Меню
Поиск



рефераты скачать Права человека и их обеспечение обществом

С учетом домашних заданий, занятий в Учебно-производственном комбинате, в спецклассах, на факультативах и кружках рабочая неделя для начальной школы доходи до 30-40 часов, в среднем звене 35-45 часов, а для старшекласс­ников 42-50 часов.

Если учесть, что рабочая неделя взрослого человека по закону составляет 40 часов, а для женщин, работающих на Севере - 36 часов, то, несомненно, подобное увеличение нагрузки для школьников чревато серьезны­ми нарушениями здоровья, психотравмирующими ситуациями, быстрой утомляемостью и снижением интереса к учебе [17,3].

Годовой, недельный и дневной школьный режим разрабатывается без учета влияния переходных периодов к полярной ночи и полярному дню, преобладанию магнитных бурь и резких перепадов атмосферного давления, напря­мую влияющих на работоспособность учеников.

Значительное число актированных дней, в среднем колеблющееся в пределах пятидесяти в год, безусловно, сказывается на психофизическом состоянии детей.

Норильские педагоги не нацелены на приоритет здоровья школьников. Большинство успехов достигается за счет интенсификации учебно-воспитательного воздей­ствия на ребенка в ущерб его здоровью [34,15].

Несмотря на рекомендации медиков, качество питания (недостаточное количество витаминов, пищи, богатой клетчаткой и т.п.) не отвечает требованиям. «Плохим» школьное питание считают 52% родителей. Такая оценка является одной из причин отказа детей от обедов и завтраков. Отсутствие необходимого диетического питания для хронически больных детей, особенно в периоды обострений и невозможности обеспечения всех нуждающихся минеральной водой еще более усугубляет эту проблем [17,3].

Из 175 учебных дней 45 дней приходится на полярную ночь, 67 дней с ог­раниченным световым режимом. В таких условиях особенно важно компенсировать недостаток солнечного света достаточным освещением в классах и учеб­ных аудиториях.

В то время, как нарушения зрения: миопия, косоглазие, близорукость -являются распространенными дефектами здоровья у норильских школьников, -нельзя сказать, что проблема успешно решена. Только среди старшеклассников более 50% имеют миопию 1-2 степени [33,11].

Очевидно, что не случайно почти половина родителей ответили, что шко­ла оказывает скорее отрицательное, чем положительное влияние на физическое здоровье и самочувствие детей [17,3].

Географическая удаленность «материка» и суровые климатические усло­вия объективно предполагают формирования у населения региона устойчивой установки «временного жителя».

По данным исследований Заполярного отделения Ассоциации социаль­ных педагогов и социальных работников, проведенного в 1995 году, 77% севе­рян хотят выехать на «большую землю» на постоянное место жительства, 65% из них не знают, как скоро они смогут это сделать, а 17% - выезжать некуда. Отсутствие жилья на «материке» - важнейшая причина, годами удерживающая северян в Заполярье. Снижение жизненного уровня жителей северных регионов, сведение на нет социальных гарантий и льгот, растущая инфляция, не позволяющая формировать долгосрочные сбережения, сокращение производства цветных металлов на Норильском горно-металлургическом комбинате подорвали социально-экономический престиж жителя Крайнего Севера[17, 3].

В связи с этим вероятность обмена норильских квартир на «материковские» практически неосуществима. Политика сдерживания миграционных про­цессов, с одной стороны, привила к сокращению числа выезжающих и прекра­щения приема на работу, повышению требований к здоровью для работы в условиях Крайнего Севера, с другой стороны к сокращению стоимости жилья на норильском рынке. При значительном увеличении себестоимости норильских квартир, их продажная цена в 4-5 раз ниже аналогичных «материковских», по­этому, продав 3-4-х комнатную приватизированную квартиру в Норильске, се­мья может приобрести лишь 1- комнатную в средней полосе России или в Си­бири.

И если 7 и более лет назад для большинства работающих Север давал возможность, приобретения квартиры или дома на «материке», то существую­щая финансово-экономическая ситуация полностью исключили такую возмож­ность для среднестатистической норильской семьи, Не случайно 98% семей, имеющих жилье на «материке», ответили, что они прожили на Севере 10 или более лет [17,4].

Надо отметить, что наличие собственного жилья на «материке» является одной из более дешевых возможностей для семейного отдыха, оздоровления детей в период летних каникул и отпусков. Особенно для семей имеющих 2 и более детей, из-за постоянно возрастающих расходов на авиабилеты, отдых на море, в санаториях становится несбыточной мечтой, (стоимость авиабилета до Москвы на 1 взрослого равняется в среднем его зарплате) [34,7].

По данным управления образования около 15% детей летом 1997 г. не выезжало на «материк», что по прогнозам врачей дает рост заболеваний, в том числе и хронических [17,4].

