсов
внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа,
исключительной экономической зоны Российской Федерации (ч. 1 ст. 8.17);
- нарушение
условий лицензий на водопользование или разрешения на промысел водных
биоресурсов в указанных акваториях (ч. 2 ст. 8.17);
- нарушение
правил лесопользования (ст. 8.25);
- нарушение
правил побочного лесопользования, например сенокошение или выпас скота без лесного
билета (ст. 8.26);
- нарушение
правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37);
- нарушение
правил использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо
охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) – ст.
8.39. УК РФ также предусматривает составы экологических преступлений,
посягающих на право природопользования, например в ст. 253, 255 и др.
2. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и
зон экологического бедствия
Экологическая
безопасность – состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий,
хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие
негативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогенной
деятельности, природных явлений и противоправных деяний. Экологическая
безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых,
материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования,
предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности,
смягчения их последствий.[4]
Угроза
экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных
природных объектов, существенного загрязнения, отравления или заражения
окружающей среды, масштабы которых определяются исходя из размеров поражения
окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения, воздействия на
жизнь и здоровье населения.
Масштабы
планетарных негативных социально-экономических процессов сказываются на
состоянии окружающей среды. Отсюда возникает необходимость более четкого
правового регулирования взаимодействия человеческого общества с окружающей
средой, которое составляет целостную планетарную систему со всеми присущими ей
отношениями и связями. Поэтому локальное нарушение любого ее элемента приведет
к изменению, а в конечном счете и к разрушению всей системы.
Кроме особо
охраняемых территорий и природных объектов, имеются территории с особым режимом
экологопользования. В статье 57 нового закона «Об охране окружающей среды»
предусмотрены зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической
ситуации, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Собрания
РФ, либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на
то органов государственной экологической экспертизы. Зонами чрезвычайной
экологической ситуации либо зонами экологического бедствия объявляются участки
территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят
устойчивые отрицательные изменения или уже произошли глубокие необратимые
изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения или повлекшие
существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, расширение
естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.[5]
Рис. 3.
Возникновение, изменение и прекращение права экологопользования
30 мая 2001
года принят Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении».
Чрезвычайное
положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим
Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных
местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений,
допускающий установленные настоящим Законом отдельные ограничения прав и
свобод граждан, либо без гражданства, прав организаций и общественных
объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение
чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно
для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые
представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или
конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных
мер.
Чрезвычайное
положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом
Президента РФ.
После
объявления территорий указанными зонами в них прекращается или существенно
ограничивается подобная и уже указанная деятельность. Финансирование всех
указанных мероприятий осуществляется за счет непосредственных виновников
ухудшения экологического состояния на данной территории или за счет средств
федерального бюджета и бюджетов соответствующих субъектов РФ.
В соответствии
с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996
г., чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей,
пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия
жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зон
распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; чрезвычайные
ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные,
федеральные и трансграничные.
Страницы: 1, 2
|