Несмотря на то, что обеспеченность жильем жителей региона выше общероссийских показателей, 70% опрошенных остаются недовольны условиями своего быта.

При этом необходимо учитывать, что часть семейного бюджета норилъчане вынуждены тратить на приобретение дорогостоящей теплой одежды и обуви, которые изнашиваются за 1-2 зимних (9 месячных) сезона. В условиях Севера увеличиваются энергетические затраты человека, восполнить которые можно за счет регулярного потребления белковой пищи  (мясо, рыба).

Процессы быстрого расслоения российского общества за последние годы естественно обнажили проблемы стратификации не только в России, но и в ре­гионе [15,34].

Особенно остро это проявляется в подростковой среде и приводит к росту асоциальных поступков и преступлений. По статистике УВД г. Норильска каж­дое второе преступление совершается несовершеннолетними. Мотивировки квартирных краж, уличных грабежей, вымогательств до страшного просты: не имея возможности зарабатывать самим или получить от родителей требуемые блага, они предпочитают отобрать это у других [16,5].

Исследование показало, что решение выявленных проблем, осложненных суровыми климатическими условиями проживания возможно при условии госу­дарственного вмешательства по выполнению гарантий жителей Севера.


Выводы по первой главе.

В условиях перехода к рынку, безработицы, происходит резкий рост социальной дифференциации, ставятся под угрозу социальные права граж­дан.

Как известно, социальная справедливость – это один из главных критериев жизнеобеспеченности экономической системы. Поэтому основным направлением социально-экономической политики государства является достижение социальной справедливости и социального равенства. А это значит предотвращение дальнейшего снижения жизненного уровня россиян вследствие введения системы регулярного определения расценок оплаты труда, пенсионного обеспечения и на этой основе – размеров заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. А для того, чтобы дальнейшее развитие рыночных отношений не вызвало снижения социальной защищенности граждан, необходимо на уровне государства проводить упреждающие меры, направленные на смягчение этой ситуации, создание системы социальной защищенности граждан, обеспечение их прав.



ГЛАВА II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РЕГИОНЕ.


 Совокупность социальных служб, исторически сформировавшаяся в Норильском промышленном регионе, достаточно вариативна и включает несколько десятков профессиональных учреждений, решающих социально-педагогические, медицинские, правовые, психологические, социокультурные и коммуникативные проблемы человека.

 Сферы компетенции каждой структуры четко обозначены и организационно разделены. Однако надо констатировать, что в нашем изолированном от «материка» регионе есть все предпосылки для согласованного их взаимодействия.

И это не случайно, ибо каждый житель региона – реальный или потенциальный клиент социальных служб.

 Перечень социальных услуг постоянно расширяется. Клиентами становятся все новые и новые разводящиеся семьи, беженцы, безработные, вдовы, сироты, малообеспеченные, престарелые, душевнобольные, вернувшиеся из мест заключения, отчаявшиеся подростки и их родители,

инвалиды, алкоголи­ки, наркоманы и другие люди, попавшие в наше трудное время в число соци­альных аутсайдеров.

Мощный накал социальных проблем, кризисные симптомы духовной жизни общества, семьи, отдельного человека объективно стимулируют созда­ние региональной модели социальных служб.

Мировая практика социальной работы подтверждает, что наиболее эф­фективная социальная помощь, которая оказывается не разрозненными учреж­дениями, поэтому при структурировании системы социальных служб в регионе учитывается, прежде всего, межведомственный, целостный подход.


§ 1. Организационная структура служб социальной защиты человека в ЕМО «город Норильск».


В Норильском промышленном регионе существует и развивается сеть со­циальных служб, многие из которых имеют свои филиалы в Талнахе и Кайеркане [2,1].

Координатором всех государственных социальных структур в Нориль­ском промышленном регионе является администрация города. При админист­рации в 2002 году создано 6 Департаментов: 1) по строительству и архитектуре; 2) городскому хозяйству и снабжению; 3) образованию; 4) по вопросам культуры, спорта и молодежной политике; 5) социальной политике и охраны здоровья; 6) лекарственного обеспечения. Эта система полностью себя оправдала, поскольку происходит централизация финансовых потоков бюджета и оптимизация численности управленческого звена. Только при создании в 2001 году Департамента здравоохранения было сокращено 30 управленческих мест [3,2]. Кроме этого, в структуру адми­нистрации включены Центр занятости населения.

Судьбы детей из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, сирот и беспризорных мало кого оставляют равнодушными. Ребятишками занимаются многие городские ведомственные организации. Но в начале 2001 года был создан межведомствееный координационный совет (МКС), который объединил усилия комиссии по делам несовершеннолетних, управлений социальной защиты и образования, молодежных комитетов, центра занятости населения, учреждений здравоохранения и управления внутренних дел Норильска [5, 2].

Помимо этих служб работой с неблагополучными семьями и подростками занимается Центр внешкольной работы. Социальные педагоги Центра внешкольной работы занимаются составлением социальной картины микрорайонов городов НПР, создают условия для досуговой деятельности, оказывают социальную помощь населению, формируют вместе с населением микрорайона социальный заказ для возможного включение его в планы развития города [16,10].

В школах с неблагополучными семьями и подростками занимаются социальные педагоги и психологи.

При администрации города создан Департамент по социальной политике, в который входят: Управление социальной защиты населения, МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения единого муниципального образования «город Норильск», Центр социально-педагогической реабилитации детей и подростков инвалидов «Виктория», которые занимаются вопросами социальной защищенности населения.

Управление социальной защиты населения оказывает материальную поддержку малоимущим гражданам и малообеспе­ченным семьям. Разработанная Администрацией города целевая програм­ма по социальной поддержке малоимущих слоев населения в Норильском промышленном регионе предоставляет ряд льгот для малообеспеченных семей, пенсионеров, инвалидов, воинов-афганцев, матерей-одиночек в медицинском обслуживании,жилищных, коммунальных, транспортных услугах.

Государственные реформы последних лет значительно ухудшили жизнь многих. Но наиболее сильно они ударили по жителям северных регионов. Тарифы на авиаперевозки набирают высоту со скоростью самолетов последнего поколения. Так же стремительно растут цены на продукты и товары первой необходимости. Поездки на солнечный «материк» для неработающих пенсионеров и инвалидов стали неосуществимой мечтой. Федеральный закон «О Северах» гарантирует «дорогу» неработающим северянам, но механизм реализации соответствующих статей до сих пор не разработан.

Пытаясь помочь населению преодолеть трудности социально-экономического характера, норильская администрация всегда выплачивала неработающим пенсионерам материальную помощь, поддерживала малообеспеченные семьи. Но эти эпизодические выплаты не могли изменить ситуацию в целом. Поэтому в 1998 году было решено разработать ряд социальных программ, которые позволяли бы реально влиять на социально-экономическое положение малообеспеченного населения. Первая такая программа заработала в 1999 году. И уже на протяжении четырех лет Норильский Городской Совет по представлению администрации выделяет на социальные нужды малообеспеченных граждан весомую часть бюджетного пирога.

Адресатами программ были и остаются неработающие пенсионеры, инвалиды, ветераны ВОВ, реабилитированные граждане, дети-инвалиды, участники боевых действий члены малообеспеченных семей.

Уровень малообеспеченности, установленный Краевым комитетом по труду в июле 2002 годы составил 3238,1 рублей. Большинство неработающих пенсионеров и малообеспеченных семей Норильска не дотягивают до этой цифры, и нормальные жизненные условия на Крайнем Севере становятся для них недоступными.

В 1999 году были утверждены три социальные программы объемом финансирования 6,4 миллиона рублей, в 2000 году – восемь программ, стоимость которых составляла уже 53,1 миллиона рублей. В 2001 году на семь социальных программ была выделена рекордная сумма – 217,1 миллиона. К сожалению, в связи с бюджетными проблемами в 2002 году все местные социальные программы были объединены в одну, а сумма финансирования составила 116,7 миллиона. Некоторые дорогостоящие мероприятия, например оплата проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха, стали менее масштабными.

На протяжении четырех лет программы претерпевали различные изменения, чаще пополнялись новыми видами социальной помощи, необходимость которых была продиктована изменяющимися условиями жизни. Однако есть и такие виды, что включаются в программу ежегодно, к ним относятся: оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, оплата дорогостоящего лечения, организация оздоровительного отдыха, оказание помощи при выезде на новое место жительства, проведение социально-значимых, реабилитационно-спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Необходимо заметить, что даже такая финансовая поддержка местного бюджета не позволяет неработающим пенсионерам и инвалидам преодолеть черту бедности. Все более очевидным становится, что для улучшения социально-экономического положения этих людей необходимо всемерно способствовать им в обустройстве жизни на «материке». Поэтому по сравнению с тем же периодом 2001 года за 6 месяцев 2002-го затраты на оказание помощи при выезде возросли в 2,2 раза. А число покинувших Норильск за счет средств социальной программы увеличилось в 1,5 раза.  Кроме неработающих пенсионеров и инвалидов помощь при выезде оказывается детям-сиротам, выезжающим под опеку родственников, гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, и лицам без определенного места жительства [4,6].

Комплексный центр социального обслуживания населения открылся в городе Талнахе в октябре 2000 года.

На 2003 год в Комплексный центр входят следующие отделения:

1.                    отделение милосердия;

2.                    отделение временного проживания;

3.                    социальный приют для несовершеннолетних;

4.                    отделение социального обслуживания на дому;

5.                  специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому;

6.                    консультативное отделение и срочного социального обслуживания;

7.                    отделение психолого-педагогической помощи;

8.                    организационно-методическое отделение.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.